Григорий Нисский. Похвальное слово
святым сорока мученикам, произнесенное во храме их
Память: 10 / 23 января
Григорий Нисский (около 335 - 394) -
христианский богослов и философ, епископ города Ниссы.
Один из трёх великих "каппадокийцев" - младший брат Василия Великого, близкий друг Григория
Богослова. Автор многочисленных проповедей, догматико-полемических, экзегетических и нравственно-аскетических произведений. За исключением
его мнения о конечности адовых мук и всеобщем спасении людей его работы отличаются ортодоксальностью и глубиной мысли.
Святитель Григорий Нисский. Мозаика храма Святой Софии в Новгороде, XI века
***
Римские воины в силу отечественного
закона и древнего обычая, который приняли потомки от
предков и сохраняют даже до настоящего времени, в начале
настоящего месяца, облекшись во всеоружие и выступив в
поле, достаточно открытое и ровное, где можно и
раскинуть конский бег и устроить военные упражнения и
обучаться с оружием во всякого рода борьбе, совершают
вместе и начало нового года и проводят этот день как
знаменательный. Я же, совершая память мучеников, о чем
возвестил вам в предыдущий день, сегодня, на удивление
всем способным видеть, посредством воспоминания,
представляю сорок вооруженных христовых воинов,
превосходящих в подвигах всякую доблесть, украшение
церкви, радость народов и славу даровавшего им крепость
Бога. Вполне прекрасно и весьма полезно повествованиями
о добродетели питать юношей и укреплять мужей. Слух есть
вид чувства самый полезный и не менее зрения способный
служить к научению; ибо посредством ушей ясно вводит
учение в душу, и немаловажно то, хорошие или дурные
слышат повествования. Говорят, каковы они, таковы
необходимо от них бывают и представления в мыслях, а
размышление и постоянное созерцание умом приводит
человека к желанию делать то, о чем он мыслит: посему
приготовьте для меня спокойный и внимательный слух, дабы
и блаженные мученики почтены были достойно, и вы чрез
воспоминание о них научились тому, что благочестиво и
боголюбезно.
Мне предстоит двойной труд и страх, как
бы не унизить предмет моего слова слабостью изложения.
Размыслит ли кто о величии самого предмета настоящей
беседы – он превышает всякое красноречие. Обратится ли
мыслью к тому, кто еще прежде нас увенчал посредством
своей мудрости сих святых, – (найдет), что это муж,
которому удивляется вся вселенная, точное правило
просвещения как христианского, так и внешнего, краса
любомудрия, образец епископов опасный для сравнения,
учитель, согласно поучающий делом и словом; муж, который
имеет непререкаемую добрую славу между всеми людьми, за
исключением разве тех, у которых не избегает хулы даже и
Христос. Как никто не противоречит тому, что солнце
светит и согревает, так никто не отрицает и того, чтобы
Великий Василии не был украшен всем благолепием
добродетели. И так, высокий! хвалитель высоких, святой
служитель святых, присущею ему силою исполнил долг хвалы
сим доблестным мужам. Но и мне не должно молчать оттого,
что предварившей меня величественно возвестил дивные
дела их; ибо у меня ныне цель – не соперничество с
говорившим, но попечение о пользе вашей, слушатели:
каждый же конечно пользуется сколько может тем лучшим,
что доставляют ему более богатые.
