Таинство Исповеди и Причащение Святых Христовых Таин
В связи с современной критикой старой
традиции обязательной исповеди перед причащением Тайн
Христовых (30 июля на радиостанции "Радонеж")
Без внимания и бдительности ума
невозможно нам спастись и избавиться,
от диавола, яко льва, рыкающего
и ищуща кого поглотити.
Прп. Петр Дамаскин [1]
На недавно проходившем заседании
Богословской Комиссии, а также в ряде выступлений духовенства
на радиостанции "Радонеж" неоднократно поднимался вопрос о том
необходима ли и обязательна исповедь перед причащением Тайн
Христовых. Некоторыми клириками высказывались, и порой даже
настойчиво мнения о необходимости упразднить практику
обязательной исповеди перед святым Причащением. Достаточно
острая полемика по данному вопросу состоялась на
радиостанции Радонеж 30 июля/18июля 2007 г.
Прежде чем начать разбор высказанного мнения
о необязательности исповеди перед Причащением, мы должны заметить следующее:
Эти два таинства Исповеди и Причащения
являются самостоятельными и не связаны друг с другом,
В отношении обязательности исповеди перед
Причащением мы должны опираться на практику Церкви, не
взирая на те отступления от той нормы церковной жизни,
которая была господствующей прежде.
Священник и епископ в своей пастырской
деятельности не имеет права руководствоваться исключительно
соображениями своего разума и мнения. В пастырской практике
любой клирик, согласно священнической и епископской присяге,
обязан соблюдать верность церковным канонам и догматам.
Любое своеволие в пастырской практике,
которое грозит нарушению церковного строя жизни должно
рассматриваться как преступление не только по отношению к
отдельным лицам, но по отношению к Церкви Христовой.
От своеволия, то есть грубого нарушения
церковной дисциплины и навязывания паствы тех критериев и
принципов жизни, которые противоречат основному
предназначению Церкви-спасению людей, необходимо отличать
рекомендации священника своим пасомым духовным чадам.
Святитель Григорий Палама об исповеди перед Причащением
Святитель Григорий Палама, как известно, для
Православной Церкви является не только точным выразителем ее
Предания, но и защитником ее. Об этом недвусмысленно
говориться в Синодике Православия. Поэтому для нас не
безынтересны будут его рекомендации в отношении
необходимости исповеди перед Святым Причащением.
Вопроса об исповеди и покаянии, как
необходимой меры приготовления ко причащению Святых
Христовых Тайн, свт. Григорий касается в своей омилии "О
Святых и Страшных Христовых Тайнах". Каждый христианин
стремиться к тому, чтобы соединиться со Христом, стать со
Христом"един дух и едино тело" [2]. И это происходит в
действительности во время Причащения Тайн Христовых, если
человек подготовлен к принятию Самого Христа. Душа и тело
человека по необходимости должны быть для этого очищены от
всякого порока, ибо иначе "Сие Тело, сущее без греха, не
соблаговолит обитать в теле, обременённом грехами. Потому
что, если не допустимо простирать к Христу руки и молиться
тому, у кого они не чисты от грехов, а также и тому, кто
предварительно не отстранил от себя всякую ненависть и
связанные с этим размышления; и если мы не имеем дерзновения
к Богу" [3].
И эту необходимую чистоту для принятия Тела
Христова человеку подаёт лишь чистосердечное покаяние перед
духовником.
"Если же с дурною совестью, и не поучив,
благодаря исповеди, отпущение грехов от приявшего власть
разрешать и связывать их, и прежде чем обратиться к Богу,
прежде чем исправиться по правилу благочестия, мы
приступаем, то, конечно, это делаем в суд себе и на вечное
мучение, отталкивая от себя и самые Божие щедроты и терпение
Его к нам" [4].
Несколько ранее свт. Григорий даёт
разъяснение относительно того, какое действие на кающегося
оказывает само таинство Покаяние:
"Это самое производит и исповедь при
духовном брожении сердца: она выкапывает и исторгает тайные
и дурные страсти, и делает его приготовленным к принятию
священных семян и благоприятным для плодоношения и
возделывания добродетелей" [5]
Необходимость исповеди для врачевания
человеческой души от порочных страстей и наклонностей
неизбежно должна приводить к мысли о необходимости
окормления у духовника, который, по мысли прп. Иоанна
Лествичника, является Моисеем, выводящим из духовного пена.
