Марк Эфесский. О освящении Божественных Даров
Марка архиепископа Ефесского сочинение о том, что не
только произношением слов Спасителя освящаются Божественные дары, но (именно) последующими за сим
молитвой и благословением священника, силою Святого Духа
Память: 19 января / 1 февраля
Марк Эфесский (1392 - 1444) - епископ
Константинопольской православной церкви, митрополит
Эфесский, православный богослов, блестящий оратор,
участник Ферраро-Флорентийского собора, не принявший
унию. Богословское наследие Марка Эфесского состоит из
трудов, написанных им в ходе работы на
Ферраро-Флорентийском соборе, и последующих посланий,
объясняющих его непринятие унии, где он излагает анализ
католического богословия в соотношении с православным,
указывает, что ряд римских догматов (филиокве,
чистилище) являются противоречащими Священному Писанию и
Преданию.
Святитель Марк Эфесский
***
1. Восприяв изложение Таинства Литургии
от священных Апостолов и от наследовавших их Учителей
Церкви, ни у кого из них мы не нашли, чтобы словами
Господними, и только ими, освящался и совершался Дар
Евхаристии и пресуществлялся в самыя Тело и Кровь
Владыки; но у всех согласно эти слова (Спасителя)
приводятся описательно и являются как бы предисловием,
ради памяти о совершавшемся тогда событии, и они как бы
"влагают" силу предлежащим Дарам для пресуществления и
последующих за сим молитвы и благословения священника,
чтобы тем действием уже пресуществить Дары в самый
Первообраз - Владычни Тело и Кровь. И сами эти
чинопоследования свидетельствуют, что они, - созвучны
тому, чего мы держимся, и содержат в себе самый принцип.
2. Ибо, вот, в записанной Климентом
Литургии священных Апостолов, после того, как приводятся
чудеса и дела Господни) еще же и говорится о Страсти и
Воскресении и Восшествии на небо, так положено читать: "Поминающе,
убо, яже (Христос) о нас претерпе, благодарим Тя, Боже
Вседержителю, не яко есми должни, но яко есть мощно нам,
и заповедь Его исполняем. В нощь бо в нюже предаяше
Себе, прияв хлеб во святыя Своя и непорочные руки и
воззрев к Тебе, Богу Своему и Отцу, и преломив, даде
учеником Своим, глаголя: - Приимите от него, ядите: cие
есть Тело Мое за, многи раздробляемое во оставление
грехов. - Подобне и чашу, растворив от вина и воды, и
освятив, даде им, глаголя: - "Пиите от нее вси. Сия есть
Кровь Моя за многи изливаемая во оставление грехов. Cие
творите в Мое воспоминание. - Поминающе, убо, Страсть.
Его и (Смерть и Воскресение и на небеса Восшествие и
будущее Его второе Пришествие, в оньже приидет судити
живыя и мертвыя и воздати коемуждо по делом его,
приносим Ти, Царю и Богу, по заповеди Его, хлеб сей и
чашу сию, благодаряще Тя о сем, яко удостоил еси нас
предстати пред Тобою и священнодействовати Ти; и молим
Тя, да милостивно призриши на предлежащие Дары сия пред
Тобою, Ты - не имущий ни в чесом потребу, - и да
благоволиши о сих, в честь Христа Твоего, и ниспослеши
Святаго Твоего Духа на Жертву сию, Свидетеля Страстей
Господа Иисуса, яко да явит хлеб сей - Телом Христа
Твоего; и чашу сию - Кровию Христа Твоего" [1].
