Николай Велимирович. Богородица на смертном одре
Празднование "Успения Пресвятой Борогодицы": 15 / 28 августа
Память: 5 / 18 марта, 20 апреля / 3 мая (Перенесение
мощей), 30 августа / 12 сентября
Прочитана последняя страница святой
книги, содержание которой от корки до корки источает из
себя святую невинность и благочестие. Это та книга, при
виде которой даже самые жестокие критики, несущие в себе
бремя предубеждений и предрассудков, молча
останавливались и, прочитав ее с начала до конца,
уходили со смягченным сердцем и омоложенным духом.
Закрыта та книга, первые слова которой - "В еврейском
городке Назарете жили бездетные благочестивый старец
Иоаким и его жена Анна…".
Успение Пресвятой Богородицы. Икона, XIV век
Как светлы первые страницы этой истории
- точно озарены тем вечерним, мягким и тихим румянцем
заката, провожающего солнце, чтобы после ночи воссияло
оно светом с востока. Кого не обрадует счастье этих
пожилых людей, посетившее их лишь при прощании с миром,
чтобы добавить каплю меда в их отравленную скорбью
жизнь!
Непередаваемым райским весельем были
наполнены старческие души Иоакима и Анны при виде своей
маленькой Дочери, в сопровождении подруг входящей в
Божий храм и встречающей там скромный, но торжественный
прием. Радость этих старых благочестивых душ была тем
чище и совершеннее, что родители не могли даже
подозревать [о том], что это - первое и последнее
радостное событие для их выплаканного Плода. Юная Мария
рано осталась сиротой, без отца и матери. Бог пощадил
Иоакима и Анну за их благочестие, чтобы не дожили они и
не увидели ту непрерывную вереницу бед и страданий,
через которые подобало пройти их Чаду ради стяжания
награды - правда, великой и для других недосягаемой, а
именно, что их Дочь наречется Матерью Сына Божия.
Иоаким и Анна преставились, утешаясь
тем, что свое Чадо оставили под кровом храма, под Божией
защитой. Кто бы мог тогда проречь столь неспокойную
жизнь Этой Отроковице, Которая всю Свою юность провела в
церкви - в мире, посте и молитве? И тем не менее бури
житейского моря беспощадно терзали Эту сироту, увлекали
Ее в неведомые земли, стремительно повергали из
воодушевления в страх и наоборот. Для нежной девической
души довольно было и одного потрясения от внезапного
ангельского благовестия о великой Божией милости,
определившей Этой Деве родить Спасителя мира.
Но для Марии были уготованы и гораздо
более тяжкие испытания, способные сломить сильнейших
духом и подавить величайшее мужество. После Своей первой
материнской улыбки Своему Божественному Чаду,
возвеселившей Ее душу, [утомленную] тревогой и трудным
переходом в ночной тьме и под дождем, Она должна была
немедленно бежать без оглядки [из Палестины в Египет],
чтобы спасти это Свое дорогое и высочайшее Чадо. Именно
так, ведь царь Ирод боялся Ее Младенца, лежащего на
соломе, и людская зависть лишала Сына Божия всякого
покоя даже в пещере, в этом скромном пристанище.
Объятая страхом и трепетом, Она бежала
по палестинским равнинам, прижимая к груди Свое Дитя,
без устали спешила день и ночь по лесам и пустыням, не
ведая ни дорог, ни троп, только чтобы спасти Его от меча
царских палачей. Впрочем, не дрогнула Она и не ослабела
духом в пути, не изнемогла от тревог и усталости,
ободряя Себя мыслью о том, что Господь Бог - великий
Царь над всеми богами и что в Его руке и горные вершины,
и долы земные (ср.: Пс. 49:1; 45:3-4), ибо еще с ранней
юности вложила в Свою душу поучение премудрого
Проповедника: Помни Создателя твоего в дни юности твоей,
доколе не пришли тяжелые дни и не наступили годы, о
которых ты будешь говорить: "нет мне удовольствия в
них!" (Еккл. 12:1).
Претерпевала Она все это с верой в Бога,
никогда даже не подозревая, что имя Божией Матери
принесет Ей больше горечи, чем радости. Да и могла ли
Она иначе мыслить после столь великолепных предвестий
Архангела Гавриила? Да и могло ли вообще прийти кому-то
в голову, что люди так враждебно встретят Небесного
Посланника и своего Спасителя?
Ведь даже тогда, когда слава Ее Сына
начала проноситься по всему миру, из Ее материнской души
не уходили тяжелые предчувствия и заботы. Она постоянно
сопровождала Иисуса, следуя за Ним издали, в массе
любопытствующего народа, с опаской на него взирала и
впитывала Его слова, но не решалась подойти к Нему
поближе, боясь Ему докучать. Знала Она о Его
безграничной любви ко всем людям, слышала Его
слова: Матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово
Божие и исполняющие его (Лк. 8:21).