О важности иметь духовника как раз и говорит свт. Григорий:
"Поэтому необходимо, чтобы каждый из вас имел духовного отца
и приступал к нему с доверием, и смирял себя пред ним и
открывал ему свои дурные страсти, и радушно принимая
духовное врачевство, с корнем исторгал из души терния и
волчцы грехов, которые каждый из вас вскормил в себе
страстной и любящей наслаждения жизни..." [6].
Подобные наставления мы можем найти и у прп.
Симеона Нового Богослова, видимо написанные не только для
монахов, но и для мирян.
Преподобный Никодим Святогорец
Прп. Никодим Святогорец известен как
сторонник достаточно частого причащения Тайн Христовых. И
возрождению практики частого причащения прежде всего у
монахов Святогорцев прп. Никодим и свт. Макарий Коринфский
посвящают целый труд "О постоянном божественном причащении"
[7]. Как и другие Святые Отцы Церкви, отцы колливады
[8], среди
которых был прп. Никодим Святогорец, подчёркивали важность
частого приобщения Тайн Христовых. Частота причащения Тайн
Христовых ими определялась 8 и 9 Апостольскими правилами,
2-м правилом Антиохийского собора, а также правилами VI VII
Вселенских соборов, а также правилами Тимофея
Александрийского. Согласно этим правилам все христиане,
которые не находятся под епитимьёй должны приступать ко
Причащению в субботу и воскресенье [9]. Однако отцы
колливады всегда говорили о том, что это величайшее Таинство
требует от человека обязательной серьёзной внешней и
внутренней подготовки.
Так в Невидимой брани [10] прп. Никодим пишет о
силе и действии в человеке Тайн Христовых: "Таинство сие,
как между таинствами есть самое высшее, так и в числе орудий
духовных есть самое сильное и врагопоразительное. Четыре
орудия...получают силу свою от благодатных сил и даров,
стяженных нам кровию Христовою; таинство же сие и есть самая
кровь Христова и самое тело Христово, с присущием Самого
Христа-Бога. Теми четырьмя орудиями боремся с врагами мы
силою Христовою; в сем же Христос Господь поражает врагов
наших нами, или вместе с нами" [11].
Указывая на великие поды причащения святых
тайн Христовых, прп. Никодим рекомендует приступать к ним
как можно чаще: "Внемли же сему, и святых Христовых тайн
причащайся сколько можно чаще, – подчёркивает прп. Никодим,
– как только имеешь разрешение от духовного отца своего" [12].
И свт. Григорий Палама и прп. Никодим
указывают нам на необходимость иметь духовное руководство у
духового отца. Только под его руководством человек может
приступать к этому Великому Таинству. Перед тем как
приступить ко святому Причащению христианин обязан
прибегнуть к духовнику для принесения чистосердечного
покаяния в таинстве исповеди. "Прежде причащения надлежит
через таинство покаяния и исповеди очистить себя от всякой
скверны грехов, как смертных, так и не смертных, и
исполнить, что на исповеди наложит духовный отец, соединяя с
сим твёрдую решимость от всего сердца, всею душею, всею
силою и всем помышлением служить единому Господу Иисусу
Христу и делать одно, ему благоугодное" [13].
Святитель Феофан Затворник
Святитель Фофан Затворник, который по
времени жил совсем недавно, чуть более ста лет, был
прекрасным знатоком святоотеческой письменности. Он в своей
жизни умом и сердцем постиг путь Святых Отцов Церкви.
Поэтому он был и прекрасным и редкостным наставником в духовной жизни.
Касаясь вопросов таинства исповеди и
Причащения Тайн Христовых, свт. Феофан прекрасная зная
большую пользу Причащения Тайн Христовых, постоянно
акцентировал внимание на том, что Таинства являются
необходимостью в нашей духовной жизни. Тем не менее он
постоянно говорил о необходимости трезвенной жизни,
постоянной и наряженной борьба пороками и греховными
наклонностями. И это касалось не только монахов, но и мирян.
В отношении таинства Святого Причащения свт.
Феофан напоминал о мере для Причащения: хотя бы все четыре
поста и двунадесятые праздники. Но эта мера в то время
считалась на фоне привычного одно-двухразового говения и
Причащения достаточно частой. Тем не менее святитель пишет:
"Причащение – великое благо. И вы хорошо бы сделали, если бы
устроили почаще причащаться, – не только в посты, но и между
постами" [14].
"О частом причащении ничего нельзя сказать
неодобрительного...Но мера в месяц однажды, или два раза –
самая верная" [15].
