Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и
Приснодевы Марии
Празднование: 15 / 28 августа
Жизнеописание Богородицы после вознесения
Господа и ее успение. Описание праздника "Успение
Пресвятой Богородицы" и его значение. Иконография праздника.
Успение Богородицы.
Икона, 1380 год. Иконописец Феофан Грек
***
После Вознесения Господа Матерь Божия
оставалась на попечении апостола Иоанна Богослова, а в
его отсутствие жила в доме его родителей близ горы
Елеонской. Для апостолов и всех верующих Она была
утешением и назиданием. Беседуя с ними, Матерь Божия
поведала о чудесных событиях Благовещения, бессеменного
зачатия и нетленного от Нее рождения Христа, Его
младенчества и всей земной жизни. Подобно апостолам, Она
насаждала и утверждала Христианскую Церковь Своим
присутствием, словом и молитвами. Благоговение апостолов
к Пресвятой Деве было чрезвычайно. По приятии Святого
Духа в знаменательный день Пятидесятницы они пребывали в
Иерусалиме около 10 лет, служа спасению иудеев и желая
чаще видеть и слышать от Нее Божественные слова. Многие
из новопросвещенных верою даже приходили из дальних
стран в Иерусалим, чтобы видеть и слышать Пречистую
Богородицу.
Во время гонения, воздвигнутого Иродом
на юную Церковь Христову (Деян. 12^1-3), Пресвятая Дева
Мария вместе с апостолом Иоанном Богословом в 43 году
удалилась в Ефес, в котором проповедовать Евангелие
выпал жребий апостолу Иоанну Богослову. Она была также
на Кипре у святого Лазаря Четверодневного, там
епископствовавшего, и на Святой Горе Афонской, о
которой, как говорит святой Стефан Святогорец, Матерь
Божия пророчески сказала: "Это место будет Мне в жребий,
данный Мне от Сына и Бога Моего. Я буду Заступница месту
этому и Богу о нем Ходатаица".
***
Рецепты постных блюд:
***
Благоговение древних христиан к Матери
Божией было так велико, что они сохранили все о Ее
жизни, что только могли заметить из Ее слов и деяний, и
даже передали нам о Ее внешнем виде.
По преданию, основанному на словах
священномучеников Дионисия Ареопагита († 3 октября 96
г.) и Игнатия Богоносца († 20 декабря 107 г.), святитель
Амвросий Медиоланский в творении "О девственницах" писал
о Матери Божией: "Она была Девою не телом только, но и
душою, смиренна сердцем, осмотрительна в словах,
благоразумна, немногоречива, любительница чтения,
трудолюбива, целомудренна в речи. Правилом Ее было -
никого не оскорблять, всем благожелать, почитать
старших, не завидовать равным, избегать хвастовства,
быть здравомысленной, любить добродетель. Когда Она хоть
бы выражением лица обидела родителей, когда была в
несогласии с родными? Когда погордилась пред человеком
скромным, посмеялась над слабым, уклонилась от
неимущего? У Нее не было ничего сурового в очах, ничего
неосмотрительного в словах, ничего неприличного в
действиях: телодвижения скромные, поступь тихая, голос
ровный; так что телесный вид Ее был выражением души,
олицетворением чистоты. Все дни Свои Она обратила в
пост: сну предавалась только по требованию нужды, но и
тогда, как тело Ее покоилось, духом Она бодрствовала,
повторяя во сне читанное, или размышляя о приведении в
исполнение предположенных намерений, или предначертывая
новые. Из дома выходила только в церковь, и то в
сопутствии родных. Впрочем, Она хотя и являлась вне дома
Своего в сопровождении других, но лучшим стражем для
Себя была Она Сама; другие охраняли только тело Ее, а
нравы Свои Она блюла Сама". По преданию, сохраненному
церковным историком Никифором Каллистом (ХIV в.), Матерь
Божия "была роста среднего или, как иные говорят,
несколько более среднего; волосы златовидные; глаза
быстрые, с зрачками как бы цвета маслины; брови
дугообразные и умеренно-черные, нос продолговатый, уста
цветущие, исполненные сладких речей; лицо не круглое и
не острое, но несколько продолговатое; кисти рук и
пальцы длинные... Она в беседе с другими сохраняла
благоприличие, не смеялась, не возмущалась, особенно же
не гневалась; совершенно безыскусственная, простая, Она
нимало о Себе не думала и, далекая от изнеженности,
отличалась полным смирением. Относительно одежд, которые
носила, Она довольствовалась их естественным цветом, что
еще и теперь доказывает Ее священный головной покров.