Он перестал принадлежать только Ей,
сделавшись живым Источником для всего мира, так что
всякий желающий приходил из Него напиться. Но опять-таки
никому Он не был так любезен, как сердцу Матери. В той
необозримой массе людей, следовавшей за Иисусом по пятам
по всей Палестине и восторженно Его приветствовавшей,
одни сияющие очи всегда смотрели на Него пристально,
одни уста непрестанно повторяли Его святые слова и тихо
возносили о Нем молитвы. То была Его Мать.
Иисус же уверенно шествовал вперед, не
оглядываясь на глухую ярость грешников, воздымающуюся на
Него. Ничто Его не смущало и не пугало. Он всегда был
одинаково величественным и решительным - как на
Елеонской горе, при входе в Иерусалим и в другие
торжественные минуты, так и на последней вечери при
прощании с учениками перед шествием на Голгофу. И лишь
одно внимательное ухо слышало скрежет зубов на Иисуса и
одна душа провидела намерения безбожников, которые
уловят на душу праведничу и кровь неповинную осудят (Пс.
93:21), и каждый день Ее сердце наполнялось страхом от
того, что услышала Она и прочувствовала. Это была Его
Мать.
Хотелось Ей хоть ночью побыть с Иисусом
наедине и рассказать Ему обо всем, что донеслось до Ее
ушей, что говорили о Нем люди и что они Ему готовят, -
все это порывалась Она Ему поведать, дабы был Он еще
более внимательным и осторожным, хотя и знала, что Ему
все известно гораздо лучше. Но и по ночам не имел Он
отдохновения, наставляя Своих учеников и готовя их к
дальнейшим подвигам. А Она горела желанием хотя бы в
часы ночного покоя вдали от мирской суеты перемолвиться
с Ним словом, прижав к Себе Его уставшую голову. Однако
этому Ее желанию не суждено было сбыться, так что и ночи
проводила Она без Своего Сына, слезными очами взирая на
звездное небо и обращая к нему утешительные слова царя
Давида: По множеству болезней моих в сердце моем
утешения Твоя возвеселиша душу мою (Пс. 93:19).
Успение Пресвятой Богородицы. Фрагмент икон. Афон, монастырь Пантократор
Но все эти душевные переживания, все
заботы и скорби, вся злоба и ненависть людей, которую
Марии пришлось претерпеть за Сына Своего, - все это было
ничто по сравнению с тем страшным ударом, который
готовился как против Иисуса, так и против Ее души.
[Ведь] собственными глазами видела Она Своего Сына
связанным, оплеванным и окровавленным под терновым
венцом и слышала те адские крики: "Распни Его! Распни!"
Следовала Она за ним и до Голгофы, видела, как
изнемогает Он и падает под крестом, наклонялась к земле
и собирала в пыли капли Его крови. Донеслись до Ее слуха
и звуки гвоздей, забиваемых в Его руки, некогда Ее
обнимавшие, видела Она Его на кресте, нагого и
изуродованного, претерпевающего ужасные мучения,
обливающегося потом и расстающегося с последними силами.
О, если бы могла Она хоть припасть к Его
кровоточащим ногам, обнять их и облобызать! Но и это
было невозможно для бедной Матери. О матери, сетующие о
своих больных сыновьях, вспомните Марию, страдавшую под
крестом, на котором в [жутких] мучениях терзался Ее Сын!
Вспомните и укрепите свои сердца тем, чем и Она Себя
ободряла: надеждой на Божию милость!
Христос испускал дух. Но в величайших
муках, перед тем как предать дух Своему Отцу, Он о
ком-то вспомнил и посмотрел вниз на землю. Отыскав
глазами Свою Мать, Он увидел Ее сокрушенной и
изнемогшей. Ясно осознавая еще одну Свою обязанность по
отношению к Ней, Он, взглянув на Своего самого любимого
ученика, Иоанна, сказал Своей Матери: Жено! се, сын
Твой.
Христовы ученики разошлись по всему миру
учить и спасать человеческий род. Оставили они родные
дома и семьи и все свои силы посвятили проповеди учения
Спасителя. Не были они уже такими боязливыми, как в ту
ночь, когда был схвачен Иисус, но стали бесстрашными и
могучими исполинами, пренебрегавшими всякой опасностью.
Пока были они в Палестине, с ними
общалась и святая Мария, помогая им в утверждении
заповедей Спасителя, поощряя их на всякое благо и
ободряя. Но когда ученики удалились из Палестины в края
далекие, чужие и неведомые, Она осталась в доме Иоанна.
