О том, что бывает с христианами во время
совершения молитв, и о мерах совершенства, то есть,
могут ли христиане достигать совершенной меры
Поучения о молитве
преподобного Макария Великого...
***
Иной входит преклонить колено, – и
сердце его исполняется Божественной действенности, душа
веселится с Господом, как невеста с женихом, по слову
Пророка Исаии, который говорит якоже радуется жених о
невесте, тако возрадуется Господь о тебе (Исаии 62:5).
И иногда во весь день чем-нибудь занятый на один час
посвящает себя молитве, – и внутренний его человек с
великим услаждением восхищается в молитвенное состояние,
в бесконечную глубину оного века, так что всецело
устремляется туда парящий и восхищенный ум. На это время
происходит в помыслах забвение о земном мудровании;
потому что помыслы насыщены и пленены Божественным
небесным, беспредельным, непостижимым, и чем-то чудным,
чего человеческим устам изречь невозможно. В этот час
человек молится и говорит: "о, если бы душа моя отошла
вместе с молитвою!"
- Всегда ли человек входит в
это состояние?
- Правда, что благодать непрестанно сопребывает, укореняется и действует как закваска в
человеке с юного возраста, и сие, сопребывающее в
человеке, делается чем-то как бы естественным и
неотделимым, как бы единою с ним сущностью; однако же,
как ей угодно, различно видоизменяет она свои действия в
человеке к его пользе. Иногда огнь сей возгорается и
воспламеняется сильнее, а иногда как бы слабее и тише, в
иные времена свет сей возжигается и сияет более, иногда
же умаляется и меркнет; и светильник сей, всегда горя и
светя, иногда делается яснее, более возгорается от
упоения Божией любовью, а в другое время издает сияние
свое бережливо, и соприсущий в человеке свет бывает
слабее.
Сверх того, иным во свете являлось
знамение креста и пригвождалось во внутреннем человеке.
Иногда также человек во время молитвы приходил как бы в
исступление; казалось, что стоит он в церкви пред
жертвенником, и предложены ему три хлеба, как бы вскиснувшие с елеем, и в какой мере вкушал их, в такой
хлебы возрастали и поднимались. Иногда также являлось
как бы светоносное некое одеяние, какого нет на земле в
веке сем, и какого не могут приготовить руки
человеческие. Ибо как Господь, с Иоанном и Петром
возшедши на гору, преобразил ризы Свои и соделал их
молниевидными, так бывало и с оным одеянием, и
облаченный в оное человек удивлялся и изумевал. В иное
же время свет сей, явясь в сердце, отверзал
внутреннейший, глубочайший и сокровенный свет; почему,
человек, всецело поглощенный оною сладостью и оным
созерцанием, не владел уже собою, но был для мира сего
как бы буим и варваром, по причине преизобилующей любви
и сладости и по причине сокровенных таин; так что
человек, получив в это время свободу, достигает
совершенной меры, бывает чистым и свободным от греха. Но
после сего благодать умалялась, и нисходило покрывало
сопротивной силы; благодать же бывала видима как бы
отчасти, и на какой-то низшей степени совершенства,
Человеку надобно, так сказать, пройти
двенадцать ступеней, и потом достигнуть совершенства.
Потом благодать снова начинает действовать слабее, и
человек нисходит на одну ступень, и стоит уже на
одиннадцатой. А иной, богатый благодатью, всегда день и
ночь стоит на высшей мере, будучи свободен и чист,
всегда пленен и выспрен. И теперь человек, которому
показаны оные чудеса, и который изведал их опытно, если
бы так было с ним всегда, не мог бы уже принять на себя
домостроительства слова или иного какого бремени, не
согласился бы ни слышать, ни позаботиться, по
обыкновению, о себе и об утрешнем дне, но только стал бы
сидеть в одном углу, в восхищении и как бы в упоении.
Посему-то совершенная мера не дана ему, чтобы мог он
заниматься попечением о братии и служением слову, разве
только разорено уже средостение ограды и смерть препобеждена.
