Григорий Нисский. О чревовещательнице.
Письмо к епископу Феодосию
Память: 10 / 23 января
Григорий Нисский (около 335 - 394) -
христианский богослов и философ, епископ города Ниссы.
Один из трёх великих "каппадокийцев" - младший брат Василия Великого, близкий друг Григория
Богослова. Автор многочисленных проповедей, догматико-полемических, экзегетических и нравственно-аскетических произведений. За исключением
его мнения о конечности адовых мук и всеобщем спасении людей его работы отличаются ортодоксальностью и глубиной мысли.
Святитель Григорий Нисский. Мозаика храма Святой Софии в Новгороде, XI века
***
Изрекший ученикам Своим: Ищите и
обрящете (Мф.7:7), без сомнения, даст и силу обрести
тем, которые, по Господней заповеди, любознательно
доискиваются и доведываются сокровенных тайн. Ибо не
лжив Обещавший, по великодаровитости сверх прошения
ущедряет дарования. Итак, внемли чтению, чадо Тимофее
(1Тим.4:13), ибо приличное, думаю, к твоей доброте
обратится с этим словом великого, и да даст тебе Господь
разумение во всем, чтобы обогатиться тебе всяким словом
и всякими ведением! Теперь же о чем ты приказывал,
сколько поможет Господь, заблагорассудил я удовлетворить
немногим твоему желанию, чтобы узнал ты из этого, это
надлежит нам служить друг другу любовью, взаимным
исполнением воли другого. Поэтому прежде всего, так как
в числе прочих приказаний главный вопрос касался мнения
о Самуиле, при помощи Божией, сколько можно, изложу об
этом кратко. Некоторым из живших прежде нас угодно было
признавать истинным вызов Самуиловой души волшебницей, и
в оправдание этого предложения своего представляют такое
некое доказательство: Самуил печалился об отвержении
Саула и всегда представлял Господу, что, поскольку
угодно Ему было это, Саул очистил народ от волшебства, к
обольщению людей совершаемого чревовещателями, и потому
Пророк огорчился тем, что неугодно было Господу
примириться с отверженным. Поэтому-то, говорят, Бог и
попустил, чтобы душа Пророка была вызвана таковым
чародейством, и Самуил увидел, что несправедливо
ходатайствовал о Сауле перед Богом, называя врагом
чревовещательниц того самого, который просил о
возвращении волшебством их Самуиловой души. А я, взирая
на евангельскую пропасть, которая между злыми и добрыми
утвердися (Лк.16:26), говорит патриарх, лучше же
сказать, Господь патриарха, почему невозможно и
осужденными войти в покой праведных и святым вступить в
сонм лукавых, - не соглашаюсь, что так предположения
истинны, будучи научен веровать, что истинно одно только
Евангелие. Итак, поскольку Самуил велик во святых, а
волшебство - достояние лукавое, то не верю, чтобы
Самуил, став на такую высоту собственного упокоения,
волей или неволей перешел эту неудобопроходимую к
нечестивым пропасть. Не потерпел бы он этого неволей,
потому что невозможно было бы демону перейти пропасть и
подвигнуть святого, пребывающего в лике праведников, но
не сделал бы этого и волей, потому что не захотел бы, да
и не мог бы, войти в общение со злыми, ибо обилующему
благами не желателен из того состояния, в котором он,
переход в противоположное. Даже если бы кто допустил
желание, свойство пропасти не даст прохода.
Итак, что же, как рассуждаем об этом?
