Посмертная участь некрещеных младенцев: вечное
блаженство или горькие муки?
Всех нас страшит смертный час и
посмертная участь, ведь все мы грешны и сознаем свою
греховную природу. Но каков удел невинных младенцев,
которые даже не смогли принять Таинство Крещения в силу
различных трагических причин? Статья посвящена
размышлению на эту тему, в ней обобщены взгляды святых
отцов Церкви на этот вопрос.
"Пустите детей и не препятствуйте им
приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное" (Мф.
19:14)
"Итак, идите, научите все народы, крестя
их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать
все, что Я повелел вам…" (Мф. 28:19), – говорит Господь,
указывая на необходимость принятия Святого Крещения
всем, кто уверовал во Христа и собирается провести всю
свою оставшуюся жизнь в соблюдении Его заповедей. Здесь
сложного или спорного ничего нет и быть никак не может.
Но в жизни бывают разные трагические
ситуации. Как быть с теми младенцами, которые не
появились на свет в силу каких-либо причин (например,
аборт, выкидыш или так называемая "замершая
беременность", когда сердце младенца внезапно
останавливается, хотя ничто этого и не предвещало), или
в случаях, когда после рождения родители не успели их
принести в храм или вызвать священника для совершения
Таинства Крещения? Нам неизвестно, почему младенцы,
которые не были умерщвлены родителями через аборт
(осознанное убийство), вдруг умирают – этот вопрос лежит
в области Промысла Божия. Помимо вопроса о посмертном
пребывании некрещеных детей встает проблема о молитве за
них. Эти вопросы достаточно серьезные, и, к сожалению,
некоторые осмеливаются решать их категорично и жестоко,
даже не разобравшись, тем самым причиняя боль родителям
и возмущая остальных людей. Давайте попробуем
разобраться в этом вопросе и выяснить, что нам об этом
говорит Православная Церковь.
***
Читайте также по теме:
***
В Мясопустную субботу, когда совершается
заупокойное богослужение за всех усопших православных
христиан, после шестой песни канона читается Синаксарь
(выражаясь простым языком – поучение на определенный
день), в котором есть следующие интересные слова:
"Надлежит знать и то, что младенцы крещеные вкушают по
смерти наслаждение, а не просвещенные крещением и
язычников дети ни наслаждения, ни геенны не
достигнут" [1].
Что это за место, где не достигают "ни
наслаждения, ни геенны"? Здесь нам помогает
преподобный Ефрем Сирин, который в своем труде "О Рае" пишет о неком
"среднем" месте, которое располагается около Рая. Мы
видим такие слова: "Незнающих и неразумных <…> Благий
поселит подле рая, и будут они питаться от райских
крупиц" [2]. Далее мы встречаем следующее: "Если в страну
сию невозможно войти оскверненному, то дозволь мне при
ограде ее обитать под тенью ее" [3]. Уже в самом конце
труда святой Ефрем пишет достаточно ясно: "Блажен <…>
который обретает помилование в нашей стране и
удостаивается быть принятым в окрестности рая, чтобы по
благодати пастись ему хотя вне рая" [4]. Как мы можем
понять, что место, где нет ни мучений, ни прославления,
находится около Рая, потому и люди, находящиеся в этом
месте, питаются райскими крупицами. Это место уготовано
для тех, кто не знал Христа (то есть ничего о Нем
никогда не слышал, как, например, некоторые далекие
племена) или же по какой-то уважительной причине не смог
принять Святого Крещения, как те же младенцы, не
сподобившиеся очищения "в бане пакибытия".
Представителем мнения о том, что
некрещеные младенцы не могут быть спасены или хотя бы
утешены, является блаженный Августин, епископ Иппонийский (354 – 430). Особенно ярко он выражает свое
мнение, когда пишет о недоношенных детях, которые
умерли, не успев во чреве матери оформиться (стать
похожим на человека): "Прежде всего возникает вопрос о
недоносках, которые, хотя и зародились уже во чреве
матери, однако не смогли родиться. Если мы скажем, что
они воскреснут, то это может быть приложимо только к
тем, которые уже сформировались, бесформенные же
выкидыши, как и неоплодотворенные семена, по общему
мнению, более склонны к окончательной гибели" [5]. Это
мнение противоречит мнению Православной Церкви, которая
четко утверждает, что жизнь человека начинается с
момента его зачатия. Однако далее блаженный Августин
оговаривается, говоря, что "произойдет
усовершенствование, какое началось бы со временем, как
не будет и недостатков" [6]. В другом фундаментальном
труде "О граде Божием" Августин пишет: "Поэтому <…>
младенцы, как утверждает истинная вера, рождаются с
грехом не личным, а первородным, и мы признаем, что и им
необходима благодать отпущения грехов, то поскольку они
грешники, постольку признаются и нарушителями того
закона, который дан был в раю…" [7]. Он считает, что
младенцы, которые не были крещены, виноваты уже в том,
что они несут на себе первородный грех. Конечно, все это
правильно, если обращать данный вопрос к взрослому
человеку. Но в чем виноват не родившийся на свет или
умерший в ранние годы человек?
