Марк Эфесский. Послание о понятиях естества (или
существа) и Божественного Лица (или Ипостаси)
Послание XV преподобного Максима Исповедника об
общем и индивидуальном, т.е. о "существе" (ή оύαία) и
"ипостаси" (ή νπόστασι) к Косьме, боговозлюбленнейшему
Александрийскому диакону
Память: 19 января / 1 февраля
Марк Эфесский (1392 - 1444) - епископ
Константинопольской православной церкви, митрополит
Эфесский, православный богослов, блестящий оратор,
участник Ферраро-Флорентийского собора, не принявший
унию. Богословское наследие Марка Эфесского состоит из
трудов, написанных им в ходе работы на
Ферраро-Флорентийском соборе, и последующих посланий,
объясняющих его непринятие унии, где он излагает анализ
католического богословия в соотношении с православным,
указывает, что ряд римских догматов (филиокве,
чистилище) являются противоречащими Священному Писанию и
Преданию.
Святитель Марк Эфесский
***
Боговозлюбленнейшему Господину Косме
диакону смиренный Максим (желает) радоваться!
Так как нами, действительно, было
подвигнуто большое рассуждение касательно Божественного
Воплощения, то, восприяв благочестие возвышенных
догматов и приняв их как повод, ты попросил мое
смирение, о, человече Божий, сказать: что есть взаимное
и общее, и что - особое и индивидуальное, чтобы таким
образом нам стало бы ясно все понятие соединения (двух
естеств в лице Богочеловека). Я отнюдь не буду излагать
свое (мнение), но то, чему я научился от Отцев, я
передам, ничего не изменяя в их учении об этих
предметах.
Итак, взаимное и общее, т.е. основное
(как принцип), согласно Отцам, есть существо и естество,
ибо, как они говорят, в отношении друг друга эти понятия
являются тождественными. Индивидуальное же и особое -
ипостась и лицо, ибо и эти понятия друг в отношении
друга являются тождественными, согласно им (т.е. свв.
Отцам). И раскрывая (это) Терентию, так пишет Великий
Василий: "Если же и нам долженствует вкратце сказать,
что мы думаем, мы скажем (о том), какое отношение имеет
"общее" к "единичному" т.е. существо - к ипостаси. Ибо
каждый из нас участвует и в общем понятии "бытия" (τоν
είναι), и по индивидуальным чертам, свойственным ему,
является тем, а не иным". И опять он же в (послании) к
Амфилохию, говоря о том же самом предмете, так говорит:
"Существо же и ипостась имеют ту разницу, какую "общее"
имеет к "единичному", например, как понятие "живое
существо" имеет отношение к понятью - "определенный
человек". И затем: "Те, кто говорят, что существо и лицо
- одно и то же, должны признать, что различные лица -
одно". И опять, объясняя некое каноническое значение
единосущие, он писал, уча: "Это же изречение исправляет
также заблуждение Савелия [1]: ибо оно отстраняет
тождественность ипостасей и вводит совершенное понятие о
лицах, так как ничто не может быть со-естественным по
отношению к самому себе, но - в отношении другого.
Поэтому (это изречение) - хорошо и благочестиво, оно
различает особенности ипостасей и утверждает полную
тождественность естества". И затем во втором (послании)
к Неокесарийцам он учит, говоря: "Ибо также можно
заметить, что как не исповедующий общности существа
впадает (такой) в многобожие, так и не приписывающий
индивидуальных свойств Ипостасям отводится в иудейство".
И еще в тех (словах), которые он составил для подписи
Евстафию Армянскому, он выразительно являет это в
писании: "Поэтому подобает открыто исповедать, что они
веруют согласно словам, выраженным нашими Отцами в Никеи,
по здраво выраженному понятию в этих словах. Ибо есть
такие, которые даже в этом Символе Веры извращают
понятие Истины, и по своему желанию нарушают смысл слов
в нем. Например, вот и Маркелл [2] нечестиво осмелился,
согрешая в отношении Ипостаси Господа нашего Иисусa
Христа, и толкуя Его как только "Слово", утверждать
будто он оттуда (т.е. из Символа Веры) принял принцип
(τάς αρχάς), дурно толкуя значение "единосущия". И некие
из нечестия Ливийца Савелия [3], понимая ипостась и
существо как одно и то же, отсюда берут материал для
созидания своей хулы, - из написанного в Символе: "Кто
говорит, что Сын Божий - от различной сущности или
ипостаси, анафематствует того Святая и Кафолическая
Церковь". Ибо они (т.е. свв. Отцы) не сказали, что
существо и ипостась - одно и то же. Ибо если (эти)
изречения являют одно и то же понятие, то какая была бы
нужда в каждом из них в отдельности? Но, очевидно, так
как были отрицающие, что от одного естества (в оригинале
письма св. Василия Великого: - "от существа Отца) - Сын,
другие же (утверждали), что (Сын Божий происходит не от
Отца, но) - от некой иной ипостаси, то, таким образом, и
то и другое, как чуждое церковному суждению, они
отвергли. После того, как они явили свое суждение, они
сказали, что Сын - от естества Отца, не прибавляя далее,
что - "и от Ипостаси". Отсюда то (т.е. первое суждение)
положено, чтобы упразднить лукавое суждение, а это (т.е.
