Григорий Нисский. О блаженствах. Слово
седьмое
Память: 10 / 23 января
Григорий Нисский (около 335 - 394) -
христианский богослов и философ, епископ города Ниссы.
Один из трёх великих "каппадокийцев" - младший брат Василия Великого, близкий друг Григория
Богослова. Автор многочисленных проповедей, догматико-полемических, экзегетических и нравственно-аскетических произведений. За исключением
его мнения о конечности адовых мук и всеобщем спасении людей его работы отличаются ортодоксальностью и глубиной мысли.
Святитель Григорий Нисский. Мозаика храма Святой Софии в Новгороде, XI века
***
Блажени миротворцы: яко тии сынове Божии
нарекутся (Мф.5:9)
В священной скинии свидения, которую
Законодатель устроил Израильтянам по образу, показанному
Богом на горе, святы и священны были, как все
содержавшееся внутри ограды, так и всякая отдельно
взятая часть. Самая же внутренняя часть была не
прикосновенна и недоступна, и называлась святое святых.
А сие усиленно выраженное наименование показывает,
думаю, что часть сия имела святость не в равной мере с
другими частями, но, сколько освященное и святое
отличалось от общеупотребительного и нечистого, столько
же и сия неприступная часть была священнее и чище
окружающих ее святынь. Посему полагаю, что и все прежде
указанные нам на горе сей блаженства, сколько их
предварительно уготовало Божие слово, таковы, что каждое
священно и свято, но теперь предлагаемое воззрению в
подлинном смысле есть святилище и святое святых. Ибо,
если нет в благах выше сего - видеть Бога; то соделаться
сыном Божиим, без сомнения, выше всякого благополучия.
Какое примышление речений, какое знаменование имен
вполне обымет собою дар такого обетования? Что ни
представить кто в уме, представляемое, без сомнения,
выше представления. Если предлагаемое в обетовании сего
блаженства назовем благом, или драгоценным, или
возвышенным; то означаемое больше того, что выражается
сими именованиями. Успех выше желания, дар выше
упования, благодать выше естества.
Что такое человек в сравнении с
естеством Божиим? у кого из святых позаимствую слово,
чтобы выразить уничижение человека? По слову Авраамову,
он земля и пепел (Быт.18:27); по слову Исаии, - сено
(Ис.40:6); по слову Давида, - даже не сено, но подобие
сена: ибо Исаия сказует: всяка плоть сено; а Давид
говорит: человек яко трава (Пс.36:2). По слову
Екклесиаста, он - суета; а по слову Павлову, - окаянство
(1Кор.15:10); ибо в речениях, какими Апостол именовал
себя, оплакивается все человечество. Вот что человек; а
что же такое Бог? Как скажу что-либо о том, чего
невозможно ни видеть, ни в слух вместить, ни сердцем
объять? Какими словами изображу естество? Какое подобие
блага сего найду в известных нам благах? Какие речения
изобрету к означению неизреченного и неизглаголанного?
Слышу, что священное Писание повествует великое о
превысшем Естестве; но что сие значить в сравнении с
самим Естеством? Столько изрекло слово, сколько способен
я принять, а не сколько вмещает в себе означаемое. Как
вдыхающие в себя воздух приемлют его, каждый по своей
вместимости, один больше, другой меньше, но и тот, кто
содержит в себе много, не всю стихию вмещает внутри
себя, а напротив того и он, сколько мог, столько и
принял в себя из целого, и это в нем целое: так и
богословские понятия святого Писания, у богоносных мужей
изложенные нам Святым Духом, для нашей меры разумения
высоки, велики, и превосходят всякую величину, но не
достигают до величины истинной. Сказано: кто измери
горстию воду, и небо пядию, и всю землю горстию
(Пс.40:12)? Видишь ли, какая высокая мысль у
описывающего несказанное могущество? Но что сие значить
в сравнении с действительно Сущим? Пророческое слово в
таких высоких выражениях показало только часть
Божественной деятельности. О самой же силе, от которой
деятельность, не говорю уже об естестве, от которого
сила, не сказало, и не имело в виду говорить, а напротив
того касается словом, по некоторым догадкам,
изображающего только собою Божество, как бы от лица
Божия произнося такие слова: кому Мя уподобисте
(Ис.46:5)? говорит Господь. Такой же совет предлагает и
Екклесиаст собственными своими словами: нескор буди
износить слово пред лицем Божиим, яко Бог на небеси
горе, ты оке на земли долу (Еккл.5:1), взаимным
расстоянием сих стихий, как думаю, показывая, в какой
мере естество Божие превышает земные помыслы.
