Марк Эфесский. Послание к Константинопольскому
Патриарху [Митрофану]
Марк - вселенскому (Патриарху)
Память: 19 января / 1 февраля
Марк Эфесский (1392 - 1444) - епископ
Константинопольской православной церкви, митрополит
Эфесский, православный богослов, блестящий оратор,
участник Ферраро-Флорентийского собора, не принявший
унию. Богословское наследие Марка Эфесского состоит из
трудов, написанных им в ходе работы на
Ферраро-Флорентийском соборе, и последующих посланий,
объясняющих его непринятие унии, где он излагает анализ
католического богословия в соотношении с православным,
указывает, что ряд римских догматов (филиокве,
чистилище) являются противоречащими Священному Писанию и
Преданию.
Святитель Марк Эфесский
***
Святейший мой Владыко и Вселенский
Патриарх, желаю о Бозе здравствовать твоей великой
святыне в радостном телесном и видимом здравии в Господе
всегда; и сам я, по милости Божией, достаточно
здравствую.
О том, что случилось у вас, мы услышали,
и не мало опечалились; тем не менее, мы благодарим и
весьма славим человеколюбивого Бога, укрепившего тебя в
настоящем исповедничестве, и еще и еще молимся, дабы Он
явил тебя еще более крепким в ежедневных искушениях и
непоколебимым, дабы мы все, ревнители Православной Веры,
имели тебя якорем и убежищем и прибежищем. И, если
бедствие пройдет, - ты будешь блаженнейшим во всем и
достойным похвалы; если же допустит Бог по судам
известным Ему, что зло усилится, то ты будешь еще более
доблестным и мудрым по причине страдания; как
раскаленное железо, водою охлажденное, так (и ты)
ежедневными бедствиями закаленный. Ибо ничто до такой
степени не побеждает гонителя, как ревность страждущего.
Да не явимся более робкими, чем те знаменитые Седмь
Отроков, я говорю о Маккавеях, которые, когда вопрос шел
только о свином мясе, перенесши всевозможные страдания,
восприяли венец подвига; но скажем и мы с ними: "Что
это? - Если не умрем теперь: то разве вообще не умрем?
Разве не воздадим должного природе? Лучше обратим в дар,
что надобно уступить по необходимости: перехитрим
смерть; всем общее обратим в свою собственность, и ценою
смерти купим жизнь. Ни один из нас да не будет любителем
жизни и робок. Да отчается тиран в отношении других; и
первый да будет путем для других, а последний - печатью
подвига" [1]. И если бы не было гонения, ни мученики не
просияли бы, ни исповедники не восприняли бы венцов
победы от Христа и своими подвигами не укрепили бы и не
возвеселили бы Кафолическую и Православную Церковь.
"Подобает бо и ереси быти", согласно божественному
Апостолу, "да искусни явлени бывают" (1Кор.11,19) [2].
Уразумеем это, и таким образом будем бороться,
совершенно и сами будем совершать их подвиг, и
унаследуем их славу и в радость Господа внидем [3], не
устрашаясь ничего, ничего не постыждаясь: ни внешних
врогов, ни между нами (находящихся) псевдо-христиан, ни
врагов Духа. И будем исповедывать до последнего
издыхания с великим дерзновением благой залог святых
Отцев: исповедание, известное нам с детства, которое мы
впервые произносили и с которым, в конце, отойдем
отсюда, унося, если не иное что, так - Православие!
Марк Эфесский, святитель
Перевод на русский язык
Архимандрита Амвросия (Погодина)
с Mgr. Louis Petit, Patrologia Orient.
Т.17, 475-6
Цитировано по:
Архимандрит Амвросий (Погодин).
Святой Марк Эфесский и Флорентийская
уния.
Holy Trinity Monastery, Jordanville, N.
Y. 1963 //
Издательство "ПОСАД"
Святоотеческое наследие
Примечания
1. Gregor. Naz. P.G. t. 35, c. 924.
2. 1Kop. 11:19.
3. Мф. 25:21.
***
Труды святителя Марка Эфесского:
- "Десять аргументов против существования чистилищного огня"
- "Изложение о том, каким образом он принял архиерейское достоинство, и разъяснение о соборе, бывшем во Флоренции"
- "Изречения из Св. Писания, Деяний Соборов и свв. отцов, о том, что Святой Дух исходит только от Отца, но не и от Сына"
- "Исповедание правой веры, изложенное на соборе, бывшем с латинянами, во Флоренции"
- "Латинянин или о прибавлении в Символе"
- "О Воскресении"
- "О освящении Божественных Даров"
- "О сущности и энергии"
- "Окружное Послание против греколатинян и постановлений Флорентийского Собора"
- "Ответ греков на доклад латинян об очистительном огне"
- "Ответы на вопросы латинян"
- "Послание к Константинопольскому Патриарху [Митрофану]"
- "Послание к Настоятелю Ватопедского Монастыря"
- "Послание к Схоларию"
- "Послание к иеромонаху Феофану на Евбейском острове"
- "Послание к иеромонаху Феофану на Имврийском острове"
- "Послание к пресвитеру Метонскому против обрядов Римской Церкви"
- "Послание о понятиях естества (или существа) и Божественного Лица (или Ипостаси)"
- "Силлогические главы против латинян"
- "Слова по преставлении к Богу"
- "Слово первое. Опровержение латинских глав относительно очистительного огня"
- "Слово второе об очистительном огне"
- "Слово папе Евгению Четвертому"
- "Исповедание святейшаго Митрополита Ефесскаго Марка Евгеника, произнесенное им при самой его кончине"
- "Как прп. Сергий Радонежский и по преставлении своем Флорентийский собор неправедным объявил"
- "Сочинение о молитве Иисусовой"
- "Назидательные мысли"
- "Изъяснение церковного последования"
- "Ответ царю Иоанну Палеологу на его недоумения, касательно нравственной немощи человека"
- "Послание к Георгию Схоларию, когда обнаружилось, что тот считает, что возможно сделать некое соглашение с латинянами"
- "Предсмертное завещание Георгию Схоларию"
|