Но, как оказалось, не один блаженный
Августин из святых отцов придерживается такого мнения.
Например, преподобный Макарий Великий (300 – 391) в
своем "Добротолюбии", рассуждая о будущей жизни,
совершенно четко высказывает свое мнение о том, что
ребенок, который не родился, отправляется в геенну
огненную: "Если от какого-либо беспорядка случится
младенцу умереть во чреве, то необходимо уже
определенным на то врачам прибегнуть к острым орудиям. И
тогда младенец переходит от смерти к смерти, из тьмы во
тьму" [8].
В
Римо-Католической Церкви это мнение
нашло своих сторонников. По мнению католиков, некрещеные
младенцы попадают в так называемый "лимб младенцев" –
место, где пребывают дети, не совершившие никаких
грехов, но из-за первородного греха лишенные созерцания
Бога, то есть находятся в особом месте в аду. Однако в
2006 году латиняне на Папской богословской комиссии
предложили отказаться от этого учения, заявляя, что это
всего лишь частное богословское мнение, а не догмат [9].
Достаточно часто современные пастыри и
катехизаторы пользуются "Словом 40"
святителя Григория
Богослова (325 – 389), в котором он говорит о Святом
Крещении. В нем мы можем найти такие строчки: "Иные даже
не имеют возможности и принять дара, или, может быть, по
малолетству, или по какому-то совершенно не зависящему
от них стечению обстоятельств, по которому не
сподобляются благодати, хотя бы сами того и желали…
Последние не будут у праведного Судии ни прославлены, ни
наказаны, потому что, хотя не запечатлены, однако же и
не худы и больше сами потерпели, нежели сделали
вреда" [10]. Как мы видим, святой отец Церкви оправдывает
тех, кто не принял Святого Крещения по независящим от
него причинам, потому отмечает, что у Бога они не будут
ни прославлены, ни наказаны. Это кардинально отличается
от мнения блаженного Августина и преподобного Макария.
Для нас интересен труд
святителя
Григория Нисского (335 – 394) "О младенцах,
преждевременно похищаемых смертью". Если его прочитать
невнимательно, то будет казаться, что нет никакого
уточнения, о ком пишет святой: о крещеных младенцах или
не успевших креститься. Но есть несколько моментов, на
которые мы хотели бы обратить внимание. Например, можно
сделать вывод, что святой отец пишет именно о младенцах
и просвещенных, и непросвещенных: "Если же кто без
исследования примет <…> мнение, что исшедший так из
жизни непременно будет причастником благ, то окажется из
сего, что блаженнее жизни – вовсе не быть причастным
жизни, если для умершего в младенчестве причастие благ
несомненно, хотя бы родился он от варваров или был зачат
от незаконного брака…" [11]. Как мы видим, святитель
рассматривает всех младенцев, вне зависимости от их
национальной принадлежности.
Святой Григорий пишет о том, что это
вопрос сложный. Однако мы можем встретить такие слова:
"Не искусившийся же во зле младенец, поскольку душевным
очам его никакая болезнь не препятствует в причастии
света, пребывает в естественном состоянии, не имея нужды
в очищении для восстановления здравия, потому что в
начале не принял в душу болезнь" [12]. Хотя он и не
говорит о точном месте пребывания младенца, но мы видим:
святитель ясно показывает, что некрещеные младенцы точно
не попадают в ад или в некое отдельное отделение в аду,
как это написано у Иппонийского епископа Августина или у
святого Макария Великого.