Сим-то Существом, столько могущественным
и великим, что невозможно ни видеть Его, ни слышать ни
мыслию постигнуть, присвояется в ничто между существами
вменяемый человек, - этот пепел, это сено, эта суета;
он-то восприемлется в сына Богом всяческих. Что можно
найти достойного к благодарению за сию милость? Где
такое слово, такая мысль, такое движение мысли, чтобы
ими воспрославить сей преизбыток милости? Человек
выходит из пределов своего естества, делается из
смертного бессмертным, из скоро-гибнущего неизменно -
пребывающим, из однодневного вечным, одним словом из
человека Богом; потому что сподобившийся стать сыном
Божиим, без сомнения, будет иметь в себе достоинство
Отца, соделавшись наследником всех отеческих благ. Какая
великодаровитость богатого Владыки! Какая широкая длань!
Какая великая рука! Сколько дарований неизреченных
сокровищ! Обесчещенное грехом естество приводить почти в
равночестие с самим Собою! Ибо если свойство того, что
Сам Он есть по естеству, дарует людям, что иное
возвещается этим сродством, как не равночестие некое?
Такова награда, какой же это подвиг?
Сказано: если будешь миротворцем, то увенчает тебя
благодать всыновления. Мне кажется, что и дело, за
которое обещана такая награда, есть новый дар. Ибо в
наслаждении вожделенным для нас в этом мире, что
сладостнее для людей мирной жизни? О какой ни заговоришь
приятности в жизни, чтобы ей быть приятною, нужен мир;
ибо, если будет всё, что ценится в этом мире, богатство,
здоровье, жена, дети, дом, род, прислуга, друзья, земля,
море, и та и другое обогащающие своими дарами, сады,
звериные ловли, купальни, места для борьбы и телесных
упражнений, для прохлад и забав, все, какие есть,
изобретения сластолюбия; приложи к этому увеселительные
зрелища, музыку, и ежели есть что иное, чем услаждается
жизнь роскошных; если будет всё это, но не будет при
этом блага - мира, какая польза от всех благ,
наслаждение которыми пресечет война? Поэтому мир, и сам
приятен для наслаждающихся им, и услаждает все ценимое в
этом мире. Если и во время мира терпим по человечеству
какое-либо бедствие, то зло, срастворенное благом,
делается легким для страждущих. Правда, что, когда и
войною стеснена жизнь, нечувствительны также бываем к
подобным скорбным случаям; потому что общее бедствие
горестями своими превышает бедствия частные. И как,
говорят врачи телесных страданий, если в одном теле в
одно и тоже время сойдутся две болезни, то ощутительною
делается сильнейшая, а болезненное ощущение меньшего зла
утаивается как-то, похищаемое приращением превозмогающей
боли: так бедствия войны, по превосходству горестные,
доводят до того, что каждый частный человек делается
нечувствительным к собственным своим несчастиям. Но если
и для ощущения собственных своих зол цепенеет как-то
душа, пораженная общими бедствиями войны; то как ей
иметь ощущение приятного? Где оружия, копья, изощренное
железо, звучащие трубы, гремящие кимвалы дружины,
сомкнувшиеся щиты, страшно помавающие перьями шлемы,
столкновения, столпления, схватки, сражения, побоища,
бегства, преследования, стоны, радостные клики, земля,
увлаженная кровьми, попираемые мертвецы, без помощи
оставляемые раненые, и всё, что на войне, можно видеть и
слышать о горестных военных событиях, - ужели и там
найдет кто время преклонить иногда помысел к
воспоминанию об увеселяющем? Если и придет как в душу
припоминание о чем-либо весьма приятном; то не послужит
ли к увеличению бедствия это, во время опасностей
входящее в помысел припоминание о предмете самом
любимом? Посему Награждающий тебя, если предотвратил ты
бедствие войны, два дарует тебе вместо дара; одним даром
служит награда, а другим даром самый подвиг; потому что,
если бы за таковое дело и ничего не предстояло в
уповании, то мир сам по себе для имеющих ум дороже
всякого о нем рачения. Поэтому преизбыток Божия
человеколюбия можно познавать в этом, что благими
воздаяниями награждает не за труды и поты, но за
удовольствия, можно сказать, и радости; так как из
всего, что веселит, главное есть мир, который каждому
желательно иметь в такой мере, чтобы не только самому
пользоваться, но, по великому обилию оного, уделять и не
имеющим. Ибо сказано: блажени миротворцы, а миротворец
тот, кто дает мир другим.
