Амвросий Медиоланский. Слово о взаимной
любви христиан
Амвросий Медиоланский (340-397) -
миланский епископ, проповедник и гимнограф. Один из
четырёх великих латинских учителей Церкви. Учитель блаженного Августина.
***
В книге Деяний Апостольских мы читаем,
что благочестие народа под смотрением Апостолов было
столь велико, и первое христианское общество так
процветало, что, приняв веру, никто уже не берег для
себя своего дома и ничего не почитал своим, но, по праву
братства, все у них было общее. Те, кои исповедывали
одну веру, имели между собою общение и в жизни, то есть,
у кого была одна вера, у тех было одно и имущество, и у
кого Христос был общий, у тех были общи и самыя
издержки. Ибо мужи благочестивые считали преступлением
не делать участником в своем имуществе того, кто
участвовал с ними в благодати; а посему они, как братья,
всем пользовались вместе. Братство во Христе несравненно
лучше, чем братство по плоти; потому что братство по
плоти состоит только в телесном сродстве; а братство во
Христе - в единомыслии и единодушии, как написано:
"народу же, веровавшему бе сердце и душа едина" (Деян.
4, 32). Посему тот истинно брат, кто сходствует с нами
не столько по телу, сколько по душе. Тот, говорю, есть
истинный брат, у кого с братом один дух и одна воля.
Итак, братство во Христе (как я уже сказал), лучше
братства по плоти. Братья по плоти иногда бывают во
вражде друг с другом; а братья во Христе постоянно мирны
между собою. Те иногда с завистию разделяют между собою
общее достояние; сии всегда с радостию жертвуют друг
другу и своею собственностию. Первые не редко презирают
в обществе и роднаго; а последние часто принимают к себе
и чужаго. Таково-то (как я уже сказал) было во время
Апостолов благочестие христиан, что никто из них не
называл собственнаго дома своим, никто ничего не
присвоял себе, как говорит святый Лука: "и ни един же
что от имений своих глаголаше свое быти, но бяху им вся
обща" (Деян. 4, 32). Посему-то не было между ними ни
одного беднаго. Итак, блажен тот народ, который, имея
многа богатых во Христе, не имел ни одного беднаго в
настоящем веке, и который, помышляя о богатстве вечном,
освобождал братию свою от временной нищеты. Ибо
продавали, как говорит Писание, поместья и домы свои и
цену проданнаго полагали к ногам Апостолов, чтобы
доставлять каждому, в чем кто имел нужду (Деян. 4,
34-35). Видите веру святых мужей, как они для Христа
лишались всего имения и ничего не оставляли себе. Ибо не
заботились, чтобы самим не быть голодными, но
заботились, чтобы не алкал другой.
Таково было благочестие в народе под
смотрением Апостолов! В настоящее время находим ли мы
что-нибудь подобное? Конечно и у нас Христос тот же. Тот
же Христос, но не то же сердце. Та же в народе Вера, но
нет более той щедрости. Один не думает о бедности
другаго, так что сбывается сказанное Апостолом: "ов убо
алчет ов же упивается" (1Кор. 11:21). Ибо многие из
христиан не только не раздают своего, но еще похищают
чужое. Не только, говорю, богатства своего не приносят к
ногам Апостолов, но и приходящую братию свою отвлекают
от ног священников. Ныне настало то время, о котором
пишет блаженный Апостол: в последние дни умножится
беззаноние и охладеет любовь (Мф. 24:12). Ибо теперь
умножился грех скупости, который прежде исчезал от
щедрости, и охладела любовь братская, которая некогда
была распаляема любовию Христовою. Во времена Апостолов
царствовала любовь братская, так что в обществе
верующихне было бедности: а ныне такая холодность в
христианах, что между ними едва найдешь одного богатого.
Я разумею здесь богатого не столько имением, сколько
делами. Ибо Апостол сказал: да будут богаты добрыми
делами (1Тим. 6, 18). Он хотел, чтобы в обществе
верующих почитали богатым того, кто богат во Христе. И
то свидетельство, что во времена Апостолов не было ни
одного беднаго, показывает нам, что тогда имели толикую
благодать веры, что все преизобиловали богатством
небесным. А в настоящее время между христианами редко
находим богатаго, и хотя в домах многие богаты золотом,
но в церкви они бедны благотворительностию. Ибо когда
они помогают бедным не столько, сколько могут, то и
приносимое ими бывает неприятно (Богу), и сберегаемое не
насыщает их. Вот что сказал Господь Каину, когда сей
приносил жертву: "еда, аще право принесл еси, право же
не разделил еси, не согрешил ли еси? Умолкни" (Быт. 4,
7): так и ты, христианин, не праведно разделяешь, когда
из великаго богатства более сохраняешь для чрева, нежели
даешь Господу. Так и Анания, упоминаемый в книге Деяний
Апостольских, думал, что он праведно принес; но, неправо
разделив, потерял и те деньги, которыя принес, и те, кои
оставил дома; - потерял не только деньги, но и спасение.
Ибо когда он похитил часть из обещаннаго, то в одно и
тоже время был обличен в святотатстве и обмане. В
святотатстве, потому что солгал пред Богом в своем
обещании; - в обмане, потому что решился утаить
некоторую часть из целаго дара. Ибо Апостол Петр сказал
ему: "не человеком солгал еси, но Богу" (Деян, 5, 4).
Итак, братие, если Анания осужден за то,
что не все отдал, что сам обещал из своего имения: то
что будет тому, кто не хочет отдать обещаннаго другим?
Итак, братие, не упускайте из виду того, что вами
обещано Богу, когда вы в первый раз приняли благодать
Веры. Вот в нашем городе много странных и пришельцев,
делайте то, что обещали, дабы и вам, как Анании, не было
сказано: вы солгали не человекам, но Богу.
Амвросий Медиоланский, святитель
Цитировано по:
Святаго Амвросия Медиоланскаго,
Слово о взаимной любви христиан. /
Журнал "Христианское чтение,
издаваемое при Санкт-Петербургской
Духовной Академии". - СПб.: В
Типографии
Министерства Внутренних Дел. -
1837 г. - Часть IV. - С. 28-34.
***
Молитва святителю Амвросию Медиоланскому:
- Молитва святителю Амвросию Медиоланскому.
Святитель Амвросий - яркая звезда Православного
Запада: образованнейший муж, мудрейший праведник
и церковный писатель, благотворитель, гимнограф и
апологет. Обладал даром исцелений. Покровитель
учителей и миссионеров, певчих. К нему обращаются за
помощью о вразумлении сектантов и неверующих, в
нужде и болезнях (особенно детских), для преодоления похоти и сохранения девства.
***
Акафист святителю Амвросию Медиоланскому:
Канон святителю Амвросию Медиоланскому:
- Канон святителю Амвросию Медиоланскому
Житийная и научно-историческая литература о святителе Амвросие Медиоланском:
Труды святителя Амвросия Медиоланского:
|