Коротко сказать, во всех Ее действиях обнаруживалась
особая благодать". (Никифор Каллист заимствовал свое
описание у святителя Епифания Кипрского, († 12 мая 403
г.); Письмо к Феофилу об иконах. Перевод текста
святителя Епифания помещен в Великих Четиих-Минеях
митрополита Макария. М., 1868, сентябрь, с. 363).
***
Читайте также по теме:
***
Обстоятельства Успения Божией Матери
известны в Православной Церкви от времен апостольских. В
I веке о Успении Ее писал священномученик Дионисий
Ареопагит. Во II веке сказание о телесном переселении
Пресвятой Девы Марии на Небо находится в сочинениях
Мелитона, епископа Сардийского. В IV веке на предание об
Успении Матери Божией указывает святитель Епифаний
Кипрский. В V веке святитель Ювеналий, Патриарх
Иерусалимский, говорил святой благоверной греческой
царице Пульхерии: "Хотя в Священном Писании нет
повествования об обстоятельствах кончины Ее, впрочем мы
знаем об них из древнейшего и вернейшего предания". Это
предание с подробностью собрано и изложено в церковной
истории Никифора Каллиста в ХIV веке.
Ко времени Своего блаженного Успения
Пресвятая Дева Мария опять прибыла в Иерусалим. Слава Ее
как Матери Божией уже распространилась по земле и многих
завистливых и гордых вооружила против, которые
покушались на Ее жизнь; но Бог хранил Ее от врагов.
Дни и ночи Она проводила в молитве.
Нередко Пресвятая Богородица приходила ко Святому Гробу
Господню, воскуряла здесь фимиам и преклоняла колена. Не
раз покушались враги Спасителя препятствовать посещать
Ей святое место и выпросили у первосвященников стражу
для охраны Гроба Спасителя. Но Святая Дева, никем не
зримая, продолжала молиться пред ним. В одно из таких
посещений Голгофы пред Нею предстал Архангел Гавриил и
возвестил о Ее скором переселении из этой жизни в жизнь
Небесную, вечно блаженную. В залог Архангел вручил Ей
пальмовую ветвь. С Небесной вестью возвратилась Божия
Матерь в Вифлеем с тремя Ей прислуживавшими девами (Сепфорой,
Евигеей и Зоилой). Затем Она вызвала праведного Иосифа
из Аримафеи и учеников Господа, которым возвестила о
Своем скором Успении. Пресвятая Дева молилась также,
чтобы Господь послал к Ней апостола Иоанна. И Дух Святой
восхитил его из Ефеса, поставив рядом с тем местом, где
возлежала Матерь Божия. После молитвы Пресвятая Дева
воскурила фимиам, и Иоанн услышал голос с Небес,
заключавший Ее молитву словом "Аминь". Божия Матерь
заметила, что этот голос означает скорое прибытие
апостолов и Святых Сил Бесплотных. Апостолы, число
которых и исчислить нельзя, слетелись, говорит святой
Иоанн Дамаскин, подобно облакам и орлам, чтобы послужить
Матери Божией. Увидев друг друга, апостолы радовались,
но в недоумении взаимно спрашивали: для чего Господь
собрал их в одно место? Святой Иоанн Богослов, с
радостными слезами приветствуя их, сказал, что для
Божией Матери настало время отойти ко Господу. Войдя к
Матери Божией, они увидели Ее благолепно сидящей на
ложе, исполненную духовного веселия. Апостолы
приветствовали Ее, а затем поведали о их чудесном
восхищении с места проповеди. Пресвятая Дева,
прославляла Бога, что Он услышал Ее молитву и исполнил
желание Ее сердца, и начала беседу о предстоящей Ее
кончине. Во время этой беседы также чудесным образом
предстал и апостол Павел с учениками своими: Дионисием
Ареопагитом, дивным Иерофеем, Божественным Тимофеем и
другими из числа 70 апостолов. Всех их собрал Святой
Дух, чтобы они сподобились благословения Пречистой Девы
Марии и благолепнее устроили погребение Матери
Господней. Каждого из них Она призывала к Себе по имени,
благословляла и хвалила веру и их труды в проповедании
Христова Евангелия, каждому желала вечного блаженства и
молилась с ними о мире и благостоянии всего мира.
