Причастие - это благодатное приобщение души к к вечной жизни
Таинство Причастия установлено Самим Господом на тайной
вечери - последней трапезе с учениками в пасхальную ночь
перед Его взятием под стражу и распятием. "И когда они ели,
Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая
ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И,
взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все,
ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая
во оставление грехов" (Мф. 26:26–28), "…сие творите в Мое
воспоминание" (Лк. 22:19). В Таинстве Плоти и Крови
Господних (Евхаристии - греч. "благодарение") происходит
восстановление того единства между природой Творца и
творения, которое существовало до грехопадения; это наше
возвращение к потерянному раю. Можно сказать, что в
Причастии мы получаем как бы зародыши будущей жизни в
Царствии Небесном. Мистическая тайна Евхаристии укоренена в
Крестной Жертве Спасителя. Распяв Свою Плоть на кресте и
пролив Свою Кровь, Богочеловек Иисус принес Жертву Любви за
нас Творцу и восстановил падшую человеческую природу. Таким
образом, причастие Тела и Крови Спасителя становится нашим
участием в этом восстановлении. "Христос воскресе из
мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот
даровав; и нам даровав живот вечный.."
Вкушение Плоти и Крови Христовых в Таинстве Евхаристии есть
действие не символическое (как полагают протестанты), но
вполне реальное. Не все могут вместить эту тайну.
"Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не
будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не
будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою
Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день.
Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть
питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне,
и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и
ядущий Меня жить будет Мною. Сей-то есть хлеб, сшедший с
небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб
сей жить будет вовек…Многие из учеников Его, слыша то,
говорили: какие странные слова! кто может это слушать?…С
этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не
ходили с Ним" (Ин. 6:53–58, 60, 66).
Рационалисты пытаются "обойти" тайну, низводя мистику к
символу. Гордецы воспринимают недоступное их разуму как
оскорбление: Лев Толстой кощунственно называл причастие
"каннибализмом". Для иных это дикое суеверие, для кого-то
анахронизм. Но чада Церкви Христовой знают, что в Таинстве
Евхаристии они под видом хлеба и вина воистину причащаются
Тела и Крови Христовых в Их сущности. Действительно,
человеку не свойственно употреблять в пищу сырые плоть и
кровь, и потому при Причащении Дары Христовы сокрыты под
образом хлеба и вина. Тем не менее под внешней оболочкой
тленной материи сокрыто нетленное вещество Божественной
природы. Иногда, по особому соизволению, Господь
приоткрывает сие покрывало тайны, и дает видеть
сомневающимся подлинную природу Святых Даров. В частности, в
моей личной практике было два случая, когда Господь восхотел
дать увидеть причащающимся Тело и Кровь Свою в их подлинном
виде. Оба раза это были первые причастия; в одном случае
человека в Церковь из своих соображений послали экстрасенсы.
В другом причиной прихода в храм было весьма поверхностное
любопытство. После столь чудесного события оба стали верными
чадами Православной Церкви.
Как хотя бы приблизительно понять нам смысл происходящего в
Таинстве Причастия? Природа творения создана Творцом
сродственной Себе: не только проникаемой, но и как бы
неотрывной от Создателя. Это естественно при святости
тварной природы - ее изначального состояния вольного
единения и подчинения Творцу. В таковом состоянии пребывают
ангельские миры. Однако природа нашего мира искажена и
извращена грехопадением ее хранителя и возглавителя -
человека. Тем не менее она не потеряла возможности
воссоединения с природой Создателя: ярчайшее свидетельство
этого - вочеловечение Спасителя. Но человек отпал от Бога
вольно, и воссоединиться с Ним он может также только в
свободном волеизъявлении (даже на вочеловечение Христа
требовалось согласие человека - Девы Марии!). В то же время
обожение неодушевленной, не обладающей свободой воли,
природы, Бог может совершить естественным образом,
самовольно. Таким образом в богоустановленном Таинстве
Причастия благодать Духа Святого в учрежденный момент
богослужения (и тоже по просьбе человека!) снисходит на
вещество хлеба и вина и прелагает их в вещество иной, высшей
природы: Тело и Кровь Христовы. И вот теперь принять эти
высшие Дары Жизни человек может, только явив свою свободную
волю! Господь дарует Себя всем, но принимают Его те, кто
верит Ему и любят Его - чада Его Церкви.
