Григорий Нисский. На слова Писания: "...блудник
грешит против собственного тела" (1Кор. 6:18)
Память: 10 / 23 января
Григорий Нисский (около 335 - 394) -
христианский богослов и философ, епископ города Ниссы.
Один из трёх великих "каппадокийцев" - младший брат Василия Великого, близкий друг Григория
Богослова. Автор многочисленных проповедей, догматико-полемических, экзегетических и нравственно-аскетических произведений. За исключением
его мнения о конечности адовых мук и всеобщем спасении людей его работы отличаются ортодоксальностью и глубиной мысли.
Святитель Григорий Нисский. Мозаика храма Святой Софии в Новгороде, XI века
***
Грозная труба апостольскаго наставления,
возвещая воинству многия и другия правила благочестия,
особенно же отгоняя от бездн студодеяния, прилагает в
конце и воинское предписание: "бегайте, говорит,
блудодеяния; всяк грех, его же аще сотворит человек,
кроме тела есть" (1Кор. 6:18). Борцы чувственных войн
усовершаются в боевом искусстве, то прямо нападая на
противника, то уклоняясь от него бегством. Есть и брань
духовная, в которой также потребно искусство
противоборства и бегства. Зная сие, Павел ведет свое
воинство к тому и другому роду искусства благочестивой
брани; то учит постоянству в битве: "станите препоясани
чресла ваши истиною" (Ефес. 6:14.); то советует
обманывать противника бегством: "бегайте блудодеяния"
(1Кор. 6: 18). Если случится война со стороны неверия,
то полезно противостоять ему; если же враг угрожает
коварством, то хороша против таких противников засада.
Если напрягается лук клевет, то полезна борьба с ложью
лицем к лицу; если же уязвляет образ блудный, то
полезнее дать тыл и бежать от прямой встречи с ним; ибо
прелюбодеяние направляет свои стрелы в глаза. Посему
должно помнить приказание военачальника: "бегайте
блудодеяния". Ибо блуд есть такой порок, от котораго
должно бежать более, чем от других. Другие злые виды
греха, по-видимому, щадят тело совершающих, и соделанное
останавливается только на том, кого коснулось дело;
например, в грабежах терпят вред только ограбленные, в
пороке зависти сила страсти обрушивается только на тех,
коим завидуют; в клеветах, если им верят, опять
опасность только для оклеветаннаго, в убийствах
несчастие убитому; и если кто обратит внимание на
последствие всех неправых дел, тот найдет, что неправо
поступающие получают прибыль, а вред терпят
претерпевающие неправду. Но прелюбодеяние не знает этого
разделения, не отделяет дела подвергшагося ему от дела
совершившаго, но наносит вред обоим вместе, соединяя
блудника и блудницу общим союзом осквернения, и
обезчестивший тело подвергается одинаково безчестию с
обезчещенным. Убийцы, умерщвляя, случается, не умирают
вместе с убитыми; осквернивший же плоть и сам
сопричастен осквернению.
И посмотри со мною на эту тонкость в
словах Апостола: "бегайте, говорит, блудодеяния".
Почему? Потому что "всяк грех, его же аще сотворит
человек, кроме тела есть" (то есть не вредит естеству
тела, а совершается вне тела человека причинившаго
вред), "а блудяй во свое тело согрешает"; не как убийца,
который против чужаго тела (грешит), сохраняя свое
неуязвленным; не как любостяжательный, который вредит
иному, остерегаясь вреда собственному телу; блудник сам
себе вредит, сам себя пронзает стрелою безчестия. Вор
решается на воровство, чтобы питать тело, а блудник
заботится об ограблении собственной плоти.
Любостяжательнаго побуждает к хищению мысль о
приобретении корысти; блудодеяние же наносит ущерб
чистоте тела. Завистливому причиняет страдание слава
другаго, а блудник сам содевает собственное безславие.
Ибо что безчестнее бремени блудодеяния? Всякое рабство
греху безславно, ибо безчестит благородство души; но
блудодей есть самый безславный раб греха; ибо осужденный
им выгребать свои нечистоты, он собирает кучи скверн и
исправляет нечистую работу. Не гнусно ли ходить около
нечистот, тереться около предметов постыдных, иметь тело
не отличающееся от рубища? Ибо какое различие между
рубищем и блудодеем? Он отторгается оть тела Церкви,
разрушается ежедневным гниением – греховными
удовольствиями, отбрасывается как ненужное рубище, лежит
на попрание всем демонам. На нем диавол отпечатлевает
свою гнилость.
