На смерть Андрея Панина…
Когда узнаю о смерти кого-либо, первое
что всегда приходит в голову - слова из покаянного
канона: "…видех бо во гробе лежащая брата моего безславна
и безобразна… Что убо чаю, и на что надеюся? Токмо даждь
ми, Господи, прежде конца покаяние".
На каждой Литургии в просительной
ектении мы просим у Бога: "Христианския кончины живота
нашего, безболезенены, непостыдны, мирны, и доброго
ответа на Страшнем Судище Христове, просим".
Смерть как итог жизни может быть
показательной, и сказать об истинной сути жизни
человека более, чем его видимые для всех дела.
Готовя к публикации повествование о
жизни и поучениях одного из ярких подвижников ХХ века –
преподобного Силуана Афонского "Старец Силуан Афонский", которое
написал его ученик архимандрит Софроний Сахаров, нашел
такой рассказ:
"Другой из старейших монахов Монастыря,
схимонах Трофим, весьма замечательный подвижник, жизнь
которого могла бы послужить благим примером для многих,
после кончины Старца (Силуана – прим. СМ) читал часть
его записок. Слова Старца о любви Божией, о смирении, о
том, чтобы "держать ум свой во аде, и не отчаиваться", и
другие - произвели на него глубокое впечатление. Помню
нашу встречу с ним у "малой порты" Монастыря. Остановив
меня, он сказал:
- Теперь я увидел, что Отец Силуан
достиг в меру Святых Отцов… Кончина его меня убедила.
- Отец Трофим, - позволил я себе
сказать, - неужели полвека совместной жизни в Монастыре
вас не убедили в этом, а только кончина?"
Можно привести в пример смерть
профессора Александра Павловича Доброклонского,
известного церковного историка конца
XIX – начала XX века.
"А.П. Доброклонский умер в январе 1938
года после тяжелой и продолжительной болезни. Его
кончина была поистине христианской. "Александр Павлович,
- вспоминал о Доброклонском его коллеге В.В.
Фармаковский – был верующим православным христианин, но
совершенно был чужд всего показного в своей глубокой и
искренней вере Болезнь свою переносил стоически,
безропотно, хотя осознавал приближение смерти".
Почувствовав дыхание смерти, он попросил пригласить к
нему священника, исповедовался и причастился Святых
христовых Таин. Затем он собрался с силами и позвал всех
присутствующих в доме для того, чтобы объявить свою
последнюю волю. Он простил всем долги и передал часть
своих сбережений на благотворительные нужны. К вечеру
впал в беспамятство и наследующий деь предал свою
бессмертную душу в руки Божии (Цитировано по А.П.
Доброклонский "Руководство по истории Русской Церкви" -
М.: Крутицкое Патриаршее Подворье, Общество любителей
церковной истории, 1999. С. – 5- 6).
Вот уж воистину христианская кончина –
мирная и непостыдная. Такая смерть -
великий дар от Господа за добрую жизнь.
***
Андрея Панина нашли утром 7 марта в его
московской квартире на Балаклавском проспекте. Первым
забил тревогу и вызвал полицию близкий друг Геннадий
Русин - Панин четвертый день не отвечал на звонки. Когда
сотрудники полиции следом за Русиным попали в квартиру,
они увидели Андрея Панина, лежавшего с разбитой головой
в луже крови. Как установят эксперты, смерть наступила
примерно за сутки до этого.
Актерская слава вожделенна для многих.
Но чего ради положить 30 лет свой жизни на лицейство,
чтобы умереть в 50, нелепо, в одиночестве, никому
ненужным из сродников (обеспокоился о Панине друг, а не
жена или жены, и дети)…
Все его творчество, роли и экспрессия
печально оценены его такой безнадежной смертью…
Умер в 39 лет Владислав Галкин в
одиночестве…
Умер в 41 год Роман Трахтенберг (настоящая
фамилия Горбунов) в результате сердечного приступа,
начавшегося во время эфира на радио "Маяк"…
Умер в 46 лет Владимир Турчинский от
инфаркта. Проснувшись утром, Турчинский почувствовал
себя плохо. Он потерял сознание, упал на пол и ударился
подбородком…
Примечательно, все они были во втором -
третьем браке – это еще одно их проклятий актерской
славы…
Почему Господь не оставил им шанс на
покаяние перед смертью?
Впрочем, лучше задать себе вопрос, даст
ли мне Господь перед смертью покаяние и возможность
соединиться с Ним во Причастии?