второе суждение) является возвещением спасительного
догмата".
Согласуясь же с сим и Григорий,
наименованный по Богословию, в первичном Богословском
Слове [4] так являет это, говоря: "Когда же говорю о
середине, говорю истину, которую одну только хорошо
иметь в виду, отвергая как и неподобающее смешение, так
и более неестественное разделение. Ибо (в первом случае)
из страха многобожия, сократив понятие о Боге в одну
Ипостась, оставим у себя одни голые имена, признавая,
что один и тот же есть и Отец и Сын и Святый дух. И
немного далее еще: "Должно - и одного Бога сохранить
(т.е. веру в одного Бога) и Три Ипостаси, т.е. Лица
исповедовать, и каждую - с личным свойством. Сохраняется
же, по моему разумению, единый Бог (т.е. вера в единого
Бога), когда к единому Виновнику возводятся Сын и Дух,
но не сочетаются и не смешиваются (с Ним): и то согласно
одному и тому же, назову так, движению и воле и
тождественности существа. Три же Ипостаси - когда не
замышляется никакое сочетание или растворение или
смешение, вследствие чего возвеличением Одного более,
нежели это должно, не оказалось бы разрушенным все". И
еще в Прощальном Слове: "Веруем в Отца и Сына и Святого
Духа: единосущных и единославных, во имя Которых и
крещение имеет совершение. Видишь, посвященный, то (что
является) отрицанием безбожия и исповеданием Божества. И
таким образом мы восстанавливаемся к правильному
разумению Того, Кого возвещаем Единым по естеству, и
Неразделимым в поклонении: Эти же Три - (называются)
Ипостасями, т.е. Лицами". А вот также и в Слове на Светы
[5] это говорит он: "Скажу о Боге: вы просветились и
Единым и Троичным Светом, согласно личным особенностям,
т.е. Ипостасям, если кому угодно назвать - Лицам [ибо
совершенно не будем спорить о названиях, пока не
приведем слова для объяснения смысла (их)]; Единым же -
согласно понятию существа, т.е. Божества. Такую симфонию
божественных догматов показали богоглаголивые Отцы наши
Григорий и Василий, ясно именуя естество - существом,
как общее и взаимное, а Лицо (именуя) Ипостасью, как
индивидуальное и особое; ни в коем случае не смешивая
изречения этого понятия, чрез нарушение и смешение их
друг в отношении друга. Ибо движимые одним и тем же
Духом, они преподали народам правое исповедание Веры. Ты
найдешь согласующимися с ними и всех тех, которым по
благодати Духа было вверено правление Церкви, учащих это
правое понятие благочестивой Веры, и совершенно ничем не
уклонившихся от этого суждения.
Построение от природы свойственных
понятий, показывающее, что ничто не бывает одним и тем
же с другим в отношении и существа и ипостаси, но эти
вещи или существом представляют - одно, но тогда они
различны no ипостаси, или же - они по ипостасям, но
тогда совершенно различны по существу.
Если же существо и естество есть одно и
то же, и лицо и ипостась (в свою очередь) - одно и то
же, то ясно, что (существа) друг в отношении друга
единоестественные и единосущные - совершенно
гетероипостасны друг в отношении друга. Ибо в отношении
и того и другого, имею в виду - естество и ипостась,
ничто из существующего не бывает одним и тем же в
отношении другого. Поэтому, те, которые соединены друг в
отношении друга согласно одному и тому же естеству или
существу, т.е. - сущие одного и того же существа и
естества, отнюдь, не являются соединенными в одной и той
же ипостаси или лице, т.е. отнюдь не было бы возможным
им иметь одно и то же лицо и одну ипостась; и те,
которые соединены согласно одной и той же ипостаси или
лицу, совершенно невозможно, чтобы были соединенными
согласно одному и тому же существу или естеству, т.е.
отнюдь не значит, чтобы они являлись одного и того же
существа т.е. естества. Но соединенные согласно одному и
тому же естеству или существу, т.е. являющиеся одного и
того же существа или естества, между собою отличаются
ипостасями или лицами, как это бывает в отношении
Ангелов и людей и всей видимой твари в облике и роде.
