Марк Эфесский. Назидательные мысли
Память: 19 января / 1 февраля
Марк Эфесский (1392 - 1444) - епископ
Константинопольской православной церкви, митрополит
Эфесский, православный богослов, блестящий оратор,
участник Ферраро-Флорентийского собора, не принявший
унию. Богословское наследие Марка Эфесского состоит из
трудов, написанных им в ходе работы на
Ферраро-Флорентийском соборе, и последующих посланий,
объясняющих его непринятие унии, где он излагает анализ
католического богословия в соотношении с православным,
указывает, что ряд римских догматов (филиокве,
чистилище) являются противоречащими Священному Писанию и
Преданию.
Святитель Марк Эфесский
***
Когда дурные помыслы овладевают тобой,
немедленно старайся противодействовать им чрез
собственное сознание и чрез исповедь.
Не стыдись исповедывать твои грехи; ибо,
исповедуя их перед Отцем твоим, ты вместе с тем
раздробляешь главу дракона.
Если ты хочешь придти к Богу и служить
Ему, то приуготовь сердце твое к испытаниям и
страданиям.
Ты должен порабощать тело свое постом,
бдением, трудом и чтением Божественного Писания.
Ты должен непрестанно хранить в сердце
страх Божий, страшиться геенского огня – и жаждать
Царствия Небесного.
Ты не должен пресыщать тело свое многими
яствами, ибо пресыщенное чрево усыпляет глубоким сном.
Как туман затмевает лучи солнца, так и
пресыщение затмевает разум.
Не останавливай своего внимания на
постыдных или вредных помышлениях и развлечениях, дабы
они не увлекли тебя за собою.
Чем долее образ женщины остается в твоем
сердце, тем сильнее воспламеняется страсть.
Избегай сообщества развратных жен, ибо
единение с ними, уловив как удицею, увлекает в погибель.
Безопаснее сблизиться с горящим огнем,
чем с юною развратною женою; ибо она походит на
смертоносный яд.
Берегись обольщаться женскою красотою;
она скорее волн морских увлечет тебя на дно.
Не оставайся долго с развратною
женщиною, дабы она не возжгла в тебе пламень
сладострастия.
Как искра, оставаясь некоторое время в
соломе, обращается в пламень, так и возбужденное
женщиною воображение порождает страсть.
Возбуждай себя ко всякой полезной
деятельности, да будешь кроток, спокоен, долготерпелив и
милосерд.
Не прилепляйся к миру – и избегнешь
печалей. Презирай его – и будеш всегда радостен.
Не ищи пустой славы, ни наружным видом,
ни обращением с людьми, ни в речах, ни в связях своих,
ни в силе или власти своей, ни в успехах своих.
Преклоненное к земле гроздие скоро
истлевает, так и достоинства погибают, когда они
основаны на пустой славе.
Так как дым соломы не есть благовонная
жертва – так и приобретение гордой славы не есть
добродетель перед Богом.
Чем ты гордишься о человек! Не есть ли
ты прах и гной! Отчего ты так высоко несешь чело свое?
Не в скором ли времени ты истлеешь!
Когда ты превозносишь себя выше облак –
то вспомни вместе с тем, что ты не иное что, как прах и
пепел и что ты скоро, как брение и зола, развеешься.
Ты велик и знатен, и честен, о человек,
пока Бог тебе вспомоществует. Ты есть творение Божие, –
не отклоняйся от Сотворшего тебя.
Бог приидет тебе в помощь. Не отвратись
от твоего благодетеля. Добродействуя, благодари Бога,
ибо все исходит от Него.
Не развлекайся при чтении Священнаго
Писания и не предавайся легко сну.
Побеждай леность молитвою и внимательно
обдумывай прочитанное тобою.
Бедный человек собирает себе сокровище
на небеси, в блаженной надежде ожидающих его благ.
Помни, о человек, что может быть сегодня
или завтра тебе раскроются небеса, и ты узришь ангелов,
и предстанешь пред страшным судилищеме Христовым.
Устремляй мысли свои к вратам небесным и
призывай Бога до самой смерти, да приимет Он тебя
милосердо и отверзет тебе их скоро.