3. Итак, это, чрез запись блаженного
Климента, божественные Апостолы передали Церкви. Но и
божественный Иаков, первый Епископ Иерусалимлян и
Первого и Великого Архиерея и брат и преемник, и сам
изложивший таинство Литургии, в том же месте, после
того, как привел Владычни слова, пишет так: "Поминающе
убо и мы, грешнии, животворящие Его страдания,
спасительный Крест, и смерть, и погребение, и тридневное
из мертвых Воскресение, и еже на небеса восхождение и
одесную Тебе Бога и Отца седение, и еже второе славное,
страшное Его Пришествие, егда приидет со славою судити
живыя и мертвыя, егда хощет коемуждо воздати по делом
его: приносим Ти, Владыко, страшную сию и безкровную
Жертву". И немного далее: "Помилуй нас, Боже, по велицей
милости Твоей и ниспосли на ны и на предлежащие Святыя
Дары сия Духа Твоего Всесвятаго, Господа и
Животворящего, сопрестольного, единосущного же и
совечного, глаголавшего Законом и Пророки и новым Твоим
Заветом, сошедшаго в виде голубине на Господа нашего
Иисуса Христа во Иордане реце и пребывающего на Нем,
сошедшаго на святыя Твоя Апостолы в виде огненных язык в
горнице святаго и славного Сиона в день Святыя
Пятидесятницы, Сего Духа Твоего Всесвятаго ниспосли,
Владыко, на ны и на предлежащие Святыя Дары сия, да
посетив святым и благим и славным наитием, освятит и
сотворит хлеб убо сей - Тело Святое Христово, и чашу сию
- Кровь честную Христову" [2].
4. Последуют сему и те, которые после
сего сократили эту Литургию, как Василий Великий, так
после него и Иоанн Златоуст. Первый, в том же месте
(Литургии) и сам описывая то первое священнодействие,
переданное Владыкой, так говорит: "Остави нам
воспоминания спасительного Своего страдания сия, яже
предложихом по Его заповедем: хотя бо изыти на вольную и
приснопамятную, и животворящую смерть, в нощь, в нюже
предаяше Себе за живот мира, прием хлеб на святыя Своя и
пречистыя руки, показав Тебе Богу и Отцу, благодарив,
благословив, освятив, преломив, даде святым Своим
Учеником и Апостолом, рек: - Приимите, ядите, cие есть
Тело Мое, еже за вы ломимое, во оставление грехов. -
Подобне и чашу от плода лозного прием, растворив
благодарив, освятив, даде святым Своим Учеником и
Апостолом, рек: - Пийте от нее вси, сия есть Кровь Моя
Новаго Завета, яже за вы и за многие изливаемая, во
оставление грехов. Cие творите в Мое воспоминание". - И
немного далее: "Сего ради, Владыко Пресвятый, и мы
грешнии и недостойнии раби Твои, сподобльшиися служити
святому Твоему жертвеннику, не ради правд наших, не бо
сотворихом что благо на земли: но ради милости Твоея и
щедрот Твоих, яже излиял еси богато на ны, дерзающе
приближаемся Святому Твоему жертвеннику: и предложше
вместообразная святаго Тела и Крове Христа Твоего, Тебе
молимся, и Тебе призываем: Святе Святых, благоволением
Твоея благости, приити Духу Твоему Святому на ны и на
предлежащие Дары сия, и благословити я, и освятити, и
показати - хлеб убо сей - Самое честное Тело Господа и
Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Чашу же сию - самую
честную Кровь Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса
Христа, излиянную аз мирский живот". Божественный же
Златоуст, еще более кратко излагая это, говорить:
"Господь пришед, и все еже о нас смотрение исполнив, в
нощь, в нюже предаяшеся, паче же Сам Себе предаяше за
мирский живот, прием хлеб во святыя Своя и пречистыя и
непорочные руки, благодарив и благословив, освятив,
преломив, даде святым Своим Учеником и Апостолом, рек: -
Приимите, ядите, cие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во
оставление грехов. - Подобне и чашу по вечери глаголя: -
Пиите от нее вси, сия есть Кровь Моя Новаго Завета, яже
за вы и за многие изливаемая во оставление грехов". И
немного далее так присовокупляет: "Приносим Ти словесную
сию и безкровную службу, и просим, и молим, и мили ся
деем, низпосли Духа Твоего Святаго на ны и на
предлежащие Дары сия, - и сотвори убо хлеб сей - честное
Тело Христа Твоего. А еже в чаши сей - честную Кровь
Христа Твоего. Преложив Духом Твоим Святым".