Но никто не сообщит другому того, чего
не имеет сам. Посему желательно, чтобы прежде сам ты
исполнился благами мира, а потом уже снабдил таковым
достоянием имеющих в нем нужду. И слову моему нет нужды
крайне пытливой обзор простирать до глубины; потому что
для приобретения блага достаточно нам понятия,
представляющегося с первого взгляда.
Блажени миротворцы. Писание в кратком
выражении предлагает в дар врачевание от многих недугов,
в этом многообъемлющем и общем речении заключив
подробности. Сперва выразумеем, что такое мир? Не иное
что, как исполненное любви расположение к соплеменнику.
Посему что же разумеется под противоположным любви?
ненависть, гнев, раздражение, зависть, злопамятство,
лицемерие, бедствие войны. Видишь ли, от скольких и от
каких недугов предохранительным врачевством служит одно
речение? Ибо мир равно противится всему исчисленному, и
присутствием своим приводить зло в уничтожение. Как по
возвращении здравия уничтожается болезнь, и по появлении
света не остается тьмы, так с появлением мира исчезают
все страсти, возбужденные сопротивным. А какое это
благо, не почитаю нужным описывать того словом. Рассуди
сам с собою, какова жизнь взаимно друг друга
подозревающих и ненавидящих? Встречи их неприятны, все
одному в другом отвратительно; уста безмолвны, взоры
обращены в разные стороны; слух загражден для слов у
ненавидящего и у ненавидимого; одному из них приязненно
все, что неприязненно другому; и на оборот враждебно и
не-приязненно все любезное неприязненному. Посему, как
благоухание аромат благовонием своим наполняет
окружающий воздух: так Господу угодно в обилии
приумножить для тебя благодать мира, чтобы жизнь твоя
была врачевством чужой болезни.
А сколь велико такое благо, точнее
узнаешь, исчислив бедствия от каждой страсти,
порождаемой в душе неприязненным произволением. Кто
опишет, как должно, страстные движения гнева? Какое
слово изобразить неприличие такой болезни? Смотри, как в
одержимых раздражением появляются те же припадки, что и
в бесноватых. Сравни между собою страдания и от беса и
от раздражения, и рассуди, какая между ними разность.
