Литургия Иоанна Златоуста и Василия
Великого – в чем разница?
В воскресные дни Великого поста
совершается не привычная нам литургия свт. Иоанна
Златоуста (она постом служится по субботам), а литургия
свт. Василия Великого. В чем заключаются различия между
двумя литургиями – рассказывает иерей Феодор
Людоговский.
В наши дни (и это уже многовековая
практика) может служиться одна из трех литургий: свт.
Иоанна Златоуста, свт. Василия Великого и свт. Григория
Двоеслова. Есть дни, когда литургии вовсе быть не
должно.
Литургия свт. Иоанна Златоуста служится,
так сказать, по умолчанию, вне особых условий.
Литургия свт. Василия Великого
совершается 10 раз в году: в рождественский и крещенский
сочельники, в день памяти самого святителя, в
воскресенья Великого поста (с 1 по 5-е), а также в
Великий Четверг и в Великую субботу.
Литургия свт. Григория Двоеслова
(литургия Преждеосвященных Даров) – это не вполне
литургия: на ней не происходит освящения Даров.
Фактически это вечерня, на которой совершается
причащение. Служится она по средам и пятницам Великого
поста (на 5-й седмице – еще и в четверг), а также в
первые три дня Страстной седмицы. Кроме того, она
совершается также в тех случаях, когда праздник 1-го и
2-го обретения главы Иоанна Предтечи (24 февраля по
церковному календарю) и память 40 мучеников Севастийских
(9 марта) приходится на понедельник, вторник или четверг
(за исключением 1-й седмицы поста); было бы логично
распространить это правило на память свт. Григория
Двоеслова (12 марта), однако обычно этого не происходит.
Наконец, литургия не совершается в среду
и пятницу Сырной седмицы, в Великую пятницу, а также в
пятницу, предшествующую праздникам Рождества Христова и
Богоявления в том случае, если эти праздники приходятся
на воскресенье или понедельник (а их сочельники,
соответственно, – на субботу или воскресенье).
Относительно канунов тех величайших
праздников (Пасхи, Богоявления и Рождества Христова)
следует заметить, что литургия, которая совершается в
эти дни, соединяется с вечерней: сначала служится
вечерня, которая затем переходит в литургию свт. Василия
Великого (и по уставу, во всех трех случаях эта служба
должна иметь место во второй половине дня, а не утром,
как это обычно у нас бывает). Поскольку литургический
день начинается с вечерни, можно сказать, что литургия
свт. Василия Великого, совершаемая в канун Пасхи,
Богоявления и Рождества, относится уже к самому
празднику. Точнее, это первая праздничная литургия – а
вторая служится утром, и это литургия свт. Иоанна
Златоуста. Да, общеизвестно, что двух литургий в одни
день быть не может, но именно так среди других дней
церковного года выделены три этих праздника.
***
***
Итак, у нас есть две "полные" литургии,
т. е. такие литургии, на которых совершается освящение
Даров. Прежде всего надо сказать, что эти две службы
очень близки друг другу. Я имею в виду, что в древней
Церкви было много чинов литургии – и отличались они друг
от друга весьма существенно. На фоне этих различий
последования Златоуста и каппадокийского святителя –
почти близнецы. С точки зрения нынешних мирян, стоящих
вне алтаря, но при этом (что на деле бывает не часто)
вслушивающихся и вдумывающихся в службу, главное отличие
редкой литургии свт. Василия Великого от более
"обыденной" Златоустовой в том, что на последней поется
"Достойно есть…", а на первой – "О Тебе радуется…". Ну и
прочие песнопения исполняются в разной манере: на
литургии святителя Василия они звучат более протяжно.
Но неужто к этому сводятся все отличия,
неужели из-за этого в церковном календаре всякий раз
отмечается, что в такой-то день совершается именно
литургия Василия Великого? Конечно, нет. Литургия – это
не только общая молитва, и уж совершенно точно – не одни
лишь красивые песнопения. Литургия – это служба, на
которой Христос вновь и вновь приносит Себя в жертву;
это служба-благодарение (евхаристия) – наше благодарение
за спасение, дарованное нам Христом. И средоточие
литургии – евхаристические молитвы, которые священник
читает после пения Символа веры. К величайшему сожалению
и, без преувеличения, к нашей беде, эти молитвы
последние полторы тысячи лет читаются священником
"тайно" (т. е. молча, про себя, или же тихо,
вполголоса). Между тем именно в этих молитвах и
содержится всё богословие литургии. На деле же миряне
вынуждены довольствоваться обрывками этих молитв –
причастными оборотами и придаточными предложениями.
Если вернуться к вопросу, который мы
задали вначале – чем одна литургия отличается от другой?
