Марк Эфесский. Послание к иеромонаху Феофану на
Имврийском острове
Марка Ефесского - к Феофану
Память: 19 января / 1 февраля
Марк Эфесский (1392 - 1444) - епископ
Константинопольской православной церкви, митрополит
Эфесский, православный богослов, блестящий оратор,
участник Ферраро-Флорентийского собора, не принявший
унию. Богословское наследие Марка Эфесского состоит из
трудов, написанных им в ходе работы на
Ферраро-Флорентийском соборе, и последующих посланий,
объясняющих его непринятие унии, где он излагает анализ
католического богословия в соотношении с православным,
указывает, что ряд римских догматов (филиокве,
чистилище) являются противоречащими Священному Писанию и
Преданию.
Святитель Марк Эфесский
***
Это сочинение ("Синтагма") было послано
честнейшим в иеромонахах Кир Феофаном, жившим на
Имврийском острове, на Монависской горе, в то время,
когда святитель Ефесский был в Константинополе, дабы он,
если найдет сочинение православным, представил его
Императору. Получив это сочинение, святой не только
похвалил, но и ответил ему следующее:
I. Честнейший во иеромонасех и мне о
Господе возлюбленнейший и достопочтеннейший Отче и
Брате, молю Бога, дабы и телесно здравствовала твоя
Святыня, молитвами которой и я, по милости Божией,
достаточно здравствую телом.
Получив сочинение твоей Святыни, я
возимел не малое утешение в подавляющих нас печалях: ибо
те, которые были почтены и возвеличены Церковью паче
достоинства, обесчестили ее и сделали беспомощной,
смешав ее с теми, которые с давних пор отсекли себя и
истлели и подлежат бесчисленным анафемам, и общением с
ними опорочили непорочную Невесту Христову. Ибо, не
удовлетворившись тем, что заполучили ранее, они для
того, чтобы утвердить внесенное ими новшество, выбрали
себе Предстоятеля, лучше же сказать, - наемника, а не
пастыря, волка, а не печальника о стаде, - которого бы
могли водить и направлять, и чрез него думают внедрить в
души всех дурной догмат латинствования, а может быть, и
подвигнуть к гонениям на тех, которые боятся Господа,
ибо никоим образом не допускают общения с ними.
II. Когда мы были в таком состоянии, нам
было доставлено писание твоей Святыни, которое доставило
нам большое утешение кристаллической ясностью твоего
мировоззрения, чистотою и искренностью твоего духа и
общностью (с нами) воззрения, которые подняли мою
опустившую крылья душу. Но уже - борьба не в словах, а в
самых вещах; время не слов и доказательств (ибо как это
можно сделать, когда судьи настолько испорчены?!), но
любящим Бога долженствует самыми делами доблестно
противиться и быть готовыми перенести все опасности за
Православие ("Благочестие") и не марать себя общением с
нечестивыми. По этой-то причине я счел несоответствующим
передать Державному "Синтагму" твоей Святыни, и вообще -
не безопасным, могущим привести в настоящее время не к
иному чему, кроме как подвергнуть насмешкам и
издевательству со стороны немудро мудрых и носимых куда
попало беспорядочным и мрачным духом. Ибо ныне, по
причине грехов наших, исполнилось написанное: "Поставлю
юноши князи их, и ругатели господствовати будут ими"
[1]. Но Единый вся Могущий да исправит Церковь Свою и да
утишит настоящую бурю, умилостившись твоими молитвами,
которые да будут всегда с нами!
† Ефеса и всей Асии Марк.
Честнейшему в священномонасех и мне о
Господе возлюбленнейшему и достопочтеннейшему Отцу и
Брату, Кир Феофану.
Марк Эфесский, святитель
Перевод на русский язык
Архимандрита Амвросия (Погодина)
с Mgr. Louis Petit, Patrologia Orient.
Т.17, 482-3
Цитировано по:
Архимандрит Амвросий (Погодин).
Святой Марк Эфесский и Флорентийская
уния.
Holy Trinity Monastery, Jordanville, N.
Y. 1963 //
Издательство "ПОСАД"
Святоотеческое наследие
Примечания
1. Ис.3:4. Быть может, здесь заключается
намек на униатского Константинопольcкого патриарха
Григория Мамму, который в молодых годах из протосингела
был назначен патриархом.
***
Труды святителя Марка Эфесского:
- "Десять аргументов против существования чистилищного огня"
- "Изложение о том, каким образом он принял архиерейское достоинство, и разъяснение о соборе, бывшем во Флоренции"
- "Изречения из Св. Писания, Деяний Соборов и свв. отцов, о том, что Святой Дух исходит только от Отца, но не и от Сына"
- "Исповедание правой веры, изложенное на соборе, бывшем с латинянами, во Флоренции"
- "Латинянин или о прибавлении в Символе"
- "О Воскресении"
- "О освящении Божественных Даров"
- "О сущности и энергии"
- "Окружное Послание против греколатинян и постановлений Флорентийского Собора"
- "Ответ греков на доклад латинян об очистительном огне"
- "Ответы на вопросы латинян"
- "Послание к Константинопольскому Патриарху [Митрофану]"
- "Послание к Настоятелю Ватопедского Монастыря"
- "Послание к Схоларию"
- "Послание к иеромонаху Феофану на Евбейском острове"
- "Послание к иеромонаху Феофану на Имврийском острове"
- "Послание к пресвитеру Метонскому против обрядов Римской Церкви"
- "Послание о понятиях естества (или существа) и Божественного Лица (или Ипостаси)"
- "Силлогические главы против латинян"
- "Слова по преставлении к Богу"
- "Слово первое. Опровержение латинских глав относительно очистительного огня"
- "Слово второе об очистительном огне"
- "Слово папе Евгению Четвертому"
- "Исповедание святейшаго Митрополита Ефесскаго Марка Евгеника, произнесенное им при самой его кончине"
- "Как прп. Сергий Радонежский и по преставлении своем Флорентийский собор неправедным объявил"
- "Сочинение о молитве Иисусовой"
- "Назидательные мысли"
- "Изъяснение церковного последования"
- "Ответ царю Иоанну Палеологу на его недоумения, касательно нравственной немощи человека"
- "Послание к Георгию Схоларию, когда обнаружилось, что тот считает, что возможно сделать некое соглашение с латинянами"
- "Предсмертное завещание Георгию Схоларию"
|