Григорий Нисский. Первое похвальное
слово святым сорока мученикам
Память: 10 / 23 января
Григорий Нисский (около 335 - 394) -
христианский богослов и философ, епископ города Ниссы.
Один из трёх великих "каппадокийцев" - младший брат Василия Великого, близкий друг Григория
Богослова. Автор многочисленных проповедей, догматико-полемических, экзегетических и нравственно-аскетических произведений. За исключением
его мнения о конечности адовых мук и всеобщем спасении людей его работы отличаются ортодоксальностью и глубиной мысли.
Святитель Григорий Нисский. Мозаика храма Святой Софии в Новгороде, XI века
***
Чем, предполагаю, многие тяготятся, тому
я мысленно радуюсь. Многим, вероятно, неприятно
толпиться между собою в тесноте, а для меня это верх
радости. Ибо радуется око пастыря, видя, как его стадо
теснится от множества и переполняет ограду; хотя и не
мала эта ограда овчая, но просторное место делается
тесным для стада многочисленного. Видя нечто таковое и
около Господа, Петр сказал ему в ответ: "наставниче,
народи одержат Тя и гнетут" (Лк. 8:45). "Подлинно, это
значит, как говорит негде божественный Апостол, быть
утесняему, но не стеснену; ибо "мы отовсюду", – говорит,
– притесняемы, но не стеснены (2Кор. 4: 8). Но мне
какого рода держать речь пред столь многочисленным
собранием? Кто даст мне голос, звучнейший трубы, чтобы
покрыть шум множества и сделать слова доступными слуху
собравшихся? К чему из прочитанного обратив свою мысль,
найду приличное для присутствующих слово? Обилен Иов,
своим примером научающий мужеству в жизни; обилен
загадками приточник. Что сказать и о священном апостоле,
который в своем учении к Ефесянам может быть открыл бы и
нам нечто из тех неизреченных глаголов, которые называет
превышающими человеческое разумение (2Кор. 12: 4), в
загадочных речениях открывая неизреченную тайну креста
(Ефес.3:18–19)? Такого же рода и другие, в псалмопениях
заключающиеся, тайны: "воспоминание" (Пс. 69: 1),
"столпописание" (Пс. 15), "точило" (Пс. 80: 1). Ибо,
обратив внимание на эти надписания прочитанных нам
псалмов, видим, что сии загадочные речения могли бы дать
не малый предмет для слова. Но мне кажется
благовременным, исследование о сказанном приберечь до
другого времени; я желаю найти какое-либо изречение
(писания) приличное и соответствующее радости настоящего
праздника. Какое же? Я знаю один, свойственный природе,
на самых божественных скрижалях Законодателем природы
начертанный, закон, который повелевает воздавать своим
родителям всяким благим воздаянием, какое только
возможно. "Ибо, "чти", – говорит, – отца твоего и матерь
твою, яже есть заповедь первая во обетовании, да блого
ти будет" (Исх. 20: 12; Еф. 6: 2) Если же сей закон есть
первый с обетованием и исполнение его приносит пользу
самому исполняющему, ибо почитание родителей обращается
на исполнившего закон; то хорошо бы всякому
размышляющему иметь в виду эту заповедь, которой конец –
благодеяние и благодать исполняющему оную. Но плотские
наши отцы, послужившие своему роду в продолжение
назначенного им от начала времени, как давно уже
умершие, не имеют нужды в нашем почтении, так что
невозможно исполнить сей закон, за несуществованием тех,
кои могли бы принять от нас благое воздаяние. Закон же
повелевает нам исполнять на деле заповедь, чтобы
получить обетованное; ибо невозможно неделающим получить
награду делающих. И так что же нужно делать, когда нет
родителей, тому, кто и обетованного ищет и не имеет
возможности, как достигнуть того, к чему стремится?
Подлинно, сие затруднение совершенно разрешает для нас
то, что мы видим. Ибо, видя вас, я не имею нужды слишком
заботиться об иных отцах. Вы – мои отцы, отцы и самых
отцев для меня; потому что отчество родившихся заключает
в себе и достоинство родителей. Итак – каким же делом
исполним в отношении к вам закон почтения?
Признательный, нежно любящий сын, своим служением
подкрепляя старческий возраст отца, служит опорою хилой
немощи, сам будучи всем для отца. Посему отец
представляется молодеющим в сыне, и дрожащая старческая
рука, покоясь на юношеской крепости, пользуется силою
юноши; и движение ног, сгибающихся уже от искривления
членов, делается крепким, при заботливости сына,
поддержка со стороны которого как бы опять возвращает
прямизну ногам старца. Если от времени помрачилось и
зрение, опять при помощи сына старец делается зорким,
водимый за руку в движениях, необходимых для жизни. Вы
же, мои отцы, не таковы чтобы нуждаться в чем-нибудь
подобном.
