Григорий Нисский. Слово на Вознесение
Слово на день, называемый по местному
обычаю у каппадокийцев: Επισωζομένη, то есть на праздник
Вознесения Господа нашего Иисуса Христа
Память: 10 / 23 января
Григорий Нисский (около 335 - 394) -
христианский богослов и философ, епископ города Ниссы.
Один из трёх великих "каппадокийцев" - младший брат Василия Великого, близкий друг Григория
Богослова. Автор многочисленных проповедей, догматико-полемических, экзегетических и нравственно-аскетических произведений. За исключением
его мнения о конечности адовых мук и всеобщем спасении людей его работы отличаются ортодоксальностью и глубиной мысли.
Святитель Григорий Нисский. Мозаика храма Святой Софии в Новгороде, XI века
***
Какой приятный сопутник в человеческой
жизни пророк Давид! Мы встречаем его на всех путях сей
жизни. Как прилично он применяется ко всем духовным
возрастам, приспособляется к всякому разряду стремящихся
к совершенству! С детьми по Бозе он вместе играет, с
мужами вместе подвизается, юношей руководит, старости
служит опорою; всем бывает все: для воинов – оружие, для
подвизающихся – наставник, для упражняющихся в борьбе –
училище, для победителей – венец; сотрапезник в радости,
утешение в печали. Нет ничего в нашей жизни, что лишено
бы было этого благодатного участия (пророка). Есть ли
какая сильная молитва, которой не содействовал бы Давид?
Есть ли какая радость праздника, которой бы не украсил
Пророк? Это можно видеть и ныне; ибо и нынешний
праздник, как ни велик сам по себе, пророк сделал еще
больше, предложив и с своей стороны, приличные предмету
оного, слова радости из псалмов. Ибо в одном из них (Пс. 22) повелевает тебе быть овцою, пасомою Богом, и
не лишаемою никакого блага, овцою, для которой добрый
Пастырь служит всем – и злаком для питания, и водою
упокоения, и пищею, и кущею, и стезею, и водительством,
распределяя свою благодать соответственно каждой нужде.
"Всем этим он научает Церковь, что должно тебе прежде
всего быть овцою доброго Пастыря, благим оглашением
руководимою к божественным пажитям и источникам учения,
дабы спогребстись ему крещением в смерть и не страшиться
этой смерти, потому что это не смерть, но тень и
отображение смерти; ибо "аще... пойду", – говорит, –
посреде сени смертныя, не убоюся" того, что будет со
мною, как "зла, яко Ты со мною еси" (Пс. 22: 4). За
тем, утешив палицею Духа, ибо Дух есть утешитель,
предлагает таинственную трапезу, уготованную "сопротив"
демонской трапезе (Пс. 22: 5); ибо демоны стужали
человеческой жизни чрез идолослужение; "сопротив" им
(предлагается) трапеза Духа. Потом помазует главу елеем
Духа и, присовокупив к сему вино, веселящее сердце,
производит в душе трезвенное упоение, твердо направив
помыслы от временного к вечному. Ибо вкусивший сего
упоения переменяет краткую жизнь на нескончаемую, в
долготу дней продолжая обитание в доме Божием (Пс. 22:
6).
Даровав нам это в одном из псалмов, в
следующем за ним Давид возбуждает душу к большей и
совершеннейшей радости. Если угодно объясню вам
сокращенно смысл и сего (псалма): "Господня земля, и
исполнение ея" (Пс. 23:1 и след.). И так что же
странного, о человек, в том, что Бог наш явился на земле
и жил с человеками, когда земля есть Его творение и
дело? И так нет ничего нового и неприличного в том, что
Владыка "во своя" пришел (Ин. 1:11); ибо Он приходит
не в чужой мир, но в тот, который Сам устроил, основав
землю на морях и соделав ее удобною для течения по ней
рек (Пс. 23: 2). Для чего же пришел Он? Для того, чтобы,
извлекши тебя из пучины греха, возвести "на гору" (Пс. 23: 3), если для восхождения ты воспользуешься
царскою колесницею, то есть добродетельным образом
жизни. Ибо нельзя взойти на оную гору, если не будут
сопутствовать тебе добродетели; для сего ты должен быть
"неповинен рукама", не осквернен никаким лукавым
делом, "чист сердцем", не обращаясь душою своею ни к
чему суетному, и не измышлять против ближнего никакого
коварства (Пс. 23:4). Награда за сие восхождение есть
"благословение", Господь дарует таковому назначенную им
милость (Пс. 23:5). "Сей есть род ищущих"Его,
восходящих на высоту посредством добродетели и "ищущих
лице Бога Иаковля" (Пс. 23: 6).
Следующая же часть псалма, может быть,
выше и самого Евангельского учения; ибо Евангелие
повествует о пребывании Господа на земле и о возвращении
его от нас; сей же высокий Пророк, изшед из себя самого
как-бы неотягощаемый уже бременем тела и присоединившись
к небесным силам, передает нам гласы их, как сии силы,
торжественно сопровождая Владыку в его нисхождении,
повелевают пребывающим на земле ангелам, которым вверена
человеческая жизнь, подъять входы, говоря: "возмите
врата князи ваша, и возмитеся врата вечная: и внидет
Царь славы" (Пс. 23:7). И поелику Содержащий в себе
все, куда ни нисходит, везде соразмеряет себя с
способностию приемлющих, (ибо бывает не только человеком
между людьми, но, конечно соответственно тому, и
находясь среди ангелов, низводит Себя до их естества),
то вратари спрашивают у вестника: "кто есть сей Царь
славы?" (Пс. 23:8). В ответ на сие объявляют им, что он
есть "крепкий и сильный" (Пс. 23:8), имеющий
сразиться с пленившим человеческое естество и сокрушить
"имущаго державу смерти" (Евр. 2: 14), чтобы по
уничтожении последнего врага возвратить к свободе и миру
род человеческий. Опять повторяет теже гласы (Пс. 23:
9–10); ибо таинство смерти уже совершилось, победа над
врагами одержана и против них воздвигается победный знак
– крест. И снова "возшел... на высоту пленивший
плен", давший людям сии благие "даяния" (Пс. 67:19) – жизнь
и царство. Снова должны отвориться находящиеся горе
врата; в свою очередь торжественно сопровождают его наши
стражи и повелевают отверзть Ему горние врата, чтобы в
них опять восприять прославление. Но там не узнают Его,
облеченного нечистою одеждою (Зах. 3:4) нашей жизни,
багряность одеяния Которого (происходит) от точила (Ис.
