Марк Эфесский. Предсмертное завещание
Георгию Схоларию
Память: 19 января / 1 февраля
Марк Эфесский (1392 - 1444) - епископ
Константинопольской православной церкви, митрополит
Эфесский, православный богослов, блестящий оратор,
участник Ферраро-Флорентийского собора, не принявший
унию. Богословское наследие Марка Эфесского состоит из
трудов, написанных им в ходе работы на
Ферраро-Флорентийском соборе, и последующих посланий,
объясняющих его непринятие унии, где он излагает анализ
католического богословия в соотношении с православным,
указывает, что ряд римских догматов (филиокве,
чистилище) являются противоречащими Священному Писанию и
Преданию.
Святитель Марк Эфесский
***
Свидетельствую и торжественно объявляю
касательно владыки Схолария, что я его знаю с самаго
нежнаго возраста его, что я привязан к нему дружбою, что
я люблю его, как моего сына, как моего друга, – хотя
некоторыя изменения в наших взаимных дружественных
отношениях могут быть припомянуты. Живя безпрестанно
вместе с ним, даже до сего часа, когда я чувствую
приближение моей кончины, я вполне знаю силу его ума,
его мудрость, силу его речи; и поэтому я уверен, что из
всех, находящихся в это время лиц, он один в состоянии
подать руку помощи Православию, обуреваемому от
пытающихся потрясти чистоту догматов; он один, с помощию
Божиею, в состоянии оградить Церковь и укрепить
Православие, пребывая верным и не скрывая светильника
под спудом. Я не могу думать, чтобы внутреннее сочуствие
или заглушение гласа совести было причиною того, что он
не с свойственным ему рвением и усердием ратовал за
Церковь, видя ее осаждаемою волнами, когда Вера была
потрясена бурею и когда он знал, что ему предлежало
защищать ее, – причиною тому была только одна слабость
человеческая! Кто мудр, как он, тот не может не видеть,
что разрушение вселенскаго Православия разрушает все! –
Быть может, в это прошедшее время, он считал достаточным
для того заступничество некоторых других и всего более
мое, – и поэтому он не проявил себя явным защитником
истины, и, без сомнения, удержан был некоторыми
временными обстоятельствами или мирскими соображениями;
но я ничего не сделал, или весьма малым способствовал
для защиты Церкви, не имея ни достаточнаго могущества
слова, ни сил, – а теперь я прихожу к истлению – и что
может быть ниже истления!
Если он мог тогда думать, что мы одни
были в состоянии оградить Церковь и считал безполезным
сам предпринять то, что могли совершить другие, – то
ныне, когда я уже готов отойти от сего мира, я не вижу
кроме его никого другаго, кто бы мог, как я думаю,
заменить меня для защиты Церкви, святой Веры и догматов
Православия, и, по сей причине, я поручаю это дело ему.
Будучи не токмо призван, но и понужден настоящими
обстоятельствами, да воспламенит он искры благочестия,
живущия в нем, и да ратует за святую Церковь, за
правоверие, – и да приведет, с помощию Божиею, к
желаемому концу то, что я не мог довершить сам. Так, он
успеет в этом, по благости Божией, при свойственной ему
мудрости и с тем даром красноречия, которым он обладает,
– если эти дары будут им употреблены в надлежащее время.
Во всяком случае, он обязан, как перед
Богом, так и перед святою Верою и Церковию, верно и
благочестиво ратовать за Православие; но не менее того и
я сам заповедываю ему эту борьбу, – да заменит он меня,
ратника Церкви; да разливает святое учение, согласно
православным догматам и да будет защитником истины! Да
уповавает он твердо на помощь Божию и на самую истину
тех догматов, за которые он ратоборствует; с ним будут
соприсутствовать святые церковноучители, с ним
боговдохновенные святые отцы, с ним великие богословы;
он получит возмездие от верховнаго Судии, от Того,
Который призовет к Себе всех, подвизавшихся за Веру.
Обязанный перед Церковию употребить все силы для
поддержания догматов Православия, он должен также, в
торжественную минуту моей кончины, обязаться передо
мною, который завещавает ему этот подвиг, в надежде, что
мои труды, им продолжаемые, принесут плод сторицею,
подобно семени, брошенному в добрую землю. И так, да
ответствует он мне на это, дабы я вполне успокоился,
прежде чем отойду от сей жизни, и дабы я не умер в
печали, отчаяваясь спасти Церковь!
Марк Эфесский, святитель
Цитировано по:
Не изданныя сочинения Марка Ефесскаго и
Георгия Схолария. Перевел с рукописей
Парижской Императорской библиотеки
Авраам
Норов. СПб.: В Типографии Департамента
Уделов, 1860. – С. 43-47.
Азбука веры
***
Труды святителя Марка Эфесского:
- "Десять аргументов против существования чистилищного огня"
- "Изложение о том, каким образом он принял архиерейское достоинство, и разъяснение о соборе, бывшем во Флоренции"
- "Изречения из Св. Писания, Деяний Соборов и свв. отцов, о том, что Святой Дух исходит только от Отца, но не и от Сына"
- "Исповедание правой веры, изложенное на соборе, бывшем с латинянами, во Флоренции"
- "Латинянин или о прибавлении в Символе" - святитель Марк Эфесский
- "О Воскресении" - святитель Марк Эфесский
- "О освящении Божественных Даров" - святитель Марк Эфесский
- "О сущности и энергии" - святитель Марк Эфесский
- "Окружное Послание против греколатинян и постановлений Флорентийского Собора"
- "Ответ греков на доклад латинян об очистительном огне"
- "Ответы на вопросы латинян"
- "Послание к Константинопольскому Патриарху [Митрофану]"
- "Послание к Настоятелю Ватопедского Монастыря"
- "Послание к Схоларию"
- "Послание к иеромонаху Феофану на Евбейском острове"
- "Послание к иеромонаху Феофану на Имврийском острове"
- "Послание к пресвитеру Метонскому против обрядов Римской Церкви"
- "Послание о понятиях естества (или существа) и Божественного Лица (или Ипостаси)"
- "Силлогические главы против латинян"
- "Слова по преставлении к Богу"
- "Слово первое. Опровержение латинских глав относительно очистительного огня"
- "Слово второе об очистительном огне"
- "Слово папе Евгению Четвертому"
- "Исповедание святейшаго Митрополита Ефесскаго Марка Евгеника, произнесенное им при самой его кончине"
- "Как прп. Сергий Радонежский и по преставлении своем Флорентийский собор неправедным объявил"
- "Сочинение о молитве Иисусовой"
- "Назидательные мысли"
- "Изъяснение церковного последования"
- "Ответ царю Иоанну Палеологу на его недоумения, касательно нравственной немощи человека"
- "Послание к Георгию Схоларию, когда обнаружилось, что тот считает, что возможно сделать некое соглашение с латинянами"
- "Предсмертное завещание Георгию Схоларию"
|