И так за какое же дело мы можем получить
плод, – благословение заповеди? Что приятного принесем
вам в дар, когда вы не имеете недостатка ни в каком
благе? Или и самое повествование о тех прекрасных вещах,
какие у вас есть, может заменить честь, которою мы
обязаны вам? И так не время ли сказать и о том, какие и
сколь многочисленные блага служат украшением вашей
жизни, – лучше же нам следует не сказать только, но и
указать на сии блага. Может быть вы думаете, что я стану
говорить об этих обыкновенных и всем известных благах, –
о плодородии земли, изобилии плодов, о реке, разделяющей
ваше местообитание? Я говорю об этой реке, замыкающей
свое течение в кругу равнины и образующей озеро, которая
и выше озера и по выходе вновь из него, будучи разделена
(на каналы), соответственно потребностям каждого из
жителей, искусственно орошает рощи и луга и доставляет
живущим бесчисленные выгоды, позволяя разделять себя
сообразно со всяким желанием жителей города. Пусть
говорят об этом другие, те, для которых слово служит и
средством тщеславия и доставляет опытным (в этого рода
красноречии) некоторую честь, – умножать чрез то хвалу
отечества. А кто-нибудь, мирской человек, умеющий судить
о благах сей жизни, к этим похвалам пусть присоединит,
если хочет, похвалу и другой реке; я говорю о соседней,
причисляемой, по величине, к знаменитым рекам во
вселенной, которая, начинаясь у нас, протекает вблизи
города, принося собою не мало хорошего для увеличения
красоты страны и содействия удобствам жизни. Если нужно
перечислять основателей города, или прославлять роды
населивших колонии его, или повествовать сверх того об
успехах, совершенных у нас силою оружия, о трофеях,
сражениях, удивительных делах храбрости, которые
бытописатели собрали в книгах, то все это чуждо нашему
собранию. Ибо христианское слово стыдится вменять
христолюбцам в похвалу то, что чуждо вере; это значило
бы прославлять тень храброго, вместо его трофеев. И так
слово наше пусть возвратится к настоящему и представит
нашим взорам ваш собственный плод. Да умолкнет же речь о
мирских красотах, хотя и этот предмет мог бы дать
обильное содержание для похвального слова. Ибо ни целое
небо, которое есть самое прекрасное и величайшее во всем
сотворенном, ни сияние светил, ни широту земли, ни иное
что, по стихийному составу своему входящее в состав
вселенной, боговдохновенное слово не признает чем-либо
великим и достойным удивления. Божественное повеление
научило меня не относиться с удивлением ни к чему
преходящему. И так, если все небо и земля прейдет и весь
образ мира"преходит" , как говорит Апостол (1Кор.
7:
31); то найдет ли кто приличным, если мы сделаем
предметом похвал плодородие земли и (обилие) воды? Ибо
хотя в вашей местности таковых земных удобств и более,
чем в других местах; но в сравнении с вашими благами,
слово (Божие), как известно, вменяет их ни во что. И
так, обратим наши хвалы к тому, что предпочтительнее по
природе. На это укажут вам уже не слова наши, но и сами
вы можете видеть главное из ваших благ. Ибо кто не знает
ваш плод, – что вы произрастили сей многоплодный колос
мучеников, числом плодов превысивший число тридцать?
Посмотрите на сию священную ниву; здесь (собраны) снопы
мучеников. Если хочешь узнать, о какой говорю ниве,
посмотри вокруг не далее настоящего места. Какое это
место, в котором находится сие собрание? Что говорит
тебе это ежегодное обхождение круга (времен)? Какие
повествования приносит тебе воспоминание сего дня? не те
ли это "речи" и "словеса, ихже только, – как говорит
Пророк, – не слышатся гласи их" (Пс. 18: 4),
повествующие о чудесах благозвучнее всякого слова? Если
ты посмотришь на сие место, оно скажет о себе, как о
поприще мучеников; если помыслишь о дне, он как бы
некоторый велегласный вестник возглашает о венце
мучеников. Кажется мне, я слышу, как провозглашает сей
день: один (день) гордится сотворением светил, другой –
неба, а иной величается устроением земли; мне же для
украшения моего довольно чудес мучеников; довольно
величаться красотою венцев; довольно хвалиться знаками
победы над диаволом. Какие в часы мои произошли события,
достойные повествования! Какое я произвел приращение к
лику Ангелов! Какой плод дала Богу земля! Какой сад
насадил в мое время Господь! Отсюда вся почти вселенная
насадилась отпрысками здешних отраслей, подобно тому,
как полная силы виноградная лоза производит из себя и
другие виноградные лозы и сама остается без убыли. Сие и
другое сему подобное, мне кажется, благовествует
благодать сего дня и место сего собрания. Но что делать
мне при таком множестве народа, мне тихогласному и
медленному в слове, речь которого едва слышна
предстоящим, при шуме, заглушающем слова? Ибо иначе, я
занял бы ваше внимание добрыми повествованиями о том,
каким образом прекрасное сообщество сорока (мучеников)
вместе подвизалось и вместе повсюду нашло себе жилище;
как они и повсюду разделяются и друг у друга гостят по
местам. Каждый, получивший как благодатный дар, часть их
останков, приял все целое явление мучеников; ибо все
они, соделавшиеся едино о Господе, чрез одного вселяются
и все, в полном своем числе. Но не заслужит ли порицания
наше слово за то, что умолчало о начале повествования о
них? Какое же начало? Добрая и досточтимая юность,
превосходная вера, которая соделала всех их избранными,
сияющими красотою, величием подобными молодым деревьям в
летнем цвете.... Видите ли, как речь заглушается
смятением и слово прерывается шумом, так что мы,
обуреваемые возгласами народа, как бы некоторым
волнующимся морем, по необходимости должны прибегнуть в
тихую пристань молчания? Если же по благодати Божией у
нас будет для второй (части) слова удобство при
спокойствии слушающих, то ныне оставленное восполнится
Богу содействующу. Ему слава во веки веков. Аминь.
