Таинство Евхаристии
Православное догматическое богословие о
Таинстве Евхаристии: предустановление таинства, установление
Крещения и совершение его в
апостольское время, об образе пребывания Иисуса Христа в
святых Дарах, отношение Евхаристии к Голгофской жертве, значение Евхаристии как жертвы,
необходимость причащения святых Таин и т.д.
***
Евхаристия (буквально "благодарение") есть
таинство, в котором хлеб и вино предложения прелагаются
Духом Святым в истинное Тело и истинную Кровь Господа Иисуса
Христа, а затем верующие приобщаются их для теснейшего
соединения со Христом и жизни вечной. Это таинство состоит,
таким образом, из двух отдельных моментов: 1) преложения или
пресуществления хлеба и вина в Тело и Кровь Господню и 2)
причащения этих святых Даров. Оно имеет название Евхаристия;
Вечеря Господня; Трапеза Господня; Таинство Тела и Крови
Христовых. Тело и Кровь Христовы в этом таинстве называются
Хлебом небесным и Чашей жизни, или Чашей спасения; святыми
Тайнами; бескровной Жертвой. Евхаристия есть величайшее
христианское таинство.
Предустановление таинства. До первого
совершения этого таинства на Тайной Вечери, Христос обетовал
его в Своей беседе о хлебе животном по случаю насыщения пяти
тысяч человек пятью хлебами. Господь учил: Я - хлеб живый,
сшедший с небес: ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же
который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира
(Ин. 6:51). Иудеи, очевидно, поняли слова Христа
буквально. Они стали говорить между собой: как Он может дать
нам есть Плоть Свою? И Господь не сказал иудеям, что они
поняли Его неправильно, а только еще с большей силой и
ясностью продолжал речь в том же смысле: "Истинно, истинно
говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и
пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою
Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу
его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и
Кровь Моя истинно есть питие; ядущий Мою Плоть и пиющий Мою
Кровь пребывает во Мне, и Я в нем." Так же буквально поняли
слова Христа ученики Его: какие странные слова! Кто может
это слушать? - говорили они. Спаситель, чтобы убедить их в
возможности такого чудесного вкушения, указал на другое
чудо, на чудо Своего будущего вознесения на небо: "это ли
соблазняет вас? Что же, если увидите Сына человеческого
восходящего, где был прежде?" Далее Христос прибавляет: "Дух
животворит, плоть не пользует нимало: слова, которые Я
сказал вам, суть дух и жизнь."
Этим замечанием Христос не требует понимания
Его беседы о хлебе животном в "переносном" смысле. "Есть из
вас некоторые неверующие," - тут же прибавляет Он. Этими
словами Спаситель указывает, что слова Его трудны для веры:
как это верующие будут есть Его тело и пить Его кровь? Но Он
подтверждает, что говорит о Своем действительном Теле. Его
слова о Своих Теле и Крови есть "дух и жизнь," они
свидетельствуют, что а) приобщающийся их будет иметь жизнь
вечную и будет воскрешен для Царства Славы в последний день,
и б) что приобщающийся их входит в теснейшее общение со
Христом. Его слова говорят не о жизни по плоти, но о жизни
по духу. Приобщение Его Тела и Крови важны не для утоления
физического голода, как при насыщении пяти тысяч человек - а
важны для жизни вечной.
Установление таинства и совершение его в
апостольское время. Тогда как предуказание Спасителя на
будущее установление таинства Евхаристии дано в евангелии от
Иоанна, - само установление таинства излагается у трех
евангелистов Матфея, Марка и Луки, а затем повторено ап.
Павлом.
В евангелии Матфея в 26-й главе сказано: И
когда они ели, Иисус взял хлеб и благословив преломил и,
раздавая ученикам, сказал: примите, ядите: сие есть Тело
Мое. И взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте от
нее все; ибо это есть Кровь Моя нового завета, за многих
иливаемая во оставление грехов (26-28).
То же в евангелии Марка в 14 главе.
В евангелии Луки в 22 главе: И взяв хлеб и
благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть Тело Мое,
которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание.
Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть новый завет
в Моей Крови, которая за вас проливается (19-20).
В 1-м послании ап. Павла к Коринфянам в
11-ой главе читаем то же что и у св. Луки, только с
предварительными словами: Я от Самого Господа принял то, что
и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан
был, взял хлеб и возблагодарив преломил и сказал:
"приимите..."
Слова Спасителя на Тайной Вечери: Сие есть
Тело Мое, еже за вас ломимое, сия есть Кровь Моя нового
завета, еже за многие изливаемая во оставление грехов, -
совершенно ясны и определенны и не допускают иного
толкования, кроме прямого, именно, что ученикам преподано
истинное Тело и истинная Кровь Христовы; и это совершенно
согласно с данным в 6-й главе евангелия Иоанна обетованием
Спасителя о Его Теле и Крови.
