Марк Эфесский. Послание к Георгию Схоларию, когда
обнаружилось, что тот считает, что возможно сделать
некое соглашение с латинянами
Память: 19 января / 1 февраля
Марк Эфесский (1392 - 1444) - епископ
Константинопольской православной церкви, митрополит
Эфесский, православный богослов, блестящий оратор,
участник Ферраро-Флорентийского собора, не принявший
унию. Богословское наследие Марка Эфесского состоит из
трудов, написанных им в ходе работы на
Ферраро-Флорентийском соборе, и последующих посланий,
объясняющих его непринятие унии, где он излагает анализ
католического богословия в соотношении с православным,
указывает, что ряд римских догматов (филиокве,
чистилище) являются противоречащими Священному Писанию и
Преданию.
Святитель Марк Эфесский
***
I. Славнейший, мудрейший, ученейший и
возлюбленный для меня брат и по духу сын, кир Георгий,
молю Бога здравствовать тебе душею и телом и чтобы тебе
во всем было хорошо; милостью Его и я достаточно
здравствую телом.
Как радостью ты исполнял нас, когда
держался правого учения и блогочестивого и отеческого
мышления и был поборником Истины, осужденной
неправедными судьями, так (ныне), напротив, печалию и
скорбию мы были исполнены, услышав, что ты снова
переменил мнение и противоположное и мыслишь и говоришь
и с дурными "икономами" (т.е. оппортунистами) [1]
стремишься к компромиссам и соглашательству. Разве это
хорошо и достойно души философа? – А я уже думал
исплесть тебе похвалу и хотел привести великого
Григория, нареченного по Богословию, который, восхваляя
некоего философа Ирона, противоставшего заблуждению
ариан, говорит, что "имея доблественное тело,
истерзанное бичами, он был брошен в изгнание" [2]. Ты,
не испытав на опыте ничего болезненного, как думаю,
(только) устрашившись или соблазнившись обещанием даров
и почестей, так легко сразу предал Истину!" "Кто даст
главе моей воду, и глазам моим источник слез"!
(Иер. 9:1) и я оплачу "дщерь Сиона" – говорю – душу
философа, сдуваемую и относимую ветром, как "прах от
гумна летня" (Дан.2:35).
II. Но, быть может, ты скажешь, что
сделанное изменение не превратилось в противоположное
(мнение), но мы ищем нечто среднее и соглашение. –
Никогда, о человек, то, что относится к Церкви
(ταεκκλησιαστικά) не исправляется чрез компромиссы: нет
ничего среднего между Истиной и ложью, но как
находящийся вне света, по необходимости, будет во мраке,
так и немного отступивший от Истины, предоставлен
подлежать лжи, если будем говорить правду; и хотя
возможно сказать, что между светом и тьмой есть середина
– называемая вечерними и утренними сумерками, однако,
между Истиной и ложью, как бы кто ни старался, не
выдумает нечто среднее. Послушай, как великий в
Богословии Григорий "восхваляет" собор, изыскивавший
нечто среднее: "То ли Халанский столб, блоговременно
разделивший языки (о, если бы разделил и их языки;
потому что согласие у них на зло), то ли Каиафино
соборище, на котором осуждается Христос, – или как иначе
назвать сей собор, все извративший и приведший в
замешательство. Он разрушил древнее и блогочестивое
исповедание Троицы, подкопав и как бы стенобитными
орудиями потрясши Единосущие, а вместе отверз двери
нечестью, через посредство написанного. "Мудри быша еже
творити злая, благо же творити не познаша" (Иер.4:22)
[3]. Разве это не соответствует и нынешнему нашему
Собору? И вообще, скажу я, осли бы он и имел желание
найти нечто среднее и равенство, ему ставили препятствия
содержатели Собора"). Поэтому ясно, как тем было угодно,
он изрыгал хулу, лучше же сказать, как сказал пророк:
"Яйца аспидска разбиша и постав паучинный ткут"
(Ис.59:5); и, действительно, паутина была соткана и
названа "Соборное Определение" (Акт Унии). Итак, да не
обольстят нас, прибегая теперь к компромиссам и
равенству, ибо это – Каиафин синедрион, и до сих пор
заключенная ими Уния объемлет мраком Церковь.
III. Доколе, о, несчастный, благородство
и честь твоей души будешь ты погружать в лишенные всякой
ценности вещи?! До каких пор – сны, и когда серьезно
отнесешься к Истине?!
