Марк Эфесский. Послание к Настоятелю Ватопедского
Монастыря
Кир Марка Ефесского евгеника
Память: 19 января / 1 февраля
Марк Эфесский (1392 - 1444) - епископ
Константинопольской православной церкви, митрополит
Эфесский, православный богослов, блестящий оратор,
участник Ферраро-Флорентийского собора, не принявший
унию. Богословское наследие Марка Эфесского состоит из
трудов, написанных им в ходе работы на
Ферраро-Флорентийском соборе, и последующих посланий,
объясняющих его непринятие унии, где он излагает анализ
католического богословия в соотношении с православным,
указывает, что ряд римских догматов (филиокве,
чистилище) являются противоречащими Священному Писанию и
Преданию.
Святитель Марк Эфесский
***
I. Преподобнейший в священномонасех и
игумене честной и священной Ватопедской Обители на
Святой Горе, молю Бога, чтобы и телесно здравствовала
твоя великая Святыня, на утверждение и подкрепление и
пользу пасомых тобою душ, и на веселие и радость нашу.
До сих пор и мы живем по милости Божией, ради твоих
святых молитв.
Быв на пути к вам, я чувствовал себя
восходящим как бы на самое небо, ожидая быть в общении с
людьми, которые, находясь в теле, подражают ангельскому
жительству; с людьми - являющими в мире любомудрие выше
мира; с людьми - непрестанно имеющими во устах хвалы
Богу, и которые, имея в испытанных руках обоюдоострые
мечи - созерцате и дела - устремляются против страстей.
Но ниспадший с небес Денница, который всегда завидует
нам, воспрепятствовал нашему пути туда. Но ничего нет
удивительного в том, если он воспрепятствовал нам,
неключимым и не имущим в себе ничего доброго, когда,
вот, блаженному Павлу, Солнцу Вселенной, он сделал то же
самое. Ибо он говорит: "Многажды хотехом приити к вам, и
единою и дважды, и возбрани нам сатана" [1]. Итак, если
даже ему он воспрепятствовал, то достоит с любовию
принять то, что - угодно Богу; но все же в надежде мы
мысленно представляем себе вас, и вверяем вашим
молитвам, что, быть может, увидим ваши желанные и
честные лица, а быть может, и будем обитать с вами все
время, если так будет угодно Богу. Но если приключится
иное что, противное нашей воле, достоит и за это
блогодарить Бога. Ибо и "не у до крове стахом, против
греха подвизающеся" [2]. Большое же утешение мы обрели
от находившихся здесь братий ваших, честнейшего
екклисиарха и великого эконома и прочих, которых мы
видели как одушевленные образы вашей любви и блогочестия,
ибо они оказывали нам гостеприимство и успокаивали и
подкрепляли. Да даст им Господь достойные награды за их
труд и любовь!
II. "Молю же вы, именем Господа нашего
Иисусa Христа, да тожде глаголете вси, и да не будут в
вас распри" [3] - для того, чтобы истинную и преданную
Отцами Веру нашу сохранить как добрый залог, ничего не
прибавляя и ничего не убавляя; ибо доселе мы имели Веру
ни в чем не имущую недостатка, и не нуждаемся в Соборе
или Акте Унии для того, чтобы научиться чему-нибудь
более новому, мы, - которые являемся сынами и учениками
Вселенских Соборов и на них и после них просиявших Отцев.
Это - хвала наша, Вера наша, доброе наследие Отцев
наших. С нею мы надеемся Богу предстать и восприять
отпущение согрешений; а без нее не знаю, какая
праведность освободит нас от вечного мучения.
Покушающийся же, чтобы мы отбросили ее и ввели иную,
более новую веру, хотя бы он был и Ангел с небес [4], да
будет анафема, и да исчезнет всякая память о нем перед
Богом и пред людьми. Пусть никто не властвует в вере
нашей - ни царь, ни архиерей, ни лже Собор, ни иной кто,
но только - единый Бог, Который и Сам и чрез Своих
Учеников передал нам ее. "Молю вы", говорит божественный
Апостол, "блюдитеся от творящих распри и раздоры, кроме
учения, емуже вы научистеся, и уклонитеся от них.
Таковии бо Господеви нашему Иисусу Христу не работают,
но своему чреву: иже благими словесы и блогословением
прельщают сердца незлобивых [5]. Твердое убо основание
Божие стоит, имущее печать сию" [6].