Долу на земле преклоняй рамена и колена
пред Богом – и горè возноси душу свою с непрестанными
молитвами к Богу.
Поминай грехи свои, готовься на грядущий
суд, презирай эту ничтожную жизнь и заботься
беспрестанно о будущей.
Помни, сколь часто ты прогневлял Бога
делами, словами и мыслями. Борясь день и ночь со львами
и драконами, потщись одолевать их.
Ты должен умереть и дать отчет во всех
твоих действиях. Блюди в сердце твоем эту память смерти
и суда, чрез что можешь приобрести жизнь вечную.
Будь достоянием Божьим и следуй
предначертанным заповедям Его.
Оскорбил ли тебя кто или повредил тебе,
уповай на Бога и не унывай; терпение щедро
вознаграждается.
Восстав рано от сна, принеси утренние
молитвы Богу, а с закатом солнца – вечерние.
Когда мы беседуем о предметах духовных,
ничто житейское и земное не должно отвлекать нашего
сердца.
Все земное должно тогда в нас замолкнуть
и лишь слышанию слова Божия должен быть доступен слух
наш.
Мы должны быть оживлены благоговейным
страхом при чтении Священного Писания; этот страх
подобает оному; сами таинства Церкви страшны.
Когда ты с чистым сердцем вступаешь в
Церковь – ты вступаешь на путь спасения, а с нечистою
совестию – на осуждение и наказание.
Кто яст и пиет недостойным образом Тело
и Кровь Иисуса Христа, тот яст и пиет собственное свое
осуждение.
Если поругавшийся над царскою порфирою
предается наказанию, то не вящшему ли наказанию подлежит
тот, кто с нечистою совестью приближается к Божественным
тайнам?
Настоящая жизнь наша не есть ли сон? Не
есть ли цвет сельный? Источник быстротекущий? Рассказ?
Басня?...
Марк Эфесский, святитель
Перевод Авраам Норов
Азбука веры
***
Труды святителя Марка Эфесского:
- "Десять аргументов против существования чистилищного огня"
- "Изложение о том, каким образом он принял архиерейское достоинство, и разъяснение о соборе, бывшем во Флоренции"
- "Изречения из Св. Писания, Деяний Соборов и свв. отцов, о том, что Святой Дух исходит только от Отца, но не и от Сына"
- "Исповедание правой веры, изложенное на соборе, бывшем с латинянами, во Флоренции"
- "Латинянин или о прибавлении в Символе"
- "О Воскресении"
- "О освящении Божественных Даров"
- "О сущности и энергии"
- "Окружное Послание против греколатинян и постановлений Флорентийского Собора"
- "Ответ греков на доклад латинян об очистительном огне"
- "Ответы на вопросы латинян"
- "Послание к Константинопольскому Патриарху [Митрофану]"
- "Послание к Настоятелю Ватопедского Монастыря"
- "Послание к Схоларию"
- "Послание к иеромонаху Феофану на Евбейском острове"
- "Послание к иеромонаху Феофану на Имврийском острове"
- "Послание к пресвитеру Метонскому против обрядов Римской Церкви"
- "Послание о понятиях естества (или существа) и Божественного Лица (или Ипостаси)"
- "Силлогические главы против латинян"
- "Слова по преставлении к Богу"
- "Слово первое. Опровержение латинских глав относительно очистительного огня"
- "Слово второе об очистительном огне"
- "Слово папе Евгению Четвертому"
- "Исповедание святейшаго Митрополита Ефесскаго Марка Евгеника, произнесенное им при самой его кончине"
- "Как прп. Сергий Радонежский и по преставлении своем Флорентийский собор неправедным объявил"
- "Сочинение о молитве Иисусовой"
- "Назидательные мысли"
- "Изъяснение церковного последования"
- "Ответ царю Иоанну Палеологу на его недоумения, касательно нравственной немощи человека"
- "Послание к Георгию Схоларию, когда обнаружилось, что тот считает, что возможно сделать некое соглашение с латинянами"
- "Предсмертное завещание Георгию Схоларию"
|