Указывая а важность частого причащения
святитель Феофан напоминает о важности внутренней подготовки
к принятию Самого Христа. Этой подготовкой является говение,
исповедание грехов духовнику, "твёрдая решимость не уступать греху" [16]
"Исповедь и Святое Причастие – неизбежно
необходимы: одна возочищает, другая – баня, пластырь и пища" [17]
Свт. Феофан подчёркивает, что без исповеди
Причащаться является грехом, и недозволено так поступать христианину:
"Чтобы не было в грех (Святое Причастие),
надо грехи очистить покаянием и приступая – приступать с
верою и страхом, в сокрушении сердца...Главное же – иметь
желание и ревность угождать Богу, а не себе" [18].
Вопроса о необходимости исповеди до
причащения Тайн Христовых святитель касается непосредственно
в толковании 11 главы стихов 27 – 30 первого послания к
Коринфянам святого апостола Павла.
Для большей наглядности мы приведём эти
стихи в русском переводе и славянском.
Темже иже аще яст хлеб сей, или пиет чашу
Господню недостойнее, повинен будет Телу и Крови Господни.
Да искушает же человек себе, и тако от хлеба
да яст, и от чаши да пиет.
Ядый бо и пияй недостойнее, суд себе яст и
пиет, не разсуждая Тела Господня.
Сего ради в вас мнози немощни и недужливы, и спят довольни.
В толковании на эти стихи свт. Феофан в
основном опирается на авторитетное для Церкви толкование свт. Иоанна Златоуста.
Основная мысль толкования этих стихов сводится к нескольким положениям:
Мы в Евхаристии причащаемся истинных Тела и
Крови Христа Спасителя, и в Церковь христова о ней никогда
не учила как о символах Тела и Крови Господа [19].
Недостойно причащающийся, то есть не
очистивший свою совесть от пороков и грехов [20], делается
преступником против Тела и Крови Христовых, такой вновь
закалает Христа [21].
Прежде чем приступить к Божественной
трапезе, необходимо "испытать и внимательно исследовать,
достоин ли святого Причастия"
Это испытание состоит в очищении совести.
Для этого человеку необходимо "покаяние в грехах, и положить
твёрдое основание больше не грешить, а вместо грехов творить
всякую добродетель"[22].
Недостойное же причащение, то есть без
должного приготовления и полного сердечного раскаяния
навлекает на человека осуждение и гнев Божий [23].
Святитель Игнатий Брянчанинов
Творения святителя Игнатия пропитаны
научением христианина покаянию. Он пишет, что покаяние
является главным признаком христианского устроения души.
"Покаяние необходимо не только для того, чтобы уверовать во
Христа: оно необходимо для пребывания в вере, для
преуспеяния во Христе; оно необходимо для живой веры во
Христа" [24]. И в другой проповеди свт. Игнатий
подчёркивает: "Несознающий своей греховности, своего
падения, своей погибели, не может принять Христа, не может
уверовать во Христа, не может быть христианином" [25].
"Только при посредстве покаяния можно принять Евангелие,
усвоить Евангелие" [26]. Часто в его творениях бывает трудно
понять, когда он говорит о Таинстве, а когда о покаянии
вообще. Поэтому можно предположить, что таинство для
святителя Игнатия является бесспорно необходимым средством
для спасения, но оно должно всегда предваряться внутренним
раскаянием и молитвенным обращением к Богу.
Говоря о таинстве святого причащения,
святитель Игнатий следует во всем Святым отцам Церкви: и в
раскрытии догматической стороны учения о Таинстве, и в
отношении необходимой подготовки к нему каждого христианина.
Говоря о достойном причащении Святых Тайн Христовых
святитель говорит следующее: "Достойное причащение Святых
Таин возможно только при постоянно благочестивой жизни, или
после решительного раскаяния в жизни греховной и
решительного оставления её, засвидетельствованного и
запечатлённого принесением покаяния по наставлении святой
Церкви" [27]. "Величие таинства (причастия) возлагает на нас
соответствующие обязанности. Мы должны не только души, но и
тела наши представить в жертву живу, святу, благоугодну
Богови" [28].
Преподобные старцы Оптинские
Назидания и советы преподобных отцов Оптиной
пустыни – это, несомненно, бесценное сокровище духовной
мудрости, которое всецело зиждется на святоотеческом учении
и личном богатом опыте пастырского старческого окормления,
проникнутого великим духом любви к людям. Старцы, достигнув
в своей жизни опытного богопознания, научившись путям
стяжания благодати Божией, одновременно хорошо знали нужды
современных людей, знали об их духовном устроении. Однако в
Оптиной пустыни причащались иноки и монахи не часто и не
редко. Этот средний царский путь православности и в духовной
жизни – один из благодатных уроков и для всех нас, которые
под стяжанием благодати Божией чаще всего понимают
непременно частое причащение, и не один раз в неделю, а
более. Этих крайностей современного "евхаристического
возрождения" в Оптина пустынь не знала.