Налитые кровью и извращенные глаза бесноватых, язык
выговаривающий неясно, произношение грубое, голос
пронзительный и прерывистый, вот общие действия и
раздражения и беса; потрясение головы, исступленные
движения рук, содрогание всего тела, нестоящая на месте
ноги, - в подобных сим чертах одно описание двух
болезней. В том только разнится одна от другой, что одно
зло произвольно, а другое, с кем оно бывает, поражает
его невольно. Но по собственному своему стремлению
подвергнуться бедствию, а не против воли страдать, -
сколь большего достойно сие сожаления? Кто видит болезнь
от беса, тот конечно сжалится; а бесчинные поступки от
раздражения вместе и видит, и подражает им, признавая
для себя утратою не препобедить своею страстью
заболевшего прежде него. И бес, мучащий тело
страждущего, на том останавливает зло, что беснующийся
напрасно ударяет руками по воздуху; а демон
раздражительности не напрасными делает телесные
движения. Ибо, когда этот одержит верх, кровь в
предсердечии вскипает, как говорят, горькою желчью от
раздражительного расположения, распространившегося
повсюду в теле; тогда от стеснения внутренних паров
утесняются все главные чувствилища. Глаза выходят из
очертания ресниц, и что-то кровавое и змеиное устремляют
на оскорбительное для них. И внутренности бывают
подавлены дыханием, жилы на шее выставляются наружу,
язык дебелеет, голос от сжатия бьющейся жилы невольно
делается звонким, губы от вошедшей в них холодной желчи
отвердевают, чернеют и делаются неудободвижимыми для
естественного разжатия и сжатия, так что не в состоянии
удерживать слюну, наполняющую уста, но извергают ее
вместе с словами, и от принужденного произношения
выплевывают в виде пены. Тогда-то можно увидеть, что и
руки, а также и ноги, приводятся в движение, и члены сии
уже движутся не напрасно, как бывает с беснующимися, но
на зло сцепившимся между собою по причине этой болезни.
Ибо стремления наносящих удары друг другу направлены
бывают на главные чувствилища. А если в этой схватке
уста приблизятся где к телу; то и зубы не остаются без
дела, но, подобно зубам звериным, впиваются в то, что к
ним близко. И кто расскажет по порядку все множество
зол, происходящих от раздражения? Посему, кто не
допускает до такого безобразия, того за сие весьма
великое благодеяние справедливо будет наименовать
достоблаженным и досточестным. Если избавившей человека
от телесной какой-нибудь неприятности за такое
благотворение достоин чести, то не тем ли паче
освободивший душу от этой болезни имеющим ум признан
будет благодетелем жизни? Ибо сколько душа лучше тела,
столько же уврачевавший душу предпочтительнее врачующих
тело.
И никто да не подумает, будто, по моему
мнению, неприятность, причиняемая по раздражению, хуже
злых дел, совершаемых по ненависти. Страсти: зависть и
лицемерие, кажется мне, гораздо хуже упомянутой теперь,
и именно в той же мере, в какой скрытное страшнее
явного. И тех псов больше боимся, которые не извещают
прежде о своем раздражении, ни лаем, ни нападением
спереди, но в кротком и тихом виде подстерегают нас
неожиданно, когда не предусматриваем того. Таковы же
страсти зависть и лицемерие в людях, у которых внутри во
глубине сердца ненависть, как огонь, возгорается
скрытно; а наружность прикрывается личиною дружбы,
подобно огню закрытому соломой, от которого, пока
сожигает лежащее внутри, не бывает видно пламени, а
только выходить едкий дым, сильно внутри сгущаемый; но
стоит кому либо подуть, и разливается тогда ясный и
светлый пламень. Так и зависть изъедает внутри сердце,
на подобие огня, как бы заваленного какою грудою соломы.
И хотя скрывает от стыда болезнь, однако же не может она
быть совершенно скрытою; но как будто какой-то едкий дым
в наружных припадках выказывается горечь зависти. Но
если того, кому завидуют, коснется какая беда, то
завистник обнаруживает тогда эту болезнь, печаль
бедствующего обращая для себя в веселье и удовольствие.
Впрочем, тайны этой страсти, когда думают и скрывать ее,
выказываются явными признаками на лице. Что в отчаянно
больных служить знаком близкой смерти, то нередко
увидишь на снедаемом завистью: сухие глаза, впадшие
между расширившимися веками, нависшие брови, на место
плеча выставившиеся кости. Что же причиною болезни? То,
что брат, или сродник, или сосед живут весело. Какая
необычайная несправедливость! Ставить в вину, что не
бедствует тот, о чьем благополучии он печалится,
признавая для себя обидою не то, что сам потерпел
какое-либо зло от другого, но то, что этот другой, не
делая никакой обиды, живет, как ему желательно. Что с
тобою, бедный? сказал бы я ему. Для чего сохнешь,
горьким оком взирая на благополучие соседа? В чем можешь
винить его? В том ли, что благолепен телом? Или что
украшен даром слова? Или что берет преимущество родом?
