Я некоторым запрещаю исповедоваться в монастырях...
Выступление на круглом столе "Подготовка ко святому
причащению: историческая практика и современные подходы к
решению вопроса" 27 декабря 2006 года
Я просто счастлив, что эта тема
обсуждается. И что есть желание обсуждать такие актуальные
темы здесь, за Круглым столом в Даниловом монастыре. Хочу рассказать о двух эпизодах. Первый - в Лавре я наблюдал такую сцену.
Мама чуть не плачущим голосом просит иеромонаха причастить
мальчика. Иеромонах ей говорит: "Так он же не
исповедовался." Она: "Сыну семь лет только сегодня
исполнилось". Он: "Нет, без исповеди нельзя." Как жаль, что
она не сообразила сказать, что он родился вечером! Я это сам
видел на солее Успенского собора.
Второй эпизод. В одном монастыре на Афоне,
очень хорошем, я узнал, что монахи причащаются в субботу.
Почему? Потому что в пятницу пост. А в воскресенье уже не причащаются.
Мне кажется, что в памятку ко причастию
необходимо внести такую главу, как "лекарства". Потому что
очень много священников считают лекарство едой.
Нитроглицерин, лекарства при диабете - всё это еда, т.е.
падай в кому, но в рот не бери. Поэтому надо где-то
обозначить, что лекарства не есть еда. Как и запивание
лекарства молоком - это не нарушение поста.
Каноны Православной Церкви
предписывают Причастие в Светлую Седмицу.
Я когда-то предлагал такую схему. Кто
причащается раз в году - тот должен поститься весь пост.
Т.е. месяц поститься и где-то в конце поста причащаться. Кто
причащается раз в пост - тому постится неделю. Кто
причащается раз в месяц - тому три дня. Кто причащается раз
в неделю - то среда и пятница и в субботу всё-таки без мяса.
Необходимо сказать об Евхаристии, как о
стимуле, в первоначальном значении этого слова - в
пастырском окормлении. Если христианин привык причащаться,
то отлучение его временное пастырем является инструментом
его пастырского окормления. И окормлять и воспитывать таким
образом можно только постоянно причащающегося человека.
Например, я однажды отлучил одну женщину на целый год, т.к.
она занималась разрушением семьи своей дочки. Благодаря
тому, что она часто причащалась, для неё это было
серьёзно, хотя и не помогло в итоге.
Исповедь у другого духовника. Конечно, это
возможно и никаких препятствий мы не ставим. Но!.. очень
часто человек, отправляющийся в паломничество в какой-то
монастырь приезжает с квадратными глазами, с какими-то
епитимьями. И я некоторым запрещаю исповедоваться в других
монастырях. Потому что человек возвращается полностью с
разрушенной духовной жизнью, с полностью мозгами
"набекрень". У нас же старцев в стране, которые пять лет
назад рукоположены, но они с бородами, у них саны, кресты -
все дела. И потом некоторые после них уходят из общины,
становятся "иннэнщиками", ещё кем-то… Поэтому некоторой
категории граждан наших и прихожанам нельзя исповедоваться в
других местах. Потому что некоторые духовники, даже ничего
не узнав о человеке, в капусту рубят его душу.
***
Читайте также по теме:
***
Благословение на причастие. Наша многолетняя
практика состоит в том, что мы перед Рождеством и перед
Пасхой говорим всем заранее, что нужно исповедоваться в
течение недели-полутора, и потом, если никого не
убил, можно причащаться без исповеди.
Очень удобная форма для тех, кто любит
исповедоваться подробно - письменная форма, которая
практиковалась у нас ещё в начале 20-го века.
Я почувствовал очень большую разницу между
приходами большими и очень большими.
Какой-то процент людей - я его оцениваю в 15
- пришедших в воскресенье - это люди, пришедшие в первый
раз. Как-то их отделить в отдельный придел или поднять на
второй этаж двухэтажного храма пока не представляется
возможным. Не можем мы так организовать их, тем более все
они приходят в разное время. Тем не менее, надо постараться
этому человеку, вновь пришедшему, дать максимум. И даже если
он пришел поздно, если он никогда не постился и не знал что
это такое, если он действительно пришел с раскаяньем, а
таких много, по-своему подготовившихся к исповеди - я
считаю, что такого человека причастить не только можно, но и
нужно. Но снабдив его сведениями о том, как надо готовиться.
Я всегда спрашиваю: "Есть ли у тебя молитвослов? читал ли ты
Евангелие? есть ли оно у тебя?" Даём ему правило читать
Евангелие с этого дня каждый день, рассказываем о посте и
говорим, как надо впредь готовиться. Но в
тот раз причащаем всё равно. Как дитя.
***
Дивеево. Апофеоз безумия: надевание на
голову чугунка преподобного Серафима Саровского.
Основано на бреднях (поддерживаемых, увы, местными
священниками), что исходящая благодать от
"тубареточки или чугунка, в котором освящают сухарики,
гораздо сильнее (!), чем благодать исходящая от раки с мощами святого". Читайте также:
А стоит ли ездить в Дивеево? - Семен Кулагин
***
Если у человека нет смертных грехов… А самый
распространённый грех - это так называемый "гражданский
брак" или "у меня есть любимый человек". Я ему говорю, что
любить друг друга - это очень хорошо, но ваши отношения -
это не просто любовь, это уже больше: супружеские отношения,
поэтому решайте с любимым человеком этот вопрос, будете ли
вы созидать семью и если будете - давайте это делать скорее,
а я готов повенчать бесплатно. Если же он любит, но не
настолько, я ему говорю, что в церковь, по идее, в таком
случае дальше притвора входить нельзя, потому что это
противоречит заповедям Божьим.
И вот если так поговоришь по-доброму,
объяснишь, очень многие потом женятся…
Димитрий Смирнов, протоиерей, председатель
Синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами
и правоохранительными организациями
Православие и Мир - 19.01.2013.
|