– то ответ должен быть таким: они отличаются своими
евхаристическими молитвами. В литургии святителя Василия
Великого эти молитвы гораздо более пространны (именно
поэтому и песнопения этой литургии более протяжны – хор
должен "заполнить паузу", возникающую во время
безмолвного чтения молитв). Собственно говоря,
Златоустова литургия, как принято считать, представляет
собой сокращение литургии Василиевой.
Приведем в качестве примера хотя бы
первую из евхаристических молитв (в учебниках она
называется prefatio – вступление) и непосредственно
связанное с ней песнопение "Свят, Свят, Свят…" (Sanctus)
в русском переводе иеромонаха Амвросия Тимрота.
Священник (тайно):
Достойно и праведно Тебя воспевать, Тебя
благословлять, Тебя восхвалять, Тебя благодарить, Тебе
поклоняться на всяком месте владычества Твоего, ибо Ты –
Бог неизреченный, непознаваемый, невидимый,
непостижимый, вечно существующий, так же существующий,
Ты и единородный Твой Сын и Дух Твой Святой. Ты из
небытия в бытие нас привел, и отпадших восставил снова,
и неотступно делал все, доколе на небо нас не возвел и
не даровал нам Царство Твое будущее. За все это
благодарим Тебя, и единородного Твоего Сына и Духа
Твоего Святого, за все, что мы знаем и чего не знаем,
явные и неведомые благодеяния, совершившиеся для нас.
Благодарим Тебя и за это общее служение, которое Ты
принять из рук наших благоволил, хотя и предстоят Тебе
тысячи Архангелов и мириады Ангелов, Херувимы и Серафимы
шестикрылые, многоокие, воспаряющие, окрыленные…
Священник (тайно):
Сущий, Владыка Господи, Боже Отче
Вседержитель, поклоняемый! Поистине достойно и
справедливо и сообразно великолепию святости Твоей Тебя
хвалить, Тебя воспевать, Тебя благословлять, Тебе
поклоняться, Тебя благодарить, Тебя славить, единого
истинно существующего Бога, и Тебе приносить с сердцем
сокрушенным и духом смирения это словесное служение
наше, ибо Ты даровал нам познание Твоей истины. И кто
способен изречь могущество Твое, сделать известными все
хвалы Твои, или поведать о всех чудесах Твоих во всякое
время? Владыка всех, Господи неба и земли и всего
творения, как видимого, так и невидимого, сидящий на
престоле славы и взирающий на бездны, безначальный,
невидимый, непостижимый, неописуемый, неизменный, Отче
Господа нашего Иисуса Христа, великого Бога и Спасителя,
надежды нашей, Который есть образ Твоей благости, печать
равнообразная, в Самом Себе показывающий Тебя, Отца,
Слово живое, Бог истинный, предвечная премудрость,
жизнь, освящение, сила, свет истинный, чрез Которого Дух
Святой явился, – Дух истины, дар усыновления, залог
будущего наследия, начаток вечных благ, животворящая
сила, источник освящения, Которым укрепляясь все
творение и словесное, и разумное Тебе служит и Тебе
воссылает вечное славословие; ибо все подчинено Тебе.
Ибо Тебя хвалят Ангелы, Архангелы, Престолы, Господства,
Начальства, Власти, Силы и многоокие Херувимы; пред
Тобою вокруг стоят Серафимы; шесть крыл у одного и шесть
крыл у другого, и двумя они покрывают лица свои, а двумя
ноги, и двумя летая, взывают друг к другу не умолкающими
устами и в непрестанных славословиях…
Общее в обоих Литургий
Вслух:
…победную песнь поющие, взывающие,
восклицающие и говорящие:
Хор:
"Свят, свят, свят Господь Саваоф!
Полны небо и земля славою Твоей!
Осанна в вышних!
Благословен Грядущий во имя Господне!
Осанна в вышних!"
Повторю: этих и прочих евхаристических
молитв миряне не слышат – однако, как можно видеть из
самого текста молитв, они произносятся не от лица одного
лишь священника, но от имени всех христиан, всей общины
– поэтому наше участие в литургии остается
неполноценным, если мы не слышим самого главного.
Дождемся ли мы в обозримом будущем гласного чтения
евхаристических молитв – вопрос открытый. Но ничто не
мешает мирянину уже сейчас найти в интернете полный
текст обеих литургий, прочесть все молитвы, вдуматься в
них, прочитать комментарии.
Думается, если бы все наши прихожане
были бы знакомы с молитвами литургии – и св. Иоанна
Златоуста, и св. Василия Великого – то в головах бы было
гораздо меньше всяких суеверий, предрассудков и прочих
далеких от Евангелия представлений о вере и спасении.
Феодор Людоговский, иерей
Нескучный сад - 12.04.2013.
***
Великопостное богослужение:
|