Святой Великий пост при дверех: проповедь в
Прощеное воскресенье
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Быстротечная река времени стремительным
потоком несется в вечность. И только Святая Церковь и
праздники Божии на какое-то мгновение приостанавливают это
движение, как бы отсчитывая время. И вся наша жизнь, от
рождения до исхода из нее, отражается в этом годичном круге,
напоминает и зовет: "Познай себя, всмотрись в себя, человече.
Кто ты, как живешь и что ждет тебя впереди? Ведь и ты вместе
с этим потоком времени несешься к безвремению, к вечности".
И так каждый день, каждый год.
И давно ли впервые ныне раздался в Церкви
вопль истомившегося во грехах человеческого сердца: "Покаяния
отверзи ми двери, Жизнодавче!" И встрепенулись сердца
-
повеяло постом. Но вот уже промелькнули подготовительные
недели к покаянному поприщу Великого поста, когда:
- фарисей и мытарь были зеркалом для душ наших;
- гласом блудного сына взывали мы с вами к
Небесному Отцу, осмысливая и свое отпадение от Истины, и
уход в страну далече: "Боже, согреших на небо и пред Тобою,
сотвори мя яко единаго от наемник Твоих";
- напоминание о Страшном и славном Суде
Господнем, когда книги разгнутся и тайное явится, еще не
устрашая, нас звало к познанию себя, к покаянию.
И вот сегодня уже последний день в
преддверии Великого поста. В этот день вспоминает Церковь
страшную трагедию, свершившуюся с человечеством на заре его
истории - изгнание его, в лице общего нам всем праотца
Адама, от лица Божия, изгнание Адама из рая.
Юдоль плача и печали - земля приняла
изгнанника, чтобы по заповеди Божией израстить преступнику
волчцы и терния, чтобы в поте лице снесть ему хлеб свой,
чтобы в боли, слезах и печали родить и вскармливать детей
своих, чтобы пожать все горькие плоды своего преслушания Отцу Небесному.
Плакал Адам по изгнании своем, седе "прямо
рая", плакал, вспоминая, кем он был, и чем обладал, и Кого
лишился. И по Адаме первом все человечество по сей день
плачет и воздыхает о неуловимом теперь призраке счастья. А
мир весь, издерганный и усталый, плачет от беспутия, от
того, что обнажена душа, что бесцельна и безрадостна жизнь.
И ничто не может наполнить нашу жизнь так, чтобы
почувствовал вполне человек безоговорочную полноту
действительного, а не призрачного счастья, ибо она, эта полнота, только в Боге.
Но мы - изгнанники. Рай далеко, и чем дальше
живет человечество от времени падения, тем туманнее в нем
становится прекрасный образ рая, тем глубже боль и страдание
человечества и тем больше стирается образ и подобие Божие в
душе человека. И погиб бы мир давно, если бы не Второй Адам
- Христос, вновь отверзший заключенный рай и давший человеку
возможность в него вернуться.
И мы все несем сейчас на себе тугу и тяжесть
жизни изгнанника. Но и мы же, те, кто живет жизнью Церкви,
знаем и райскую радость отверзтых Царских врат, и
животворящих ликующих слов: "Христос Воскресе!" и в них
-
изначальную близость Божественной любви к человеку. Но
предшествует этой райской радости на земле Великий пост, и
Церковь постоянно учит, что то, что мы потеряли грехом,
найти, обрести, вернуть можно лишь покаянием, подвигом и
трудами великого воздержания.
Пройдет всего несколько часов, и все мы с
вами с изумлением заметим, что вокруг нас и в нас что-то
изменится; произойдет нечто, что наложит на все печать
особой сосредоточенности и внимания. Это настанет святой
Великий пост. И мы вместе с Церковью от призыва к покаянию
должны будем перейти к самим покаянным трудам, к делу покаяния.
