Некоторые раннехристианские свидетельства о молитвах
и обращениях к усопшим святым
Подборка святоотеческих цитат и
исторических свидетельств...
***
Дидахи (Учение двенадцати апостолов)
(70-130 годы от Р.Х.):
"1. Чадо мое! Возвещающего тебе Слово
Божие помни день и ночь,почитай же его, как Господа, ибо
где возвещается господство, там Господь есть.
2. Даже ищи каждый день иметь личное
общение со святыми, чтобы ты почивал на словах учения
их"
***
Некоторые надписи на раннехристианских
гробницах в катакомбах 2-3 го века:
"Молись о твоих родителях, Матроната
Матрона"
"Аттикус, покойся в мире, ты в
безопасности, и молись усердно о наших грехах"(найдено
рядом с могилой мученицы Сабины)
"Павел и Петр, молитесь о Викторе"(найдено в катакомбах
св. Себастьяна)
"Асхандий, мой отец, которого обожаю вместе с нежною
матерью и со всеми моими родственниками, в мире Ίχθύς'β
вспомни о твоем Пектории (Отэн, Южная Франция, на
римском кладбище 3 века г. Августодунума).
"Пляска смерти". Михаэль Вольгемут,
1493. Но так ли все мрачно для доброго православного
христианина? "...имею желание разрешиться и быть
со Христом, потому что это несравненно лучше"
(Фил.1:23). "Но, как написано: не видел того глаз,
не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку,
что приготовил Бог любящим Его" (1Кор.2:9).
"Госпожа Василисса [= святая Василисса],
мы, Кресцентий и Мицина, вверяем тебе свою дочь
Крескен[тину], которая прожила 10 месяцев и ... дней."
"Анатолий сделал это для своего
достойного сына, который прожил 7 лет, 7 месяцев и 20
дней. Да упокоится твой дух в Боге. Молись о своей
сестре."
***
Священномученик Ипполит Римский (+236):
"Прииди же, блаженный Исаия, восстань и
скажи ясно, что ты предрек о городе - великом Вавилоне?
(...) Да и тебя (самого) беззаконники по ненависти
распилили равно как и Христа распяли.Впрочем, ты умер в
мире, но продолжаешь еще жить во Христе.
31. Итак, кого же из вас я возлюблю
более всего, как не тебя? Но ведь и Иеремия побивается
камнями. Итак, Иеремию больше? Но и Даниил дает
свидетельство. Следовательно тебя, Даниил, я должен
восхвалить предпочтительнопред всеми? Но ведь и Иоанн не
лжет. Какими же, следовательно, устами и языкомя буду
прославлять вас, больше же всего то Слово, Которое
говорило в вас? Правда, вы умерли вместе со Христом, но
будете жить в Боге. Услышьте же и возрадуйтесь. (...)
Все вы были учениками доброго Учителя. Вот почему я по
достоинству и обращаюсь к вам, как к живым(свидетелям).
Тем более, что вы имеете уже венец жизни и
нетления,определенный вам на небесах.
32. Скажи же мне, блаженный Даниил,
доставь мне уверенность - взываю к тебе! (...)
Возрадуйся, блаженный Даниил, - ты не впал в
заблуждение:исполнилось и это все" (О Христе и
антихристе)
***
Ориген (+254):
"Молитвы (δέησις), ходатайства
(ἔντευξις) и благодарения (εὐχαριστία) можно с
несомненность обращать и к святым; два рода их, а именно
ходатайства и благодарения не только к святым, но к
людям и обыкновенным; молитву (δέησις) же только ко
святым".
***
Святитель Григорий Чудотворец
Неокесарийский (+ок. 269 г.):
"Радуйся, благодатная, источник Света, просвещающаго всех верующих в Него. Радуйся,
благодатная, восток мысленнаго солнца и нескверный цвет
жизни. Радуйся, благодатная, луг благоухания. Радуйся,
благодатная, лоза всегда цветущая, веселящая души
прославляющих тебя. Радуйся, благодатная, нива
невозделанная и принесшая прекрасные плоды, сообразно с
естеством, потому что сообразно с нами и потому что
сообразно с временем чревоношения, но и против естества,
или лучше выше естества, потому что свыше вселился Бог
Слово и в святом Твоем чреве возсоздал Адама; и хотя
способность к рождению Святой Деве подал Святой Дух,
однако, истинное тело взято из Ея тела" (Беседа на
Благовещение Пресвятой Богородицы).
***
Святитель Василий Великий (+379):
"Приемлю и святых Апостолов, пророков и
мучеников, и призываю их в своей молитве к Богу, да
будет по их предстательству милостив ко мне
Человеколюбец Бог и да подаст мне оставление согрешений
моих" (Послание к Юлиану Отступнику).
***
Святитель Григорий Богослов (+389):
"О любезная и священная глава! Ты,
который сверх прочих своих совершенств, особенно уважал
меру в слове и в молчании, положи здесь конец и моему
слову; хотя оно скудно перед истиной дел Твоих, однако
же не имеет недостатка в сравнении с моими силами. А сам
милостиво призри свыше на нас, на этот народ, и его
управь так, чтобы он был совершенным поклонником
совершенной Троицы, умосозерцаемой и почитаемой во Отце
и Сыне и Святом Духе, а нас, если времена будут мирны,
сохрани, сопастырствуя с нами; а если настанут брани, —
изведи отсюда или возьми и поставь с собой и с подобными
тебе (хотя и слишком велико просимое мною) в самом
Христе Господе нашем, Которому всякая слава, честь,
держава вовеки, аминь"(Похвальное слово св. Афанасию
Великому).
Он же:
"Девица, отвергнув все другие способы,
прибегает к Богу, и защитником от ненавистной страсти
избирает Жениха своего, Который и Сусанну избавил от
жестоких старейшин, и Феклу спас от немилосердого
искателя ее любви и еще более немилосердого отца. Кто же
этот жених? - Христос (...) и моля Деву Марию помочь
бедствующей деве, присоединяет она и другое средство -
пост и сон на голой земле, чтобы увяла красота,
привлекшая на нее козни, а через это отнята была пища у
пламени, истощилось служащее к возжжению страстей, и
вместе, чтобы Бог умилосердился над ее смирением" (Слово
24 в похвалу священномученику Киприану).
***
Святитель Иоанн Златоуст (+407):
"Молитвы святых имеют очень великую
силу, но только когда мы сами раскаиваемся (во грехах),
и исправляемся. (...) Впрочем, говорю это не для того,
чтобы не призывать святых в молитвах, но для того, чтобы
мы не ленились, и, предавшись беспечности и сну, не
возлагали только на других того, что должны делать сами"
(Толкование Евангелия от Матфея)
***
Святитель Кирилл Иерусалимский (+386):
"поминаем и прежде почивших, во-первых
Патриархов, Пророков, Апостолов, Мучеников, чтобы их
молитвами и предстательством принял Бог моление наше.
Потом и о преставльшихся СвятыхОтцах, и Епископах, и
вообще о всех из нас прежде почивших,веруя, что
превеликая будет польза душам, о которых моление
возносится в то время, как Святая предлежит и страшная
жертва."(Тайноводственное поучение пятое)
Древнейшее христианство - 02.07.2013.
***
Поминовение усопших:
|