Прп. Амвросий, например мирянам при болезни
советовал причащаться часто, раз в неделю. Но при этом он
указывал на обычай Русской Церкви не как на норму, а как на
тот минимум, который является просто необходимым.
"По заповеди церковной православные
христиане должны приобщаться Святых Тайн Христовых во все
четыре поста, а однажды в год приобщаются только очень-очень
озабоченные житейскими делами и недосугом великим. Вам же
советовал бы я приобщаться кроме постов и в большие
промежутки, как, например, между Успенским и рождественским
постом" [29], – писал прп. Амвросий Оптинский.
Хотя и частое причащение Святых тайн
Христовых, еженедельное, в Оптиной благословлялось и не
редко. Однако такое причащение было по благословению
духовника-старца и случаями индивидуальными. Оптинские
старцы не делали из Причащения средства, а в нем видели
высоту и величие Таинства, научали ценить и дорожить телом и
Кровью Христовым. "Пишете о желании вашем часто приобщаться
Святых Тайн Тела и Крови Господа нашего. Дело благое, только
нужно приступать с должным благоговением и подготовкой по
чину церковному", – напоминает прп. Анатолий Оптинский.
А в письме прп. Никона мы находим такой
ответ на вопрос о частоте причащения: "Что лучше – редко или
часто приобщаться Святых Христовых тайн, сказать трудно.
Закхей с радостью принял в свой дом дорогого Гостя, Господа,
и хорошо поступи. А сотник по смирению, сознавая своё
недостоинство, не решился принять и тоже хорошо поступил.
Поступки их хотя и противоположные, но по побуждению –
одинаковые. И явились они пред Господом равно достойными.
Суть в том, чтобы достойно приготовлять себя к великому
Таинству" [30].
В Оптиной пустыни практиковалась частая
исповедь и откровение помыслов, почти ежедневное, но была
установлена разумная мера приобщения Тайн Христовых. И такой
порядок жизни, в котором делался акцент на воспитании
внутреннего человека, створенного по Богу, в святости и
истине правды, был направлен на то, чтобы человек учился
христианскому трезвению. Важно было человека воспитать в
христианском духе, очистить в нем образ Божий.
Преподобный Никон пишет о трезвении
следующее: "Если каждое дело, слово и помышление кладёт на
нас печать, то надо принять все меры к сохранению себя от
всего вредного. И епископ Игнатий (Брянчанинов), и святые
отцы пишут, что очень часто, почти всегда, мы не чувствуем
вреда для себя от вредного дела непосредственно после этого
вредного дела".31 "Нам нужно глубже вникнуть в самих себя и
тщательно проследить за своими помыслами, чувствами и
плакать об имеющихся в нас страстных, греховных чувствах,
желаниях, помышлениях, их должны мы непременно изгнать, как
Богу неугодные, и, изгнав, уже отнюдь не допускать в свое
сердце, бо не можем мы в страстном состоянии петь песнь
Господню" [32].
Старец Никон подчёркивает, что привычная для
нас духовно-рассеянная жизнь является "великим духовным
бедствием" [33]. Христианину не по имени, а по своей сути
должны быть присущи внимание к себе и трезвение. Трезвение
же "есть путь всякой добродетели" [34].
В отношении подготовки ко Причащению святых
Христовых Тайн Оптинские старцы всегда указывали на
необходимость говения, исповеди, покаянных чувств.
Прп. Амвросий Оптинский в своих наставлениях
пишет: "Ежели мы с верою неосужденно причащаемся Таинства
Тела и Крови Христовых, то все козни врагов наших душевных,
стужающих нам, остаются недейственны и праздны. Неосужденно
же причащаемся тогда, когда приступаем к Таинству сему,
во-первых, с искренним и смиренным раскаянием и исповеданием
грехов своих и с твёрдою решимостью не возвращаться к оным,
а во-вторых, если приступаем без памятозлобия, примиряясь в
сердце со всеми, опечалившими нас" [35].
