Марк Эфесский. Как прп. Сергий
Радонежский и по преставлении своем Флорентийский собор
неправедным объявил
Память: 19 января / 1 февраля
Марк Эфесский (1392 - 1444) - епископ
Константинопольской православной церкви, митрополит
Эфесский, православный богослов, блестящий оратор,
участник Ферраро-Флорентийского собора, не принявший
унию. Богословское наследие Марка Эфесского состоит из
трудов, написанных им в ходе работы на
Ферраро-Флорентийском соборе, и последующих посланий,
объясняющих его непринятие унии, где он излагает анализ
католического богословия в соотношении с православным,
указывает, что ряд римских догматов (филиокве,
чистилище) являются противоречащими Священному Писанию и
Преданию.
Святитель Марк Эфесский
***
Перевод
Жития преподобного отца нашего Сергия и
многих чудес его отдельная была найдена книга,
напечатанная в царствующем городе Москве, в которой
между прочими чудесами святого находится и это. Как
после Флорентийского человекоубийственного сборища, где
множество благочестивых архиереев и иереев, не
захотевших примкнуть к латинскому заблуждению, римлянами
были подвергнуты различным мучениям. Некий пресвитер из
великороссийских земель, пришедший на этот собор с
митрополитом Киевским Исидором, отпавшим после от
Православия, было же имя пресвитеру Симеон. Тот многие
скорби и муки в темницах и оковах за благочестие
претерпел от митрополита Исидора-отсупника.
Освободившись от уз, сговорился с тверским послом Фомой
и бежал из латинского города к своей стороне. Находясь в
великом унынии и замешательстве в пути из-за тяжелого
путешествия, прилег немного отдохнуть и задремал. И
видит старца почтенного, стоящего над ним, и держащего
его за правую руку и говорящего: "Благословился ли от
последовавшего стопам апостольским епископа Марка
Ефесского?" Он же отвечал: "Видел, господин,
удивительного и сильного мужа, и благословился у него".
Старец же сказал: "Благословен тот человек Богу, потому
что из суетного латинского сборища никто не победил его
ни подкупом, ни лестью, ни угрозами. Поэтому ты учение и
наставление, которое от блаженного Марка слышал,
возвещай, куда бы ни пошел, всем православным,
держащимся предания святых апостолов и заповедей святых
отцов семи соборов, и имеющий ум истинный да не
прельстится. А о преодолении пути не заботьтесь, потому
что я неотступно буду с вами и проведу вас без скорбей.
Это и больше того когда сказал почтенный старец, спросил
его пресвитер: "Господин, открой мне, кто ты: думаю, что
от Бога послан вывести нас, утративших надежду, из этой
чужой земли". Отвечал явившийся: "Я – Сергий, которого
ты некогда призывал, молясь, в прошении твоем и обещал
прийти в обитель мою".
После видения этого встал пресвитер,
обрадовавшись, и рассказал спутнику Фоме о том, что
видел и слышал. И отправились, радуясь, в путь свой, и
вскоре Божьим покровительством и молитвами заступника
своего, преподобного Сергия, в здравии и безопасности
достигли Российской земли. О помощи и явлении святого
рассказавшие, слышанное от него проповедавшие, и все
бывшее на Флорентийском соборе возвестившие.
Это здесь вспоминается не неподобающе
настоящему времени, в которое благочестие святое весьма
много от римлян злословимо и гонимо: пусть увидят чада
Восточной Церкви, как столп церковный – преподобный отец
наш Сергий – и по преставлении своем Флорентийский собор
неправедным объявил. И не пожелал (участвовать) в
римском пустом о вере споре: вера наша (по апостолу) не
в убедительных словах человеческой мудрости, но в
явлении Духа и силы, и не в мудрости человеческой, но в
силе Божьей.
Церковнославянский
Жития преподобнаго сего отца нашего
Сергия и многих чудес его, особная обретается книга,
печатанная* (*в лето 7155 [1647], глава 47) в
царствующем граде Москве, в нейже между иными чудесами
святаго обретается и сие: яко по Флоренском
человекоубийственном сборищи, идеже множество
благочестивых архиереов и иереов, к Латинскому
заблуждению пристати не восхотевших, различными муками
от Римлян погублено бысть. Некий пресвитер от
великороссийских стран, шедый на собор оный с Исидором
Митрополитом Киевским, отпадшим послежде от православия;
бе же имя пресвитеру Симеон: той многия скорби и муки в
темницах и оковах за благочестие претерпе от Митрополита
Исидора отступника. Избыв же от уз, совещася с Тферским
послом Фомою, и бежа от Латинского града к своей стране.