На деле же бывает так: подобно
сгущенному воздуху какая-то как бы примрачная сила лежит
на человеке и слегка прикрывает его. Светильник
непрестанно горит и светит; однако же, как бы покрывало
лежит на свете; и посему, человек признается, что он еще
несовершен и не вовсе свободен от греха; почему, можно
сказать, что средостение ограды уже разорено и
сокрушено, и опять в ином чем-нибудь разорено не вовсе и
не навсегда. Ибо бывает время, когда благодать сильнее
воспламеняет, утешает и упокоевает человека; и бывает
время, когда она умаляется и меркнет, как сама она
домостроительствует сие на пользу человеку. Кто же, хотя
на время, приходил в совершенную меру, вкушал и опытно
изведывал оный век? Доныне не знаю ни одного человека
христианина совершенного или свободного. Напротив того,
если и упокоевается кто в благодати, доходит до тайн и
до откровений, до ощущения великой благодатной сладости;
то и грех сопребывает еще внутри его. Такие люди, по
преизобилию в них благодати и света, почитают себя
свободными и совершенными; но погрешают в сем, по
неопытности вводимые в обман тем самым, что действует в
них благодать. А я доныне не видал ни одного свободного
человека, и поелику в иные времена сам отчасти доходил
до оной меры, то доведался и знаю, почему нет
совершенного человека.
***
-
Чтение псалмов на всякую потребу - какие псалмы читать в различных обстоятельствах, искушениях и нуждах
- Молитвы о благополучии и счастье семьи - подборка известных православных молитв о семье
- "Православные акафисты" - сборник акафистов
- Молитвы православных воинов
- сборник молитв для духовной помощи и защиты православных воинов, а также молитвы во время бедствия и нашествия врагов, иноплеменников и иноверных..
- Смотрите также иные молитвы в нашем разделе
"Православный молитвослов" - молитвы разные на все случаи жизни, молитвы святым,
молитвы путешествующих, псалмы, Молитвы воинов, молитвы за болящих, молитвы на разные случаи семейной жизни: благословление на вступление в брак,
молитвы о покровительстве Бога вступающим в брак, молитвы о счастливом браке,
молитвы беременных женщин о благополучном разрешении и о рождении здоровых детей,
молитвы родителей о детях молитвы при бесплодии, молитвы о учащихся детях и многие другие.
- Православные акафисты и каноны. Постоянно пополняемый сборник канонических православных акафистов и канонов с древними и чудотворными иконами: Господу Иисусу Христу, Богородице, святым...
***
- Скажи нам: на какой ты
степени?
- Ныне после крестного знамения
благодать так действует и умиряет все члены и сердце,
что душа от великой радости уподобляется незлобивому
младенцу, и человек не осуждает уже ни еллина, ни иудея,
ни грешника, ни мирянина, но на всех чистым оком взирает
внутренний человек, и радуется о целом мире, и всемерно
желает почтить и полюбить еллинов и иудеев. В иной час
он – сын царев, так твердо уповает на Сына Божия, как на
отца. Отверзаются пред ним двери, и входит он внутрь
многих обителей; и по мере того, как входит, снова
отверзаются пред ним двери в соразмерном числе,
например, из ста обителей – в другие сто обителей, и
обогащается он; и в какой мере обогащается, в такой же
показываются ему новые чудеса. Ему, как сыну и
наследнику, вверяется то, что не может быть изречено
естеством человеческим, или выговорено устами и языком.
Богу слава! Аминь.
Макарий Египетский, преподобный
Православие и
Современность - 31.01.2009.
***
Молитва преподобному Макарию Великому Египетскому:
- Молитва
преподобному Макарию Великому Египетскому.
Преподобный Макарий Великий - один из величайших
монахов и чудотворцев, его жизнь была исполнена
глубоким смирением, мудростью и аскетизмом.
Святого Макария просят о молитвенной помощи во всех
случаях жизни: и в телесной болезни, и в душевной
болезни, при одержимости страстями, в различных
житейских нуждах. Молитва преподобного Макария
многих спасала в опасных обстоятельствах жизни и
сохраняла от бед и искушений. Покровитель
монашествующих и всех ищущих мудрости и совершенства
Акафист преподобному Макарию Великому, Египетскому:
- Акафист преподобному Макарию Великому, Египетскому
Житийная и научно-историческая литература о преподобном Макариии Великом, Египетском:
Труды преподобного Макария Великого:
|