Не тратила Она времени попусту, но
каждую минуту употребляла на пользу рода человеческого,
того самого рода людского, который распял Ее невинного
Сына! Свои труды и попечения посвящала Она больницам и
темницам, утешала, учила и наставляла всякого, кому
требовалась поддержка или совет. Жила строго по
заповедям Своего Сына и потому могла утолять людские
печали и была источником целительной прохлады, почерпая
из которого, всякий чувствовал свежесть и облегчение и
укреплялся небесной любовью. Добрые дела, которым Она
Себя вверила, наполняли Ее душу великим блаженством и
утешением, что и было воздаянием на все Ее прежде
перенесенные беды и горести. [Ведь] лишь после того, как
Ее Сын воскрес, у Нее открылись глаза на происходящее и
появилась надежда.
Но вот пришло время и Марии смежить очи
и предать Свой дух Богу. Происходило это в мире и
тишине. Ее смерть не вызвала никакой суматохи и
беспокойства. Палестина, бывшая свидетельницей столь
удивительных и бурных событий и вся взбудораженная от
внезапности и неожиданности происшедшего, утихомирилась
и безмятежно проводила повседневную жизнь, лишь изредка
взирая на свое покрытое славой и мраком лицо в зеркале
недавнего прошлого. Мир спешит по своим будним,
привычным делам.
Богородица почивает на одре. A мир и не
чувствует никакой перемены, не ощущает того, что из его
среды ушла самая богоугодная Жена. Мир всегда один и тот
же: пустой молвой и мелочными заботами о телесных нуждах
он похищает святость у самых торжественных моментов в
истории человечества. Когда величайшие борцы за его
счастье умирали в муках, он спокойно, с несмолкаемым
гомоном от множества голосов торопился за хлебом. Вот и
теперь, когда великая Благодетельница человеков лежит на
смертном одре, уличный шум и многоголосье не смолкают ни
на минуту.
***
Успение Пресвятой Богородицы:
Празднование: 15 / 28 августа
Проповеди:
***
Но когда понесут Ее на место упокоения,
когда Апостолы запоют погребальные песнопения, в душе
мира сего воскреснут яркие воспоминания о Великом
Учителе любви и о Его кроткой и величественной Матери. И
найдутся, обязательно найдутся те, кто присоединится к
Апостолам и теплой слезой оросит могилу примерной
Назаретянки, а свою жизнь и дела управит по Евангелию Ее
Сына. Вдруг, во мгновение ока, мир забудет о своих
заботах и восстановит в памяти всю жизнь сей Жены,
имевшей сильную веру, - и сам убедится в том, что имя
Господне - крепкая башня: убегает в нее праведник - и
безопасен (Притч. 18:11).
В доме апостола Иоанна царит тишина и
покой. Ничто не нарушает этой благоговейной атмосферы.
Небольшая скромная комната освещена двумя рядами
светильников, стоящих вокруг смертного одра. Можно бы
было подумать, что в комнате никого нет, хотя на самом
деле в ней в эту минуту собрано почти все Христово
воинство. Здесь Его Апостолы, только-только примчавшиеся
со всех концов света, чтобы проводить Мать Учителя в Ее
вечную обитель.
Со склоненными головами стоят они вокруг
одра Богородицы. А Она покоится. На Ее лице сияет
отпечаток благости и какого-то таинственного счастья,
свидетельствующего об отсутствии всякой скорби, а также
последнее "Прощайте!", полное милосердия и снисхождения
к сему миру, оказавшему так мало сочувствия,
гостеприимства и любви и Ей, и Ее Сыну.
Николай Велимирович, святитель
Православие.Ru - 28.08.2010.
***
Молитва святителю Николаю Сербскому Велимировичу,
епископу Охридскому и Жичскому:
- Молитва святителю
Николаю Сербскому Велимировичу. Святитель
Николай Велимирович - был одним из самых
образованных сербских и европейских богословов XX
века. Патриот, деятельный миссионер и просветитель,
церковный администратор, благотворитель,
восстановивших немало запустевших монастырей.
Святитель Николай Сербский - покровитель церковного
клира, монашества, миссионеров и благотворителей. К
нему обращаются за молитвенной помощью для
укрепления веры в болезнях и скорби, гонениях,
заточениях, для благословения учебы и
преподавательской и просветительской деятельности,
для вразумления маловеров и сектантов
***
Акафист святителю Николаю Сербскому Велимировичу:
Канон святителю Николаю Сербскому Велимировичу:
- Канон святителю Николаю Сербскому
Житийная и научно-историческая литература о святителе Николае Сербском Велимировиче, епископе Охридском и Жичском:
Труды святителя Николая Сербского Велимировича:
|