Марк Эфесский. Слово папе Евгению Четвертому
Блаженнейшему Папе Ветхого Рима Марк, епископ
собрания верных во Ефесе
Память: 19 января / 1 февраля
Марк Эфесский (1392 - 1444) - епископ
Константинопольской православной церкви, митрополит
Эфесский, православный богослов, блестящий оратор,
участник Ферраро-Флорентийского собора, не принявший
унию. Богословское наследие Марка Эфесского состоит из
трудов, написанных им в ходе работы на
Ферраро-Флорентийском соборе, и последующих посланий,
объясняющих его непринятие унии, где он излагает анализ
католического богословия в соотношении с православным,
указывает, что ряд римских догматов (филиокве,
чистилище) являются противоречащими Священному Писанию и
Преданию.
Святитель Марк Эфесский
***
1. Сегодня - предначаток всемирной
радости! Сегодня духовные лучи солнца мира предвосходят
для всей вселенной. Сегодня члены Тела Господня, ранее
разделенные и рассеченные в течение многих веков, спешат
к взаимному единению! И не страждет Глава - Христос Бог
- быть над разделенным Телом, и Любовь не желает
совершенно отъять от нас узы любви! Поэтому Он побудил
тебя, Первенствующего среди священнослужителей Его,
пригласить нас сюда, и подвигнул благочестивейшего
нашего Императора послушаться тебя, а также сотворил
нашего Пастыря и Патриарха забыть старость и
долговременное недомогание, а нас - пастырей
(находящихся) под ним, отовсюду собрал и сотворил
отважиться на долгий путь, и море и прочия бедствия. О,
разве не очевидно, что это произошло силою и судом
Божиим и что результат (Ιò πέρας) также будет хорошим и
богоугодным, как уже наперед намечается? Итак, Святейший
Отец, прими чад твоих, издалека с Востока приходящих:
обними их, бывших в разделении в течение долгаго
времени; уврачуй смутившихся [1]. Всякий терний и
причину преткновения, угрожающие делу мира, повели
убрать из среды; скажи и сам твоим Ангелам, как
подражатель Бога: "Путь сотворите людем Моим, и камение,
еже на пути, размещите" (Ис. 62:10). До каких пор мы,
Того же Христа и той же веры, будем друг друга поражать
и рассецать?! Доколе мы, почитатели Той же Троицы, будем
друг друга угрызать и снедать, пока друг друга не
истребим (Гал. 5:15) и дадим возможность внешним врагам
уничтожить нас?! Да не будет сего, Христе Царю, и да не
победит Твою благость множество наших грехов, но как в прежния времена, когда Ты видел возвышающееся и весьма
распространяющееся зло, Ты Сам и чрез Твоих Апостолов
остановил его течение вперед, и всех обратил к Твоему
познанию, так и ныне, чрез Твоих служителей, которые
ничего не ставят выше Твоей любви, соедини нас в
отношении друг друга и в отношении Тебя Самого, и
сотвори, чтобы исполнилась та молитва, которую в то
время, когда Ты шел на Страсти, говорил, молясь: "Даждь
им да едино будут, якоже и Мы едино есмы" (Ин. 17:11-21). Зриши, Господи, разделение наше - как оно печально, и
как по самоволию и дерзости "к угождению плоти"
(Гал. 5:13) мы злоупотребили свободой и стали рабами
греха и совершенно плотью, а ныне отданы врагам Креста
Твоего в расхищение и рабство, и "яко овцы заколения
вменихомся" (Ис. 43:22. Рим. 8:36). Умилосердись, Господи! Вонми, Господи! Заступи ны, Господи! То, что некогда
было объявлено, как подлежащее рассмотрению Вселенского
Собора, то сегодня мы исполнили, и от себя внесли все;
даруй же и Твое, для завершения того, что мы
предприняли: ибо Тебе это возможно, если Ты пожелаешь
только, и желание Твое является (уже) - исполнением на
деле. Скажи и нам, как раньше чрез Пророка Твоего: "Аз с
вами есмь, и Дух Мой настоит посреде вас" (Агг. 2:5-6).
Итак, если Ты будешь присутствовать, все прочее будет
легко и гладко.
2. И это мне, воистину, было желательным
привести в настоящих обстоятельствах. А теперь в
отношении тебя, Святейший Отец, я сотворю слово. Что
это, что так велика спорливость в отношении того
новшеского прибавления [2], которое Тело Христово
рассекло и разделило, и тех, которые называются по Его
имени, до такой степени разделило в мировоззрении?!