Приобщив учеников, Господь заповедал: сие
творите в Мое воспоминание. Эта жертва должна совершаться
доколе Он придет (1 Кор. 11:26), как наставляет ап. Павел,
т.е. до второго пришествия Господня. Это следует и из слов
Спасителя: аще не снесте Плоти Сына Человеческого, ни пиете
Крови Его, живота не имате в себе. И действительно,
Евхаристия принята Церковью от первых дней, как величайшее
таинство. Установление ее сохраняется с величайшим тщанием и
благоговением, и она совершается и будет совершаться до
скончания мира.
О совершении таинства Евхаристии в
апостольские времена Церкви Христовой читаем в книге Деяний
Ап. (2:42-46; 20:6-7) и у ап. Павла в 10 и 11 главах 1 Посл.
к Коринф. Апостол пишет: "Чаша благословения, которой
благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб,
который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова?
Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от
одного хлеба" (1 Кор. 10:16-17).
"Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и
пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он
придет. Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу
Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови
Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом
пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и
пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая
о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны, и
не мало умирает" (1 Кор. 11:26-30).
В приведенных словах апостол наставляет, с
каким благоговением и предварительным самоиспытанием
надлежит христианину приступать к Евхаристии, и внушает, что
это есть не простая пища и питие, но принятие истинных Тела
и Крови Христовых. Соединяясь со Христом в Евхаристии,
верующие причащающиеся соединяются и друг с другом: мы
многие одно тело, ибо все причащаемся от одного хлеба.
Преложение хлеба и вина в таинстве
Евхаристии. - В таинстве Евхаристии, - в то самое время,
когда священнослужитель, призывая Святого Духа на
предложенные дары, благословляет их с молитвой к Богу Отцу:
Сотвори хлеб сей честное Тело Христа Твоего, а то, что в
чаше, честную Кровь Христа Твоего, приложив Духом Твоим
Святым - хлеб и вино действительно прелагаются в Тело и
Кровь наитием Святого Духа. После этого момента, хотя наши
глаза видят хлеб и вино на св. трапезе, но в самом существе,
невидимо для чувственных очей, это - истинное Тело и
истинная Кровь Господа Иисуса Христа, только под "видами"
хлеба и вина.
Таким образом, освященные дары 1) не есть
только знаки или символы, напоминающие верующим об
искуплении, как учил реформат Цвингли, 2) а равно - не одним
только Своим "действием и силой" (динамически) присутствует
в них Иисус Христос, как учил Кальвин; наконец, 3)
присутствует не в смысле только "проницания," как учат
Лютеране (признающие соприсутствие Христово "с хлебом, под
хлебом, в хлебе"); - но освященные дары в таинстве
прелагаются (пресуществляются) в истинное Тело и истинную
Кровь Христовы, как сказал Спаситель: Плоть Моя истинно есть
пища, и Кровь Моя истинно есть питие (Ин. 6:55).
Эта истина выражена в Послании восточных
патриархов в следующих словах: "Веруем, что в сем
священнодействии предлежит Господь наш Иисус Христос, не
символически - typokos, не образно - ikonikos, не
преизбытком благодати, как в прочих таинствах, не одним
наитием, как это говорили некоторые Отцы о крещении, и не
через "проницание" хлеба, так, чтобы божество Слова
"входило" в предложенный для Евхаристии хлеб существенно,
как последователи Лютера довольно неискусно и недостойно
изъясняют: но истинно и действительно, так что по освящение
хлеба и вина, хлеб прелагается, пресуществляется,
претворяется, преобразуется в самое истинное Тело Господа,
которое родилось в Вифлееме от Приснодевы, крестилось в
Иордане, пострадало, погребено, воскресло, вознеслось, сидит
одесную Бога Отца, имеет явиться на облаках небесных. А вино
претворяется и пресуществляется в самую истинную Кровь
Господа, которая во время страдания Его на кресте, излилась
за жизнь мира. Еще веруем, что по освящении хлеба и вина
остаются уже не самый хлеб и вино, но самое Тело и Кровь
Господа, под видом и образом хлеба и вина."
Такое учение о св. таинстве причащения
содержится у всех святых Отцов, начиная от самых древнейших,
как св. Игнатий Богоносец, св. Иустин Философ и других
древних церковных писателей. Впрочем, у некоторых древних
это учение не выражено в совершенно точных терминах, и
некоторые выражения приближаются к символическому
истолкованию (на что указывают протестанты); однако, способ
их выражения отчасти объясняется теми полемическими задачами
которые они при этом ставили себе (Ориген - против
грубочувственного отношения к таинству, Тертуллиан - против
ереси Маркиона, а апологеты - защищая общие христианские
истины перед язычниками, но не вводя их в глубину таинств).