Ибо Ангел от Ангела, и человек от человека, и вол от
вола, и собака от собаки, отличаются в отношении лица, а
не - естества или существа. Дерзнет ли слово сказать
больше: так, в отношении самой Первой, Безначальной же
Творительной Причины (всего) сущего мы наблюдаем то же в
отношении друг друга - Существо и Ипостась;
действительно, мы познали едино Существо и Естество
Божества, сущего в Трех Ипостасях, различаемых Друг от
Друга индивидуальными свойствами, и Три Ипостаси в одном
и том же Существе и Естестве Божества. Ибо Единица в
Троице, и Троица в Единице является Поклоняемое нами:
Отец и Сын и Дух Святый - единый Бог; хотя Сын не есть
Отец, но То, что - Отец; хотя Дух не есть Сын, но То,
что - Сын; ибо во всем каков - Отец, таков - Сын, кроме
нерождения (ибо Он - рожден); и во всем каков - Сын,
таков - Дух Святый, кроме исхождения (ибо Он исходен).
Свойствами - нерождения или рождения или исхождения не
разделяется на три неравные или равные существа и
естества единое Естество и Сила невыразимого Божества,
но (этими свойствами) характеризуются Лица или Ипостаси,
в которых - или именно как - существует единое Божество,
т.е. Существо и Естество. Также и те, которые соединены
согласно одной и той же ипостаси или лицу, т.е.
являющиеся одной и той же ипостаси и единого полного
лица, различаются понятием существа или естества, как
это бывает в отношении человеческой души и тела и тех,
которые существуют одинаковыми по ипостаси ради их
взаимного сочетания. Ибо они не являются единосущными в
отношении друг друга.
Марк Эфесский, святитель
Перевод на русский язык
Архимандрита Амвросия (Погодина)
с Migne. Patrologiae Cursus completus.
Series Graeca, tom. 91, col. 544-553.
Цитировано по:
Архимандрит Амвросий (Погодин).
Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния.
Holy Trinity Monastery, Jordanville, N.
Y. 1963 //
Издательство "ПОСАД"
Святоотеческое наследие
Примечания
1. Савеллий - еретик III в., утверждал,
искажая учение о Св. Троице, что Бог - Одно Лицо: как
Отец - Он на небе, как Сын - Он на земле, как Дух Святый
- Он в творениях. Осужден на Антиохийском Соборе в 345 г.
2. Маркел - епископ Анкирский, оппонент
арианства, впал в. ту же крайность, что и Савеллий.
3. т.е. - его последователи.
4. "Πρоτερоς" - буквально - "более
правое", так преп. Максим называет то слово св. Григория
Богослова, которое у Миня числится как 20-е и носит
название: "О поставлении епископов и о догмате Святой
Троицы".
5. Т.е, вероятно, на Богоявление, см.
Минь. Патролог. греч. сер. т. 36, столб. 335, примеч.
80-е.
***
Труды святителя Марка Эфесского:
- "Десять аргументов против существования чистилищного огня"
- "Изложение о том, каким образом он принял архиерейское достоинство, и разъяснение о соборе, бывшем во Флоренции"
- "Изречения из Св. Писания, Деяний Соборов и свв. отцов, о том, что Святой Дух исходит только от Отца, но не и от Сына"
- "Исповедание правой веры, изложенное на соборе, бывшем с латинянами, во Флоренции"
- "Латинянин или о прибавлении в Символе"
- "О Воскресении"
- "О освящении Божественных Даров"
- "О сущности и энергии"
- "Окружное Послание против греколатинян и постановлений Флорентийского Собора"
- "Ответ греков на доклад латинян об очистительном огне"
- "Ответы на вопросы латинян"
- "Послание к Константинопольскому Патриарху [Митрофану]"
- "Послание к Настоятелю Ватопедского Монастыря"
- "Послание к Схоларию"
- "Послание к иеромонаху Феофану на Евбейском острове"
- "Послание к иеромонаху Феофану на Имврийском острове"
- "Послание к пресвитеру Метонскому против обрядов Римской Церкви"
- "Послание о понятиях естества (или существа) и Божественного Лица (или Ипостаси)"
- "Силлогические главы против латинян"
- "Слова по преставлении к Богу"
- "Слово первое. Опровержение латинских глав относительно очистительного огня"
- "Слово второе об очистительном огне"
- "Слово папе Евгению Четвертому"
- "Исповедание святейшаго Митрополита Ефесскаго Марка Евгеника, произнесенное им при самой его кончине"
- "Как прп. Сергий Радонежский и по преставлении своем Флорентийский собор неправедным объявил"
- "Сочинение о молитве Иисусовой"
- "Назидательные мысли"
- "Изъяснение церковного последования"
- "Ответ царю Иоанну Палеологу на его недоумения, касательно нравственной немощи человека"
- "Послание к Георгию Схоларию, когда обнаружилось, что тот считает, что возможно сделать некое соглашение с латинянами"
- "Предсмертное завещание Георгию Схоларию"
|