***
Читайте также по теме:
***
Святитель Стефан, архиепископ
Вифлеемский, когда рассуждал о вопросе посмертной участи
некрещеных младенцев, говорил так: "Не следует отвергать
младенцев, кои родились мертвыми и не успели быть
окрещены: они не виноваты, что не получили Крещения, а у
Отца Небесного "обители многи суть"quot;, в числе которых
есть, конечно, и такие, в коих неродившиеся на свет
младенцы будут покоиться за веру и благочестие верных
своих родителей, хотя сами по неисповедимым судьбам
Божиим и не получили Крещения" [13]. Можно сказать, что
мнение святого Стефана является самым гуманным, ибо он
фактически признает, что некрещеные младенцы попадают в
Царство Небесное. Также стоит особо обратить внимание,
что Вифлеемский архиепископ не лишает вечного упокоения
и тех непросвещенных младенцев, которые скончались у
некрещеных родителей. Чуть дальше он, обращаясь к тем
родителям, которые являются членами Святой Православной
Церкви, пишет следующее: "Каждая мать, плачущая о своих
чадах, может вопиять к Человеколюбцу Господу…" [14]
Один из известных отцов Церкви святитель
Феофан Затворник в своих письмах о некрещеных младенцах
пишет так: "А дети – все Ангелы Божии суть. Некрещеных,
как и всех вне веры сущих, надо предоставлять Божию
милосердию. Они не пасынки и не падчерицы Богу, потому
Он знает, что и как в отношении к ним учредить. Путей
Божиих бездна!" [15]. Как мы видим, святой хоть и не
говорит прямо, но указывает, что некрещеных детей нужно
предоставить милосердию Божьему. В этих словах
чувствуется вера в то, что они наследуют жизнь вечную.
В "Журнале Московской Патриархии" за
1983 год можно найти целую статью протоиерея Владимира
Ригина, настоятеля Покровского храма на Лыщиковой горе в
г. Москве. Рассуждая об этой проблеме, он пишет
следующее: "С одной стороны, они [т.е. некрещеные
младенцы] умерли непросвещенными Святым Таинством
Крещения, а Господь сказал, что только через крещение
даруется спасение человеку (Мк. 16:16). С другой –
умерли, не имея личных грехов, а посему и не подлежат
какому-либо наказанию или осуждению. Исходя из этих
положений, умерших некрещеных младенцев нельзя
сравнивать ни с людьми, достигшими святости, ни с
окончившими жизнь в беззакониях" [16]. Как мы видим,
автор данного высказывания избегает какого-либо указания
на определенное место посмертного пребывания некрещеных
младенцев, но четко отрицает их страдания. Такого же
мнения придерживается митрополит Иларион (Алфеев),
которое он выразил во время своего выступления перед
учащимися Свято-Димитриевского училища сестер милосердия
в 2010 году: "Вопрос [о посмертной участи некрещеных
младенцев – прим.], таким образом, остается открытым, и
судьба некрещеных младенцев вверяется всеблагому
Промыслу Божию. Во всяком случае, православной традиции
чуждо мнение латинской схоластики о том, что некрещеные
младенцы обречены на пребывание в специально отведенной
для них секции ада" [17].
Конечно, поминание некрещеных людей, как
и некрещеных чад, за православным богослужением
невозможно. Однако нет никакого запрета молиться за
усопших некрещеных чад в своей домашней, так называемой
келейной молитве. Нам известны две молитвы: одна –
святителя Стефана Вифлеемского, а вторая найдена в
трудах митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского
Григория (Постникова). Молитва святого Стефана звучит
так: "Господи, помилуй чад моих, умерших во утробе моей,
за веру и слезы мои, ради милосердия Твоего, Господи, не
лиши их света Твоего Божественного". У Владыки Григория
помещена следующая молитва: "Помяни, Человеколюбче
Господи, души отшедших раб Твоих – младенцев, кои во
утробе православных их матерей умерли нечаянно от
неведомых действий, или от трудного рождения, или от
некоей неосторожности, и потому не приняли Святого
Таинства Крещения. Окрести их, Господи, в море щедрот
Твоих и спаси неизреченною Твоею благодатию". Уместно
будет обратить внимание на то, что Господь не будет в
Своем Царствии кого-то крестить: ""Море щедрот" – не что
иное, как всецелое упование на милосердие Божие и Его
Всеблагой Промысл" [18]. Молитву за некрещеных младенцев
не отрицает и священноисповедник Афанасий, епископ
Ковровский, призывая "не одним только матерям, по
чувству христианской любви, молиться о
младенцах" [19]. Возможно, при слиянии двух молитв о
некрещеных младенцах появилась третья: "Помяни,
Человеколюбче Господи, чадо, умершее во утробе моей.
