Ектения. Приглашение к молитве
Если непосредственно, по-детски взирать
на богослужебное действо из храма, может показаться,
что, несмотря на свое подчиненное положение, диакон
занимает отнюдь не менее значимое место, чем священник.
Диакон постоянно появляется на солее; диакон совершает
каждение; весь ход богослужения регулируется
разнообразными диаконскими "сигналами": Востаните!
- "Встаньте!", Прóсти! - "Стойте прямо!",
Вóнмем! - "Будем внимательны!" и т.п.
В двух словах
Все современные ектении произошли от
одного единственного призыва, который и сегодня нередко
раздается за богослужением: Господу помолимся!
Этими двумя словами диакон приглашает верующих
присоединиться к последующей молитве священника. На это
приглашение люди отвечают двумя словами: Господи,
помилуй! - помогающими настроиться
на молитвенный лад.
К подобным немногословным ектениям
относится приглашение склонить головы на время
специальных молитв священника, которые так и называются
"главопреклонными": Главы наша Господеви
приклоним! На этот призыв народ отвечает:
Тебе, Господи! Или приглашение перед чтением
Евангелия на утрени: И о сподобитися нам слышанию
святаго Евангелия, Господа Бога молим! -
"Помолимся также и о том, чтобы нам оказаться достойными
слышания святого Евангелия!"
Наконец, перед исповеданием веры на
Литургии, диакон призывает: Возлюбим друг друга,
да единомыслием исповемы("чтобы в единомыслии
исповедать")... а народ подхватывает: Отца и Сына
и Святаго Духа - Троицу единосущную и нераздельную.
Последнее приглашение служит также сигналом к началу
"целования мира": священнослужители в алтаре, а в
древности - и все люди в храме, подходят друг ко другу и
со словами Христос посреде нас! - И есть, и будет!
целуют друг друга в плечи. Молитва Евхаристии не может
начаться без полного примирения каждого друг с другом.
"Миру мир!"
Из этих немногословных приглашений со
временем выросли более пространные ектении, состоящие из
нескольких - от 3 до 12 и более - прошений. В этих
прошениях канонизируются (т. е. "упорядочиваются") темы
нашей общей молитвы к Богу применительно к различным
моментам службы.
В начальных разделах многих богослужений,
например, вечерни, утрени и Литургии, полагается ектения
"мирная", называемая так по теме первых трех прошений:
Миром ("в умиротворенном состоянии")
Господу помолимся! О свышнем ("от Бога подаваемом")
мире и спасении душ наших
Господу помолимся! О мире всего мира, благостоянии
святых Божиих Церквей (имеются в виду Поместные
Православные Церкви) и соединении всех ("единстве всех [христиан]")
Господу помолимся!
После этих возвышенных обобщающих
прошений следуют более конкретные просьбы: о данном
храме и его прихожанах; о церковных властях и всем клире;
о гражданских властях и воинстве; о данном городе или
деревне, всяком городе и стране и верою живущих в них.
Нас призывают молиться даже о благорастворении воздухов
(т.е. "о необходимом для хорошего урожая соотношении
циклонов и антициклонов"), о изобилии плодов земных и о временех мирных - именно отсюда заимствовано выражение
"мирные времена".
Особым прошением молятся о спасении
("сохранении целыми и невредимыми") плавающих, т. е.
идущих по морю на кораблях (основной, хотя и весьма
опасный вид перемещения в границах Средиземноморской
цивилизации), путешествующих, имеется в виду -
сухопутно, недугующих ("больных"), страждущих
("испытывающих различные страдания") и плененных
("находящихся в плену" - таковых тоже было немало при
нередких военных действиях по границам Империи).
В славянской версии следующего прошения
- о избавитися нам от всякия скорби, гнева и нужды - для
одного греческого слова не нашлось соответствия. В
оригинале смысл всего прошения таков: "О том, чтобы нам
избавиться от всякого [внутреннего или внешнего]
стеснения, [своей или чужой] раздражительности, [любого]
риска и [какой бы то ни было] нужды".
К конечным разделам некоторых служб,
например, вечерни и утрени, приурочена ектения
"просительная", называемая так по окончанию шести ее
прошений словами: у Господа просим! - "попросим у
Господа!" На этот призыв мы отвечаем: Подай, Господи! При
всем разнообразии этих шести прошений в пяти из них
снова говорится о мире: мы испрашиваем мирного дня (на
утрене) или вечера (на вечерне), мирного
ангела-хранителя, мира миру (отсюда-то и происходит
знаменитый лозунг борьбы за мир!), мирного остатка
жизни, наконец, мирной кончины. Не упоминается мир
только в покаянном прошении о прощении и оставлении
грехов и прегрешений наших ("снисхождении и [полном]
прощении наших грехопадений и недостатков").
Прилежное моление
Но собственно ектенией может называться
только последний наиболее распространенный тип ектении -
"сугубая". Дело в том, что словом "ектения" (греч.
"прилежный") обозначается особый раздел службы -
"прилежное (т. е. усиленное) моление" о ниспослании
благодатной помощи и милости Божией на самих людей и на
их дела. Прошения сугубой ектении - это не столько
приглашение к молитве, сколько уже сама молитва. Каждое
следующее прошение начинается со слов: еще молимся о...
Причем количество прошений на сугубой ектении
практически не ограничено: в зависимости от конкретной
нужды могут быть дополнительно вставлены прошения о
болящих, о путешествующих, об учащихся, о начале всякого
доброго дела и т.п. К типу сугубой ектении нужно отнести
и прошения на литии, и прошения в чине воздвижения
Креста, и молитву на утрени Спаси, Боже, люди
Твоя... (совпадает с первым прошением на литии).
Прошения прилежного моления
сопровождаются столь же прилежными ответами народа -
Господи, помилуй! повторяется 3, 12, 40, 50 и даже 100
раз. Этим выражается наибольшее напряжение молитвенных
сил, к которому в наиболее ответственные моменты
призывается вся Церковь. Чем усерднее мы участвуем в
этом совместном усилии, тем скорее Господь ниспосылает
Свои милости на всю Церковь христиан православных и на
весь мир Его. Тем скорее мы достигаем благодатного
состояния богосыновства, где нет вражды и злобы, а есть
забота друг о друге и полное единство в Христовой любви.
Михаил Асмус, иерей
Образовательный портал "Слово" - 23.07.2012.
|