Афанасий Великий. Предуведомление о псалмах
Память: 18 января / 31 января, 2
мая / 15 мая
Святитель Афанасий Великий (295-373),
епископ Александрийский – богослов, апологет,
толкователь, один из великих отцов Церкви,
принадлежавший к Александрийской школе патристики.
Известен как один из наиболее энергичных
противников арианства. К 350 году он остался
единственным христианским епископом неарианского толка в
восточной половине Римской империи. Непреклонно
противостоявший влиятельному арианскому духовенству и
четырём императорам, несколько раз изгонялся с кафедры,
Афанасий Александрийский был известен как "Athanasius
contra mundum" (Афанасий против всего мира).
Святитель Афанасий Великий (Александрийский). Икона, XVI век
***
В еврейской книге Псалмов все они
писаны без присовокупления числа и в ином виде; иные
соединены в один, и иные разделены. Так, первый и второй
псалмы по еврейскому тексту соединены в один псалом; и
наоборот, девятый, который у нас составляет один псалом,
в еврейском тексте разделен на два псалма. Вся же книга
Псалмов делится на пять частей.
Приметить также должно, что
порядок псалмов не соглашен с исторической
последовательностью времени, и во многом отступает от
порядка времени, как показывает книга Царств. Поелику в
иудейском народе усилилось идолослужение, то оно привело
у них в забвение отеческие писания, так что в
неизвестности оставалась и книга Закона Моисеева, и
нимало не сохранилось у них отеческого благочестия. Они
убивали и Пророков, обличавших злочестие их, за что и
преданы были в плен сперва ассирианам. В последствии же
времени некто из Пророков, возревновавши об их Синагоге,
вместе с прочими книгами собрал и книгу Псалмов, отыскав
их не все вдруг, но в разные времена, и в начале
поместил те псалмы, которые найдены прежде других.
Посему-то находим, что не все псалмы Давидовы по
порядку, но между ними встречаются помещенными в книге
то псалмы сынов Кореовых и Асафа, и Соломона, и Моисея,
и израильтянина Эфама, и Эмана, то опять псалмы Давидовы,
не потому что в этом порядке они писаны, но потому что
так были отысканы. То же самое найдем и у Пророков в
размещении частей их книг.
О псалмах после первого и
двенадцатого ненадписанных, или и имеющих надписание, но
без обозначения, чьи они, евреи говорят, что принадлежат
они тому, чье имя поставлено в псалмах предшествующих
ненадписанным.
О первом и втором, составляющих
один псалом, думаю, что они Давидовы, потому что все
следующие за ними в первой части псалмы суть Давидовы, и
все от третьего до сорокового надписаны Давидовыми.
Посему, кажется мне, Давиду же принадлежат первый и
второй псалом. Мнение это оправдывается книгою
Апостольских Деяний, в которой сказано: Владыко, Ты
сотворил еси небо и землю и море и вся, яже в них: иже
Духом святым усты отца нашего Давида отрока Твоего рекл
ecu: вскую шаташася языцы, и людие поучишася тщетным (Деян.
4:24-25)? А этим ясно подтверждается, что второй
псалом есть Давидов. Умолчано же при нем имя Давидово
вероятно потому, что псалом заключает в себе явное
пророчество о Господе в сказанном: на Господа и на
Христа Его (Пс. 2:2), вслед за чем присовокуплено от
лица самого Христа: Господь рече ко Мне: Сын Мой ecu Ты
(Пс. 2:7).
Всех псалмов сто пятьдесят.
Некоторые думают, что все они принадлежат блаженному
Давиду. Но на это нет указаний. Ибо хотя все псалмы
известны под именем Давидовых, однако же в надписаниях
показывается, кому принадлежит какой-либо псалом. Ибо
Давидом избраны были четыре начальника певцов и двести
восемьдесят восемь служащих им (1 Пар. 25:7). Посему,
встречаются псалмы этих четырех начальников, как видно
из надписаний. И когда сказано: псалом сыном Кореовым,
Эфаму, Асафу и Эману; тогда означается, что они
воспевают псалом, т. е. сыны Кореовы, Эфам, Асаф и Эман.
Когда сказано: псалом Асафов, тогда показывается, что
псалом этот изречен самим Асафом. И когда говорится:
псалом Идифумов, тогда значит, что воспевает его сам
Идифум. Когда говорится: псалом Давидов, показывается,
что произнесший был сам Давид. Когда же сказано: псалом
Давиду, тогда значит, что другими изрекается о Давиде.
Всех псалмов сто пятьдесят. Из них семьдесят два суть
Давидовы, девять Давиду, двенадцать Асафовы, двенадцать
сыном Кореовым, один Идифумов, один Эфамов, один Эманов,
один Соломонов, два Аггея и Захарии, ненадписанных
тридцать девять и один Моисеев. Всех сто пятьдесят.
Посему, должно вникнуть в
таинственную причину, по которой, когда певцы различны и
псалмы не все Давидовы, все они приписаны Давиду. И мы
прейдем этого в молчании. Надписание это сделано потому,
что сам Давид был тому причиною. Он избрал певцов; и
потому, как учредитель, уподобился той чести, что все
изреченное и другими певцами приписано Давиду.
Поелику Давид был Пророк, отверсты
были внутренние очи его, и знал он, что лукавые духи
радуются падению человеков, а напротив того скорбят,
когда люди преодолевают их; то, без сомнения, против них
вооружаясь мысленно, молился он об исправлении человеков,
к лукавым духам применяя сказанное им о врагах видимых.
