О том, как мы должны причащаться, и о плодах этого
великого Таинства, когда мы причащаемся в любви ко Христу
Слово в Великий четверг на Страстной седмице
Ныне Святая Церковь воспоминает установление
на Тайной вечери Таинства Евхаристии. Здесь впервые ученики
Христа сделались причастниками Его Тела и Крови, восприняли
такое Таинство, без которого нет нам спасения, без которого
не может быть у нас святой и блаженной жизни. "Аще не снесте
Плоти Сына Человеческого, - сказал Господь, - ни пиете Крове
Его, живота не имате в себе" (Ин. 6:53).
Это Божественное учение о всей необходимости
и спасительности для нас евхаристического Таинства
содержится и в словах Христа: "Аз есмь лоза, вы же рождие. И
иже будет во Мне, и Аз в нем, той сотворит плод мног: яко
без Мене не можете творити ничесоже. Аще кто во Мне не
пребудет, извержется вонь, якоже розга, и изсышет: и
собирают ю, и во огнь влагают, и сгарает" (Ин. 15:5-6). Так
тесно соединиться со Христом, как соединяется ветвь с своим
стволом, мы можем только в евхаристическом Таинстве. Ясно,
что как отломленная от дерева ветвь засыхает и погибает, так
и мы погибнем и не только для сей, но и для будущей вечной
жизни, если не пребудем в единении со Христом через Таинство
Божественной Евхаристии.
Несмотря на такое учение Христа о сем
Таинстве, можно встретить среди православных немало людей,
которые не причащаются в течении многих лет. Куда же пойдут
души таких православных людей после их смерти? Конечно,
только в место вечных адских мучений.
Впрочем, останутся вне Небесного чертога с
его вечным райским блаженством и те из нас, которые
принимают евхаристическое Таинство не так, как должно его
принимать. Суть дела здесь заключается не в причащении
Святых Христовых Таин, а в том, как мы должны причащаться.
На этот вопрос Святая Церковь отвечает нам
Евангельским повествованием о Тайной вечери, словами тропаря
в Великий четверг и словами своих богослужений на этот день.
Она побуждает нас не причащаться Тела и Крови Христа, как
причастился Иуда-предатель. Он причастился в суд и
осуждение, будучи одержим страстью сребролюбия. Постепенно
сия страсть овладевала им, а к моменту предательства она
стала господствующею силою в душе Иуды. Он позабыл, какие
великие милости изливал на него Господь. Св. Иоанн Златоуст
говорит, что при отправлении апостолов на проповедь Иуда,
вместе с другими учениками Христа, получил дарования
исцелять всякие недуги в людях и воскрешать мертвых, и в
силу этих дарований он действительно совершал исцеления
всевозможных болезней и воскрешал мертвых. На Тайной вечери
Господь обнаружил перед ним Свое крайнее смирение и умыл его
ноги. А в саду Гефсиманском, в самый момент предательства,
Спаситель назвал его другом Своим в ответ на предательское
лобзание. Все это позабыл Иуда, всецело отдавшись страсти
сребролюбия. Поэтому, как только он причастился Тела и Крови
Христовых, так сатана окончательно вошел в его душу и повел
его на предательство Христа. Но предательством не
ограничилась страсть сребролюбия Иуды. Она довела его до
отчаяния, а потом - до самоубийства.
Как же мы должны, возлюбленные, причащаться
Христовых Таин? Так, как причастились св. апостолы. Они
восприяли сие великое Таинство, будучи объяты любовью ко
Христу. Сердца их таяли от этой любви к Нему. Св. Иоанн
Богослов возлежал на груди Господа. Все прочие апостолы,
разумеется кроме Иуды-предателя, не могли удержать в себе
этой любви и выражали ее в изъявлениях своей готовности
умереть за Христа. Действительно, они и умерли бы вместе со
своим Божественным Учителем, если бы Он не сказал пришедшему
за Ним народу в саду Гефсиманском: "Аще убо Мене ищете,
оставите сих ити" (Ин. 18:8).