III. Итак, братие, бегите от латинских
новшеств и вносителей и вкоренителей их, и любовию
связанные друг с другом, единое тело и единый дух, "единодушни,
единомудрствующе" [7] соберитесь в единую Главу нашу -
Христа. Ибо несправедливо бы было снова по холодному
подозрению безконечно иметь вражду к братиям и "ревность
иметь не по разуму" [8], дабы не приключилось нам, под
предлогом ревности о вере, возбуждать между собой вражду
и свары; ибо без наличия любви к братиям правая вера
никому не поможет. Но вы, преподобные отцы и братия,
имеете и будете иметь и то и другое, и я вам немного
напомнил о сем по долгу любви, и с этими добродетелями
вы предстанете Владыке, сияя как солнце в Царствии Отца
вашего. Молитесь и за меня, дабы остаток жизни мне
провести по воле Божией, чтобы возмочь мне, сохранив
твердо до конца доброе исповедание, в уделе тех людей,
которые угодили Богу, обрести некое последнее место.
IV. Святым моим отцам и братиям, каждому
в отдельности, творю поклон; прежде всего, особенно,
преподобнейшему про-игумену и духовному отцу Кир
Геннадию, которого, в частности, прошу также помолиться
Богу в его святых молитвах о моей немощи. Да будут со
мной ваши святые молитвы!
† Ефесский Марк.
Марк Эфесский, святитель
Перевод на русский язык
Архимандрита Амвросия (Погодина)
с Mgr. Louis Petit, Patrologia Orient.
Т.17, 477-9
Цитировано по:
Архимандрит Амвросий (Погодин).
Святой Марк Эфесский и Флорентийская
уния.
Holy Trinity Monastery, Jordanville, N.
Y. 1963 //
Издательство "ПОСАД"
Святоотеческое наследие
Примечания
1. 1Фес. 2:18.
2. Евр. 12:4.
3. 1Kop.1:10.
4. Гал. 1:8.
5. Рим.16:17-8.
6. 1Тим.2:19.
7. Фил.2:2.
8. Рим.10:2.
***
Труды святителя Марка Эфесского:
- "Десять аргументов против существования чистилищного огня"
- "Изложение о том, каким образом он принял архиерейское достоинство, и разъяснение о соборе, бывшем во Флоренции"
- "Изречения из Св. Писания, Деяний Соборов и свв. отцов, о том, что Святой Дух исходит только от Отца, но не и от Сына"
- "Исповедание правой веры, изложенное на соборе, бывшем с латинянами, во Флоренции"
- "Латинянин или о прибавлении в Символе"
- "О Воскресении"
- "О освящении Божественных Даров"
- "О сущности и энергии"
- "Окружное Послание против греколатинян и постановлений Флорентийского Собора"
- "Ответ греков на доклад латинян об очистительном огне"
- "Ответы на вопросы латинян"
- "Послание к Константинопольскому Патриарху [Митрофану]"
- "Послание к Настоятелю Ватопедского Монастыря"
- "Послание к Схоларию"
- "Послание к иеромонаху Феофану на Евбейском острове"
- "Послание к иеромонаху Феофану на Имврийском острове"
- "Послание к пресвитеру Метонскому против обрядов Римской Церкви"
- "Послание о понятиях естества (или существа) и Божественного Лица (или Ипостаси)"
- "Силлогические главы против латинян"
- "Слова по преставлении к Богу"
- "Слово первое. Опровержение латинских глав относительно очистительного огня"
- "Слово второе об очистительном огне"
- "Слово папе Евгению Четвертому"
- "Исповедание святейшаго Митрополита Ефесскаго Марка Евгеника, произнесенное им при самой его кончине"
- "Как прп. Сергий Радонежский и по преставлении своем Флорентийский собор неправедным объявил"
- "Сочинение о молитве Иисусовой"
- "Назидательные мысли"
- "Изъяснение церковного последования"
- "Ответ царю Иоанну Палеологу на его недоумения, касательно нравственной немощи человека"
- "Послание к Георгию Схоларию, когда обнаружилось, что тот считает, что возможно сделать некое соглашение с латинянами"
- "Предсмертное завещание Георгию Схоларию"
|