или что, вступив в должность начальника, в этом чине
оказывается достойным уважения? Или что много стало у
него денег? Или что уважают его за благоразумие в речах?
Или что многим известен он добрыми делами? Или что
радуется на детей? Или что увеселяется супругой? Или что
пышно живет доходами своего дома? Почему, как острие
стрел, падает это тебе на сердце? Складываешь ты руки,
жмешь пальцы между пальцами, тревожишься помыслами,
глубоко и болезненно как-то вздыхаешь; неприятно тебе
пользоваться тем, что имеешь у себя; трапеза горька, дом
сумрачен. Слушать клевету на живущего благополучно ухо
готово; а если сказано о нем что-либо доброе,
заграждается для сего слух. И при таком душевном
расположении, для чего прикрываешь болезнь лицемерием?
Для чего из притворного расположения составляешь себе
личину дружбы? Для чего приветствуешь почтительными
именованиями, прося быть веселым и здоровым, а в тайне
душою изрекая противные тому желания? Таков был Каин,
раздраженный благоволением Божиим к Авелю. Зависть
внутри внушает ему убийство, а лицемерие делается
исполнителем злодеяния. Приняв на себя какой-то
дружеский и приветливый вид, ведет он Авеля на поле
вдаль от родительской защиты, и там обнаруживает зависть
убийством. Посему, кто такую болезнь искореняет из
человеческой жизни, благорасположением и миром связует
единоплеменных, в дружеское согласие приводит людей, тот
не божеского ли, подлинно, могущества совершает дело, в
роде человеческом истребляя худое, и на место сего вводя
общение благ? Посему-то Господь именует миротворца сыном
Божиим; ибо, даруя это человеческой жизни, делается
подражателем истинного Бога.
Итак, блажени миротворцы: яко тии сынове
Божии нарекутся. Кто же именно? Подражатели Божию
человеколюбию, что свойственно Божией деятельности, то
самое показывающие в жизни своей. Благодеющий Податель
благ и Господь совершенно истребляет и в ничто обращает
все, что не сродно с добром и чуждо ему, и тебе
узаконяет сей образ действования, изгонять ненависть,
прекращать войну, уничтожать зависть, не допускать до
битв, истреблять лицемерие, угашать в сердце пожигающее
внутренность злопамятство, вводить же на место сего, что
восстановляется истреблением противоположного. Как с
удалением тьмы наступает свет: так вместо исчисленного
выше появляются плоды духа: любы, радость, миря,
благость, долготерпение, и все собранное Апостолом число
благ (Гал.5:22). Посему как же не блажен раздаятель
божественных даров, Богу уподобляющийся дарованиями,
благотворения свои уподобляющий Божией великодаровитости?
Но, может быть, ублажение имеет в виду не только благо,
доставляемое другим, но, как думаю, в собственном смысле
миротворцем называется, кто мятеж плоти и духа и
междуусобную брань естества в себе самом приводит в
мирное согласие, когда в бездействие уже приходить закон
телесный, противовоюющ закону ума (Рим.7:23), и,
подчинившись лучшему царству, делается служителем
божественных заповедей. Лучше же сказать, будем
держаться той мысли, что слово Божие советует не это, то
есть не в двойственности представляет себе жизнь
преуспевших, но в том, чтобы, когда разорено в нас
средостение ограды (Еф.2:14) порока, с растворением с
лучшим обоя соделались совокупившимися во едино. Итак,
поелику веруем, что Божество просто, несложно и
неописуемо, то, когда и человеческое естество за таковое
умиротворение делается чуждым сложения из двойственного,
в точности возвращается во благо, становясь простым,
неописуемым, и как бы в подлинном смысле единым, так что
в нем одно и тоже есть и видимое с тайным и сокровенное
с видимым; тогда действительно подтверждается ублажение,
и таковые в подлинном смысле называются сынами Божиими,
соделавшись блаженными по обетованию Господа нашего
Иисуса Христа. Ему слава во веки веков! Аминь.