Итак, Причастие есть благодатное приобщение души к высшей
природе и в ней к вечной жизни. Низводя эту величайшую тайну
до области обыденного образа мы можем сравнить Причастие с
"питанием" души, которое она должна получать после своего
"рождения" в Таинстве Крещения. И как плотию человек
рождается в мир единожды, а питается затем до конца жизни,
так и Крещение событие единоразовое, а к Причастию мы должны
прибегать регулярно, желательно не реже раза в месяц,
возможно и чаще. Причастие один раз в год является
минимально приемлемым, но столь "голодный" режим может
поставить душу на грань выживания.
К участию в Евхаристии необходимо должным образом
приготовиться. Встреча с Богом - событие, потрясающее душу и
преображающее тело. Достойное причащение требует осознанного
и трепетного отношения к этому событию. Должна быть
искренняя вера во Христа и понимание смысла Таинства.
До́лжно иметь благоговение перед Жертвой Спасителя и
осознание своего недостоинства принятия сего великого Дара
(мы принимаем Его не как заслуженную награду, но как явление
милости любящего Отца). Должно быть умирение души: нужно в
сердце искренне простить всех, так или иначе "нас
опечаливших" (помня слова молитвы "Отче Наш": "И остави нам
долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим") и
постараться по возможности с ними примириться; еще в большей
степени это касается тех, кто по той или иной причине
считает себя обиженными нами. Перед Причастием следует
прочесть определенные Церковью и составленные святыми отцами
молитвы, которые так и называются: "Последование ко Святому
Причащению"; эти молитвенные тексты присутствуют, как
правило, во всех изданиях православных молитвословов
(сборники молитв). Точный объем чтения этих текстов
желательно обсудить с тем священником, к которому вы
обращаетесь за советами и кто знает специфику вашей жизни.
После совершения Таинства Причастия положено прочитывать
"Благодарственные молитвы по Святом Причащении". Наконец,
готовясь принять в себя - в свою плоть и в свою душу -
Страшные своим величием Тайны Тела и Крови Христовых, должно
очиститься телом и душой. Этой цели служат пост и Исповедь.
Телесный пост предполагает воздержание от вкушения скоромной
пищи. Продолжительность поста перед Причастием, как правило,
до трех суток. Непосредственно в канун Причастия до́лжно
воздерживаться от супружеских отношений и с полуночи не
положено вкушать никакой пищи (по сути дела не есть и не
пить ничего с утра перед службой). Впрочем, в конкретных
случаях возможны существенные отступления от этих норм;
обсуждать их следует, опять же, индивидуально.
Само Таинство Причастия происходит в Церкви на богослужении,
которое называется литургия. Как правило, литургия
совершается в первой половине дня; точное время начала
богослужений и дни их совершения следует узнавать
непосредственно в том храме, в который вы собираетесь пойти.
Обычно службы начинаются в интервале от семи до десяти часов
утра; продолжительность литургии в зависимости от характера
службы и отчасти от количества причастников от полутора до
четырех-пяти часов. В соборах и монастырях литургии служатся
ежедневно; в приходских храмах по воскресным дням и в
церковные праздники. Готовящимся к Причастию желательно
присутствовать на службе с ее начала (ибо это единое
духовное действо), а также накануне быть на вечернем
богослужении, которое является молитвенной подготовкой к
литургии и Евхаристии.
Во время литургии нужно безвыходно пребывать в храме,
молитвенно участвуя в службе до тех пор, пока священник
выйдет из алтаря с чашей и провозгласит: "Со страхом Божиим
и верою приступите". Тогда причастники выстраиваются один за
другим перед амвоном (сначала дети и немощные, затем мужчины
и за ними женщины). Руки должны быть сложены крестообразно
на груди; перед чашей креститься не положено. Когда подойдет
очередь, нужно стать перед священником, назвать свое имя и
открыть рот так, чтобы можно было вложить лжицу с частицей
Тела и Крови Христовых. Лжицу нужно тщательно облизать
губами, и после того, как промокнут губы платом, с
благоговением поцеловать край чаши. Затем, не прикладываясь
к иконам и не разговаривая, нужно отойти от амвона и принять
"запивку" - св. воду с вином и частицу просфоры (таким
образом как бы омывается полость рта, дабы мельчайшие
частицы Даров случайно не исторгнуть из себя, например, при
чихании). После причастия нужно прочитать (или выслушать в
Церкви) благодарственные молитвы и в дальнейшем тщательно
хранить душу свою от грехов и страстей.
Михаил Шполянский, протоиерей
Православие и Мир - 05.04.2007.
Фото - Ко Причастию, ко Христу... - Олег Коновалов -www.k111.ru
|