Афанасий Великий. Символ веры Афанасия
Александрийского
Память: 18 января / 31 января, 2
мая / 15 мая
Святитель Афанасий Великий (295-373),
епископ Александрийский – богослов, апологет,
толкователь, один из великих отцов Церкви,
принадлежавший к Александрийской школе патристики.
Известен как один из наиболее энергичных
противников арианства. К 350 году он остался
единственным христианским епископом неарианского толка в
восточной половине Римской империи. Непреклонно
противостоявший влиятельному арианскому духовенству и
четырём императорам, несколько раз изгонялся с кафедры,
Афанасий Александрийский был известен как "Athanasius
contra mundum" (Афанасий против всего мира).
Святитель Афанасий Великий (Александрийский). Икона, XVI век
***
Каждый, желающий быть блаженным, должен
прежде всего иметь общую христианскую веру. Тот же, кто
не сохраняет ее неизменной и неподдельной, несомненно
останется навеки потерянным. Наша общая христианская вера в том, что
мы поклоняемся единому Богу в Трех Лицах и Трем Лицам в
одном Божестве, и при этом не смешиваем лица и не
разрываем Божественной Сущности.
Первое из них – Личность Отца, второе –
Личность Сына и третье – Личность Святого Духа.
Но Отец, и Сын, и Святой Дух – одно
Единое Божество, равноценное в славе и в вечном величии.
Таков Отец, таков Сын, и таков Святой
Дух. Не сотворен Отец, не сотворен Сын, и не сотворен
Святой Дух. Бесконечен Отец, бесконечен Сын, и
бесконечен Святой Дух. Отец вечен, Сын вечен, и Святой
Дух вечен, И не три вечных, а Один Вечный, также и не
три несотворенных, и не три бесконечных, а Один
Несотворенный, и Один Бесконечный.
Также и Отец Всемогущий, Сын Всемогущий,
и Святой Дух Всемогущий, и так же не три всемогущих, а
Один Всемогущий.
Так и Отец Бог, Сын Бог, и Святой Дух
Бог, не три Бога, а Один Бог. Так и Отец Господь, Сын
Господь, и Святой Дух Господь, не три Господа, но Один
Господь. Ибо как требует того христианская истина,
признаем каждое Лицо и Богом и Господом. Также общая
христианская вера препятствует нам называть трех Богами
или трех Господами. Отец не создан, не сотворен и не
рожден. Сын есть от Отца и только от Отца – не создан и
не сотворен, но рожден. Святой Дух есть от Отца и Сына –
не создан, и не сотворен или рожден, но послан. Поэтому
один Отец, а не три Отца, один Сын, а не три Сына, один
Святой Дух, а не три Святых Духа. И из всех трех Лиц ни
один не первый, и ни один не последний, ни один не
меньший, и ни один не больший, но все три Лица одинаково
вечны и одинаково велики, чтобы во всем этом, как
сказано, всем трем Лицам поклонялись как единому
Божеству и в одном Божестве – всем трем Лицам. Итак, кто
хочет быть блажен, должен разуметь о трех Лицах
Божества. Но для вечного блаженства необходимо твердо
верить, что Господь наш Иисус Христос стал плотью. В том
истинная вера, чтобы верить, что наш Господь Иисус
Христос, Сын Божий, одинаково как Бог, так и Человек.
Бог Он, как рожденный от Отца прежде начала времен, и
Человек, как рожденный от матери в свое время.
Совершенный Бог и совершенный Человек с душою разумной в
теле человеческом. Равен Богу по Божественной природе и
меньший Бога по человеческой природе. И хотя Он Бог и
Человек, но не два, а Один Христос. Но как Он Один, то
не Божественная природа изменилась на человеческую, но
человеческая природа принята Богом. Один Он есть, но не
так, чтобы природы смешивались, но чтобы они образовали
единство. Ибо как разумная душа и тело образуют одного
человека, так и человек и Бог образуют Одного Христа,
Который пострадал за наше спасение, сошел в царство
смерти, воскрес из мертвых, вознесся на Небо, воссел
одесную Отца и вернется судить живых и мертвых. В
пришествие Его все люди воскреснут в своих телах и дадут
отчет в делах своих: кто добро творил, пойдут в жизнь
вечную, кто зло творил, пойдут в огонь вечный. Это наша
общая христианская вера; кто не верит этому верно и
твердо, не может быть блажен.