Григорий Нисский, святитель
Святоотеческое наследие
***
Труды святителя Григория Нисского:
- Второе похвальное слово Святому первомученнику Стефану
- Первое похвальное слово Святому первомученнику Стефану
- "К Армонию. О том, что значит имя и название "христианин""
- "К эллинам. На основании общих понятий"
- "Каноническое послание святаго к Литоию епископу Мелитинскому"
- "На Святую Пасху о воскресении"
- "На свое рукоположение"
- "О блаженствах. Слово первое"
- "О блаженствах. Слово второе"
- "О блаженствах. Слово третье"
- "О блаженствах. Слово четвертое"
- "О блаженствах. Слово пятое"
- "О блаженствах. Слово шестое"
- "О блаженствах. Слово седьмое"
- "О блаженствах. Слово восьмое"
- "О блаженствах. Слово седьмое"
- "О блаженствах. Слово восьмое"
- "О жизни Моисея законодателя, или о совершенстве в добродетели"
- "О молитве. Слово первое"
- "О молитве. Слово второе"
- "О молитве. Слово третье"
- "О молитве. Слово четвертое"
- "О молитве. Слово пятое"
- "О чревовещательнице. Письмо к епископу Феодосию"
- "Об устроении человека"
- "Против учения о судьбе"
- "Слово о божестве Сына и Духа и похвала праведному Аврааму"
- "Опровержение Евномия. Книга первая"
- "Опровержение Евномия. Книга вторая"
- "Опровержение Евномия. Книга третья"
- "Опровержение Евномия. Книга четвертая"
- "Опровержение Евномия. Книга пятая"
- "Опровержение Евномия. Книга шестая"
- "Опровержение Евномия. Книга седьмая"
- "Опровержение Евномия. Книга восьмая"
- "Опровержение Евномия. Книга девятая"
- "Опровержение Евномия. Книга десятая"
- "Опровержение Евномия. Книга одиннадцатая"
- "Опровержение Евномия. Книга двенадцатая"
- "Большое огласительное слово"
- "Опровержение мнений Аполлинария (антиррик)"
- "Против Аполлинария к Феофилу, епископу Александрийскому"
- "К Авлавию, о том, что не "три Бога""
- "К Симпликию, о вере"
- "Слово о Святом Духе против македонян духоборцев"
- "Слово против Ария и Савеллия"
- "О душе и воскресении. Диалог с сестрой Макриной"
- "О младенцах, преждевременно похищаемых смертью. К Иерию"
- "Каноническое послание святаго Григория Нисскаго к Литоию епископу Мелитинскому 372–394 гг."
- "Трактат святого Григория Нисского о том, что и сам Сын подчинится Тому, Кто подчинил Себе всё"
- "О Шестодневе"
- "О надписании псалмов"
- "Точное истолкование Екклезиаста Соломонова"
- "Изъяснение Песни песней Соломона"
- "На слова Писания: "а блудяй, во свое тело согрешает" 1Кор. 6:18"
- "О девстве"
- "Послание о жизни преподобной Макрины"
- "К Олимпию о совершенстве"
- "О цели жизни по Боге и об истинном подвижничестве"
- "Слово на день Светов, в который крестился наш Господь"
- "Слово на Вознесение"
- "Слово о Святом Духе"
- "Похвальное слово великомученику Феодору (Тирону)"
- "Первое похвальное слово святым сорока мученикам"
- "Второе похвальное слово святым сорока мученикам"
- "Похвальное слово святым сорока мученикам, произнесенное во храме их"
- "Слово о жизни святого Григория Чудотворца"
- "Слово на день памяти Василия Великого, родного брата"
- "Похвальное слово преподобному отцу нашему Ефрему"
- "Надгробное слово Мелетию Великому, епископу Антиохийскому"
- "О нищелюбии и благотворительности. Слово первое"
- "О нищелюбии. Слово второе"
- "Против отлагающих Крещение"
- "Против ростовщиков"
- "Против тяготящихся церковными наказаниями"
- "Слово к скорбящим о преставившихся от настоящей жизни в вечную"
- "Письма"
|