Враг человеческого естества есть общий всех противник, у
него все помышление и старание - о том, чтобы причинить
человеку смертоносный вред. Какой же другой удар
смертоноснее для людей этого вреда - быть отверженными
животворящим Богом и добровольно отдаться на смертную
пагубу? Итак, поскольку у плотолюбцев в настоящей жизни
есть некая рачительность о том, чтобы иметь
сколько-нибудь ведение о будущем, при котором надеются
или избежать бед, или же достигнуть желаемого, то
поэтому, чтобы люди обращали взор не к Богу, исполненное
обмана демонское естество изобрело многие способы
узнавать будущее, как-то: птицегадание, толкование
знамений, прорицания, наблюдение внутренностей у
животных, вызывание мертвых, исступления, наития
божеств, вдохновения и многое другое тому подобное. И
как скоро какой-либо род предведения вследствие
какого-либо обмана признан истинным, обольститель демон
представляет его обольщенному в оправдание лживого
предположения. Так устраивает демон, что полет орла
служит к возбуждению надежды в наблюдателе; на
трепетание печени, на колебание, происходящее во
вздувшихся мозговых оболочках, на вращение глаз и на
всякую ложную примету, подобную означенной, ухищрение
демонское указывает обольщаемым, чтобы люди, отступив от
Бога, обратились к служению демонам в уверенности, что
они совершают подобные вещи. Поэтому одним из видов
обмана был и обман чревовещателей, которым верили, что
их чародейство может души умерших снова привлекать в
здешнюю жизнь. Поэтому, когда Саул дошел до отчаяния в
спасении, потому что все филистимляне подвиглись на него
со всем воинством, и вошла ему в голову та мысль, что
Самуил укажет ему какой-нибудь способ к спасению, тогда
демон, пребывающий в чревовещательнице, которым она
обыкновенно была обольщаема, в глазах этой женщины
преобразился в разные примрачные виды, между тем как
Саулу не являлось ничего видимого женщиной. Как скоро
приступила она к волхвованию и перед очами женщины
начали уже появляться призраки, демон, дабы удостоверить
в том, что явления истинны, ухитрился следующим образом:
сперва сделал известным самого Саула, скрывавшегося в
притворно принятом на себя виде, чем наиболее и поражен
был Саул, заключив, что женщина ни в чем уже не
обманется, когда волшебная сила не узнала его в одежде
честного человека. Посему, так как сказала она: Боги и
человека стара видех восходящая в долгом одеянии
(1Цар.28:13-14), то чем рабы буквы утвердят историческую
верность? Ибо если видимый волшебницей действительно
есть Самуил, то следует, что и другие, видимые ею, в
действительности боги; богами же Писание называет
демонов: Вси бози язык бесове (Пс.95:5). Итак, ужели с
демонами и душа Самуилова? Да не будет этого! Напротив
того, демон, всегда послушный волшебнице, и других духов
взял с собою для обольщения самой женщины и обольщаемого
через нее Саула и сделал, что бесы чревовещательницей
признаны за богов, а сам он преобразился в вид
вызываемого, притворно говорил его голосом, и о чем
естественно было заключать из видимого, как бы в вид
пророчества, изрек и ожидаемый приговор, чему следовало
исполниться. Но демон и нехотя обличил себя, сказав
истину: Заутра ты и Ионафан со мною (1Цар.28:19). Ибо
если бы говоривший действительно был Самуил, то как
согласился бы, чтобы с ним вместе был виновный во всяком
пороке? Напротив того, явно, что вместо Самуила видим
был лукавый демон, и он не солгал, сказав, что с ним
будет Саул. Если же Писание говорит: И рече Самуил (15),
то подобное выражение да не смущает сведущего, но да
подразумевает он присовокупленное: Мнимый Самуил. Ибо во
многих местах Писания находим обычай вместо
действительного описывать кажущееся, как в истории
Валаама. Сначала говорит он: Послушаю, что возглаголет
во мне Бог (Чис.22:19)? А после сего Валаам, узнав, что
Богу угодно не проклинать израильтян, не иде по обычаю в
сретение волхвованием (Чис.24:1). Неосмотрительный
подумает, что и там с Валаамом беседовал истинный Бог,
хотя пояснение показывает, что Писание так наименовало
не истинного Бога, но кого Валаам почитал Богом. Поэтому
и здесь представлявшийся Самуилом притворно повел речь
как бы от лица Самуилова, и демон, искусно заключая по
вероятностям, подражал пророчеству.
А что касается Илии, то требует большего
исследования, нежели какое требовалось в предложенном
вопросе. Ибо пророку, получившему повеление пити от
потока воду (3Цар.17:4), втайне внушаемо было Богом,
чтобы он же сам и отменил произнесенный им на израильтян
приговор о бездождии. Ему дозволялось пить из одного
только потока, по всей вероятности, иссыхавшего от зноя;
и как другого способа к утолению жажды у пророка не
находилось, потому что запрещалось ему пить в другом
месте, то необходимо было просить дождя, чтобы не
оскудела вода в потоке. Служение же необходимым для
жизни совершается пророку воронами, чем Бог давал
пророку вид, что много еще осталось служащих истинному
Богу, от которых вороны приносили пищу пророку, потому
что доставлялись ему неоскверненные хлебы и
неидоложертвенное мясо, почему и этим побуждаем был Илия
умерить несколько свое раздражение на нечествовавших,
узнав из совершающегося, что много обращающих взоры свои
к Богу и несправедливо наказывать их с виновными.
Приносится же ему утром хлеб, а вечером мясо, что, может
бы, загадочно научает попечению о добродетельной жизни,
а именно что начинающим необходима пища более
совершенных, но слову Павла, который говорит:
Совершенных же есть твердая пища, имущих чувствия
обучена долгим учением (Евр.5:14).