Внешнее положение блудника не менее
дурно, как и внутреннее состояние. От него бегут в
домах, отвращаются в собраниях; он оскорбление для
сближающихся с ним, предмет презрения для враждебных
ему, позор для родственников; его проклинают служители,
он печаль родителям, посмешище для домашних, предмет для
смеха и разговора соседям: его отвергают при попытках
жениться; после брака он подозрительный супруг. Видя
блудодеяние материю такого множества зол, Павел
заповедает победительное бегство: "бегайте блудодеяния".
Сии слова напомнили мне ныне
целомудреннаго юношу, бегством восторжествовавшаго над
египетским блудодеянием. Многое склоняло юношу к
увлечению: возраст, в котором сильна любовь к
удовольствиям, иго рабства, любовное прельщение госпожи;
ибо говорит Писание: "бысть сицевый некий день, и вниде
Иосиф в дом делати дела своя: и никтоже бяше от сущих в
дому внутрь: и ухвати госпожа за ризы глаголющи: лязи со
мною" (Быт. 39: 11–12). Велико достоинство целомудрия!
Госпожу оно сделало рабою раба. Разжена была стрела
блуда, но она не нашла в душе сгараемаго вещества и
угасла в одежде. Она говорила: "лязи со мною", а
целомудрие гласило юноше напротив: бодрствуй со мною, и
он на деле показал неусыпность. Ибо бодрость духа не
воздремала от прельщений, ум не заснул от очарований. Но
для него горьче брани был голос госпожи, приказывавшей:
"лязи со мною".
Готовым стоял невестоводитель блуда, –
диавол, и вместе с блудницею тянул одежды и соучаствовал
в ея уловках, но не знал он, что вступил в борьбу с
искусным и опытным подвижником целомудрия, хорошо
ускользающим от ея уловок; ибо, говорит Писание,
"оставив ризы своя в руках ея, убеже и изыде вон" (Быт.
39: 13). О нагота, более скромная, чем прикрытая
одеждою! Что же неистовство египетскаго безпутства? Свои
пороки слагает на Иосифа, и прибежав к мужу, говорит: ты
ввел к "нам отрока Евреина наругатися нам"; ибо он
сказал мне: я лягу с тобою. "Егда же возвысих глас мой и
возопих, остави ризы у мене и отбеже" (Быт. 39: 14–15).
Опять Иосиф оклеветывается из-за одежды.
Прежде, братья, взяв его одежду, при помощи ея
злодейственно клеветали на него, что он растерзан
зверями; теперь женщина, взявши одежду, оклеветывает его
в блудодеянии. К Иосифу прилично применяются слова
Господа: "разделиша ризы моя себе" (Пс. 21: 19). Но, о
праведное попечение Божие о Иосифе! Он не прославил
Иосифа прежде искушений, но в сновидениях показал ему
будущее, научая, что издалека еще благоуготовил Он
праведным славу; соизволил же искушением испытать юношу,
чтобы заградить уста порицателей. Ибо еслибы Иосиф не
дал опыта (своей добродетели), то порицатели сказали бы,
что события египетския дело слепаго случая. Иосиф
царствует и отрок повелевает варварами. Какую доблесть
оказал он? За какую добродетель достиг сего?
Предупреждая такие толки о праведнике, Бог соизволяет на
искушение его, чтобы оно было для праведника
свидетельством, и заградило уста порицателей. Итак,
будем отвращаться от стрел, которыя мещет образ блудный.
Закроем глаза от сластолюбия; целомудрие пусть бдит над
охраною тела, чистота да вселится в члены, чтобы таким
образом тело было обиталищем Духа. Припишем и самый
приговор, который возглашает страшное для распутных
определение: "аще кто храм Божий растлит, растлит сего
Бог" (1Кор. 3: 17).