Святая Мать-Церковь восприняла заповедь
Господа о цельбоносном посте, прозвучавшую еще в
ветхозаветные времена к народу Божию через пророка Иоиля:
"…Обратитесь ко Мне, всем сердцем своим в посте, плаче и
рыдании… назначьте пост, проповедите цельбу, созовите…
старцев" и всех жителей в дом Господа "да восплачут
священники, служители Господни, и говорят: "пощади, Господи,
народ Твой, не предай наследия Твоего на поругание…" (Иоил. 2:12, 15, 17).
Поприщем Великого сорокадневного поста начал
путь Своего подвига Второй Адам - Иисус Христос, чтобы Своей
Божественной любовью к падшему человеку вновь открыть заключенный рай и указать путь, по которому человек может в
него вернуться.
Святое Евангелие свидетельствует: "Иисус…
возведен был Духом в пустыню… и, постившись сорок дней и
сорок ночей, напоследок взалкал" (Мф. 4:1-2). И приступил к
Нему диавол, искушая Его. Велика дерзость и слепота темной
силы. Преуспев в искушении человека в раю, она усвоила себе
богоборчество до ослепления, не узнав в Христе Спасителе
Сына Божия, она приступила к Его кротости, смирению,
терпению, чистоте и святости с мраком соблазнов, сплетенных
из гордости, измен, самомнения и лжи. Безгрешный же Христос
Бог, не требующий очищения, противостал искусителю постом и
молитвой, указывая и всем нам, по Нем грядущим, путь борьбы
со грехом. И подтвердил Господь словом и делом, что "сей же
род (диавол) изгоняется только молитвою и постом" (Мф.
17:21). Постом и молитвой принимает христианин силу Духа от
Господа на борьбу с врагом; постом и молитвой получает он
дар рассуждения и ум Христов; пост и молитва возжигают свет,
рассеивающий тьму греховной жизни, ибо "… свет во тьме
светит, и тьма его не объят" (Ин. 1:5).
А человек своим произволением избирает путь
посреди тли и нетления, избирает доброе или злое. И если
грехом преслушания Богу вошли в жизнь горе, страдание и
смерть, то только послушанием, постом и молитвой - этой
нашей живой жертвой любви к Богу - возвращается в жизнь свет
высшей правды, мир и радость. И это, дорогие мои, есть рай уже на земле.
Но любовь к Богу на земле по заповеди Божией
является только любовью к людям. Сердце христианина может
согреваться и гореть только двуединой любовью и к Богу и к
людям одновременно. Если же наше сердце черство и жестоко по
отношению к брату - к человеку, то, омраченное неприязнью,
холодностью, жестокостью, оно становится равнодушным или
лицемерным и к Богу. И рай, который мог быть так близко
- в
сердце нашем, уходит, тускнеет, и грех нелюбви рождает преслушание, самость и самолюбие.
Но как любить грешника, как любить
нелюбовного к нам, как любить врага? И Господь приходит на
помощь. Он дает нам молитву Господню, и мы каждый день
слышим: "…и остави нам долги наши, якоже и мы оставляем
должником нашим…"
Этой молитвой Господь говорит нам: посмотри
на себя:
- ведь ты и есть тот самый должник, которому надо оставить долг;
- это ты и есть тот самый грешник;
- это ты нелюбовный - любишь по выбору;
-это ты - чей-то враг: ты кого-то обидел,
кого-то презрел, кого-то уничижил.
Это ты сам нуждаешься в прощении, сам нуждаешься в снисходительной любви.
И звучат слова сегодняшнего Евангелия:
"…если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и
вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям
согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений
ваших" (Мф. 6:14-15). Простите всем всё и вся, и прощены
будете. Простите, и спасены будете, и наследуйте рай.
А сейчас же за этими словами Господа о
прощении звучат и другие слова: "Не судите, да не судимы будете…" (Мк. 7:1).