И так сорок воинов, по роду жизни
служили в рядах войска римского царя, но по вере были
Христианами и благочестивыми по богопочтению. Когда же
тогдашний властитель, будучи одним из многобожников,
после того как демоны внушили ему этот жестокий совет,
издал новый закон и предписание гнать Христиан и повелел
всем своим подданным совершить жертвенное курение
фимиама демонам, а тех, которые этого не делали, –
осуждать на смерть, прежде кончины подвергая всякого
рода телесным истязаниям: тогда блаженные, жестокость
тирана и богоненавистный закон обращая в повод к
обнаружению своей доблести, отделившись от прочих воинов
и составивши избранное и христолюбивое ополчение,
предводимое силою Духа, явно противостали этим гнусным
предписаниям и все согласно, как бы едиными устами,
исповедали нашу веру, говоря, что они мало заботятся о
сей временной жизни и предоставляют и выдают тела свои
на разнообразные виды мучений. Еще более жестокий
исполнитель жестокого закона, узнав твердость святых,
поспешил измыслить равносильное их готовности
(пострадать) наказание, придумав для неустрашимых душ
новую и необыкновенную угрозу. Если я стану грозить им
мечем, говорил он, то этот страх мал для того, чтоб
ужаснуть их, и они никаким образом не преклонятся; ибо
это мужи с детства знакомые с оружием и привыкшие носить
меч; если присоединю другие мучения, то они доблестно
вынесут их, изведав на опыте раны и удары; и огонь не
страшен людям столь стойким, как эти. Посему нужно
изобрести такое наказание, которое бы имело силу
производить мучительную боль и было долговременно и
продолжительно. Что же так тщательно придумал против
святых этот лукавый изобретатель зла? После долгих забот
он нашел мучение на открытом воздухе, которое с
удобством представили ему и время и страна; время – была
зима, а место – Армения – страна, как знаете, смежная
нам и весьма холодная, не доставляющая своим обитателям
теплоты даже во время лета, но едва лишь на столько
согреваемая, сколько нужно для вызревания хлебных
растений; виноградная же лоза им даже неизвестна, и кто
хотя не далеко путешествовал, не видал (у них)
виноградной ягоды; не спрашивайте у них виноградного
грозда, как у нас того, что произрастает в Индии;
сеятель бороздит землю еще во время зимы и снег
захватывает жатву; ветры срывают с жнеца одежды, если он
не станет бороться с их силою, плотно обвернувши себя
одеждами: у них почти нет весны и осени, которые
увлекаются худым соседом своим зимою, под его власть.
И так в сей-то стране и в настоящем
месяце (мучитель), совлекши со святых одежду, совершенно
обнаженных поставил на открытом воздухе, измыслив для
учеников благочестия казнь противоположную вавилонской
пещи царя Ассирийского. Но нет ничего сходного, но
отношению к жестокости боли, между жгущим огнем и
приводящим в оцепенение и замораживающим холодом: первый
по его действию подобен мечу, нанося скорую смерть;
последний же, нанося равносильную боль, при этом надолго
замедляет кончину. Вообще самые продолжительные
страдания суть те, которые происходят от холода;
таковые, например, чрез четыре дня перемежающаяся
лихорадка, рак, карбункул и другие болезни, которые по
рассуждению врачей производятся в телах холодною
материей; так люди более холодные и тучные отличаются
большею вялостью и имеют тело не столь способное к
деятельности. Тоже и относительно бессловесных животных:
более горячая из них быстры и легко подвижны, когда
настоит нужда; противоположного же свойства –
медлительны и как бы связаны неповоротливостью; так
лошадь быстра и возбуждается свистом прежде удара бича;
осел напротив ленив, едва палкою принуждается к
продолжению пути. Леопард – жив и быстро летит по лесам
с своим теплым и сухим телом; медведь напротив медлен,
обладая более плотными членами тела.
Я изложил пред вами эти сведения из
природы не без цели, но чтоб вы поняли терпение сих
мужей, обратив внимание на образ их мучения. Зима делает
судоходные реки пешеходными и претворяет текучую коду в
твердый камень; холод разрывает скалы, когда проникает в
глубину; и в телах противоположного свойства производит
равно вредное действие, превращая в камень жидкие и
разрешая твердые. Так вино, когда замерзает, принимает
вид содержащей его бочки и жидкое масло твердеет,
получая форму своего сосуда; стекло и черепица,
подвергаясь действию влажности, разрушаются. Животные,
ведущие жизнь в горах и под открытым небом, одни (от
холода) погибают, другие же от чрезмерной стужи забывают
свою дикость: олени и дикие козы ищут приюта в укрытых
местах; в это время они не боятся даже собак, не бегут
от подходящих к ним, потому что большее зло всегда
изгоняет боязнь меньших опасностей; птицы ищут тогда
жилища вблизи людей и остаются под одною с ними кровлею.