Окрести его Ты Сам, Господи, в море щедрот Твоих и не
лиши света Твоего Божественного. За веру и слезу мои и
ради милосердия Твоего спаси его неизреченною Твоею
благодатию. Аминь". Но какого-то отдельного
чинопоследования или канона нет, потому этот вопрос
должен быть решен хотя бы ради родителей и ближайших
родственников умерших.
Русская Церковь поднимала вопрос о
составлении молитвы за умерших некрещеных младенцев. В
2012 году Президиум Межсоборного присутствия представил
как одну из тем для рассмотрения перед Комиссией по
вопросам богослужения и церковного искусства и проблему
отсутствия какое-либо молитвы за усопших некрещеных
младенцев [20]. Протоиерей Алексий Уминский, рассуждая о
посмертной участи чад, не сподобившихся принятия Святого
Крещения, пишет: "Неправильно, что настоящая церковная
семья лишена молитвы утешения, церковной молитвы за
усопшего ребенка, не сподобившегося по каким-то
обстоятельствам крещения" [21]. 14 июля 2018 года
Священный Синод Русской Церкви принял "Последование об
усопших младенцах, не приемших благодати святаго
Крещения" [22].
После всестороннего рассмотрения этой
темы, хотелось бы просто порассуждать. Посмотрите на
детей – они еще не осознают, что такое зло. Даже если и
делают какие-то вещи неправильно, то исключительно по
наивности, не задумываясь о том, что творят. Какой спрос
может быть с нерожденного ребенка или умершего младенца,
который не знает, Кто есть Бог и что нужно делать для
своего спасения? Если утверждать, что такие несчастные
чада пойдут во ад, это означает, что мы сравниваем их со
взрослыми. Но не кажется ли вам это абсурдным? Господь
не робот, Он выше закона, ибо "Бог есть любовь" (1 Ин.
4:8). Конечно, мы не можем знать, что и как происходит
там, после смерти. Но отправлять в ад несчастных детей,
которые не могли самостоятельно принять Крещения,
неправильно и, пожалуй, эгоистично. И тут, как никогда,
уместны слова апостола Павла, восклицающего: "О, бездна
богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы
судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум
Господень?" (Рим. 11:33-34).
Алексей Попов
Богослов.Ru - 30.08.2018.
Примечания
1. Синаксари Постной и Цветной Триодей.
– М.: Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный
Университет, 2017. С. 38.
2. О Рае // Святой Ефрем Сирин.
Творения. Том 5. М.: Издательство "Отчий дом", 1995. С.
261.
3. Там же. С. 282.
4. О Рае // Святой Ефрем Сирин.
Творения. Том 5. С. 293.
5. Глава 85. Воскреснут ли недоноски
(недоношенные дети) // Блаженный Августин. Энхиридион к
Лаврентию, или О вере, надежде и любви. – М.: Сибирская
Благозвонница, 2011. С. 140-141.
6. Там же. С. 141.
7. Книга Шестнадцатая // Августин
Блаженный. О граде Божием. – Мн.: Харвест, М.: АСТ,
2000. С. 817.
8. Св. Макарий Великий. Будущая жизнь
// Добротолюбие в русском переводе, дополненное. Том
первый. М.: 1905. С. 270.
9. Папская богословская комиссия
предлагает отказаться от учения о невозможности спасения
для некрещеных младенцев [Электронная версия] // URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/150260.html (дата
обращения: 17.04.2018).
10. Слово 40 // Святитель Григорий
Богослов, Архиепископ Константинопольский. Творения: В 2
т. Том первый: Слова. М.: Сибирская Благозвонница, 2010.
С. 427.
11. Григорий Нисский, святитель. О
младенцах, преждевременно похищаемых смертью /
Предисловие, примеч. П.К. Доброцветова. – М.: Сибирская
Благозвонница, 2014. С. 27-28.
12. Там же. С. 39.
13. Протоиерей Владимир Ригин. Молитва
родителей о детях, умерших некрещеными // ЖМП, №10
(1983). С. 79.
14. Там же.