Отцы первого вселенского собора исповедали:
"На божественной трапезе мы не должны просто видеть
предложенный хлеб и чашу, но, возвышаясь умом, должны верой
разуметь, что на освященной трапезе лежит Агнец Божий,
вземляй грехи мира, приносимый в жертву священниками, и,
истинно приемля честное Тело и Кровь Его, должны верить, что
это знамя нашего воскресения."
Для доказательства же и объяснения
возможности такого претворения хлеба и вина силой Божией в
Тело и Кровь Христовы древние пастыри указывали на
всемогущество Творца и на особенные дела Его всемогущества:
на сотворение мира из ничего, на таинство воплощения, на
чудеса, упоминаемые в св. книгах, в частности - на
претворение воды в вино (Златоуст, Амвросий, Кирилл Иерус.,
Дамаскин), и на то, как в нас самих хлеб и вино или вода,
принимаемые нами в пищу, неведомо для нас, пресуществляются
в наши тело и кровь (Иоанн Дамаскин).
***
Таинство Причащения (Евхаристии):
Тайная Вечеря. Икона, конец XIV в. Иконописец Андрей Рублёв
Современная полемика: как часто можно принимать Причастие?
***
Об образе пребывания Иисуса Христа в святых Дарах:
1. Хотя хлеб и вино претворяются в таинстве
собственно в Тело и Кровь Господа, но Он есть в этом
таинстве всем существом Своим, т.е. Своей душой и самым
Божеством Своим, которое нераздельно с его человечеством.
2. Хотя, далее, Тело и Кровь Господа
раздробляются в таинстве Причащения и разделяются, однако мы
веруем, что в каждой части - и в малейшей частице - св. Таин
принимается причащающимися весь Христос по Своему существу,
т.е. с душою и божеством, как совершенный Бог и совершенный
Человек. Эту веру св. Церковь выражает в словах
священнослужителя при раздроблении св. Агнца: Раздробляется
и разделяется Агнец Божий, раздробляемый и не разделяемый,
всегда ядомый и никогда же иждиваемый [уменьшаемый], но
причащающияся освящаяй.
3. Хотя, в одно и то же время бывает много
святых Литургий во вселенной, но не много тел Христовых, а
один и тот же Христос присутствует и преподается телом Своим
во всех храмах верных.
4. Хлеб предложения, приготовляемый порознь
во всех церквах, по освящении и по предложению его,
становится одно и то же с Телом, сущим на небесах.
5. После пресуществления хлеба и вина в
таинстве Евхаристии в Тело и Кровь, они уже не возвращаются
в прежнее свое естество, а остаются Телом и Кровью Господа
навсегда, независимо от того, будут ли они или не будут
потреблены верующими. Поэтому Православная Церковь издревле
имеет обычай совершать в известные дни Литургию на прежде
освященных Дарах, веруя, что Дары эти, освященные на
предыдущей Литургии, остаются истинными Телом и Кровью
Христовыми; имеет также древний обычай хранить освященные
Дары в освященных сосудах для напутствия ими умирающих.
Известно, что в древней Церкви существовал обычай отсылать
освященные Дары через диаконов христианам, не имевшим
возможности приобщиться в храме. Например, исповедникам,
находящимся в темницах, и кающимся; нередко в древности
верующие приносили св. Дары с благоговением из храмов в свои
дома, и подвижники брали их с собой в пустыни для
приобщения.
6. Так как Богочеловеку Христу подобает
единое нераздельное Божеское поклонение и по Божеству и по
человечеству, вследствие нераздельного их соединения, то и
святым тайнам Евхаристии надлежит воздавать ту же честь и
поклонение, какими мы обязаны Самому Господу Иисусу Христу.
Отношение Евхаристии к Голгофской жертве.
Евхаристическая жертва не есть повторение крестной жертвы
Спасителя, а есть принесение жертвенных тела и Крови,
однажды вознесенных нашим Искупителем на крест, всегда ядомых и николи же иждиваемых. Голгофская жертва и жертва
Евхаристии нераздельны между собой, составляя собственно
одну Жертву; но вместе и различаются между собой. Они
нераздельны: это одно и то же благодатное дерево жизни,
насажденное Богом на Голгофе, но наполняющее таинственными
своими ветвями всю Церковь Божию и до конца веков питающее
своими спасительными плодами всех ищущих вечной жизни. Но
они и различаются: приносимая в Евхаристии жертва называется
бескровной и бесстрастной, так как она совершается по
воскресении Спасителя, Который воскресши из мертвых, уже не
умирает: смерть уже не имеет над Ним власти (Рим. 6:9); она
приносится без страдания, без пролития крови, без смерти,
хотя и совершается в воспоминание страданий и смерти
Божественного Агнца.