Люди копают море и орудиями каменсечцев режут воду;
живущие вблизи не сообщаются между собою. Такое время и
сделалось для тирана оружием против мучеников. Ибо
должно было, как кажется, великому и согласному строю
блаженных подвергнуться новому роду мучения для того,
чтоб пред множеством других мучеников могли они получить
несравненную славу благочестия. И так они стояли, дрожа
от холода; члены их замерзали, но образ мыслей их был
непреклонен; они стояли, представляя зрелище подвига для
ангелов, людей и демонов. Ангелы ожидали отрешения (от
тела) душ, чтоб, прияв их, возвести в назначенное им
место; люди с напряженным вниманием ждали окончания (их
подвига), испытывая силу общей всем природы, – в силах
ли мы превозмочь столь великие мучения из страха и
надежды будущего? Демоны же с особенным вниманием
следили за происходящим, сильно желая видеть падение
борцов и малодушное уклонение от опасностей; но надежда
их была посрамлена укрепляющим Богом... Видели
(мученики) изувечение членов, каждый своих собственных и
все друг у друга: один лежал с разрушающеюся от холода
ногою или пальцами; у другого лежащего природная теплота
тела уже готова была до конца охладиться. Как сильные
ветры, пронесшись над покрытою деревьями местностью и
потрясши вершины дерев, низвергают их с корнем на землю:
так повергнут был зимнею стужею строй блаженных, –
благородные произрастения рая, украшение человеческого
рода, корни нашего произрастения, воины Павловы,
копьеносцы Христовы, разрушители жертвенников, строители
церквей, предназначенные ратовать против варваров и
окончившие подвиг против общего врага человечества.
Смерть же для них не была неизбежною или неотвратимою,
необходимостью, сохранение жизни для них было очень
удобно и в их власти, если бы они только захотели
малодушно воспользоваться тем, что было у них в виду.
Неподалеку находилась баня, которая с особенною мыслью
устроена была в соседстве с местом мучения. Дверь ее
отворена и стояние около нее приглашали (войти); ибо
тиранит, и коварный изобретатель гонения и всякого рода
козней, предложил замерзающим близкую приманку к
преступлению и советовал самим стремиться к врачевству,
подобно тому, как и отец его советовал первозданным
вкушение от древа. Они же тогда еще более явили свое
мужество, зная, что терпение тогда только выдерживает
искушение, когда воздерживается от наслаждения
предоставленного нашей свободе. Это в древнее время на
самом деле и показал дивный Даниил; ибо когда его
убеждали принять обильную и приятную пищу и питие, он по
презрению и отвращению от идоложертвенного предпочел
употребление злаков; при скудной пище, постясь, он
процветал и был телом здоровее питавшихся обильно: ибо в
том особенный дар Божий, что Он верным рабам, в их
лишении, дарует более, чем можно надеяться.
Впрочем, поелику к высоким делам
примешивается зависть, то блаженное ополчение находилось
в опасности потерпеть поражение, и полнота его четвертей
десятерицы едва не погибла; ибо один из них, измученный
холодом, увы, при самом конце победы оставил соратников
и по коварству тирана удалился к бане; жизнелюбец
пожалел о плоти уже истощенной, отпал от надежды, но не
получил и самой временной жизни, тотчас скончавшись
после преступления. Несчастный Иуда между мучениками, ни
ученик, ни обогатившийся, сам налагающей на себя петлю.
И да не удивляется тому никто; ибо диаволу обычны такого
рода козни над подпадающими его власти. Он обольщает и
разными способами ласкательствует чтобы ниспровергнуть;
а ниспровергнувший тотчас попирает и смеется над
лежащим, присоединяет к несчастью посрамление и радуется
посрамлению обольщенного. Посему и псалмопевец назвал
его "врагом" и "местником" (Пс. 8: 3),
противоположностью имен означая изменчивость его нрава;
он никогда не бывает союзником и другом людей, но только
притворяется другом, когда пожелает надеть на себя
личину обольщения. Но Помощник в немощи нашей, Сеятель
благих и слов и дел, подобно Аврааму, нашел себе овцу
для жертвы из числа враждебных: из хулителей –
исповедника, из сборища гонителей–мученика; ибо один из
служителей казни при тиране, удостоившись видения
ангелов, нисшедших к мученикам и осияный явлением святых
духов, как некогда Павел, когда путешествовал в Дамаск,
славою Христа, тотчас изменил свой образ мыслей и,
снявши с себя одежду, присоединился к замерзающим и, в
короткий промежуток времени соединив все, стал
новообращенным, исповедником, мучеником, омывшись банею
пакибытия, в собственной крови, но крови замерзшей, а не
текущей. Муж увенчанный, муж достойный всякой похвалы!
