Способен ли молиться современный
человек?
Ответы на вопросы прихожан о молитве
митрополита Антония Сурожского. Существуют ли какие-то
основные формы молитвы? Как можно убедиться, что,
молясь, мы не занимаемся самообманом и не говорим в
пустоту? Вы не находите, что молиться становится
труднее? Существенно ли, чтобы занятые люди отводили для
молитвы строго определенное время? и т.д.
Биение жизни Духа
- В искании новых путей молитвы есть ли,
по-Вашему, такие факторы в современной жизни, которые
требуют ломки традиционных христианских методов молитвы
и духовной жизни?
- Нет, не думаю.
- Значит, те же формы молитвы годятся
для всякого поколения?
- Никакие формы никогда не выразят
полноты Божественной жизни в нас, - не могут они и
создать ее. Сейчас некоторым людям кажется, что какие-то
формы устарели. Но новые формы может создать только
новое биение жизни Духа, а не какие-то попытки с нашей
стороны придумать выражения, более подходящие для
данного поколения.
- Существуют ли какие-то основные формы
молитвы?
- Я все больше убеждаюсь, что мы должны
помнить о некоторых факторах. Любая частная или общинная
молитва должна выражать природу Церкви, которая есть
Тело Христово и Храм Святого Духа, но также и
совокупность людей, которые нуждаются в спасении и
борются с грехом, стремятся к покаянию, обращению,
обновлению. Но в молитве нет места лирическому
самовыражению - когда люди, вместо того чтобы выражать
свою христианскую сущность, пытаются включить в акт
молитвы свое мелко-повседневное "я" и опыт... Я считаю,
что это совершенно ошибочно, этому не может быть места в
христианской молитве.
- Многих христиан приходится убеждать в
том, что молиться стоит, что молитва реальна и важна.
Как можно убедиться, что, молясь, мы не занимаемся
самообманом и не говорим в пустоту?
- В основе молитвы лежит наше
взаимоотношение с Богом. Оно так же хрупко, как и любые
другие отношения. В процессе взаимной беседы мы
раскрываем общие для нас моменты, гармонию ума и души.
Единственный способ испытать, чего стоит молитва, это
взяться за нее и убедиться, насколько она реальна как
опыт.
Молитва - это трудно?
- Мой духовный руководитель сказал мне
недавно, что молитва становится для него все более и
более трудной. Я задумался: отчего бы? Соответствует ли
это Вашему опыту?
- Нет, я не могу сказать так по своему
опыту, вероятно, я просто недостаточно усерден! Но
временами употребление формальной молитвы становится
более трудным: когда двое становятся очень близки,
традиционные выражения могут быть в тягость, утомляют.
- Но Вы не находите, что молиться
становится труднее?
- Нет, напротив, я нахожу, что молитва
становится опытом более легким, более радостным, что она
более отвечает своему назначению, чем раньше.
- Есть ли какое-нибудь правило?
- Основное правило - искать Бога и
никогда не искать никакого "опыта". Целью должен быть
Один Бог... Ничего не ищите; сделайте усилие, чтобы
встать перед Богом таким, какой вы есть, со всецелой
устремленностью и с благоговением, на какие вы способны.
Не старайтесь натянуть на себя какую-то личину... Будьте
готовы ко всему, что Он захочет вам дать. И тогда каждая
встреча становится обращением, изменением, превращением;
она очищает наше сердце, укрепляет нашу волю,
увеличивает готовность к послушанию.
- А надо ли делать сознательное,
напряженное усилие с тем, чтобы угадать намерение Божие,
или следует сохранять непринужденность и просто дать Ему
проникнуть в вас?
- Думаю, что усилие необходимо.
Идеальное время молитвы
- Существенно ли, чтобы занятые люди
отводили для молитвы строго определенное время?
- Да, чем более вы занятой человек, тем
существеннее выделять для молитвы определенное время.
- Играет ли фактор времени какую-то роль
в молитвенной жизни, Ваше Преосвященство? Есть ли
разница, короткое это время или продолжительное?
- Невозможно вырваться из суеты и
установить себя в присутствии Божием мгновенно и с
легкостью. У разных людей это бывает по-разному. Тот,
кто отводит молитве полчаса, имеет какие-то шансы на
успех. Пять минут - рискованно; может, конечно, вам и
повезет. Идеальное время - час в день.
- Могут ли помочь, наряду с определенным
временем, и определенные формы молитвы?
***
-
Чтение псалмов на всякую потребу - какие псалмы читать в различных обстоятельствах, искушениях и нуждах
- Молитвы о благополучии и счастье семьи - подборка известных православных молитв о семье
- "Православные акафисты" - сборник акафистов
- Молитвы православных воинов
- сборник молитв для духовной помощи и защиты православных воинов, а также молитвы во время бедствия и нашествия врагов, иноплеменников и иноверных..
- Смотрите также иные молитвы в нашем разделе
"Православный молитвослов" - молитвы разные на все случаи жизни, молитвы святым,
молитвы путешествующих, псалмы, Молитвы воинов, молитвы за болящих, молитвы на разные случаи семейной жизни: благословление на вступление в брак,
молитвы о покровительстве Бога вступающим в брак, молитвы о счастливом браке,
молитвы беременных женщин о благополучном разрешении и о рождении здоровых детей,
молитвы родителей о детях молитвы при бесплодии, молитвы о учащихся детях и многие другие.