5. Итак, все они согласно сначала
цитируют слова Господа и чрез них приводят к памяти
тогдашних событий и влагают освящательную силу в
совершаемое, но затем молятся и призывают благодать
Святаго Духа, чтобы она, пришедши, тогда реченное ныне
делом соответствующим образом соделала и предложенные
Дары совершила и претворила в Господни Тело и Кровь. Ибо
она и во чреве Девы составила ту богоносную Плоть,
согласно сказанному Ей от Ангела: "Дух Святый найдет на
Тя и сила Вышнего осенит Тя" [3]. Посему и Василий
Великий, после того как привел Господни слова
описательно, как бы от себя говоря, предложенные Дары
называет еще "вместообразными" святаго Тела и Крови, из
чего ясно, что они еще приносятся как образ некий или
изображение; и немедленно за тем он молится, чтобы
пришел Дух Святый и явил хлеб сей честным Телом, а чашу
сию - честною Кровию. И это - весьма естественно. Ибо
как в первом том творении, хотя земля получила, по
Божией заповеди, силу произращать то, что происходит из
нея, и эта заповедь, как говорит тот же Учитель [4],
оставшаяся на веки в земле, придала ей силу непрестанно
произращать, однако, для совершения возрастаемого
необходима также и наша забота и руки земледельцев,
таким образом и здесь, единожды сказанное Спасителем,
как и говорит божественный Златоуст, всегда совершает
действие [5], но, подобно же, и содействует для
совершения (освящения) предлежащих Св. Даров и сила
божественного священства, действующая чрез молитву и
благословение. Ибо и та вода крещения, которая по виду
просто - вода, соделывает отпущение всех грехов - чрез
невидимое содействие Божественного Духа; и то
миропомазание и сами священники и все иные Таинства
Церкви совершаются благодатью Всесвятаго Духа. Итак, не
в том смысле, что мы исключительно придаем веру нашей
молитве или считаем те (евхаристические) слова
(Спасителя) бессильными, мы молимся о предлежащих Дарах,
и таким образом совершаем (освящаем) их, но - и тем
словам мы сохраняем свойственную им силу, и являем
значение божественного священства, которое совершает все
Таинства чрез призывание действующего чрез него Святаго
Духа. Ибо и божественный Златоуст говорит так о сем в
третьей книге "О Священстве": "Предстоит священник,
низводя не огнь, но Духа Святаго, и долго творится
моление не для того, чтобы некий ниспосланный свыше
пламень поглотил Предложение, но для того, чтобы
благодать, нисшедшая на Жертву, чрез нее воспламенила
души всех и явила светлее серебра, очищенного огнем"
[6]. Но наши молитвы не должны вызывать никакого
сомнения или неуверенности, ибо принесенный в жертву и
приемлемый Владыка заповедал нам: "Cие", говорить Он,
"творите в Мое воспоминание" [7], и обещал дать Духа
Святаго всем молящимся Ему, не говоря уж о священниках
(которым - тем более), и весьма желавший, чтобы это
совершалось нами каждый день [8], дабы затем во все
времена оно возвещалось. Или ты уже, может быть, из за
этого сомневаешься и в крещении, которое также
совершается чрез молитвы и призывание (Святаго Духа); и
относительно отпущения грехов, даваемого благодаря
священнической благодати, имеешь ли некое сомнение в
том, действительно ли ты его восприял? и все прочия
также церковные Таинства вычеркнешь? - Но это не - так,
не так, ибо верен Обещавший быть с нами во вся дни до
скончания века [9].