Значение Евхаристии как жертвы. Она есть
жертва хвалы и благодарения. Священнослужитель, совершающий
бескровную жертву, по чину Литургии св. Василия Великого и
св. Иоанна Златоуста, перед освящением даров вспоминает в
тайной молитве великие дела Божии, прославляет и благодарит
Бога во Святой Троице за воззвание человека из небытия, за
многоразличное попечение о нем после падения и за
домостроительство спасения его через Господа Иисуса Христа.
Равным образом и все присутствующие в храме христиане в зри
святые моменты, славя Бога, взывают к Нему: Тебе поем, тебе
благословим, тебе благодарим, Господи...
Евхаристия есть также жертва
умилостивительная за всех членов Церкви. Преподавая ученикам
Тело Свое, Господь сказал о нем: еже за вы ломимое и,
преподавая Свою Кровь, прибавил: яже за вы и за многия
изливаемое во оставление грехов. Поэтому-то от начала
христианства бескровная жертва была приносима о памяти и
оставлении грехов как живущих, так и умерших. Это видно из
чинопоследований всех литургий, начиная с литургии св. ап.
Иакова, и сама эта жертва нередко прямо называется в них
жертвой умилостивления.
Евхаристия есть жертва, теснейшим образом
соединяющая всех верных во едино тело во Христе. Поэтому по
пресуществлении св. Даров, как и раньше на проскомидии,
священнослужитель поминает Пресвятую Владычицу Богородицу и
всех святых, присовокупляя: Их же молитвами посети нас,
Боже, а затем переходит к поминанию живых и умерших (вся Церковь Христова).
Евхаристия есть жертва просительная: о мире
церквей, о благосостоянии мира, о властях, о находящихся в
немощах и трудах, о всех требующих помощи - и о всех и за вся.
Выводы литургического характера. Из
евангельского и апостольского повествований и из практики
древней Церкви нужно сделать следующие выводы:
a) В Евхаристии, как апостолам были
преподаны на Тайной Вечери, так и всем верующим должны быть
преподаваемы не только Тело Христово, но и Кровь Христова.
Пийте от нея вси, заповедал Спаситель (Мф. 26:27). Да
испытывает себя человек, и таким образом пусть есть от хлеба
сего и пьет из чаши сей (1 Кор. 11:28).
б) Все причащаемся от одного хлеба (1 Кор.
10:17), пишет апостол. И в древней Церкви каждая община
приобщалась от единого хлеба. И в православной Литургии
благословляется и преломляется один хлеб, также как
благословляется одна чаша.
в) Во всех местах Священного Писания, где
говорится о хлебе Евхаристии, хлеб называется по гречески
артос (6 глава св. Иоанна, еванг. Матфея, Марка, Луки, у ап.
Павла и в книге Деяний). Артос обычно обозначает пшеничный
хлеб поднявшийся на закваске ("опресночный" по греч.
выражается прилагательным azymos). Известно, что в
апостольское время, т.е. от самого начала, от своего
установления, Евхаристия совершалась в течение круглого
года, еженедельно, когда у иудеев опресноков не
приготовляли; значит, совершалась даже в
иудейско-христианских общинах на квасном хлебе. Тем более
это нужно сказать об общинах христиан из язычников, которым
был вовсе чужд закон об опресноках. В первохристианской
Церкви вещество для таинства Евхаристии употреблялось из
приношений народа, который приносил в храм из домов
обыкновенный хлеб, квасной. Он предназначался также и для
вечерей любви и для помощи бедным.
Необходимость причащения святых Таин. Причащаться Тела и Крови Господних есть
существенная, необходимая, спасительная и утешительная
обязанность каждого христианина. Это видно из слов
Спасителя, которые Он изрек при обетовании таинства
Евхаристии: Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть
Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете
иметь в себе жизни (Ин. 6:53-54).
Спасительные плоды или действия таинства
Евхаристии, при достойном приобщении, следующие:
Оно теснейшим образом соединяет нас с
Господом: Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во
Мне, и Я в нем (Ин. 6:56).
Оно питает наши душу и тело и способствует
нашему укреплению, возвышению, возрастанию в жизни духовной:
Ядущий Меня жить будет Мною (Ин. 6:57). Принимаемое
достойно оно служит для нас залогом будущего воскресения и
вечно-блаженной жизни: Ядущий хлеб сей жив будет вовек (Ин. 6:58).
Должно однако помнить, что эти спасительные плоды Евхаристия приносит только для тех,
кто приступает к ним с верой и покаянием; недостойное же вкушение Тела и Крови Христовых принесет тем
большее осуждение: Кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем (1Кор.11:29).
Михаил Помазанский, протопресвитер
Догматическое богословие. – Клин:
Фонд "Христианская жизнь", 2001
|