Успение Пресвятой Богородицы. Икона, начало XIII век, Новгород
***
Тропарь праздника Успение Пресвятой Богородицы, глас
1
В рождестве девство сохранила еси, во
успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася
еси к животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими
избавляеши от смерти души наша.
Кондак праздника Успение Пресвятой Богородицы, глас
2
В молитвах Неусыпающую Богородицу и в
предстательствах непреложное упование гроб и умерщвление
не удержаста: якоже бо Живота Матерь к животу престави
во утробу Вселивыйся приснодевственную.
Величание
Величаем Тя, Пренепорочная Мати Христа
Бога нашего, и всеславное славим успение Твое.
***
Настал третий час, когда должно было
совершиться Успение Божией Матери. Пылало множество
свечей. Святые апостолы с песнопениями окружали
благолепно украшенный одр, на котором возлежала
Пречистая Дева Богородица. Она молилась в ожидании
Своего исхода и пришествия Своего вожделенного Сына и
Господа. Внезапно облистал неизреченный Свет
Божественной Славы, пред Которым померкли пылавшие
свечи. Видевшие ужаснулись. Верх помещения как бы исчез
в лучах необъятного Света, и сошел Сам Царь Славы,
Христос, окруженный множеством Ангелов, Архангелов и
других Небесных Сил с праведными душами праотцев и
пророков, некогда предвозвещавших о Пресвятой Деве.
Увидев Своего Сына, Божия Матерь воскликнула: "Величит
душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе, Спасе
Моем, яко призре на смирение рабы Своея" - и, поднявшись
с ложа для встречи Господа, поклонилась Ему. Господь
приглашал Ее в обители Вечной Жизни. Без всякого
телесного страдания, как бы в приятном сне, Пресвятая
Дева предала душу в руки Своего Сына и Бога.
Тогда началось радостное Ангельское
пение. Сопровождая чистую душу Богоневесты с
благоговейным страхом как Царицы Небесной, Ангелы
взывали: "Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою,
благословенна Ты в женах! Се Царица, Богоотроковица,
прииде, возьмите врата, и Сию премирно подъимите
Присносущую Матерь Света; Тоя бо ради всеродное
человеком спасение бысть. На Нюже взирати не можем и Той
достойную честь воздати немощно" (стихира праздника на
"Господи, воззвах"). Небесные врата возвысились,
встретив душу Пресвятой Богородицы, Херувимы и Серафимы
с радостью прославили Ее. Благодатное лицо Богоматери
сияло славой Божественного девства, а от тела
разливалось благоухание.
Дивна была жизнь Пречистой Девы, дивно и
Успение Ее, как воспевает Святая Церковь: "Бог вселенной
показует на Тебе, Царица, чудеса, превышающие законы
природы. И во время Рождения Он сохранил Твое девство, и
во гробе соблюл от истления тело Твое" (канон 1, песнь
6, тропарь 1). Благоговейно и со страхом лобызая
пречистое тело, апостолы освящались от него и
исполнялись благодати и духовной радости. Для большего
прославления Пресвятой Богородицы всемогущая сила Божия
исцеляла больных, с верою и любовию, прикасавшихся к
священному одру. Оплакав свою разлуку с Матерью Божией
на земле, апостолы приступили к погребению Ее пречистого
тела. Святые апостолы Петр, Павел, Иаков с другими из
числа 12 апостолов понесли на своих плечах одр, на
котором возлежало тело Приснодевы. Святой Иоанн Богослов
шел впереди с райской светозарной ветвью, а прочие
святые и множество верных сопровождали одр со свечами и
кадилами, воспевая священные песни. Это торжественное
шествие началось от Сиона через весь Иерусалим в
Гефсиманию.
Успение
Богородицы. Икона, 1425-1427 годы. Иконописец Андрей
Рублев
При первом его движении над пречистым
телом Богоматери и всеми провожавшими Ее внeзапно
появился обширный и светозарный облачный круг, наподобие
венца, и к лику апостолов присоединился лик Ангельский.
Слышалось пение Небесных Сил, прославлявших Божию
Матерь, которое вторило земным голосам. Этот круг с
Небесными певцами и сиянием двигался по воздуху и
сопровождал шествие до самого места погребения.