6. Итак, восприяв это от святых
Апостолов и от их преемников, мы неизменно держимся того
разумения, которое отвечает действительности, и отдаем
ему должное. Что же касается того, что слова Господни,
относящияся к Тайнам (Евхаристии), произносимыя в
повелительной форме, довлеют для освящения Даров, - сего
не являет ни один из Алостолов, ни Учителей, говоря о
сем предмете; но то, что единожды сказанное Им, тем
самым, что оно было Им сказано, как слово Творца, всегда
действует, - это говорит Златоязычный Иоанн [10]. Что же
касается того, что эти слова, ныне произносимыя
священником, тем самым, что произносятся им, могут
совершить сие (т.е. освятить Св. Дары) - этого отнюдь не
должно учить, поскольку слово Творца не само по себе
действует тем, что произносится тем или иным человеком,
но в том его значение (сила), что оно раз и навсегда
было сказано Богом. И, действительно, и сами латиняне
говорят, что Владычни слова не оказывают действия, когда
говорятся просто первым встречным и вне алтаря. Итак,
если есть нужда в священнике и алтаре и в прочем, что
принадлежит к сему, то почему же не иметь нужды и в
молитве и в благословении, и чрез них - в наитии Святаго
Духа, которое совершает все Таинства? К тому же, пусть
приступит священный Дионисий, подтверждая своим
свидетельством правоту того, что мы совершаем. Ибо в
"Размышлении о Таинстве Вечери Господней" он так
говорит: "Воспев священные, божественные дела, иерарх
приступает к священнодействию (т.е. к самому освящению
Св. Даров) и сначала просит прощение о сем, и
восклицает: Ты сказал - Cие творите в Мое воспоминание.
- Затем он молится, чтобы быть достойным того
подражательного Богу священнодействия и в подобии с
Христом всесвятейше совершить Божественные Тайны и
раздать и священно соделать причастников участниками их.
Таким образом, затем он священнодействует (т.е.
освящает) Божественнейшие Тайны и представляет взору
Воспеваемое в виде священного Предложения. Ибо раскрыв и
разделив на много частей прикровенный и неделимый Хлеб,
и всем разделив единство Чаши, он символическим образом
умножает и разделяет единство". И немного далее:
"Причастив других, иерарх завершает священную
Евхаристию".
7. Всякому желающему возможно видеть -
соответствует ли все вышеприведенное тому, что мы
совершаем, или же - тому, что совершают латиняне. Ибо
мы, последуя священным Апостолам и Учителям, в отношении
переданных ими изложений (Литургии) и оному разъяснителю
священнодействий (св. Дионисию Ареопагиту), воспеваем
священные божественные дела, то есть, как он говорит, -
Вочеловечение ради нас Бога, смерть Его за нас, рождение
о Бозе крещаемых, божественное усыновление, обожение за
соблюдение заповедей; затем, приступая таким образом к
священнодействию, мы сначала испрашиваем прощения о сем
и возглашаем самыя Владычни слова, которые Он тогда рек,
и затем присовокупляем, что это Он Сам заповедал: "Cие
творите в Мое воспоминание", затем, помолившись, чтобы
быть достойными сего богоподражательного
священнодействия, как это охватывают изложения
(Божественной Литургии), мы священнодействуем (освящаем)
Божественные Тайны чрез молитву и благословение и наитие
Божественного Духа, и прикровенный до тех пор и
неразделенный Хлеб открыв, рассецаем на много частей, и
всем разделяем единство Чаши. А латинский священник
также описательно говоря, поминает Владычни слова,
которые Он заповедал: "Приимите, ядите" и "Пиите вси" и
Cиe творите в Мое воспоминание" - и больше ничего не
священнодействует, но считает, что самое произношение
этих слов довлеет для освящения и священнодействия;
затем, тот безквасный Хлеб, не покровенный до тех пор,
но так, как он был, взяв и подняв, отламывает от него
часть и влагает в Чашу, а остальное влагает в уста, и
подобно сему, испив всю чашу, увещевает сослужащих ему
диаконов дать ему целование, никому ничего не дав, тот,
кто до такой степени хвалится (словами Господа): "Приимите,
ядите вси" и "Пиите от нея вси". Не очевидно ли, что это
является противоположным и в отношении полученного по
преданию изложения (Божественной Литургии) и толкования
(Св. Дионисия) и Владычних слов и самих ихных возгласов?
