Марк Эфесский. Послание к пресвитеру Метонскому
против обрядов Римской Церкви
Того же (Марка митрополита) Ефесского послание,
посланное к некоему пресвитеру в Метонии, по имени
Георгию
Память: 19 января / 1 февраля
Марк Эфесский (1392 - 1444) - епископ
Константинопольской православной церкви, митрополит
Эфесский, православный богослов, блестящий оратор,
участник Ферраро-Флорентийского собора, не принявший
унию. Богословское наследие Марка Эфесского состоит из
трудов, написанных им в ходе работы на
Ферраро-Флорентийском соборе, и последующих посланий,
объясняющих его непринятие унии, где он излагает анализ
католического богословия в соотношении с православным,
указывает, что ряд римских догматов (филиокве,
чистилище) являются противоречащими Священному Писанию и
Преданию.
Святитель Марк Эфесский
***
I. Честнейший Пресвитере и нам во Христе
возлюбленнейший брат, Кир Георгий, молюсь Богу, чтобы
здравствовала твоя святыня и чтобы тебе во всем было
хорошо; по Его милости и я достаточно здоров телом.
Получив твое письмо, я исполнился
нестерпимой печалью, узнав из него, что
священнодействующие по иудейски безквасную Жертву и
приседящие сени Закона, дерзают порицать нас и упрекать
за совершаемую нами практику в священной Литургии; они
не знают, несчастные, как бы ослепленные дымом, что все
то, что совершается нами и вошло в обыкновение, мы имеем
в написанных свидетельствах и что мы во всем последуем
священным Учителям и древним апостольским преданиям. Ибо
богоносец и исповедник Максим в толковании Божественной
Литургии, озаглавленном - "Что символизирует то, что
положено святой Церковью совершать на Божественной
Вечери" [1], в главе, озаглавленной: "Что символизирует
первый Вход на святой Литургии", так говорит: "Первый
Вход архиерея в святую церковь в течение Священной
Вечери само наименование учит понимать как образ и
подобие Первого Пришествия в этот мир, чрез восприятие
плоти, Сына Божия и Спасителя нашего Иисусa Христа,
блогодаря которому порабощенное тлением и проданное по
своей воле смерти, по причине греха, и тиранически
владеемое диаволом человеческое естество, освободив и
искупив, и весь доле за него воздав, как бы Должник,
Тот, Кто непорочен и безгрешен, - Он снова возвел к
древней блогодати, дав Себя Самого цену за нас и взамен
за наши пагуботворные страсти дав Свою животворящую
Страсть, как врачевство и спасение всего мира. После
сего Пришествия, восшествие (Господа Христа) на небеса и
пренебесный трон и конечное восстановление символически
представляется входом архиерея в алтарь и восшествием на
святительский трон" [2].
II. Это, вот, Святой говорит о Первом
Входе. О Втором же Входе, который также называется и
"Великим", он так говорит в главе, носящей заглавие:
"Что обозначает Вход Святых Таин" [3]: "Вход святых и
Честных Даров является введением и началом будущего на
небесах нового откровения о домостроительстве Божием в
отношении нас и откровением таинства нашего спасения,
сущего в наиглубочайших таинницах божественной тайны.
Ибо Бог и Слово говорит Своим Ученикам: "Не имам пити
отныне от сего плода лозного, до дне того, егда е пию с
вами ново во Царствии Отца Моего" [4]. Слышишь ли, как
этот Учитель и прежде освящения называет Святые и
Честные Тайны Божественными Дарами? - И это -
естественно! Ибо царь называется царем и до венчания на
царство; и особенно же тогда - когда шествует на
венчание на царство дориносимый и окруженный честыо;
царем именуется и олицетворением царства и почитается и
приемлет поклонение. И мы говорим, Божественные Тайны
сохраняют образ и подобие, прежде чем пресуществятся в
Тело и Кровь Владычни. Отсюда и Василий Великий в
Священной Литургии называет их - "вместообразная":
"Предлагающе", говорит он, "вместообразная честного Тела
и Крови Христа Твоего". Что же нелепое мы делаем, если с
честью предпосылаем их, которые уже посвящены Богу и
очищены и стали Жертвой и Дарами, приносимыми для
совершения (освящения) чрез наитие Святого Духа? Но "оцеждающие
комары, вельблуды же пожирающие" [5], быть может, станут
нас порицать и относительно святых икон, что мы
кланяемся им, хотя они не самые первообразы, но только
изображения их, ибо и нечто такое (ставить нам в вину)
было бы достойно их безумия. И кто это говорят? - Те,
которые презрели все церковное предание; которые не
различают святое от профанации: ибо где у них
святительский трон, на который восходит архиерей? -
Пусть они прочтут слова преподобного Максима и
постыдятся; пусть увидят, кто больше следует ему и его
словам: мы или они? И хотя этот просветитель, поборствуя
за Истину и Православную Веру, прошел всю вселенную и
большую часть времени провел на Западе, в Риме и Африке,
однако, он говорил не иное что, как только то, что
соблюдалось во всей Церкви и всеми христианами. Но эти
фальсификаторы и новаторы веры испортили также и
изменили церковные обычаи. Да и нисколько не
удивительно, когда и само естество они испортили, вместо
мужчин являя себя женщинами и лишая достопочтенный сан
мужеского облика. Поэтому и при священнодействии они
имеют сопредстоящих женщин, ибо и сами они имеют вид
женщин; и многие из мирян, когда пожелают, садятся; и
сами они после причащения, обмывая таинственную Чашу,
выливают на землю, и на (священную) Трапезу их
наступают, как хотят. Так они знают "почитать" свои
святыни! Еще же и нас порицают! О, безумие! О,
ослепление!