Вывод
Даже небольшой по своему объёму и не
исчерпывающий по своей глубине собранный в данной статье
материал о связи исповеди с Таинством святого Причащения
даёт нам возможность сказать о том, что церковное предание,
разделяя эти Таинства, никогда не предполагала даже
возможности приступать ко святой Чаше без исповеди. Святые
отцы всегда настаивали на необходимости тщательной
внутренней и внешней подготовки ко святому Причащению. И эта
необходимость была вызвана во-первых взглядом на
христианскую жизнь в основе которой лежит трезвение и
покаяние, а во-вторых в отношении ко святому Причащению как
такому Таинству, которое вводит человека в состояние самого
непосредственного тесного общения с Богом. Величайшее
Таинство требовало и соответствующего трепетного отношения к
нему, осознания своего недостоинства и греховности. Это
отношение хорошо выражено в словах Божественной Литургии
Святая святым. Поэтому настойчивые призывы отменить
обязательность исповеди перед причащением является ни чем
иным как обновленческим "творчеством", попытку навязать
нашей Поместной Церкви путь окончательной секуляризации.
Заметим, что частое причащение христиан
первых веков было вызвано сердечным горением ко Христу,
высочайшей степенью нравственной чистоты первых христиан.
Наше время, когда грех становиться нормой жизни для
современного общества, когда повышается степень
информированности о грехе и православных христиан, когда эти
новые "человеческие ценности" захватывают всех и вся,
настаивание на отмене обязательности исповеди является
духовным преступлением духовенства.
ё, иеромонах, кандидат богословских наук
"Православный апологет",
Интернет-содружество преподавателей и студентов
православных духовных учебных заведений
Русская линия – 16.08.2007.
Примечание - М.С. Нельзя не обратить
внимание, что большинство Святых отцов, чьи слова
приводит автор, жили в России в период выраженного
литургического упадка, что естественно не
могло не наложить влияние на их слова. Да и афонские монахи времени преп. Никодима Святогорца
также редко причащались. Научная
объективность требует от автора помянуть существовавшую не
один век традицию уносить Святые Дары домой и причащаться
ими самостоятельно вне богослужения, естественно, перед этим
христиане не исповедовались. Об этом автор умолчал. Зато
привел расхожую сказку о "высочайшей степенью
нравственной чистоты первых христиан",
читателю достаточно раскрыть книгу Деяний святых апостолов и
апостольские послания св. ап. Павла, чтобы понять - этой
"нравственной идиллии" никогда не было - случаи
безнравственного поведения, тяжкого грехопадения и
отступничества начались уже с первых дней существования
Церкви...
Между тем "...где Дух
Господень, там свобода" (2Кор.3:17) - это рефрен практически
всех посланий св. Апостола Павла. К сожалению, со временем
это все более утрачивалось, а традиции стали превращаться в
догмы...
Сноски и примечания
1 – Творения преподобного Петра Дамаскина.
Репринт. - М. Редакция "Скит". -С 53-54.
2 – Там же. - с. 158
3 – Там же. - с. 159
4 – Там же. - с. 16
5 – Там же. - с. 157-158
6 – Там же. - с. 158
7 – О том, что прп. Никодим был одним из
авторов этой книги см. Монах Феоклит Дионисиатский.
Преподобный Никодим Святогорец, житие и труды. М. Изд-во
Феофания. 2005, стр. 140-141
8 – О движении отцов колливадов и о их
богословии см. Протопресвитер Георгий Металлинос. Исповедую
едино крещение. Афины – Пермь.2005.
9 – См. Монах Феоклит Дионисиатский.
Преподобный Никодим Святогорец, житие и труды. М. Изд-во
Феофания. 2005, с. 137
10 – Монах Феоклит Дионисиатский в своём
исследовании о прп. Никодиме Святогорце говорит, что в
Невидимой брани прп. Никодим отразил воззрения отцов
колливадов на святое причащение. Указ. Сочин. С. 145
11 – Блаженной памяти старца Никодима
Святогорца. Невидимая брань. Репринт. Невидимая брань.
Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. 1994, с. 213. О
пресвятом таинства Евхаристии.
12 – Там же, с. 213
13 – Там же, с. 215
14 – Там же. - с. 394
15 – Там же. - с. 160
16 – Там же. - с. 393
17 – Там же. - с. 394
18 – Там же. - с. 395
19 – Там же. - с. 423
20 – Там же. - с. 425
21 – Там же. - с. 423
22 – Там же. - с. 425, с. 428
23 – Там же. - с. 426
24 – Творения, т. 4, с. 10
25 – Там же, с. 379
26 – Там же, т.5, с. 439
27 – Там же, т.4, с. 127
28 – Там же. - т. 5, с. 132
29 – Там же. - с. 170
30 – Там же. - с. 170
31 – Душеполезные поучения преподобных Оптинских старцев. Издание Введенской Оптиной пустыни. 2006, т.2, с. 472
32 – Там же с., 4
33 – Там же, с. 471
34 – Там же, с. 471
35 – Там же, с. 166
|