И поступая так, им ли дерзать обвинять нас и вмешиваться
в совершаемое нами и делать дальнейшие толкования тому,
что является следованием Святым. Но Златоуст говорит:
"Слово Владычнее, единожды реченное, соделывает Жертву
совершенной" [11]; "единожды реченное" - он говорит; -
не ныне произносимое, но "единожды реченное" Спасителем,
всегда влагает освящательную силу в предложенные Дары,
но не уже и делом освящает их (чрез одно только
произношение их); ибо это, чрез молитву священника,
соделывает наитие Святаго Духа; и ясно это - из того,
что тот же Златоуст, как это мы выше изложили, после
того, как были произнесены Владычни слова, говорит: - "Ниспосли
Духа Твоего Святаго и сотвори убо хлеб сей - честное
Тело Христа Твоего; а еже в чаши сей - честную Кровь
Христа Твоего; преложив Духом Твоим Святым". Если и это
не убедит любителей словопрений, - да будут они достойны
сожаления, как одержимые двойным неведением и до глубины
окаменелостью.
Марк Эфесский, святитель
Перевод на русский язык
Архимандрита Амвросия (Погодина) с
Mgr. Louis Petit, Patrologia Orient.
Т.17, PP.426-34
Цитировано по:
Архимандрит Амвросий (Погодин).
Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния.
Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963 //
Издательство "ПОСАД"
Святоотеческое наследие
Примечания
1. Из 8-й книги "Апостольских
Постановлений". Наш перевод на церковнославянский язык
греческого текста.
2. Почерпнуто из "Литургии Апостола
Иакова". - Владомирово, 1938. -С. 22-30.
3. Лк. 1:35.
4. Basil. Magn. Hom. V in Hexæm. n. 10.
P.G. t. 29, col. 116.
5. Joann. Chrysost. Hom. I de prodit.
Jud. P.G. t. 49, col. 380.
6. P.G. t. 48, col. 642.
7. Лк. 22:19.
8. Некоторые Свв. Отцы толковали
прошение Молитвы Господней - "Хлеб наш насушный даждь
нам днесь", как прошение о сподоблении ежедневного
Причащения.
9. Мф.28,20.
10. См. прим. 5.
11. Ibid.
***
Труды святителя Марка Эфесского:
- "Десять аргументов против существования чистилищного огня"
- "Изложение о том, каким образом он принял архиерейское достоинство, и разъяснение о соборе, бывшем во Флоренции"
- "Изречения из Св. Писания, Деяний Соборов и свв. отцов, о том, что Святой Дух исходит только от Отца, но не и от Сына"
- "Исповедание правой веры, изложенное на соборе, бывшем с латинянами, во Флоренции"
- "Латинянин или о прибавлении в Символе"
- "О Воскресении"
- "О освящении Божественных Даров"
- "О сущности и энергии"
- "Окружное Послание против греколатинян и постановлений Флорентийского Собора"
- "Ответ греков на доклад латинян об очистительном огне"
- "Ответы на вопросы латинян"
- "Послание к Константинопольскому Патриарху [Митрофану]"
- "Послание к Настоятелю Ватопедского Монастыря"
- "Послание к Схоларию"
- "Послание к иеромонаху Феофану на Евбейском острове"
- "Послание к иеромонаху Феофану на Имврийском острове"
- "Послание к пресвитеру Метонскому против обрядов Римской Церкви"
- "Послание о понятиях естества (или существа) и Божественного Лица (или Ипостаси)"
- "Силлогические главы против латинян"
- "Слова по преставлении к Богу"
- "Слово первое. Опровержение латинских глав относительно очистительного огня"
- "Слово второе об очистительном огне"
- "Слово папе Евгению Четвертому"
- "Исповедание святейшаго Митрополита Ефесскаго Марка Евгеника, произнесенное им при самой его кончине"
- "Как прп. Сергий Радонежский и по преставлении своем Флорентийский собор неправедным объявил"
- "Сочинение о молитве Иисусовой"
- "Назидательные мысли"
- "Изъяснение церковного последования"
- "Ответ царю Иоанну Палеологу на его недоумения, касательно нравственной немощи человека"
- "Послание к Георгию Схоларию, когда обнаружилось, что тот считает, что возможно сделать некое соглашение с латинянами"
- "Предсмертное завещание Георгию Схоларию"
|