А что означается покрывалом Моисеевым,
не останешься несведущим этого, если побеседуешь с
Посланием Павла к Коринфянам И касательно вопросов,
какие предложил ты о жертвах, хорошо узнаешь, если с
большим трудолюбием исследуешь всю книгу Левит и с вящим
прилежанием обозришь вообще касающиеся их законы, ибо в
таком случае вместе с целым уразумеешь и часть; одно же
это само по себе прежде обозрения целого не могло бы и
решено быть. Сомнению же о сопротивной силе решение
очевидно, а именно: соделавшийся отступником был не
простой ангел, но поставленный в чину Архангелов. Посему
явно, что вместе с началом указуется и подчиненный ему
чин, а потому решается вопрос: почему был он один, а
теперь при нем множество? Поскольку с ним отступило и
подчиненное ему воинство, то тем объясняется искомое. На
последний же, главный в числе предложенных тобою
вопросов (я имею в виду вопрос о том, почему Дух сходит
прежде крещения (Деян.10:44), как требующий более
широкого рассмотрения и исследования, написав, если даст
Бог, ответ в особом слове, мы пришлем его твоей чести.
Григорий Нисский, святитель
Цитировано по:
Антология. Восточные Отцы и учители Церкви IV века.
Том II. Издательство МФТИ, 2000.- С. 345-348
Святоотеческое наследие
***
Труды святителя Григория Нисского:
- Второе похвальное слово Святому первомученнику Стефану
- Первое похвальное слово Святому первомученнику Стефану
- "К Армонию. О том, что значит имя и название "христианин""
- "К эллинам. На основании общих понятий"
- "Каноническое послание святаго к Литоию епископу Мелитинскому"
- "На Святую Пасху о воскресении"
- "На свое рукоположение"
- "О блаженствах. Слово первое"
- "О блаженствах. Слово второе"
- "О блаженствах. Слово третье"
- "О блаженствах. Слово четвертое"
- "О блаженствах. Слово пятое"
- "О блаженствах. Слово шестое"
- "О блаженствах. Слово седьмое"
- "О блаженствах. Слово восьмое"
- "О блаженствах. Слово седьмое"
- "О блаженствах. Слово восьмое"
- "О жизни Моисея законодателя, или о совершенстве в добродетели"
- "О молитве. Слово первое"
- "О молитве. Слово второе"
- "О молитве. Слово третье"
- "О молитве. Слово четвертое"
- "О молитве. Слово пятое"
- "О чревовещательнице. Письмо к епископу Феодосию"
- "Об устроении человека"
- "Против учения о судьбе"
- "Слово о божестве Сына и Духа и похвала праведному Аврааму"
- "Опровержение Евномия. Книга первая"
- "Опровержение Евномия. Книга вторая"
- "Опровержение Евномия. Книга третья"
- "Опровержение Евномия. Книга четвертая"
- "Опровержение Евномия. Книга пятая"
- "Опровержение Евномия. Книга шестая"
- "Опровержение Евномия. Книга седьмая"
- "Опровержение Евномия. Книга восьмая"
- "Опровержение Евномия. Книга девятая"
- "Опровержение Евномия. Книга десятая"
- "Опровержение Евномия. Книга одиннадцатая"
- "Опровержение Евномия. Книга двенадцатая"
- "Большое огласительное слово"
- "Опровержение мнений Аполлинария (антиррик)"
- "Против Аполлинария к Феофилу, епископу Александрийскому"
- "К Авлавию, о том, что не "три Бога""
- "К Симпликию, о вере"
- "Слово о Святом Духе против македонян духоборцев"
- "Слово против Ария и Савеллия"
- "О душе и воскресении. Диалог с сестрой Макриной"
- "О младенцах, преждевременно похищаемых смертью. К Иерию"
- "Каноническое послание святаго Григория Нисскаго к Литоию епископу Мелитинскому 372–394 гг."
- "Трактат святого Григория Нисского о том, что и сам Сын подчинится Тому, Кто подчинил Себе всё"
- "О Шестодневе"
- "О надписании псалмов"
- "Точное истолкование Екклезиаста Соломонова"
- "Изъяснение Песни песней Соломона"
- "На слова Писания: "а блудяй, во свое тело согрешает" 1Кор. 6:18"
- "О девстве"
- "Послание о жизни преподобной Макрины"
- "К Олимпию о совершенстве"
- "О цели жизни по Боге и об истинном подвижничестве"
- "Слово на день Светов, в который крестился наш Господь"
- "Слово на Вознесение"
- "Слово о Святом Духе"
- "Похвальное слово великомученику Феодору (Тирону)"
- "Первое похвальное слово святым сорока мученикам"
- "Второе похвальное слово святым сорока мученикам"
- "Похвальное слово святым сорока мученикам, произнесенное во храме их"
- "Слово о жизни святого Григория Чудотворца"
- "Слово на день памяти Василия Великого, родного брата"
- "Похвальное слово преподобному отцу нашему Ефрему"
- "Надгробное слово Мелетию Великому, епископу Антиохийскому"
- "О нищелюбии и благотворительности. Слово первое"
- "О нищелюбии. Слово второе"
- "Против отлагающих Крещение"
- "Против ростовщиков"
- "Против тяготящихся церковными наказаниями"
- "Слово к скорбящим о преставившихся от настоящей жизни в вечную"
- "Письма"
|