Так будем и мы, возлюбленные чада мои,
причащаться в любви ко Христу. Если эта любовь будет в нас,
то никакая страсть не овладеет нами, и никаким грехом мы не
отпадем от Него, ибо, по слову Апостола: "Любы николиже
отпадает" (1 Кор. 13:8).
Если эта любовь будет в нас, то тогда
исполним мы все спасительные заповеди, ибо Господь сказал:
"Аще любите Мя, заповеди Моя соблюдите... Аще кто любит Мя,
слово Мое соблюдет... Не любяй Мя, словес Моих не соблюдает"
(Ин. 14:15, 23-24).
А через соблюдения заповедей мы достигаем
невинной детской чистоты, когда Св. Тайны Христовы действуют
на нас разительно. Св. Иоанн Златоуст в своем творении о
воспитании детей говорит, что принятие Тела и Крови Христа
невинными детьми действует на них поразительно, в
особенности во время их болезней. Душа младенца от сего
Таинства чувствует успокоение и радость, а тело исцеляется
от всевозможных болезней.
Эту истину очень хорошо раскрывает в своих
творениях наш великий богослов епископ Феофан Затворник. О.
Иоанн Кронштадтский в своей книге "Моя жизнь во Христе"
свидетельствует, что вкушение Тела и Крови Христа чистыми и
невинными детьми есть самое лучшее врачевство в их болезнях.
"И сколько раз, - говорит он, - я причащал больных
младенцев, и всегда они выздоравливали от самых даже
безнадежных недугов".
Причащение Св. Божественных Таин при наличии
любви ко Христу и соблюдении заповедей сообщает нам
особенную бодрость и силу. Сам о. Иоанн Кронштадтский
представляет собой дивное доказательство этой истины.
Нередко он спал только два часа в сутки, и, несмотря на это,
весь день его проходил в огненной деятельности и в
непрестанных богослужениях и молитвах для исцеления больных
и утешения страждущих.
За любовь ко Христу и за соблюдение
заповедей мы исполняемся от Св. Причастия божественной
радостью, согласно обетованию Христа: "Аще заповеди Моя
соблюдете, пребудете в любви Моей..., да радость Моя в вас
будет, и радость ваша исполнится" (Ин. 15:10-11). И эту
радость Св. Причащения всегда и неизменно испытывали все
угодники Божии, все истинные последователи Христовы.
Если, наконец, мы будем причащаться в любви
ко Христу, то божественный свет сего Таинства будет озарять
нас. Сей свет будет отгонять от нас бесов, которые, как духи
тьмы, не выносят божественного света; он будет опалять и
уничтожать в нас наши страсти, и мы будем просвещаться, как
просветились от Св. Причастия апостолы на Тайной вечери, о
чем в нынешнем тропаре говорится в таких словах: Егда
славнии ученицы на умовении вечери просвещахуся... Свет сего
страшного Таинства, будучи нашим достоянием, перейдет с нами
в загробный мир. Он отгонит от нас всех бесов, когда наши
души будут проходить воздушные мытарства и сделается
источником вечной радости для нас в Небесном Царстве
Христовом.
Приветствую вас, мои возлюбленные о Христе
чада, с принятием Тела и Крови Христа. От всего сердца желаю
вам, чтобы вы причастились не так, как причастился
Иуда-предатель, а как святые ученики Христовы на Тайной
вечере. Дай Бог, чтобы после сего Причастия, все страсти,
если они были у вас, никогда не возвращались бы к вам. Да
пребывает всегда в вашей жизни любовь ко Христу с неуклонным
соблюдением вами всех Божественных заповедей. Тогда Св.
Причащение будет источником исцеления всяких ваших недугов -
и телесных, и душевных. Тогда бодрость, и сила, и
божественная радость будут всегда присущи вам. Тогда
благодатный свет принятых вами Тела и Крови Христа будет
всегда просвещать вас, а после вашей смерти Господь
осуществит над вами слова Свои: Тогда праведницы просветятся
яко солнце, в царствии Отца их (Мф. 13:43). Аминь.
Серафим Соболев, архиепископ
Произнесено в русской церкви
свт. Николая г. Софии 5/18 апреля 1946 г.
Православная беседа
|