Ибо, если не так будем объяснять себе намерение
Пророков, то не только из сказанного ими не получим
никакого назидания к стяжанию кротости, но даже
приобретем какое-то суровое и противное Евангельскому
учению расположение, когда будем часто молиться о
сокрушении врагов и не любить их; потому что Давид
тысящекратно говорит: да постыдятся и посрамятся все
враги мои, и я да не постыжусь. Не будем же думать,
будто бы Пророки и други Божии говорили это в ином, а не
в сказанном выше, смысле. Ибо такое разумение прилично
тщательному исследователю, как скоро находит, что Пророк
молится о гибели врагов; то есть, сказанное о врагах
видимых должен он применять к врагам мысленным. Сверх
того, подвижнику должно стараться об уразумении каждого
речения.
Афанасий Великий, святитель
Святоотеческое наследие
[1] Статья эта в подлиннике
напечатана впервые в книге: Collecltio nova Patrum et
Scriptonиm Т. II. Ed. de Montfaucon, Parisiis an. 1707.
В этой же книге были напечатаны и те дополнения к
истолкованию псалмов, которые Migne в своем издании
отметил скобками [ ].
У Миня все эти дополнения внесены
целиком и поставлены в текст совершенно механически, без
связи с предыдущим и последующим. Оттого в его издании
оказывается множество буквальных повторений, и нередко
объяснение последних стихов того или другого псалма
ставится ранее объяснения первых стихов. Во избежание
этого неудобства, в настоящем переводе Монфоконовские
добавления взяты не целиком, а лишь по меcтaм, где они
действительно восполняют недостающее в бенедиктинском
издании 1698 г.; и при этом внесены они в текст не
внешним только образом, как у Миня, а приведены во
внутреннюю связь с остальным текстом, как то требовалось
смыслом речи.
***
Молитва святителю Афанасию Великому:
-
Молитва святителю Афанасию Великому. Святитель Афанасий Великий,
епископ Александрийский – богослов, апологет,
толкователь, один из великих отцов Церкви,
принадлежавший к Александрийской школе патристики.
Известен как один из наиболее энергичных
противников арианства. К 350 году он остался
единственным христианским епископом неарианского толка в
восточной половине Римской империи. Непреклонно
противостоявший влиятельному арианскому духовенству и
четырём императорам, несколько раз изгонялся с кафедры,
Афанасий Александрийский был известен как "Athanasius
contra mundum" (Афанасий против всего мира).
Акафист святителю Афанасию Великому:
Канон святителю Афанасию Великому:
Житийная и научно-историческая литература о святителях Афанасии Великом:
Труды святителя Афанасия Великого:
- "Житие Антония Великого"
- "Наставления деве"
- "О воплощении"
- "Окружное послание против ариан"
- "Письмо к Драконтию"
- "Послание к Аммуну монаху"
- "Послание к Руфиниану"
- "Послание к пресвитерам Иоанну и Антиоху"
- "Предуведомление о псалмах"
- "Пятое Праздничное послание"
- "Канон библейских книг. Из 39 праздничного послания"
- "Толкование на слова: "Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть" (Мф.11:27)"
- "Слово на язычников"
- "Слово о воплощении Бога-Слова, и о пришествии Его к нам во плоти"
- "Послание на ариан. Слово первое"
- "Послание на ариан. Слово второе"
- "Послание на ариан. Слово третье"
- "Послание на ариан. Слово четвертое"
- "Защитительное слово против ариан"
- "Защитительное слово Афанасия, архиепископа александрийского, перед царем Констанцием"
- "Защитительное слово, в котором Святитель Афанасий оправдывает бегство свое во время гонения, произведенного дуком Сирианом"
- "История ариан"
- "Слово о чуде, бывшем в городе Берите от иконы Господа нашего Иисуса Христа, истиннаго Бога нашего"
- "Толкование на псалмы"
- "Послание к Маркеллину об истолковании псалмов"
- "Из Бесед на Евангелие от Матфея"
- "О девстве, или о подвижничестве"
- "Праздничные (Пасхальные) послания"
- "Из толкования на Евангелие от Луки"
- "Свиток к антиохийцам"
- "Послание к императору Иовиану"
- "Послание к Епископам африканским"
- "Окружное послание"
- "Послания к Серапиону, епископу Тмуисскому"
- "Послание к Эпиктету, Епископу коринфскому, против еретиков"
- "Послание к Епископу и исповеднику Аделфию, против ариан"
- "Послание к Максиму философу"
- "Послание о постановлениях Никейского Собора"
- "О Дионисии, епископе Александрийском"
- "Послание о Соборах, бывших в Аримине италийском и в Селевкии исаврийской"
- "Послание к инокам"
- "Послание к подвизающимся в иноческой жизни"
- "Послание к Авве Орсисию"
- "Послание к пресвитеру Палладию"
- "Против Аполлинария. Книга первая"
- "Против Аполлинария. Книга вторая. О спасительном пришествии Христовом"
- "Изложение веры"
- "Слово Пространнейшее о вере"
- "Символ веры Афанасия Александрийского"
- "Символ, рекше Исповедание, иже во святых Отца нашего Афанасия, Патриарха Александрийскаго"
- "Жизнь и наставления преподобной Синклитикии Александрийской"
|