Григорий Нисский, святитель
Цитировано по:
Творения святаго Григория Нисскаго. М.:
Типография
В. Готье, 1865. – С. 451-456. (Творения
святых отцев
в русском переводе, издаваемыя при
Московской
Духовной Академии, том 44)
Азбука веры
***
Труды святителя Григория Нисского:
- Второе похвальное слово Святому первомученнику Стефану
- Первое похвальное слово Святому первомученнику Стефану
- "К Армонию. О том, что значит имя и название "христианин""
- "К эллинам. На основании общих понятий"
- "Каноническое послание святаго к Литоию епископу Мелитинскому"
- "На Святую Пасху о воскресении"
- "На свое рукоположение"
- "О блаженствах. Слово первое"
- "О блаженствах. Слово второе"
- "О блаженствах. Слово третье"
- "О блаженствах. Слово четвертое"
- "О блаженствах. Слово пятое"
- "О блаженствах. Слово шестое"
- "О блаженствах. Слово седьмое"
- "О блаженствах. Слово восьмое"
- "О блаженствах. Слово седьмое"
- "О блаженствах. Слово восьмое"
- "О жизни Моисея законодателя, или о совершенстве в добродетели"
- "О молитве. Слово первое"
- "О молитве. Слово второе"
- "О молитве. Слово третье"
- "О молитве. Слово четвертое"
- "О молитве. Слово пятое"
- "О чревовещательнице. Письмо к епископу Феодосию"
- "Об устроении человека"
- "Против учения о судьбе"
- "Слово о божестве Сына и Духа и похвала праведному Аврааму"
- "Опровержение Евномия. Книга первая"
- "Опровержение Евномия. Книга вторая"
- "Опровержение Евномия. Книга третья"
- "Опровержение Евномия. Книга четвертая"
- "Опровержение Евномия. Книга пятая"
- "Опровержение Евномия. Книга шестая"
- "Опровержение Евномия. Книга седьмая"
- "Опровержение Евномия. Книга восьмая"
- "Опровержение Евномия. Книга девятая"
- "Опровержение Евномия. Книга десятая"
- "Опровержение Евномия. Книга одиннадцатая"
- "Опровержение Евномия. Книга двенадцатая"
- "Большое огласительное слово"
- "Опровержение мнений Аполлинария (антиррик)"
- "Против Аполлинария к Феофилу, епископу Александрийскому"
- "К Авлавию, о том, что не "три Бога""
- "К Симпликию, о вере"
- "Слово о Святом Духе против македонян духоборцев"
- "Слово против Ария и Савеллия"
- "О душе и воскресении. Диалог с сестрой Макриной"
- "О младенцах, преждевременно похищаемых смертью. К Иерию"
- "Каноническое послание святаго Григория Нисскаго к Литоию епископу Мелитинскому 372–394 гг."
- "Трактат святого Григория Нисского о том, что и сам Сын подчинится Тому, Кто подчинил Себе всё"
- "О Шестодневе"
- "О надписании псалмов"
- "Точное истолкование Екклезиаста Соломонова"
- "Изъяснение Песни песней Соломона"
- "На слова Писания: "а блудяй, во свое тело согрешает" 1Кор. 6:18"
- "О девстве"
- "Послание о жизни преподобной Макрины"
- "К Олимпию о совершенстве"
- "О цели жизни по Боге и об истинном подвижничестве"
- "Слово на день Светов, в который крестился наш Господь"
- "Слово на Вознесение"
- "Слово о Святом Духе"
- "Похвальное слово великомученику Феодору (Тирону)"
- "Первое похвальное слово святым сорока мученикам"
- "Второе похвальное слово святым сорока мученикам"
- "Похвальное слово святым сорока мученикам, произнесенное во храме их"
- "Слово о жизни святого Григория Чудотворца"
- "Слово на день памяти Василия Великого, родного брата"
- "Похвальное слово преподобному отцу нашему Ефрему"
- "Надгробное слово Мелетию Великому, епископу Антиохийскому"
- "О нищелюбии и благотворительности. Слово первое"
- "О нищелюбии. Слово второе"
- "Против отлагающих Крещение"
- "Против ростовщиков"
- "Против тяготящихся церковными наказаниями"
- "Слово к скорбящим о преставившихся от настоящей жизни в вечную"
- "Письма"
|