После Причастия
Есть немало книг и пособий, посвященных
приготовлению к Божественному причащению. Цель этих книг
- дать человеку знания, необходимые для сознательного,
благоговейного и непостыдного подхода к Чаше с Пищей
Бессмертия. Эти книги не однообразны. В них есть
разночтения, связанные в основном с разной строгостью
приготовления и разными подходами к частоте причащения.
Но, все равно, такая литература есть, и она
многочисленна. Но вот чего нет у нас! У нас нет книг,
ведущих с читателем разговор о том, как вести себя после
причащения, как хранить полученный дар, как пользоваться
во благо реальностью богообщения! Налицо очевидный
пробел. И нет никакой дерзости быстро этот пробел
заполнить. Серьезность задачи требует, во-первых,
формулировки вопроса, а во-вторых, соборных усилий по
поиску правильного ответа.
***
Опыт, равно духовный и житейский,
говорит о том, что получить бывает легче, чем удержать.
Если речь идет о великом даре, то умение пользоваться им
- самое тяжелое, что ожидает получателя. Благословение
способно превратиться в проклятие по мере неумелого
пользования или пренебрежения дарами. История Израиля -
тому пример. Множество чудес, Божие водительство,
отношения народа и Бога, подобные супружеским! Чего же
более? Но обратной стороной этих отношений неумолимо
выступают казни и тяжелые удары, падающие на головы
людей, ведущих себя недостойно избрания. Что касается
причащения, то реальность присутствия Христа в
Евхаристии еще в апостольские времена заставляла
говорить о болезнях и смертях недостойных причастников.
Итак, давно пора вести речь не только о приготовлении к
причастию, но и о правильном образе жизни после
полученного причащения.
Вот первая мысль, лежащая на
поверхности: не уместно ли в день причащения вместо
вечерних молитв, покаянных и сокрушенных, прочесть на
ночь еще раз молитвы благодарственные после причастия? В
них просьбы не просто простить и помиловать, но "...войти
во уды и во утробу, укрепить составы и кости, попалить
терние всех согрешений" и прочее. Эти краткие молитвы
весьма сильны, насыщены смыслом, радостны, энергичны.
Многократное или хотя бы повторное их чтение в день
причастия увеличивает в христианской душе чувство
благодарности Богу, рождает трезвение (память о
Господе), возгревает желание причащаться чаще.
Святитель Иоанн Максимович после
совершенной Литургии часто оставался в алтаре надолго.
Он читал Евангелие, "тянул" четки, совершал иные молитвы
и затем с усилием шел на ежедневные труды, поскольку не
хотел покидать алтарь. Это тоже урок. Очевидно, что
мирской человек загружен заботами и что взвинченный темп
жизни есть враг сосредоточенности. Но нужно стараться
после причастия не сразу окунаться в дела, нужно
постараться поискать хоть каплю тишины, отдаваемой
чтению и размышлению.
Боюсь утверждать, кто именно из
Оптинских старцев (кажется, Варсонофий) советовал читать
в день причащения Апокалипсис Иоанна Богослова.
Очевидно, имелось в виду, что облагодатствованный ум
христианина в это время более способен к восприятию тайн
Божиих, нежели в обычные дни. Налицо не столько
конкретный совет, сколько контуры общего правила: в день
причастия посвящать возможное время и силы изучению
слова Божия и другим духовным трудам.
Ставши домом Божиим посредством
причащения, христианин становится страшен невидимым
врагам добра. От него, как от огня, "бежит всяк злодей и всяка страсть". Существенной задачей для врага поэтому
является старание развлечь христианина, втащить его в
вихрь всяких забот, окружить его "неведением, забвением,
малодушием и окамененным нечувствием". И по мере нашей
невнимательности врагу это успешно удается. Стоит ли
удивляться разгулу греха и сумятице, царствующей в
головах, если мы толком не учимся пользоваться самым
победоносным своим оружием - существенным соединением с
Богочеловеком и Спасителем?
***
Вопрос, без сомнения, не раскрыт, но
лишь затронут. Он требует церковного внимания, и само
звучание вопроса может предваряться призывом: "Вонмем!"
И умение прощать обиды, и способность сопротивляться
действию страстей, и мужество посреди невзгод, и
предвкушение вечных благ, и еще многое-многое другое
подается обильно причастникам.
Вот что говорил Иоанн
Кронштадтский после причащения: "Господь во мне лично,
Бог и человек, ипостасно, существенно, непреложно,
очистительно, освятительно, победотворно, обновительно,
обожительно, чудотворно, что я и ощущаю в себе".
Богатство даров, ощущаемое Кронштадтским
пастырем, есть то же самое богатство даров, которое
подается всем, но, к сожалению, без столь глубокого со
стороны причастников ощущения.
В этом смысле святые и будут судить мир.
Имея ровно столько, сколько и мы, они сумели жизнь свою
превратить в яркое горение лампады, тогда как мы лишь
коптим и в грозный час суда рискуем оказаться без масла.
Кроме того, что уже есть у нас, нам,
быть может, вовсе ничего более не нужно для чудотворной
полноты и повседневного христианского свидетельства.
Ничего не нужно сверх, но нужно научиться пользоваться
тем, что есть. И в первую очередь нужно научиться
правильно вести себя в отношении к пречистым тайнам Тела
и Крови Христовых: к благоговейному принятию их и к
достойному хранению их в себе.
Андрей Ткачев, протоиерей
Православие.Ru - 12.05.2012.
|