Чрез него в церкви Божией я имею сорок венценосцев; чрез
сего доблестного мужа соблюлась целость мучеников: ради
сего новообращенного совершаем мы совершенное; торжество
при совершенном числе (святых): диавол же испытал
забавное и достойное смеха дело; ибо, похитив воина, он
потерял гонителя и исполнителя казни.
Что же после сего? Треблаженные
достигли, куда стремились. Тогда распорядитель казни, не
вынесши терпеливо победы мучеников, вступил в воину с
мертвыми их телами, приказав предать огню жилища святых
душ и в одном деле явился подражателем диких зверей и
жестоких людей; ибо первые терзают одежду, брошенную
бегущими от них людьми, которых они преследуют, а
последние предают пламени и разрушают жилища ушедших
неприятелей. И кто из мучеников с полным правом не мог
сказать ему: Я уже не боюсь твоей жестокости,
неразумный; пока души были соединены с замерзающими
телами, я боялся, как бы чрезмерность мучения не
победила мужества е благочестивых: но когда эта
опасность прошла, пользуйся, как хочешь оставшеюся
перстию: мне нет заботы, что ты воспользуешься нашими
телами; и чем больше обнаружишь свою неистовую
жестокость, тем более увенчаешь победу отшедших; ибо
сильные нападения противников служат прямым
доказательством мужества тех, которые их одолели.
Но зачем долгие рассуждения? Тела
мучеников были сожжены и огонь принял их; но пепел их и
все оставшееся от огня разделил между собою мир, и почти
вся земля получает благословение от сих святынь. И я
имею частицу этого дара, и тела моих родителей я положил
рядом с останками сих воинов, чтоб в день воскресения
восстали они вместе с дерзновенными помощниками. Ибо я
знаю, какую силу они имеют: я видел ясные доказательства
их дерзновения пред Богом и хочу сказать об одном из
чудес, совершенных силою их. В соседстве с принадлежащим
мне селением, в котором покоятся останки сих
треблаженных, есть небольшой городок, называемый Ивора.
По закону обычному у Римлян в нем производился набор
воинов. Один из воинов прибыл в сказанное селение,
будучи назначен воинским начальником для того, чтоб
удерживать своих товарищей от насилия и обид, которые
люди воинского звания по их дерзости обыкновенно наносят
поселянам. У этого воина болела нога, и он хромал:
болезнь была продолжительная и трудно излечимая. И вот,
когда он находился в храме мучеников на месте упокоения
святых и, молившись Богу, просил ходатайства святых:
является ему ночью некоторый величественного вида муж,
который, между прочим, ему сказал: "ты хромаешь, воин? и
тебя нужно полечить? Дай мне ощупать твою ногу", и
взявши, это было во сне, сильно потянул ее. Когда это
совершалось в ночном видении, на самом деле послышался
такой звук, какой бывает, когда кость вы водится из
своей естественной связи и затем насильственно
вправляется, так что и спавшие вместе с ним пробудились
и сам воин тотчас проснулся и начал ходить, как
обыкновенно ходят здоровые по природе. Я сам видел это
чудотворение, встретившись с самым этим человеком,
который объявлял пред всеми и разглашал о благодеянии
мучеников и восхвалял человеколюбие (святых) воинов.