Сколь будет велико и длительно и недружественно
презрение к братиям и отчуждение от смущающихся?! Зачем
обвиняем Отцев [3], когда противно их общим преданиям
различное думаем и говорим?! Почему их веру [4] мы
сделали ущербленной, а нашу - как бы более совершенную,
вводим?! Почему противно Евангелию, которое восприняли,
иное проповедуем Евангелие! [5] Какой злой демон
позавидовал нашему согласию и единству?! Кто отъял от
нас братскую любовь, вводя различную Жертву [6], которую
незаконно приносить, ибо она не разделяется?! Разве это
свойственно духу Апостолов и настроенности Отцев и
братскому расположению? или, напротив, (это -
свойственно) некоему странному, извращенному и
обособленному духу, не видящему совершенно ничего
страшного в том, если все погибнут?! Но я считаю того,
кто ввел это разделение и "Свышеистканный Хитон
Господнего Тела" разорвал, подлежащим большему
наказанию, чем распинавшие (Христа) и все от века
нечестивцы и еретики. Но тебе предстоит противоположное,
блаженнейший Отец, если только пожелаешь расстоящаяся
собрать и "средостение вражды" (Еф. 2:14) разрушить, и
совершить дело божественного домостроительства. Начало
сего ты сам положил и возвеличился очевидной
либеральностью и великими дарами; прославься также
увенчать дело успехом; ибо ты не обрящешь иного более
благоприятного случая, нежели тот, который тебе Бог
даровал сегодня. "Возведи окрест очи твои и виждь"
(Ис. 60:4) старцев, достопочтенных и священных, уже
весьма нуждающихся в одре и покое, вставших из своих
пределов и притекших к твоему совершенству; собравшихся
только в надежде на Бога и по любви к вам; виждь
исплетенный венец славы, который ты не отвергнешь
возложить. Иной ранил, а ты - удержи рану; иной
разделил, а ты - собери; неправильно упорствовал иной в
делании зла, а ты - упорствуй исправить случившееся так,
как будто его совершенно и не было. Я слышал одного
ученого из вашей среды, говорящего благоприятное для
дела мира и исправления тех лиц, которые, имея
неправильное понятие о вере, думали, что это прибавление
(т.е. Filioque) было от самаго начала (в Символе Веры).
Поэтому ради икономии пусть оно будет снова изъято для
того, чтобы вам восприять братьев, из-за разделения с
которыми, вы, думается, все должны страдать, если вы -
не бесчеловечны! Представь себе мысленно кровь христиан,
которая проливается каждый день, и горькое рабство под
варварами, и поношение Креста Христова, затем,
ниспровержение Жертвенников, разрушение молитвенных
домов, прекращение божественных песнопений, захват
Святых Мест, разграбление священных облачений и утвари.
Все это могло бы (благополучно) разрешиться, при
Божественном содействии, благодаря нашему миру и
согласию, если только пожелаете, отложив черствость и
неподатливость, снизойти к нам, немощным, и изъять из
среды то, что нас смущает. "Аще брашно соблазняет брата
моего", говорит Апостол, "не имам ясти мяса во веки"
(1Кор. 8:13). Так и ныне, Святейший Отец! Хорошо - квасный хлеб, хорошо - и безквасный; но если безквасный
хлеб смущает и считается хуже для Жертвы, и
несовершенным и мертвым, и в Писании называется "хлебом
беззакония" (Притч. 4:17 ср. 1 Кор.5:8), то почему же не
воспринять квасный, и не отвергнуть безквасный? - "Яко
един Хлеб, едино Тело есмы мнози", говорит Божественный
Апостол, "вси бо от единаго Хлеба причащаемся"
(1Кор.10:17). Итак, когда мы не являемся участниками
одного Хлеба, то, очевидно, мы не - одно Тело, и не содуховны друг ко другу, и не одно и то же воспринимаем
устремление. "Молю вы", говорит он же, "именем Господа
нашего Иисуса Христа, да тожде глаголете вси, и да не
будут в вас распри" (1Кор.1:10). Когда же мы не говорим
одно, то не очевидно ли, сколь велико и неизлечимо в нас
это разделение (даже) до сего дня! Где же мы не говорим
"тожде"? - Не в углах и некиих закоулках, и не в частных
собраниях, где это может укрыться от многих, но в явном
Символе Веры, в исповедании при крещении, в христианском
знаменовании. И если подделывающий царскую монету
достоин великаго наказания, то изменяющий общую печать
Христианского Исповедания какой ответ думает дать,
будучи повинным отнюдь не в меньшем преступлении?
3. Итак, обдумай это. Некогда мы
полностью говорили тожде, и между нами не было раскола,
и тогда мы, обе стороны, были в согласии с Отцами; ныне,
когда не говорим одно, как можем быть вместе? Мы
(православные) и теперь говорим то же самое, что и
тогда, и согласуемся как в отношении самих себя [7], так
и Отцев, и наших и ваших [8], если пожелаете признать
то, что - истинно. А вы, введши новшества, этим
необходимо обнаруживаете, что находитесь в разногласии
прежде всего в отношении самих себя [9], затем в
отношении общих Отцев и, наконец, по отношению к нам. И
почему бы нам не возвратиться к тому доброму согласию,
которое явит нас единоисповедными и в отношении самих
себя и друг друга и Отцев, и раскол упразднит, и соберет
расстоящаяся и всякое доброе соделает?
