Марк Эфесский. Послание к иеромонаху Феофану на
Евбейском острове
Преподобнейшему в иеромонасех и духовных отцах и мне
о Христе возлюбленнейшему и честнейшему владык и брату,
Кир Феофану в Еврип
Память: 19 января / 1 февраля
Марк Эфесский (1392 - 1444) - епископ
Константинопольской православной церкви, митрополит
Эфесский, православный богослов, блестящий оратор,
участник Ферраро-Флорентийского собора, не принявший
унию. Богословское наследие Марка Эфесского состоит из
трудов, написанных им в ходе работы на
Ферраро-Флорентийском соборе, и последующих посланий,
объясняющих его непринятие унии, где он излагает анализ
католического богословия в соотношении с православным,
указывает, что ряд римских догматов (филиокве,
чистилище) являются противоречащими Священному Писанию и
Преданию.
Святитель Марк Эфесский
***
I. Преподобнейший в священномонасех и
духовных отцех, и мне о Христе возлюбленнейший и
достопочтеннейший Владыко и Брате, молю Бога, дабы и
телесно здравствовала твоя великая Святыня, молитвами
которой, по милости Божией, и я достаточно здравствую
телесно.
Пусть тебе будет известно, что сразу
после того, как мы прибыли в Константинополь, когда на
патриарший престол восшел один из подписавших Унию
латинствующих и причинявший нам огорчения, я по нужде
отправился в мою Церковь (т.е. Ефес). Но там я не нашел
никакого успокоения и тяжко переболел, и бедствуя от
нечестивых и подвергаясь напастям по той причине, что я
не имел мандата от властей, я ушел оттуда с намерением
отправиться на Святую Гору. Итак, пересекши море на
Галлиполь и проходя мимо Лимноса, я был арестован там и
задержан по повелению Императора. Но слово Божие и сила
Истины не могут быть связаны, но еще сильнее текут и
процветают, и многие из братий, ободрившись моим
изгнанием, поражают порицаниями беззаконников и
насильников Православной Веры и отеческих порядков и
изгоняют их отовсюду как сор, ни сослужить им не
допускают, ни вообще поминать их как христиан.
II. Я узнал, что был рукоположен
латинствующими в митрополита Афинского некий монах из
Монемвасии, который там служит вмеете с латинянами и
незаконно рукополагает кого бы только ни нашел. Поэтому
прошу твою Святыню, чтобы, восприяв ревность о Бозе, как
человек Божий и друг Истины и святого Исидора подлинный
ученик, ты советовал священникам Божиим - всеми
способами избегать общения с ним, и не сослужить ему, ни
вообще поминать его, и считать его не архиереем, но
волком и наемником, и вообще не служить в латинских
церквах, дабы но пришел и на нас гнев Божий, пришедший
на Константинополь, по причине совершающихся там
беззаконий.
III. Знай же, что псевдо-Уния,
благодатью и силою Божией, вот-вот уже рассыпется и
догмат латинян вместо того, чтобы укрепиться блогодаря
лже-Собору, чего они всегда пытались достигнуть, еще
больше опровержен и совершенно отвергнут и везде
объявляется как кощунство и нечестие; и те, которые его
санкционировали, не смеют о сем и уст открыть. Инока же
вашего, наемника, а но пастыря, Монемвасийского безумца,
получившего от Императора настоятельство Продромом, его
монахи и не поминают (на богослужениях) вообще, и при
каждении не кадят на него, как кадят на христиан, но
имеют его только для дел, как некоего консула, и
Император, зная об этом, ни одного слова не говорит, но
и открыто говорит, что кается в совершившемся и слагает
вину на покорившихся и подписавших Унию. Итак, бегите и
вы, братие, от общения с теми, с кем не должно его
иметь, и поминовения тех, кого не достоит (литургически)
поминать. Вот - я, грешный Марк, говорю вам, что тот,
кто поминает папу как православного архиерея обязан
также и исполнять все латинское, вплоть до бритья
бороды, и латинствующий будет осужден вместе с
латинянами, и будет считаться нарушителем Веры.
Да будут твои святые молитвы с нами! †
Благословенному князю Кир Константину Контопетре и всем
властям, оказавшим нам гостеприимство - поклон и
благословение от Бога.
† Ефесский Марк. Июня 16-го.
Марк Эфесский, святитель
Перевод на русский язык
Архимандрита Амвросия (Погодина) с
Mgr. Louis Petit, Patrologia Orient.
Т.17, 480-2
Цитировано по:
Архимандрит Амвросий (Погодин).
Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния.
Holy Trinity Monastery, Jordanville, N.Y. 1963 //
Издательство "ПОСАД"
Святоотеческое наследие
***
Труды святителя Марка Эфесского:
- "Десять аргументов против существования чистилищного огня"
- "Изложение о том, каким образом он принял архиерейское достоинство, и разъяснение о соборе, бывшем во Флоренции"
- "Изречения из Св. Писания, Деяний Соборов и свв. отцов, о том, что Святой Дух исходит только от Отца, но не и от Сына"
- "Исповедание правой веры, изложенное на соборе, бывшем с латинянами, во Флоренции"
- "Латинянин или о прибавлении в Символе"
- "О Воскресении"
- "О освящении Божественных Даров"
- "О сущности и энергии"
- "Окружное Послание против греколатинян и постановлений Флорентийского Собора"
- "Ответ греков на доклад латинян об очистительном огне"
- "Ответы на вопросы латинян"
- "Послание к Константинопольскому Патриарху [Митрофану]"
- "Послание к Настоятелю Ватопедского Монастыря"
- "Послание к Схоларию"
- "Послание к иеромонаху Феофану на Евбейском острове"
- "Послание к иеромонаху Феофану на Имврийском острове"
- "Послание к пресвитеру Метонскому против обрядов Римской Церкви"
- "Послание о понятиях естества (или существа) и Божественного Лица (или Ипостаси)"
- "Силлогические главы против латинян"
- "Слова по преставлении к Богу"
- "Слово первое. Опровержение латинских глав относительно очистительного огня"
- "Слово второе об очистительном огне"
- "Слово папе Евгению Четвертому"
- "Исповедание святейшаго Митрополита Ефесскаго Марка Евгеника, произнесенное им при самой его кончине"
- "Как прп. Сергий Радонежский и по преставлении своем Флорентийский собор неправедным объявил"
- "Сочинение о молитве Иисусовой"
- "Назидательные мысли"
- "Изъяснение церковного последования"
- "Ответ царю Иоанну Палеологу на его недоумения, касательно нравственной немощи человека"
- "Послание к Георгию Схоларию, когда обнаружилось, что тот считает, что возможно сделать некое соглашение с латинянами"
- "Предсмертное завещание Георгию Схоларию"
|