Если еще что-нибудь следует присоединить
к сказанному, то скажу о том, что по преимуществу
касается меня. Когда мы вознамерились совершить первое
торжество при мощах и поместить ковчег во святилище
храма, мать моя (она ради Бога собирала и учреждала и
этот праздник) приказала мне прибыть для участия в
происходившем; но я находился далек, был еще молод,
принадлежал к числу мирян, и как обыкновенно бывает в
делах, не терпящих отлагательства, будучи занят, но
неразумно принял с неудовольствием этот зов и даже в
душе упрекал мать свою за то, что она не отложила этого
праздника до другого времени. Однако зов этот отвлекши
меня от моих занятий, привлек сюда, и я прибыл в селение
за день до собрания. И вот, в то время, когда
совершалось всенощное бдение в саду, где находились и
мощи святых, в честь которых совершали псалмопения, мне,
спавшему по близости в одной комнате, представилось во
сне такое видение. Мне казалось, будто я хочу войти в
сад, где совершалось всенощное бдение; в то время, когда
я находился близ дверей, показалось множество воинов,
сидевших у входа; все они вдруг встали и, поднявши
жезлы, устремились на меня с угрозою и не допускали до
входа. Я. получил бы и удары, если бы не упросил их
один, как казалось, более человеколюбивый. Когда сон
оставил меня и мне пришло на мысль мое прегрешение
против зова, я понял, к чему относилось это страшное
видение воинов, многими слезами оплакал свое неразумие и
пролил горькие слезы над самою ракою мощей, чтобы Бог
явился милостивым ко мне, а святые воины даровали
прощение.
Я сказал это, дабы убедиться нам, что
мученики сегодня так послужшие нашей Церкви и
соделавшиеся ее украшением, живы пред Богом, суть его
копьеносцы и приближенные. Эта четыредесятница, от
памяти сорока мучеников, становится блистательнее и
значительнее; месяц этот славнее других месяцев, и лютая
зима уже не кажется мне тяжелою. Я не жалуюсь на
суровость настоящего времени; ибо оно, сделавшись
оружием для гонителя, произвело для меня это священное
ополчение. И как матерь семи Маккавеев, оттого что имела
более боголюбивую, чем плотолюбивую ду-шу, не жаловалась
на жестокость Антиоха Сирийского тирана, не огорчалась
мучениями и злополучием своих сыновей, но приняла
одиночество как благодеяние и лишение детей как помощь;
как Стефан, побиваемый камнями, не считал себя
поражаемым, но скорее оживотворяемым: так и мы обязаны
благодарностью богоборцам за доброе последствие, – за
то, что они сделались для нас виновниками столь многих
благ, хотя и поступили так не с целью
благодетельствовать, но как враги. Ибо
благодетельствуют, не желая того, и враги, иногда не
менее самых искренних друзей; диавол принес Иову больше
пользы, чем вреда; царь Ассирийский стал благодетелем
Даниила. Три отрока да исповедают благодарность пещи
вавилонской; претренный Исаия да хвалит евреев; Захария,
закланный между храмом и жертвенником, да воздаст честь
своим убийцам; Иоанн, которому отсекли голову, да
назовет Ирода своим благодетелем, а Апостолы тех,
которые их вязали и бичевали, и все мученики да возлюбят
своих гонителей; потому что если бы они не открыли
поприще, то борцы не могли бы проявить своего мужества.
И так, чему же нам более удивляться в предлежащих нашему
прославлению мужах, множеству их, мужеству или
нелицемерному единодушию? Но не пройдем прежде всего
бесчувственно и неблагодарно числа их; ибо имеющий
стольких заступников никогда не отойдет без исполнения
своих молитв и прошений, хотя бы обременен был
множеством грехов. В пользу этой мысли и надежды
свидетель, – сам Бог в беседе с Авраамом. Когда Он
принимал ходатайство за Содомлян, то искал не сорока, но
только десяти праведников для того, чтобы пощадить
город, готовый к погибели. Мы же, по Апостолу, имея
"толик... облежащий нас облак свидетелей" (Евр. 12: 1),
признаем себя блаженными, радуясь в надежде, терпя в
молитве и приобщаясь памяти мучеников; ибо сорок
мучеников суть крепкие защитники от врагов и надежные
ходатаи в молитве пред Господом. В надежде на них да
дерзает Христианин, хотя бы диавол измышлял на тебя
искушения, и лукавые люди восставали, и тираны пылали
яростью, и море бушевало, и земля не приносила того, что
ей назначено производить для людей, и небо угрожало
бедствиями. Ибо при всякой нужде, при всяком
обстоятельстве, ему достаточно их силы, и он может
получить обильную благодать от Христа, Которому подобает
всякая слава во веки. Аминь.
