Православное учение о смерти
Раздел публикаций: что происходит с человеком, с его душой
после его смерти. как правильно хоронить, православное учение о смерти,
Частный
Суд...
"Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь;
верующий в Меня, если и умрет, оживет"
Ин.11:25
"... Спасителя нашего Иисуса Христа,
разрушившего смерть и явившего жизнь
и нетление через благовестие"
2Тим.1:10
"Ибо для меня жизнь - Христос,
и смерть - приобретение".
Фил.1:21
"...сбудется слово написанное:
поглощена смерть победою.
Смерть! где твое жало? ад!
где твоя победа?
1 Кор. 15:54-55
"Пляска смерти". Михаэль Вольгемут,
1493. Но так ли все мрачно для доброго православного
христианина? "...имею желание разрешиться и быть
со Христом, потому что это несравненно лучше"
(Фил.1:23). "Но, как написано: не видел того глаз,
не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку,
что приготовил Бог любящим Его" (1Кор.2:9).
Смотрите также наш раздел:
"Христианская эсхатология. Когда и каким будет конец света?"
Если умерли дети:
"И тогда объявлю им: Я никогда не знал
вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие" (Мф.7:23).
"Христос затыкает уши". Миниатюра иллюстрирует рассказ Синодика (Тит.
3363, л. 28): некий мирянин при жизни не ходил в церковь, а когда
после смерти священник стал его отпевать, образ Христа
отторг руки от креста и заткнул уши, чтобы не слушать
молитв о грешнике.
Поминовение усопших:
О недопустимости церковного поминовения сектантов,
инославных, иноверцев и самоубийц
"Замедлил я ответом вам. Прошу извинить.
Спрашиваете, как поминать умерших в сектантстве
родителей ваших! В своей частной молитве поминайте их и
молитесь о них, обращаясь к беспредельной милости
Божией, и ей предавайте их участь. В церкви же нечего их
поминать. Церковь молится о чадах своих, да сохраняют
веру свою и преуспевают в ней, о сущих же вне Церкви
молится – обратить их к вере и присоединить к Церкви. <
… > Умирающие вне веры и Церкви похожи на самоубийц…
О самоубийцах Церковь не молится,
ибо они умирают в смертном грехе неразрешенном, - не
очищенном покаянием… Вне Православной Церкви нет истины.
Она единая верная хранительница всего заповеданного
Господом через Святых Апостолов, есть потому настоящая
Апостольская Церковь. Иные потеряли Церковь
Апостольскую… Вздумали сами построить такую церковь, и
построили и имя ей такое придали. Имя придали, а
существа сообщить не могли".
Феофан Затворник, святитель
***
Сцены страшного суда и участи праведных и грешников (фрагмент
росписи Кафедрального Богоявленского собора г. Томска
Вверху окруженный ангелами Господь
грядет судить мир. Одна рука его поднята вверх, а другая
опущена вниз. Поэтому сама фигура Христа напоминает
очертание весов, которые взвешивают человеческие дела,
слова и помыслы. Христу Спасителю предстоят Пресвятая
Богородица и Предтеча, а на 12 престолах восседают
апостолы. Ниже образа Спасителя изображен Престол Божий,
перед которым совершают каждение ангелы, а Адам и Ева,
избавленные Господом от погибели, с благодарностью
простираются перед ним с молитвой. Над самой входной
дверью изображена рука с находящимися в горсти
человечками. Она напоминает нам слова Священного
Писания: "Праведных души в руке Божией и не коснется их
мука" (Прем.3:1). С правой стороны стены изображены
праведники: сначала они проходят через врата рая,
хранимые Херувимом; при этих вратах стоит с ключами
апостол Петр. Здесь же изображены ветхозаветные святые
Авраам, Исаак и Иаков, а на лоне Авраамовом души
праведных. Выше, на правой же стороне стены, изображены
праведники, оправданные Богом и восходящие вверх, к
престолу Божию. Их ведет апостол Петр. В его руке
развивается свиток с текстом из его Соборного Послания:
"Вы - род избранный, царственное
священство, народ святой, люди, взятые в удел"
(1Петр.1:9).
По левую сторону от Христа изображены
грешники, осужденные в вечную муку за свои беззакония:
ангелы прогоняют их от лица Божия в текущую огненную
реку. В тартаре, самом мрачном месте ада, изображен
сатана, держащий на руках душу предателя Иуды. Поскольку
на суд Божий должны будут предстать не только дожившие
до того дня люди, но все народы, обитавшие на земле от
сотворения первой четы, слева композиции изображены в
виде девушек Земля и Море, отдающие в гробе и кораблике
тех, тела кого они содержали в своих недрах до дня
Второго пришествия Христова. Самый низ левой части
композиции воспроизводит символы посмертных адских
страданий душ нечестивых людей.
Читайте другие публикации раздела "Основы Православия"
|