Посмертная участь человека
Смерть есть общий удел людей. Но она есть
для человека не уничтожение, а только отрешение души от
тела. Истина бессмертия души человека одна из основных истин
христианства. "Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него
все живы". В новозаветном Священном Писании смерть
называется "исходом души" (буду же стараться, чтобы вы и
после моего отшествия всегда приводили это на память - 2
Петр. 1:15), освобождением души из темницы (2Кор. 5:1),
отложением тела (зная, что скоро должен оставить храмину мою
- 2 Петр. 1:14), отрешением (имею желание разрешиться и быть
со Христом, потому что это несравненно лучше - Фил. 1:23),
отшествием (время моего отшествия настало - 2 Тим. 4:6),
успением (Давид почил - Деян. 13:36). Состояние души по
смерти, по ясному свидетельству слова Божия, не
бессознательно, а сознательно (напр. в притче о богатом и
Лазаре). По смерти человек подвергается суду, который
называется частным, в отличие от всеобщего последнего суда.
"Удобно есть перед Богом, в день смерти воздать человеку по
делам его," говорит премудрый сын Сирахов (11:26). Ту же
мысль выражает апостол Павел: "человекам положено однажды
умереть, а потом суд" (Евр. 9:27). Апостол представляет суд
следующим непосредственно за кончиной человека, очевидно,
разумея не всеобщий суд, а частный, как это истолковывали
св. Отцы Церкви.
Черепа
афонских монахов в особой усыпальнице. Обычно на лбу
каждого черепа пишется имя, сан и дата смерти
Нам не дано знать в Священном Писании, как
происходит частный суд по смерти человека. Мы можем лишь
отчасти судить об этом, по отдельным выражениям,
встречающимся в слове Божием. Так, естественно думать, что и
при суде частном большое участие в судьбе человека после
смерти принимают как добрые ангелы, так и злые: первые
являются орудиями благости Божией, а вторые - по Божиему
попущению - орудиями правды Божией. В притче о богатом и
Лазаре сказано, что Лазарь "был отнесен ангелами на лоно
Авраамово;" в притче о неразумном богаче сказано богачу:
"Безумный, в сию ночь душу твою возьмут у тебя," - очевидно
возьмут силы недобрые (св. Златоуст). Ибо, с одной стороны,
ангелы малых сих, по слову Господню, всегда видят лицо Отца
Небесного, - а равно и при конце мира Господь "пошлет
ангелов Своих, которые отделят злых от среды праведных, и
ввергнут их в печь огненную" (Мф. 13:49); а с другой
стороны, "Противник ваш дьявол ходит как рыкающий лев, ища
кого поглотить" (1 Петр. 5:8), - и воздух как бы наполнен
духами злобы поднебесной, и князь их называется князем
"власти воздушной" (Ефес. 6:12; 2:2).
На основании этих указаний Священного
Писания издревле святые Отцы Церкви изображали путь души,
разлучившейся с телом, как путь через такие духовные
пространства, где темные силы ищут поглотить слабых духовно
и где поэтому особенно нужны защита ангелов небесных и
молитвенная поддержка со стороны живых членов Церкви. Из
древних Отцов говорят об этом святые Ефрем Сирин, Афанасий
Великий, Макарий Вел., Василий Вел., Иоанн Златоуст и др.
Наиболее подробно развивает мысли этого рода св. Кирилл
Александрийский в "Слове на исход души," а картинное
изображение этого пути представлено в житии преп. Василия
Нового, где усопшая блаженная Феодора передает спящему
ученику преп. Василия, что она видела и испытала после
смерти при восхождении на небо. Путь души по исходе из тела
принято называть "мытарствами." Митр. Макарий упоминает
наставление ангела преп. Макарию Александрийскому, по поводу
образности сказаний о мытарствах: "земные вещи принимай
здесь за самое слабое изображение небесных." Мытарства
следует понимать в смысле духовном, под человекообразными
чертами.
О состоянии души после частного суда
Православная Церковь учит так: "Веруем, что души умерших
блаженствуют или мучатся по делам своим. Разлучившись с
телами, они тотчас переходят или к радости или к печали и
скорби: впрочем не чувствуют ни совершенного блаженства ни
совершенного мучения. Ибо совершенное блаженство или
совершенное мучение каждый получит по общем воскресении,
когда душа соединится с телом, в котором жила добродетельно
или порочно" (Послание Восточных Патриархов). Таким образом,
Православная Церковь различает два разных состояния после
частного суда: одно для праведников, другое для грешников,
иначе говоря, - рай и ад. Церковь не признает
римо-католического учения о трех состояниях, различающего
блаженство, чистилище или пургаториум и пребывание в геенне.
Само именование "геенна" отцы Церкви обычно относят к
состоянию после Страшного суда, когда и смерть и ад
повержены будут в озеро огненное (Откр. 20:15). Отцы Церкви,
на основании слова Божия, полагают, что мучения грешников до
Страшного суда имеют характер предварительный. Эти мучения
могут быть облегчаемы и даже могут быть сняты по молитвам
Церкви (Послание Восточных Патриархов).
Михаил Помазанский, протопресвитер
Догматическое богословие. – Клин:
Фонд "Христианская жизнь", 2001
|