- Православные акафисты и каноны. Постоянно пополняемый сборник канонических православных акафистов и канонов с древними и чудотворными иконами: Господу Иисусу Христу, Богородице, святым...
***
- Очень мало кто может начать молиться
без каких-либо привычных форм; иногда можно брать эти
молитвы предложение за предложением, расширяя и разбирая
их подробно, углубляя и развивая.
- Как тогда в отношении умной молитвы и
медитации - являются ли они уделом простых христиан или
лучше оставить их святым и "специалистам"?
- Суть вопроса в том, должен ли
христианин постоянно и упорно размышлять о каких-то
вещах. Разумеется, должен. Возьмите Молитву Господню,
Отче Наш или ектеньи, - мы часто должны были бы
продумать: что означают это прошение?
- Надо посидеть и подумать молитвенно?
- Да. Надо также продумать молитву с
практической точки зрения действования. Не взваливайте
это на Бога: Его дело - дать нам силу действовать. Но
наше дело - действовать, и это нужно делать с умом.
Внутреннее безмолвие
- Важна ли тишина, молчание?
- Тишина, молчание - существенная часть
наших молитв. Как и в каждом взаимоотношении, мы тогда
близки с человеком, когда можем молчать вместе, когда не
нужно непременно что-то говорить: подлинное, теплое,
сближающее, радостное молчание.
- Состоит ли Ваша собственная молитва
главным образом из молчания?
- Молчания должно быть как можно больше
- лишь бы оно не выливалось в мечтательность или потерю
трезвости. Это должно быть активное безмолвие часового,
бдительное и трепетное, с чувством Бога и жизни. Мы
должны стремиться к внутреннему безмолвию, независимо от
того, безмолвны ли мы внешне или нет.
Кому нужны храмы и таинства?
- Что Вы скажете о посещении храма?
Является ли это существенной частью молитвы или можно
быть молитвенным христианином, не посещая никакие места
"отправления культа"?
- Думаю, что и не ходя в храм можно быть
таким же молитвенным, но не таким же полноценным
христианином. Быть христианином означает быть членом
Тела Христова: существуют узы любви, общность веры,
гармония сердец, - все это находит выражение в
общественном богослужении.
- Каково место таинств? Являются ли они
существенной частью молитвенной жизни? И если да, то
какие именно?
- Для православного таинства совершенно
необходимы. Это действия Божии, которыми нам передается
семя Божественной жизни. Помимо таинств, нет нормальных
путей получить то, что они дают; они - "дверь
богопознания". Православная Церковь не определила
слишком категорично границы таинств. Каждое чудо -
"внеочередное таинство".
- Что Вы скажете о традиционной
практике, например, поста? Важна ли такая практика для
сегодняшней христианской жизни?
- Думаю, что важна на двух уровнях -
нравственном и физическом. Мы забываем, что состоим из
души и тела. В Библии так ясно показано, что тело -
партнер на равных началах с духом. Мы призваны
прославлять Бога в наших телах, так же как в наших
душах; Бог достигает нас через наши тела, и наши тела
имеют равное значение с душами в деле спасения. Аскетизм
прилагается к телу и к душе в духовной гармонии.
"Попкультура" - опьянение звуком и движением
- В Вашем кабинете немало книг о
восточных религиях и о йоге. Помогают ли Вам восточные
религии и йога?
- Из индийских религий я научился многим
ценным вещам, и интересовался йогой, когда был врачом. Я
не продолжал изучать их систематически, но стараюсь быть
в курсе дела, потому что люди задают вопросы на эту
тему.
- Сегодня "попкультура", по-видимому,
удовлетворяет и увлекает взрослую молодежь. Это царство
популярного отзывается на все и отвечает всем: оно
достигает их потаенных глубин, дает им возможность
самоопределения. Попмузыка была названа скалой спасения.
В молодежном мире это их царство; нашего царства нет
нигде. Их царство "поп" и бизнеса более реально, чем
наше. Мы ожидаем того далекого дня; они живут
настоящим...
***
Читайте также по теме:
***
- "Попкультура" - это опьянение звуком и
движением. Христово Царство - внутри, Царство
устойчивости и глубоких, ответственных взаимоотношений;
оно здесь, хотя часто неузнанное в этом мире. "Поп"
требует внимания посредством шума. Мы ошибаемся, когда
обещаем, вместо того, чтобы требовать. Множество
молодежи ответило бы на вызов, - мы не обращаемся к ним
с вызовом, не требуем достаточно. И наше дело - дать им
этот вызов не просто в словах, разумеется, но
бескомпромиссной инаковостью, отличностью нашей мысли и
нашей жизни. Мы должны были бы звать всех людей открыть
для себя Христа; ученичество - это нечто суровое,
требовательное, полное вызова. Мы должны предостерегать
людей, чтобы они не спешили следовать Христу, пока не
готовы заплатить цену. Мы должны были бы охлаждать легко
воспламеняющиеся призвания, а не стремиться вербовать
как можно больше людей в христианскую Церковь. Надо со
всей резкостью ставить перед людьми вызов христианства.
Антоний Сурожский, митрополит
Татьянин день - 09.11.2009
|