Воскресение мертвых
В великий день пришествия Сына Человеческого
совершится всеобщее воскресение мертвых в преображенном
виде. О воскресении мертвых говорит Господь: Наступает
время, в которое все находящиеся в гробах, услышат глас Сына
Божия, и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а
делавшие зло в воскресение осуждения (Ин. 5:28-29). Когда
саддукеи выражали неверие в возможность воскресения, Господь
укорял их: Заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией (Мф. 22:29).
Несомненность истины воскресения и важность
веры в воскресение ап. Павел выразил в таких словах: "если
нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если
Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и
вера ваша. Притом же мы оказались бы и лжесвидетелями о
Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал,
если, то есть, мертвые не воскресают.... Но Христос воскрес
из мертвых, первенец из умерших.... Как в Адаме все умирают,
так во Христе все оживут" (1 Кор. 15:13-15, 20-22).
Воскресение мертвых будет всеобщее и
одновременное, как праведников, так и грешников. Изыдут
творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в
воскресение осуждения (Ин. 5:29). Будет воскресение
мертвых праведных и неправедных (Деян. 24:15, слова ап.
Павла перед правителем Феликсом). Если тот же апостол в
другом месте - 1 Кор. 15 гл., 1 Сол. 4 гл., - говоря о
воскресении умерших во Христе, не упоминает о воскресении
грешников, то очевидно потому, что его прямая цель была
укрепить в христианах веру в их будущее воскресение во
Христе. Несомненно также, что образ воскресения праведников
будет иной, чем грешников. Тогда праведники воссияют как
солнце в Царстве Отца их - это сказал Господь только о
праведных (Мф. 13:43). "Одни уподобятся свету, другие
тьме" - рассуждает об этом св. Ефрем Сирин ("О страхе Божием
и последнем суде").
Из слова Божия должно заключить, что
воскресшие тела будут в своей сущности те же, какие
принадлежали душам в земной жизни: Ибо тленному сему
надлежит облечься в нетление, и смертному сему - облечься в
бессмертие (1 Кор. 15:53); но они будут при этом
преображенными и - прежде всего - тела праведников будут
нетленными и бессмертными, как видно из тех же слов
апостола. Они будут совершенно свободны от изнеможения и от
немощей нынешней жизни. Они будут духовными, небесными, не
имеющими земных телесных потребностей, жизнь по воскресении
будет подобна жизни бесплотных духов-ангелов, по слову
Господа (Лук. 20:3). Что касается грешников, то и их тела
восстанут в новом виде, но получив нетление и духовность,
они в то же время будут отражать на себе их душевное
состояние.
С целью облегчить веру в будущее
преображение тел, апостол дает сравнение будущего
воскресения с посевом, как символом воскресения, даваемым
природой: "Но скажет кто-нибудь: как воскреснут мертвые? И в
каком теле придут? Безрассудный! То, что ты сеешь - не тело
будущее, а голое зерно, которое случится, пшеничное или
другое какое; но Бог дает ему тело, как хочет, и каждому
семени свое тело (1 Кор. 15:35-38). С этой же целью отцы
Церкви указывали на то, что в мире вообще ничто не
уничтожается и не исчезает; что Бог силен восстановить то,
что Он сам созидает; обращаясь к природе, они находили в ней
подобия воскресения, каковы: прозябание растений из семени,
брошенного в землю и разложившегося, ежегодное обновление
природы весной, обновление дня, пробуждение от сна,
первоначальное образование человека из персти земной и
другие явления.
Всеобщее воскресение и дальнейшие после него
события составляют явления, которых мы не в состоянии ни
вполне представить нашим воображением, так как они никогда
не переживались нами, в их подлинном будущем виде, ни вполне
понять их своей рассудочной мыслью, как равно разрешить те
многочисленные вопросы, какие при этом встают перед пытливым
умом. Поэтому, как сами эти вопросы, так и те личные
соображения, какие в ответ на них высказывались - нередко по
разному - в писаниях Отцов и учителей Церкви, не входят
непосредственно в предмет догматического богословия, долг
коего начертать истины веры точные, основанные на Священном
Писании.
Михаил Помазанский, протопресвитер
Догматическое богословие. – Клин:
Фонд "Христианская жизнь", 2001
|