15. Святитель Феофан Затворник.
Наставления в духовной жизни. М.: Директ-Медиа, 2011. С.
64.
16. Протоиерей Владимир Ригин. Молитва
родителей о детях, умерших некрещеными // ЖМП, №10
(1983). С. 79.
17. Выступление председателя ОВЦС
митрополита Волоколамского Илариона перед учащимися
Свято-Димитриевского училища сестер милосердия
[Электронная версия] //
URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/1179636.html (дата
обращения: 19.04.2018).
18. Протоиерей Владимир Ригин. Молитва
родителей о детях, умерших некрещеными // ЖМП, №10
(1983). С. 80.
19. IV. Поминовение усопших на домашней
молитве // Афанасий (Сахаров), еп. О поминовении усопших
по Уставу Православной Церкви. – Киев: Общество
любителей православной литературы Издательство имени
святителя Льва, папы Римского, 2008. С. 460.
20. Президиум Межсоборного присутствия
одобрил список тем для изучения комиссиями Присутствия в
будущем [Электронная версия] //
URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/2637643.html (дата
обращения: 19.04.2018).
21. Протоиерей Алексий Уминский. Лишены
ли некрещеные младенцы Царствия Небесного? // От смерти
к жизни: как преодолеть страх к смерти: сборник /
авт.-сост. А.А. Данилова. – М.: PRAVMIR.RU; ДАРЪ, 2015.
С. 284.
22. Журналы заседания Священного Синода
от 14 июля 2018 года [Электронный ресурс] // URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5236824.html (дата
обращения: 14.07.2018).
Использованная литература
1. Августин Блаженный. О граде Божием. –
Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000. – 1296 с. – (Классическая
философская мысль).
2. Блаженный Августин. Энхиридион к
Лаврентию, или О вере, надежде и любви. – М.: Сибирская
Благозвонница, 2011. – 191 с.
3. Афанасий (Сахаров), еп. О поминовении
усопших по Уставу Православной Церкви. – Киев: Общество
любителей православной литературы Издательство имени
святителя Льва, папы Римского, 2008. – 544 с.
4. Григорий Нисский, святитель. О
младенцах, преждевременно похищаемых смертью /
Предисловие, примеч. П.К. Доброцветова. – М.: Сибирская
Благозвонница, 2014. – 64 с.
5. Добротолюбие в русском переводе,
дополненное. Том первый. М.: 1905. – 638 с.
6. От смерти к жизни: как преодолеть
страх к смерти: сборник / авт.-сост. А.А. Данилова. –
М.: PRAVMIR.RU; ДАРЪ, 2015. – Изд. 2-е, доп. – 416 с.
7. Протоиерей Владимир Ригин. Молитва
родителей о детях, умерших некрещеными // ЖМП, №10
(1983). С. 79-80
8. Святитель Григорий Богослов,
Архиепископ Константинопольский. Творения: В 2 т. Том
первый: Слова. Прил.: Свящ. Н. Виноградов. Догматическое
учение св. Григория Богослова. – М.: Сибирская
Благозвонница, 2010. – 895, [1] с. – (Полное собрание
творений святых отцов Церкви и церковных писателей в
русском переводе; т. 1).
9. Святитель Феофан Затворник.
Наставления в духовной жизни. М.: Директ-Медиа, 2011. –
104 с.
10. Святой Ефрем Сирин. Творения. Том 5.
М.: Издательство "Отчий дом", 1995. – 520 [2] с.
11. Синаксари Постной и Цветной Триодей.
– М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный
университет, 2017. – 240 с.
Электронные ресурсы:
12. Выступление председателя ОВЦС
митрополита Волоколамского Илариона перед учащимися
Свято-Димитриевского училища сестер милосердия
[Электронная версия] // URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/1179636.html (дата
обращения: 19.04.2018).
13. Журналы заседания Священного Синода
от 14 июля 2018 года [Электронный ресурс] // URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5236824.html (дата
обращения: 14.07.2018).
14.Папская богословская комиссия
предлагает отказаться от учения о невозможности спасения
для некрещеных младенцев [Электронная версия] // URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/150260.html (дата
обращения: 17.04.2018).
15.Президиум Межсоборного присутствия
одобрил список тем для изучения комиссиями Присутствия в
будущем [Электронная версия] // URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/2637643.html (дата
обращения: 19.04.2018).
|