Григорий Нисский, святитель
Азбука веры
***
Труды святителя Григория Нисского:
- Второе похвальное слово Святому первомученнику Стефану
- Первое похвальное слово Святому первомученнику Стефану
- "К Армонию. О том, что значит имя и название "христианин""
- "К эллинам. На основании общих понятий"
- "Каноническое послание святаго к Литоию епископу Мелитинскому"
- "На Святую Пасху о воскресении"
- "На свое рукоположение"
- "О блаженствах. Слово первое"
- "О блаженствах. Слово второе"
- "О блаженствах. Слово третье"
- "О блаженствах. Слово четвертое"
- "О блаженствах. Слово пятое"
- "О блаженствах. Слово шестое"
- "О блаженствах. Слово седьмое"
- "О блаженствах. Слово восьмое"
- "О блаженствах. Слово седьмое"
- "О блаженствах. Слово восьмое"
- "О жизни Моисея законодателя, или о совершенстве в добродетели"
- "О молитве. Слово первое"
- "О молитве. Слово второе"
- "О молитве. Слово третье"
- "О молитве. Слово четвертое"
- "О молитве. Слово пятое"
- "О чревовещательнице. Письмо к епископу Феодосию"
- "Об устроении человека"
- "Против учения о судьбе"
- "Слово о божестве Сына и Духа и похвала праведному Аврааму"
- "Опровержение Евномия. Книга первая"
- "Опровержение Евномия. Книга вторая"
- "Опровержение Евномия. Книга третья"
- "Опровержение Евномия. Книга четвертая"
- "Опровержение Евномия. Книга пятая"
- "Опровержение Евномия. Книга шестая"
- "Опровержение Евномия. Книга седьмая"
- "Опровержение Евномия. Книга восьмая"
- "Опровержение Евномия. Книга девятая"
- "Опровержение Евномия. Книга десятая"
- "Опровержение Евномия. Книга одиннадцатая"
- "Опровержение Евномия. Книга двенадцатая"
- "Большое огласительное слово"
- "Опровержение мнений Аполлинария (антиррик)"
- "Против Аполлинария к Феофилу, епископу Александрийскому"
- "К Авлавию, о том, что не "три Бога""
- "К Симпликию, о вере"
- "Слово о Святом Духе против македонян духоборцев"
- "Слово против Ария и Савеллия"
- "О душе и воскресении. Диалог с сестрой Макриной"
- "О младенцах, преждевременно похищаемых смертью. К Иерию"
- "Каноническое послание святаго Григория Нисскаго к Литоию епископу Мелитинскому 372–394 гг."
- "Трактат святого Григория Нисского о том, что и сам Сын подчинится Тому, Кто подчинил Себе всё"
- "О Шестодневе"
- "О надписании псалмов"
- "Точное истолкование Екклезиаста Соломонова"
- "Изъяснение Песни песней Соломона"
- "На слова Писания: "а блудяй, во свое тело согрешает" 1Кор. 6:18"
- "О девстве"
- "Послание о жизни преподобной Макрины"
- "К Олимпию о совершенстве"
- "О цели жизни по Боге и об истинном подвижничестве"
- "Слово на день Светов, в который крестился наш Господь"
- "Слово на Вознесение"
- "Слово о Святом Духе"
- "Похвальное слово великомученику Феодору (Тирону)"
- "Первое похвальное слово святым сорока мученикам"
- "Второе похвальное слово святым сорока мученикам"
- "Похвальное слово святым сорока мученикам, произнесенное во храме их"
- "Слово о жизни святого Григория Чудотворца"
- "Слово на день памяти Василия Великого, родного брата"
- "Похвальное слово преподобному отцу нашему Ефрему"
- "Надгробное слово Мелетию Великому, епископу Антиохийскому"
- "О нищелюбии и благотворительности. Слово первое"
- "О нищелюбии. Слово второе"
- "Против отлагающих Крещение"
- "Против ростовщиков"
- "Против тяготящихся церковными наказаниями"
- "Слово к скорбящим о преставившихся от настоящей жизни в вечную"
- "Письма"
|