Григорий Нисский, святитель
Азбука веры
***
Труды святителя Григория Нисского:
- Второе похвальное слово Святому первомученнику Стефану
- Первое похвальное слово Святому первомученнику Стефану
- "К Армонию. О том, что значит имя и название "христианин""
- "К эллинам. На основании общих понятий"
- "Каноническое послание святаго к Литоию епископу Мелитинскому"
- "На Святую Пасху о воскресении"
- "На свое рукоположение"
- "О блаженствах. Слово первое"
- "О блаженствах. Слово второе"
- "О блаженствах. Слово третье"
- "О блаженствах. Слово четвертое"
- "О блаженствах. Слово пятое"
- "О блаженствах. Слово шестое"
- "О блаженствах. Слово седьмое"
- "О блаженствах. Слово восьмое"
- "О блаженствах. Слово седьмое"
- "О блаженствах. Слово восьмое"
- "О жизни Моисея законодателя, или о совершенстве в добродетели"
- "О молитве. Слово первое"
- "О молитве. Слово второе"
- "О молитве. Слово третье"
- "О молитве. Слово четвертое"
- "О молитве. Слово пятое"
- "О чревовещательнице. Письмо к епископу Феодосию"
- "Об устроении человека"
- "Против учения о судьбе"
- "Слово о божестве Сына и Духа и похвала праведному Аврааму"
- "Опровержение Евномия. Книга первая"
- "Опровержение Евномия. Книга вторая"
- "Опровержение Евномия. Книга третья"
- "Опровержение Евномия. Книга четвертая"
- "Опровержение Евномия. Книга пятая"
- "Опровержение Евномия. Книга шестая"
- "Опровержение Евномия. Книга седьмая"
- "Опровержение Евномия. Книга восьмая"
- "Опровержение Евномия. Книга девятая"
- "Опровержение Евномия. Книга десятая"
- "Опровержение Евномия. Книга одиннадцатая"
- "Опровержение Евномия. Книга двенадцатая"
- "Большое огласительное слово"
- "Опровержение мнений Аполлинария (антиррик)"
- "Против Аполлинария к Феофилу, епископу Александрийскому"
- "К Авлавию, о том, что не "три Бога""
- "К Симпликию, о вере"
- "Слово о Святом Духе против македонян духоборцев"
- "Слово против Ария и Савеллия"
- "О душе и воскресении. Диалог с сестрой Макриной"
- "О младенцах, преждевременно похищаемых смертью. К Иерию"
- "Каноническое послание святаго Григория Нисскаго к Литоию епископу Мелитинскому 372–394 гг."
- "Трактат святого Григория Нисского о том, что и сам Сын подчинится Тому, Кто подчинил Себе всё"
- "О Шестодневе"
- "О надписании псалмов"
- "Точное истолкование Екклезиаста Соломонова"
- "Изъяснение Песни песней Соломона"
- "На слова Писания: "а блудяй, во свое тело согрешает" 1Кор. 6:18"
- "О девстве"
- "Послание о жизни преподобной Макрины"
- "К Олимпию о совершенстве"
- "О цели жизни по Боге и об истинном подвижничестве"
- "Слово на день Светов, в который крестился наш Господь"
- "Слово на Вознесение"
- "Слово о Святом Духе"
- "Похвальное слово великомученику Феодору (Тирону)"
- "Первое похвальное слово святым сорока мученикам"
- "Второе похвальное слово святым сорока мученикам"
- "Похвальное слово святым сорока мученикам, произнесенное во храме их"
- "Слово о жизни святого Григория Чудотворца"
- "Слово на день памяти Василия Великого, родного брата"
- "Похвальное слово преподобному отцу нашему Ефрему"
- "Надгробное слово Мелетию Великому, епископу Антиохийскому"
- "О нищелюбии и благотворительности. Слово первое"
- "О нищелюбии. Слово второе"
- "Против отлагающих Крещение"
- "Против ростовщиков"
- "Против тяготящихся церковными наказаниями"
- "Слово к скорбящим о преставившихся от настоящей жизни в вечную"
- "Письма"
|