Неверующие жители Иерусалима, пораженные необычайным
величием погребального шествия и озлобленные почестями,
воздаваемыми Матери Иисуса, донесли о том
первосвященникам и книжникам. Пылая завистью и мщением
ко всему, что напоминало им Христа, они послали своих
слуг, чтобы те разогнали сопровождавших, и самое тело
Матери Божией сожгли. Возбужденный народ и воины с
яростью устремились на христиан, но облачный венец,
сопровождавший по воздуху шествие, опустился к земле и
как бы стеною оградил его. Преследователи слышали шаги и
пение, но никого из провожавших не видали. Многие из них
были поражены слепотой. Иудейский священник Аффония из
зависти и ненависти к Матери Иисуса Назорея хотел
опрокинуть одр, на котором возлежало тело Пресвятой
Девы, но Ангел Божий невидимо отсек его руки, которые
прикоснулись к гробу. Видя такое чудо, Аффония раскаялся
и с верою исповедал величие Матери Божией. Он получил
исцеление и примкнул к сонму сопровождавших тело
Богоматери, став ревностным последователем Христа. Когда
шествие достигло Гефсимании, там с плачем и рыданием
началось последнее целование пречистого тела. Лишь к
вечеру святые апостолы могли положить его во гроб и
закрыть вход в пещеру большим камнем. Три дня они не
отходили от места погребения, совершая непрестанные
молитвы и псалмопения. По премудрому смотрению Божию
апостолу Фоме не суждено было присутствовать при
погребении Матери Господней. Придя в третий день в
Гефсиманию, он с горькими слезами повергся пред гробовой
пещерой и громко выражал сожаление о том, что не
удостоился последнего благословения Матери Божией и
прощания с Ней. Апостолы в сердечной жалости о нем
решились открыть пещеру и доставить ему утешение -
поклониться святым останкам Приснодевы. Но, открыв гроб,
они нашли в нем одни только Ее погребальные пелены и
убедились таким образом в дивном вознесении Пресвятой
Девы с телом на Небо.
Вечером в тот же день, когда апостолы
собрались в доме для подкрепления себя пищей, им явилась
Сама Матерь Божия и сказала: "Радуйтесь! Я с вами - во
все дни". Это так обрадовало апостолов и всех бывших с
ними, что они подняли часть хлеба, поставляемую на
трапезу в память Спасителя ("часть Господа") и
воскликнули: "Пресвятая Богородица, помогай нам". (Этим
было положено начало чину возношения панагии - обычаю
возношения части хлеба в честь Матери Божией, который и
доныне хранится в монастырях.)
Пояс Богоматери, Ее святые одежды,
хранимые с благоговением и разделяемые по лицу земли на
части, творили и творят чудеса. Ее многочисленные иконы
всюду изливают токи исцелений и знамений, а святое тело
Ее, взятое на Небо, свидетельствует о нашем будущем
пребывании с ним. Оно не оставлено случайным переменам
преходящего мира, но несравненно более возвышено
преславным вознесением на Небеса.
Праздник Успения Пресвятой Богородицы с
особой торжественностью совершается в Гефсимании, на
месте Ее погребения. Нигде сердце так не печалится при
разлучении с Матерью Божией и нигде так не ликует,
убеждаясь в Ее предстательстве за мир.
Святой Град Иерусалим отделяется от
Елеонской (Масличной) горы долиной Кедрона или Иосафата.
У подножия Елеонской горы находится Гефсиманский сад,
масличные деревья которого плодоносят и сейчас.
Святой Богоотец Иоаким преставился
80-летним старцем через несколько лет после Введения во
храм Пресвятой Девы. Святая Анна, оставшись вдовой,
переселилась из Назарета в Иерусалим и жила близ храма.
В Иерусалиме она приобрела два имения: первое у
Гефсиманских ворот, а второе - в долине Иосафата. Во
втором поместье она устроила склеп для почивших членов
семьи, где и была погребена вместе с Иоакимом. Там, в
Гефсиманском саду, Спаситель часто молился со Своими
учениками.
Пречистое тело Матери Божией было
погребено на семейном кладбище. С самого погребения Ее
христиане благоговейно чтили гроб Матери Божией и
устроили на том месте храм. В храме хранились
драгоценные пелены, которыми были повито пречистое и
благоухающее тело.
Святой Патриарх Иерусалимский Ювеналий
(420-458) утверждал перед императором Маркианом
(450-457) достоверность предания о чудесном восшествии
Матери Божией на Небо и послал его супруге, святой
Пульхерии († 453; память 10 сентября), погребальные
пелены Матери Божией, которые взял из Ее гроба. Святая
Пульхерия положила эти пелены во Влахернском храме.