III. Ты достаточно уже имеешь из
сказанного мудрым в божественных вещах Максимом,
говорящим, что Первый Вход означает Первое Пришествие
Владыки в мир, почему до сего момента и поются
пророческие песнопения, а затем читаются апостольские и
евангельские слова. Второй же Вход и Великий образно
представляет Второе Пришествие Господа, когда Он, снова
придя на землю, чтобы судить живых и мертвых, достойных
возьмет с Собою в пренебесную область, где непрестанно
будет с ними, открывая им более совершенные и
божественные вещи, согласно реченному: "Егда е пию с
вами ново во Царствии Отца Моего" [6]. Быть может,
кто-нибудь скажет, что имеется и иное значение, именно:
"Великий Вход символизирует погребение Спасителя нашего,
когда, быв мертвым, Он был несом Иосифом и Никодимом на
погребение; после того, как прошло немного времени, Он
воскрес и весь мир обратил к Своему познанию. Подобно
сему и здесь, несомый священный Хлеб, еще не освященный
и как бы мертвый, немного спустя, действием
Животворящего Духа делается живым и пресуществляется в
Самое Животворящее Тело.
IV. Это - малое из многого, я написал
тебе ради низложения их бесстыдства. Но знай, что
Соборное Определение (Акт Унии) лже-Собора, особенно же,
безумное новшество, как и следовало, никем отнюдь не
было принято. Но и те, которые заключили Унию и
подписали - ненавидимы всеми, как находящиеся под
проклятием и предатели Истины, и здесь никто еще с ними
не сослужил. Бог же, вся могущий, да домостроительствует
то, что - к пользе, и да исправит Церковь Свою которую
искупил Своею Кровию. Сохрани добрый залог Веры,
совершенно отвращаясь от новшеств профанации.
Марк Эфесский, святитель
Перевод на русский язык
Архимандрита Амвросия (Погодина)
с Mgr. Louis Petit, Patrologia Orient.
Т.17, 470-4
Цитировано по:
Архимандрит Амвросий (Погодин).
Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния.
Holy Trinity Monastery, Jordanville, N.Y. 1963 //
Издательство "ПОСАД"
Святоотеческое наследие
Примечания
1. P.G. t. 91, c. 657.
2. Ibid. c. 688.
3. Ibid. c. 693.
4. Мф. 26:29.
5. Мф. 23:24.
6. Мф. 26:29.
***
Труды святителя Марка Эфесского:
- "Десять аргументов против существования чистилищного огня"
- "Изложение о том, каким образом он принял архиерейское достоинство, и разъяснение о соборе, бывшем во Флоренции"
- "Изречения из Св. Писания, Деяний Соборов и свв. отцов, о том, что Святой Дух исходит только от Отца, но не и от Сына"
- "Исповедание правой веры, изложенное на соборе, бывшем с латинянами, во Флоренции"
- "Латинянин или о прибавлении в Символе"
- "О Воскресении"
- "О освящении Божественных Даров"
- "О сущности и энергии"
- "Окружное Послание против греколатинян и постановлений Флорентийского Собора"
- "Ответ греков на доклад латинян об очистительном огне"
- "Ответы на вопросы латинян"
- "Послание к Константинопольскому Патриарху [Митрофану]"
- "Послание к Настоятелю Ватопедского Монастыря"
- "Послание к Схоларию"
- "Послание к иеромонаху Феофану на Евбейском острове"
- "Послание к иеромонаху Феофану на Имврийском острове"
- "Послание к пресвитеру Метонскому против обрядов Римской Церкви"
- "Послание о понятиях естества (или существа) и Божественного Лица (или Ипостаси)"
- "Силлогические главы против латинян"
- "Слова по преставлении к Богу"
- "Слово первое. Опровержение латинских глав относительно очистительного огня"
- "Слово второе об очистительном огне"
- "Слово папе Евгению Четвертому"
- "Исповедание святейшаго Митрополита Ефесскаго Марка Евгеника, произнесенное им при самой его кончине"
- "Как прп. Сергий Радонежский и по преставлении своем Флорентийский собор неправедным объявил"
- "Сочинение о молитве Иисусовой"
- "Назидательные мысли"
- "Изъяснение церковного последования"
- "Ответ царю Иоанну Палеологу на его недоумения, касательно нравственной немощи человека"
- "Послание к Георгию Схоларию, когда обнаружилось, что тот считает, что возможно сделать некое соглашение с латинянами"
- "Предсмертное завещание Георгию Схоларию"
|