И в этих словах Господь указывает кратчайший
и вернейший путь ко спасению, открывающий перед нами врата
Царствия Небесного. Господь указывает на то, без чего все
наши подвиги и усилия в жизни вообще, и на поприще Великого
поста в частности, будут тщетны. И этот путь один - путь
любви к людям, начинающийся с неосуждения. "Не судите, да не
судимы будете…" Господь пришел в первом Своем пришествии не
судить мир, но спасти. Он пришел открыть миру заключенный
для него рай. А весь суд Бог отдал Сыну Своему во втором
пришествии, а пока "…милость превозносится над судом" (Иак. 2:13).
Теперь еще время милости Божией. Бог нас еще
милует, а мы судим, а мы рядим. Мы, ничтоже сумняся,
поднимаемся своим мнением и судом и над ближними, и над
дальними, и над малыми, и над великими. Мы судим, когда
знаем много; мы судим и тогда, когда ничего не знаем; мы судим со слов других.
И вдумайтесь, дорогие мои, ведь наш суд, как
и суд вражий, уже распространяется и на Самого Спасителя.
Согрешил человек пред Богом, пред людьми, мы - свидетели
тому. Но мы не видели, как он каялся, и мы не слышали, как
над головой грешника прозвучали утешительные слова иерея:
"…властию мне данною, прощаю и разрешаю все грехи твои, во
имя Отца и Сына и Святаго Духа". Милость Божия уже стерла
рукописание грехов, а мы все еще продолжаем помнить и
судить. Но это уже суд не над человеком, но над Богом,
помиловавшим и простившим.
Так, мы погибаем судом. Ведь где суд, там
нет любви. Одна любовь способна на всякое время быть
адвокатом, и только любовь прикрывает наготу брата своего.
А мы судим! И этот суд оборачивается для нас
приговором нам же, и он звучит: "Суд бо без милости не
сотворшему милости" (Иак. 2:13)! И рай не может принять нас,
ибо нет в нас любви. Где нет любви - там нет спасения.
Сегодня, начиная подвиг Великого поста,
начнем же, други наши, решать два главнейших духовных урока:
не судить и не соблазнять! А чтобы нам укорениться в
спасительном блаженном неосуждении, положить начало этому
подвигу с первых же великопостных дней, надо нам учиться
видеть, судить и осуждать только самого себя - того
единственного человека, которого мы знаем подлинно,
всесторонне и глубоко. Вот где суд без милости будет во
спасение. Ибо этот единственный суд приведет нас в разум
истины. Он дарует нам зрение той пропасти, на краю которой
мы стоим и которую изрываем своими грехами, своими долгами
Богу и людям, своим осуждением других. И этот наш суд над
собой исторгнет из сердца нашего живой спасительный вопль,
достигающий неба: "Господи! Помилуй мя Боже, милостив буди
мне грешному!" И начнется чудо нашего спасения. Миром,
тишиной и любовью утешит Господь наши покаянные души и
сердца. По слову же дорогого нам всем старца, преподобного
Серафима Саровского: "Стяжи дух мирен, и тысячи спасутся
вокруг тебя" - начнется преображение жизни вокруг нас.
"Днесь весна душам!" Святой Великий пост при
дверех. Им да прозябнет семя нашего покаяния и молитвы и
даст спасительный плод воскрешения душ в Боге.
Чадо Божие!
"Да постится ум твой от суетных помышлений;
Да постится воля твоя от злого хотения;
Да постятся очи твои от худого видения;
Да постятся уши твои от скверных песней и шептаний клеветнических;
Да постится язык твой от клеветы, осуждения, лжи, лести и сквернословия;
Да постятся руки твои от биения и хищения чужого добра;
Да постятся ноги твои от хождения на злое дело".
Вот это и есть христианский пост, которого ждет от нас Господь.
Войдем же, други наши, в Великий пост,
встанем на поприще его подвигов - покаяния, воздержания и
смирения - и утвердимся в них, чтобы, получив прощение,
встретить Воскресение Христово, Святую Пасху - райское сияние на земле.
Аминь.
Иоанн Крестьянкин, архимандрит
Православие и мир - 10.03.2008.
|