Сохранились свидетельства, что в конце
VII века над подземным храмом Успения Пресвятой
Богородицы существовала верхняя церковь, с высокой
колокольни которой был виден купол Храма Воскресения
Господня. Следов этой церкви ныне не видно. В IХ веке
близ подземного Гефсиманского храма была выстроена
обитель, в которой подвизались более 30 монахов.
Большим разрушениям подвергся храм в
1009 году от гонителя святых мест Хакима. Значительные
изменения, следы которых остались и поныне, произвели
крестоносцы в 1130 году. В ХI-ХII веках исчезла из
Иерусалима часть вырезанного камня, на котором Спаситель
молился в ночь Его предания. Эта часть камня до VI века
находилась в Гефсиманской базилике.
Но, несмотря на разрушения и изменения,
общий первоначальный крестообразный план храма
сохранился. При входе в храм по бокам железных дверей
стоят четыре мраморных колонны. Чтобы войти в храм, надо
спуститься по лестнице из 48 ступеней. На 23-й ступени
на правой стороне находится придел в честь святых
Богоотцев Иоакима и Анны с их гробницей, а напротив, на
левой стороне - часовня праведного Иосифа Обручника с
его гробницей. Правый придел принадлежит Православной
Церкви, а левый - Армяно-Григорианской (с 1814 года).
Храм Успения Матери Божией имеет
следующие размеры: в длину 48 аршин, в ширину 8 аршин.
Ранее в храме кроме дверей были и окна. Весь храм
украшен множеством лампад и приношений. В усыпальницу
Матери Божией ведут два маленьких входа: входят
западными дверьми, а выходят северными. Усыпальница
Пречистой покрыта драгоценными занавесами. Погребальное
ложе Матери Божией высечено из камня по образу
древнееврейских гробниц и очень сходно с Гробом
Господним. За усыпальницей находится алтарь храма, в
котором ежедневно совершается Божественная литургия на
греческом языке.
Масличные деревья на восточной и
северной сторонах храма в VII-VIII веках приобрели
православные у турок. Католики приобрели масличные
деревья на восточной и южной сторонах в 1803 году, а
армяно-григориане - на западной стороне в 1821 году.
12 августа в Малой Гефсимании в 2 часа
ночи настоятель Гефсиманского храма совершает
Божественную литургию. По окончании литургии в 4 часа
утра настоятель в полном облачении совершает краткий
молебен перед светлой плащаницей, возлагает ее на руки и
торжественно несет вплоть до храма в Гефсимании, где
находится святая гробница Матери Божией. Все члены
Русской Духовной Миссии в Иерусалиме во главе с
начальником Миссии ежегодно участвуют в перенесении
святой плащаницы, называемом "литанией".
Чин погребения Матери Божией в
Гефсимании начинается по обычаю утром 14 августа.
Множество народа во главе с архиереями и клириками
отправляются от Иерусалимской Патриархии (возле Храма
Воскресения Христова) в печальный путь. По узким улочкам
Святого Града погребальная процессия движется в
Гефсиманию. В первых рядах шествия несут икону Успения
Пресвятой Богородицы. По дороге икону встречают
богомольцы, лобызают лик Пречистой и подносят к иконе
детей разных возрастов. За духовенством в два ряда
шествуют чернецы - монахи и монахини Святого Града:
греки, румыны, арабы, русские. Шествие,
продолжительностью около двух часов, завершается
параклисом в Гефсиманском храме. Перед престолом, за
усыпальницей Матери Божией, сооружается возвышенность,
на которой в благоухающих цветах и миртах, покрытая
драгоценными пеленами покоится плащаница Пресвятой
Богородицы.
"О дивное чудо! Источник Жизни во гробе
полагается, и лествица к Небеси гроб бывает..." - здесь,
у гроба Самой Пречистой, эти слова пронзают своим
первоначальным смыслом и печаль растворяется радостью:
"Благодатная, радуйся, с Тобою Господь, подаяй мирови
Тобою велию милость!"
Многочисленные паломники, прикладываясь
к иконе Успения Пресвятой Богородицы, по древнему
обычаю, наклонившись, проходят под ней.
В день отдания праздника (23 августа)
снова совершается торжественное шествие. В обратный путь
святая плащаница Пресвятой Богородицы переносится
духовенством во главе с настоятелем-архимандритом
Гефсимании.
Православие.Ru
***
Успение Пресвятой Богородицы:
Празднование: 15 / 28 августа
Проповеди:
|