"И соблюди мя, да наглая смерть не похит
мя неготоваго…" (Покаянный Канон, 4 богородичен).
Максим Степаненко, руководитель
Миссионерского отдела Томской епархии
Русской Православной Церкви
"На злобу дня" -
11.03.2013.
***
Какую смерть Православная Церковь считает постыдной
и какую непостыдной
На каждой воскресной службе мы молимся о
ниспослании непостыдной смерти. Какую смерть
Православная Церковь считает постыдной и какую
непостыдной? Если можно, приведите, пожалуйста, примеры.
Алексей
***
Иеромонах Иов (Гумеров):
"Смерть – общий удел всех людей, "путь
всей земли" (3 Цар. 2.2). Смерть является последним
событием земной жизни человека. Для праведника
заканчивается время подвига, а у грешника отнимается
последняя возможность делать грехи. "Бог побуждает нашу
свободную волю к спасению, и дал человеку границы до
самой смерти для того, чтобы он покаялся и обратился к
Богу, и до самых этих границ помогает ему и протягивает
ему руку. Но затем, когда он перешел эти границы, Бог
более не подъемлет его и не пособствует ему. И посему,
когда человек умирает в смертном грехе, он уже упорно
остается в состоянии этого греха и больше не может
вернуться назад, потому что он лишается Божественной
помощи, без которой невозможно подняться. Потому что
своими силами невозможно подняться от греха. И поэтому,
когда люди, жившие без покаяния и исповеди, дошли до
сего последнего состояния, им трудно вернуться назад,
потому что они приблизились к времени этого состояния
окоченелости в грехе, которое бывает после смерти" (Иероним
Савонарола. Об искусстве хорошо умирать. Гл.3. – ЖМП,
1998, № 12, 1998).
Смерть смерти рознь. Слово Божие
называет кончину грешников лютой (Пс. 33:22), если даже
внешне она была обычной и спокойной. Лютая она потому,
что за ее вратами начинаются лютые терзания,
нескончаемая скорбь. "Когда такие бедствия ожидают
грешников, – какая будет им польза от того, дома ли и на
постели своей они окончат жизнь? Равно как и праведникам
не будет никакого вреда оттого, что окончат настоящую
жизнь от меча, или железа и огня, когда они имеют
перейти к вечным благам. Поистине смерть грешников люта.
Такова была смерть того богача, который показал
презрение к Лазарю и, хотя окончил жизнь дома, на
постели, в присутствии друзей, своею смертию, но, по
отшествии, горел в огне и не мог найти там никакого
утешения в благоденствии настоящей жизни" (св. Иоанн
Златоуст. Беседы о статуях. 5.1).
Смерть любого христианина, жившего
угодно Богу, непостыдна, т.е. неукоризненна. Честна пред
Господем смерть преподобных Его (Пс. 115:6). Честна –
значит, почетна, с честью. В молитвенном прошении она
названа также мирной, т.е. в мире с Богом. В святой
Библии перед нами проходит не только жизнь праведников,
но и их блаженная смерть: кончина патриархов, насыщенных
жизнью (Быт 25:7; 35:29; 49:33), таинственная смерть
Моисея на горе Нево, с вершины которой он увидел
Обетованную землю (Втор. 34:1-7), тихая смерть Давида,
умершего в доброй старости (1Пар.29:28), мученичество
апостола Стефана, молившегося за побивавших его камнями:
Господи! не вмени им греха сего (Деян.7:60). Слово Божие
воздает особую честь тем, кто в великой битве добра и
зла был с Богом: блаженны мертвые, умирающие в Господе;
ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих, и дела
их идут вслед за ними (Откр.14:13).
Чтобы и нам сподобиться непостыдной
кончины, надо каждый день начинать с мысли о том, что
еще ничего не сделано для спасения, и другого дня больше
не будет. Господь, которому мы не только верим, но и во
всем доверяем, дает каждому возможность приготовить себя
верой, добрыми делами, исполнением евангельских
заповедей к этому особому дню. Тогда каждый христианин
может "встретить смерть без страха, мирно, непостыдно,
не как грозный закон природы, но как отеческий зов
бессмертного Отца Небесного, святого, блаженного, в
страну вечности" (св. Иоанн Кронштадтский)".
Православие.Ru - 07.10.2006.
Читайте другие публикации раздела "На злобу дня"
|