63:2) человеческих зол. Посему встречают сопровождающих
таким вопросительным гласом: "Кто есть сей Царь славы?"
За тем (следует) не прежний уже ответ: "крепок и
силен... в брани", но: "Господь сил", приявший власть
над всем, возглавивший в себе все, первенствующий во
всем, восстановивший все в прежнее состояние творения,
Сей "есть Царь славы".
Видите, как Давид увеличил для нас
сладость праздника, присоединив собственную радость к
веселию Церкви. И так будем, и мы подражать Пророку в
том, в чем можно успешно подражать – в любви к Богу, в
кротости жизни, в долготерпении к ненавидящим нас, чтобы
наставление Пророка было руководством жизни по Боге, во
Христе Иисусе, Господе нашем, Которому слава во веки
веков. Аминь.
Григорий Нисский, святитель
Азбука веры
***
Труды святителя Григория Нисского:
- Второе похвальное слово Святому первомученнику Стефану
- Первое похвальное слово Святому первомученнику Стефану
- "К Армонию. О том, что значит имя и название "христианин""
- "К эллинам. На основании общих понятий"
- "Каноническое послание святаго к Литоию епископу Мелитинскому"
- "На Святую Пасху о воскресении"
- "На свое рукоположение"
- "О блаженствах. Слово первое"
- "О блаженствах. Слово второе"
- "О блаженствах. Слово третье"
- "О блаженствах. Слово четвертое"
- "О блаженствах. Слово пятое"
- "О блаженствах. Слово шестое"
- "О блаженствах. Слово седьмое"
- "О блаженствах. Слово восьмое"
- "О блаженствах. Слово седьмое"
- "О блаженствах. Слово восьмое"
- "О жизни Моисея законодателя, или о совершенстве в добродетели"
- "О молитве. Слово первое"
- "О молитве. Слово второе"
- "О молитве. Слово третье"
- "О молитве. Слово четвертое"
- "О молитве. Слово пятое"
- "О чревовещательнице. Письмо к епископу Феодосию"
- "Об устроении человека"
- "Против учения о судьбе"
- "Слово о божестве Сына и Духа и похвала праведному Аврааму"
- "Опровержение Евномия. Книга первая"
- "Опровержение Евномия. Книга вторая"
- "Опровержение Евномия. Книга третья"
- "Опровержение Евномия. Книга четвертая"
- "Опровержение Евномия. Книга пятая"
- "Опровержение Евномия. Книга шестая"
- "Опровержение Евномия. Книга седьмая"
- "Опровержение Евномия. Книга восьмая"
- "Опровержение Евномия. Книга девятая"
- "Опровержение Евномия. Книга десятая"
- "Опровержение Евномия. Книга одиннадцатая"
- "Опровержение Евномия. Книга двенадцатая"
- "Большое огласительное слово"
- "Опровержение мнений Аполлинария (антиррик)"
- "Против Аполлинария к Феофилу, епископу Александрийскому"
- "К Авлавию, о том, что не "три Бога""
- "К Симпликию, о вере"
- "Слово о Святом Духе против македонян духоборцев"
- "Слово против Ария и Савеллия"
- "О душе и воскресении. Диалог с сестрой Макриной"
- "О младенцах, преждевременно похищаемых смертью. К Иерию"
- "Каноническое послание святаго Григория Нисскаго к Литоию епископу Мелитинскому 372–394 гг."
- "Трактат святого Григория Нисского о том, что и сам Сын подчинится Тому, Кто подчинил Себе всё"
- "О Шестодневе"
- "О надписании псалмов"
- "Точное истолкование Екклезиаста Соломонова"
- "Изъяснение Песни песней Соломона"
- "На слова Писания: "а блудяй, во свое тело согрешает" 1Кор. 6:18"
- "О девстве"
- "Послание о жизни преподобной Макрины"
- "К Олимпию о совершенстве"
- "О цели жизни по Боге и об истинном подвижничестве"
- "Слово на день Светов, в который крестился наш Господь"
- "Слово на Вознесение"
- "Слово о Святом Духе"
- "Похвальное слово великомученику Феодору (Тирону)"
- "Первое похвальное слово святым сорока мученикам"
- "Второе похвальное слово святым сорока мученикам"
- "Похвальное слово святым сорока мученикам, произнесенное во храме их"
- "Слово о жизни святого Григория Чудотворца"
- "Слово на день памяти Василия Великого, родного брата"
- "Похвальное слово преподобному отцу нашему Ефрему"
- "Надгробное слово Мелетию Великому, епископу Антиохийскому"
- "О нищелюбии и благотворительности. Слово первое"
- "О нищелюбии. Слово второе"
- "Против отлагающих Крещение"
- "Против ростовщиков"
- "Против тяготящихся церковными наказаниями"
- "Слово к скорбящим о преставившихся от настоящей жизни в вечную"
- "Письма"
|