О, ради Самой Троицы, ради общей
надежды, на которую и мы и вы полагаетесь, не допустите,
чтобы мы ушли без плода и без успеха! "По Христе молим,
яко Богу молящу нами" (2Кор.5,20): не постыдите
посланников, не сведите на нет труды, не обесчестите
молитв, сделав их бесплодными; не исполните желание
врагов, не допустите общему врагу и супостату смеяться
над нами, как прежде; и не сотворите Бога и Духа Его
Святаго оскорбиться. Взволнована каждая душа и каждый
слух, ожидая вашего решения. Если пожелаете снизойти к
миру и изъять то, что вносит соблазн, то (вот уже)
возвысилось христианское дело; пало дело нечестивых;
устрашились ненавидящие нас и предъуведали свою
собственную гибель. Если же (да не будет!) произойдет
противное сему, и злой нрав разделения предвозобладает
над тем, что нам - на пользу..., - то я больше не в
силах говорить далее и сокрушен страданием! Бог же,
Единый все могущий, да восстановит Свою Церковь, Которую
Своею Кровию искупил, и воля Его, как на небе, так да
совершится и на земле, ибо Тому подобает слава, честь и
поклонение во веки веков. Аминь"
Марк Эфесский, святитель
Перевод на русский язык
Архимандрита Амвросия (Погодина)
с Mgr. Louis Petit, Patrologia Orient.
Т.17. PP.336-41
Цитировано по:
Архимандрит Амвросий (Погодин).
Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния.
Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963 //
Издательство "ПОСАД"
Святоотеческое наследие
Примечания
1. "τоυς оκανδαλισΰέντας" "смутившихся",
"соблазнившихся" теми новшествами, которые ввела
Западная Церковь и которые были чужды древнему
Христианству.
2. Имеется в виду "Filioque".
3. Τ. е. как будто бы Западные и
Восточные Отцы находятся во взаимном противоречии
касательно исхождения Св. Духа, что св. отрицает.
4. Под словом "Вера" по всей вероятности
следует разуметь "Символ Веры", ибо это слово у
греческих Отцев заменяет "Символ Веры", см. о сем далее
в сочинении св. Марка Ефесского "Латинянин".
5. Т.е. в Евангелии от Иоанна Христос
говорит, что Св. Дух исходит от Отца, и нигде в
Евангелии не говорится, что Он исходит также и от Сына.
6. Т.е. православные в Евхаристии
приносили квасный хлеб, а латиняне - безквасный, и этим
нарушалось единство совершения Евхаристии.
7. Т.е. "что мы всегда говорили из
глубокой древности то и теперь мы говорим".
8. Т.е. Свв. Отцев и греческих и
латинских.
9. Ибо в древности Западная Церковь не
знала иного Символа Веры, кроме того, который был и в
Восточной Церкви.
***
Труды святителя Марка Эфесского:
- "Десять аргументов против существования чистилищного огня"
- "Изложение о том, каким образом он принял архиерейское достоинство, и разъяснение о соборе, бывшем во Флоренции"
- "Изречения из Св. Писания, Деяний Соборов и свв. отцов, о том, что Святой Дух исходит только от Отца, но не и от Сына"
- "Исповедание правой веры, изложенное на соборе, бывшем с латинянами, во Флоренции"
- "Латинянин или о прибавлении в Символе"
- "О Воскресении"
- "О освящении Божественных Даров"
- "О сущности и энергии"
- "Окружное Послание против греколатинян и постановлений Флорентийского Собора"
- "Ответ греков на доклад латинян об очистительном огне"
- "Ответы на вопросы латинян"
- "Послание к Константинопольскому Патриарху [Митрофану]"
- "Послание к Настоятелю Ватопедского Монастыря"
- "Послание к Схоларию"
- "Послание к иеромонаху Феофану на Евбейском острове"
- "Послание к иеромонаху Феофану на Имврийском острове"
- "Послание к пресвитеру Метонскому против обрядов Римской Церкви"
- "Послание о понятиях естества (или существа) и Божественного Лица (или Ипостаси)"
- "Силлогические главы против латинян"
- "Слова по преставлении к Богу"
- "Слово первое. Опровержение латинских глав относительно очистительного огня"
- "Слово второе об очистительном огне"
- "Слово папе Евгению Четвертому"
- "Исповедание святейшаго Митрополита Ефесскаго Марка Евгеника, произнесенное им при самой его кончине"
- "Как прп. Сергий Радонежский и по преставлении своем Флорентийский собор неправедным объявил"
- "Сочинение о молитве Иисусовой"
- "Назидательные мысли"
- "Изъяснение церковного последования"
- "Ответ царю Иоанну Палеологу на его недоумения, касательно нравственной немощи человека"
- "Послание к Георгию Схоларию, когда обнаружилось, что тот считает, что возможно сделать некое соглашение с латинянами"
- "Предсмертное завещание Георгию Схоларию"
|