– Беги из Египта без оглядки; беги из
Содома и Гоморры; спасайся в гору, чтобы не быть
захваченным вместе с другими. Но, возобладало ли тобою
тщеславие и ложное богатство и изящные и разукрашенные
тоги (χλανιόίακια) и прочее, на чем зиждется
блогополучие этого мира? – Увы, философ – с таким чуждым
философу мировоззрением! – Посмотри на тех, которые
прежде тебя в подобной известности почитались; завтра и
сам ты сойдешь в преисподнюю, все оставив на земле; но с
великой строгостью будет потребован от тебя отчет в
поступках твоей жизни; как и лжеименный Собор должен
будет ответить за кровь убитых душ, соблазнившихся
касательно таинства Веры, принявших недопустимое и
непрощаемое душам кощунство на Святого Духа, и
дерзнувших к двум Началам относить Его бытие,
вовлеченных в незаконные и смехотворные латинские
обряды, привлекших на свои головы проклятия и анафемы за
новшества в вере.
IV. Но заключенная ими Уния послужит для
утверждения и пользы народа? – О, "совершенно ясно"! Не
видишь ли, как бегут враги Креста, и как наш один гонит
тысячу, а двое – ликвидируют десять тысяч? – Но мы видим
совершенно противоположное. Если не Господь созиждет
государство, всуе трудишася зиждущие; если не Господь
сохранит наш град, всуе бодрствовали стрегущие его на
золотники Папы (Пс.126:1). Но довольно было сказано! –
Всецело измени свое расположение ради Господа; оставь
мертвым погребать своих мертвецев; оставь кесарево
кесарю; воздай Богу сотворенную и украшенную Им душу;
подумай, каких великих вещей ты являешься должником Ему:
воздаждь долги. О, молю, любимейший и мудрейший, дай мне
возрадоваться о тебе; дай мне вознести славу Богу,
Который да сохранит тебя свыше от всякого печального
обстояния!
Марк Эфесский, святитель
Цитировано по:
Святой Марк Эфесский и Флорентийская
уния. - М.: Посад, 1994. - С. 164-168.
Азбука веры
Примечание
1. Переводим слово как "оппортунисты" по
предложению Mgr. L. Petit. P. Or t. XVII р. 461, not. a.
2. Gregor. Naz. P. G. t. 35, c. 717 о et
1217 a.
3. P.G. t. 35, c. 1105.
***
Труды святителя Марка Эфесского:
- "Десять аргументов против существования чистилищного огня"
- "Изложение о том, каким образом он принял архиерейское достоинство, и разъяснение о соборе, бывшем во Флоренции"
- "Изречения из Св. Писания, Деяний Соборов и свв. отцов, о том, что Святой Дух исходит только от Отца, но не и от Сына"
- "Исповедание правой веры, изложенное на соборе, бывшем с латинянами, во Флоренции"
- "Латинянин или о прибавлении в Символе" - святитель Марк Эфесский
- "О Воскресении" - святитель Марк Эфесский
- "О освящении Божественных Даров" - святитель Марк Эфесский
- "О сущности и энергии" - святитель Марк Эфесский
- "Окружное Послание против греколатинян и постановлений Флорентийского Собора"
- "Ответ греков на доклад латинян об очистительном огне"
- "Ответы на вопросы латинян"
- "Послание к Константинопольскому Патриарху [Митрофану]"
- "Послание к Настоятелю Ватопедского Монастыря"
- "Послание к Схоларию"
- "Послание к иеромонаху Феофану на Евбейском острове"
- "Послание к иеромонаху Феофану на Имврийском острове"
- "Послание к пресвитеру Метонскому против обрядов Римской Церкви"
- "Послание о понятиях естества (или существа) и Божественного Лица (или Ипостаси)"
- "Силлогические главы против латинян"
- "Слова по преставлении к Богу"
- "Слово первое. Опровержение латинских глав относительно очистительного огня"
- "Слово второе об очистительном огне"
- "Слово папе Евгению Четвертому"
- "Исповедание святейшаго Митрополита Ефесскаго Марка Евгеника, произнесенное им при самой его кончине"
- "Как прп. Сергий Радонежский и по преставлении своем Флорентийский собор неправедным объявил"
- "Сочинение о молитве Иисусовой"
- "Назидательные мысли"
- "Изъяснение церковного последования"
- "Ответ царю Иоанну Палеологу на его недоумения, касательно нравственной немощи человека"
- "Послание к Георгию Схоларию, когда обнаружилось, что тот считает, что возможно сделать некое соглашение с латинянами"
- "Предсмертное завещание Георгию Схоларию"
|