Афанасий Великий, святитель
Азбука веры
***
Молитва святителю Афанасию Великому:
-
Молитва святителю Афанасию Великому. Святитель Афанасий Великий,
епископ Александрийский – богослов, апологет,
толкователь, один из великих отцов Церкви,
принадлежавший к Александрийской школе патристики.
Известен как один из наиболее энергичных
противников арианства. К 350 году он остался
единственным христианским епископом неарианского толка в
восточной половине Римской империи. Непреклонно
противостоявший влиятельному арианскому духовенству и
четырём императорам, несколько раз изгонялся с кафедры,
Афанасий Александрийский был известен как "Athanasius
contra mundum" (Афанасий против всего мира).
Акафист святителю Афанасию Великому:
Канон святителю Афанасию Великому:
Житийная и научно-историческая литература о святителях Афанасии Великом:
Труды святителя Афанасия Великого:
- "Житие Антония Великого"
- "Наставления деве"
- "О воплощении"
- "Окружное послание против ариан"
- "Письмо к Драконтию"
- "Послание к Аммуну монаху"
- "Послание к Руфиниану"
- "Послание к пресвитерам Иоанну и Антиоху"
- "Предуведомление о псалмах"
- "Пятое Праздничное послание"
- "Канон библейских книг. Из 39 праздничного послания"
- "Толкование на слова: "Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть" (Мф.11:27)"
- "Слово на язычников"
- "Слово о воплощении Бога-Слова, и о пришествии Его к нам во плоти"
- "Послание на ариан. Слово первое"
- "Послание на ариан. Слово второе"
- "Послание на ариан. Слово третье"
- "Послание на ариан. Слово четвертое"
- "Защитительное слово против ариан"
- "Защитительное слово Афанасия, архиепископа александрийского, перед царем Констанцием"
- "Защитительное слово, в котором Святитель Афанасий оправдывает бегство свое во время гонения, произведенного дуком Сирианом"
- "История ариан"
- "Слово о чуде, бывшем в городе Берите от иконы Господа нашего Иисуса Христа, истиннаго Бога нашего"
- "Толкование на псалмы"
- "Послание к Маркеллину об истолковании псалмов"
- "Из Бесед на Евангелие от Матфея"
- "О девстве, или о подвижничестве"
- "Праздничные (Пасхальные) послания"
- "Из толкования на Евангелие от Луки"
- "Свиток к антиохийцам"
- "Послание к императору Иовиану"
- "Послание к Епископам африканским"
- "Окружное послание"
- "Послания к Серапиону, епископу Тмуисскому"
- "Послание к Эпиктету, Епископу коринфскому, против еретиков"
- "Послание к Епископу и исповеднику Аделфию, против ариан"
- "Послание к Максиму философу"
- "Послание о постановлениях Никейского Собора"
- "О Дионисии, епископе Александрийском"
- "Послание о Соборах, бывших в Аримине италийском и в Селевкии исаврийской"
- "Послание к инокам"
- "Послание к подвизающимся в иноческой жизни"
- "Послание к Авве Орсисию"
- "Послание к пресвитеру Палладию"
- "Против Аполлинария. Книга первая"
- "Против Аполлинария. Книга вторая. О спасительном пришествии Христовом"
- "Изложение веры"
- "Слово Пространнейшее о вере"
- "Символ веры Афанасия Александрийского"
- "Символ, рекше Исповедание, иже во святых Отца нашего Афанасия, Патриарха Александрийскаго"
- "Жизнь и наставления преподобной Синклитикии Александрийской"
|