Бывшу же ему в печали велицей и недоумении на пути
неудобнаго ради прошествия, и почити мало возлегшу,
воздремася: и зрит старца честна, стояща над ним, и емша
его за десную руку и глаголюща: благословился ли еси от
последовавшаго стопам апостольским Марка Ефесскаго
епископа? Он же отвеща: видех господи чудна и крепка
мужа, и благословихся от него. Старец же рече:
благословен той человек Богу, яко от суетнаго того
Латинскаго соборища никтоже одоле ему, ни имении, ни
ласкании, ни прещением мук. Ты убо учение и наказание,
еже от блаженнаго Марка слышал еси, проповеджь, аможе
пойдеши, всем православным, имущым предания святых
апостол, и заповеди святых отец седми соборов, и имеяй
разум истинный, да не прелстится. А о прехождении пути,
не скорбите, аз бо неотступно есть с вами, и проведу вы
без печали. Та и множайшая егда изрече честный той
старец, вопроси его пресвитер: господи, повеждь ми, кто
еси ты: мню бо, яко от Бога послан еси извести отчаянных
нас от чуждыя земли сея. Отвеща явлейся: аз есмь Сергий,
егоже иногда призывал еси моляся в молитве твоей, и
обещался еси приити во обитель мою. По видении том
воспрянув пресвитер, обрадовася, и сказа спутнику Фоме,
еже виде и слыша. И поидоша веселящееся в путь свой, и
вскоре Божиим покровением, и молитвами заступника своего
преподобнаго Сергия, здраво и безнаветно Российския
страны достигоша. Помощь же и явление святаго сказующе,
слышанная от него проповедаша, и вся на Флоренстем
соборищи бывшая возвестиша.
Сие же зде воспомянуся не безприлично
настоящему времени, в неже благочестие святое,
попремногу от Римлян есть хулимо и гонимо: да видят
восточныя церкве чада, яко столп церковный преподобный
отец наш Сергий, и по преставлении своем собор
Флоренский неправеден быти показа. И не благоволи в
Римстем суетном о вере прении: вера бо наша (по
апостолу) не в препретельных человеческия премудрости
словесех, но в явлении Духа и силы: и не в мудрости
человечестей, но в силе Божией есть.
Марк Эфесский, святитель
Азбука веры
***
Труды святителя Марка Эфесского:
- "Десять аргументов против существования чистилищного огня"
- "Изложение о том, каким образом он принял архиерейское достоинство, и разъяснение о соборе, бывшем во Флоренции"
- "Изречения из Св. Писания, Деяний Соборов и свв. отцов, о том, что Святой Дух исходит только от Отца, но не и от Сына"
- "Исповедание правой веры, изложенное на соборе, бывшем с латинянами, во Флоренции"
- "Латинянин или о прибавлении в Символе"
- "О Воскресении"
- "О освящении Божественных Даров"
- "О сущности и энергии"
- "Окружное Послание против греколатинян и постановлений Флорентийского Собора"
- "Ответ греков на доклад латинян об очистительном огне"
- "Ответы на вопросы латинян"
- "Послание к Константинопольскому Патриарху [Митрофану]"
- "Послание к Настоятелю Ватопедского Монастыря"
- "Послание к Схоларию"
- "Послание к иеромонаху Феофану на Евбейском острове"
- "Послание к иеромонаху Феофану на Имврийском острове"
- "Послание к пресвитеру Метонскому против обрядов Римской Церкви"
- "Послание о понятиях естества (или существа) и Божественного Лица (или Ипостаси)"
- "Силлогические главы против латинян"
- "Слова по преставлении к Богу"
- "Слово первое. Опровержение латинских глав относительно очистительного огня"
- "Слово второе об очистительном огне"
- "Слово папе Евгению Четвертому"
- "Исповедание святейшаго Митрополита Ефесскаго Марка Евгеника, произнесенное им при самой его кончине"
- "Как прп. Сергий Радонежский и по преставлении своем Флорентийский собор неправедным объявил"
- "Сочинение о молитве Иисусовой"
- "Назидательные мысли"
- "Изъяснение церковного последования"
- "Ответ царю Иоанну Палеологу на его недоумения, касательно нравственной немощи человека"
- "Послание к Георгию Схоларию, когда обнаружилось, что тот считает, что возможно сделать некое соглашение с латинянами"
- "Предсмертное завещание Георгию Схоларию"
|