Григорий Нисский. О блаженствах. Слово
пятое
Память: 10 / 23 января
Григорий Нисский (около 335 - 394) -
христианский богослов и философ, епископ города Ниссы.
Один из трёх великих "каппадокийцев" - младший брат Василия Великого, близкий друг Григория
Богослова. Автор многочисленных проповедей, догматико-полемических, экзегетических и нравственно-аскетических произведений. За исключением
его мнения о конечности адовых мук и всеобщем спасении людей его работы отличаются ортодоксальностью и глубиной мысли.
Святитель Григорий Нисский. Мозаика храма Святой Софии в Новгороде, XI века
***
Блажени милостивии: яко тии помиловани
будут (Мф.5:7)
Иаков в некоем видении узрев лествицу,
простирающуюся от земли до небесной высоты, и
утверждающегося на ней Бога, загадочно научен был, может
быть, чему-то такому, что теперь с нами делает учение
посредством блаженств, восходящих к оному непрестанно
возводя к возвышеннейшим мыслям. Ибо и там, патриарху в
виде лествицы, как думаю, изображена добродетельная
жизнь, чтобы и сам он дознал и тем, кто будет по нем,
передал, что не иначе можно возвыситься до Бога, как
только всегда взирая в горнее и имея непрекращающееся
вожделение высшего, а потому не любил останавливаться на
том, в чем уже преуспел, но почитал для себя ущербом,
если не касается того, что еще выше. Так и здесь высота
блаженств одного пред другим приуготовляет к тому, чтобы
приблизиться к самому Богу, истинно блаженному и
утверждающемуся во всяком блаженстве. Без сомнения, же,
как к премудрому приближаемся мудростью, и к чистому
чистотою, так и блаженному усвояемся путем блаженств;
потому что блаженство есть то, что в подлинном смысле
свойственно Богу; почему и поведал Иаков, что Бог
утверждашеся на таковой лествице (Быт.22:13). Посему
участие в блаженствах не иное что есть, как общение с
Божеством, к которому Господь возводит нас сказанным
теперь.
Посему, кажется мне, что в предлагаемой
беседе о блаженстве тем, что по порядку в ней следует,
некоторым образом делает Он Богом того, кто слушает и
разумеет слово сие. Ибо говорит: блажени милостивии, яко
тии помилованы будут. Известно из многих мест
божественного Писания, что милостивым святые мужи
называют Божие могущество. Так Давид в песнопениях, так
Иона в своем пророчестве, так великий Моисей во многих
местах своего законоположения именуют Божество. Посему,
если Богу приличествует название милостивым, то не Богом
ли соделаться призывает Слово и тебя, как украшенного
свойством Божества? Ибо если в богодухновенном Писании
Бог именуется милостивым, а истинно-блаженно Божество;
то явствует по порядку вытекающая из сего мысль, что,
если кто, будучи человеком, делается милостивым, то он
сподобляется Божия блаженства, достигнув того, чем
именуется Божество. Милостив Господь и праведен, и Бог
наш милует (Пс.114:4). И не блаженно ли паче человеку
называться и стать тем, чем за дела Свои именуется Бог? Ревноватьже о дарованиях высших советует собственными
своими словами и божественный Апостол (1Кор. 12:31).
Но у нас не та цель, чтобы убедить нам
себя, желать хорошего; потому что само собою лежит это в
естестве человеческом, - иметь стремление к хорошему,
но, чтобы не ошибаться нам в суждении о хорошем. Ибо
жизнь наша по большей части погрешает в том, что не
можем в точности познать, что хорошо по естеству, и что
обманчиво таковым представляется. А если бы порок в
жизни представлялся нам, во всей наготе, неприкрашенным
каким-либо призраком хорошего, то не предавалось бы ему
человечество. Посему потребно нам уменье, чтобы понять
предлагаемое изречение, и изучив истинную лепоту
заключающейся в нем мысли, образовать по оной себя. И
мысль о Боге естественно вложена во всех людей; но по
незнанию истинно сущего Бога бывает погрешность в
предмете чествования; ибо одними чествуется истинное
Божество, умопредставляемое в Отце, Сыне и Святом Духе;
а другие заблудились в нелепых предположениях, примыслив
досточтимое нечто в тварях; и вследствие этого уклонение
от истины в малом открыло вход нечестию. Так в
рассуждении предлежащей нам мысли, если не поймем
истинного смысла, не малый будет ущерб для нас,
погрешивших в истине.
Посему, что такое милость, и в чем ее
деятельность? Почему блажен обратно приемлющий, что
дает? Ибо сказано: блажени милостивии: яко тии
помилованы будут. Ближайший смысл сего изречения
призывает человека к взаимной любви и сострадательности;
потому что по неравенству и несходству житейских дел не
все живут в одинаковых обстоятельствах, относительно к
достоинству и устройству тела, и достатку во всем
прочем. Жизнь по большей части делится на
противоположности, различаясь рабством и господством,
богатством и бедностью, славою и бесславием, дряхлостью
тела и добрым здоровьем, и всем тому подобным. Посему,
чтобы недостаточное пришло в равенство изобилующим, и
скудное восполнилось избыточествующим, Господь узаконяет
людям быть милостивыми к ннсшим; ибо невозможно иначе
побудить к уврачеванию беды ближнего, как только если
милость смягчит душу к принятию такого побуждения; так
как милость познается из противоположного жестокости.
Как жестокий и свирепый недоступен приближающимся, так
сострадательный и милостивый приходить как бы в одно
расположение с нуждающимся, для опечаленного делаясь
тем, чего требует скорбный его ум; и милость, как
протолкует иной, дав понятию сему определение, есть
произвольная печаль, производимая чужими бедствиями.
Если же не точно выразили мы значение сего слова; то,
может быть, яснее истолкуется другим понятием: милость
есть исполненное любви расположение к претерпевающим со
скорбью что-либо для них обременительное. Ибо, как
жестокость и зверство имеют началом ненависть, так и
милость некоторым образом происходить от любви, и ее
только имеет своим началом. И если кто в точности
исследует отличительное свойство милости, то найдет, что
это усиление исполненного любви расположения,
соединенное с ощущением печали. Иметь общение в хорошем
заботятся все одинаково, и враги, и друзья; но желать
участвовать в прискорбном свойственно только обладаемым
любовью. А из всех привязанностей в этой жизни
могущественнейшею признается любовь, и милость есть
усиление любви. Конечно, в собственном смысле
достоблажен, у кого душа в таком расположении, как у
достигшего самого верха добродетели.
И никто да не представляет себе
добродетель сию состоящею в одном вещественном; ибо в
таком случае преспеяние в подобном, без сомнения, будет
достоянием того только, кто имеет некоторую возможность
к благотворительности. Но, мне кажется, справедливее в
таком деле смотреть на производств.
Кто пожелал только доброго, но встретил
препятствие к тому, чтобы сделать хорошее, потому что не
имел возможности, тот по расположению души ничем не
меньше доказавшего изволение свое делами.
А сколько пользы для жизни, если кто
принимает в этом смысле значение сего блаженства, -
излишнее дело о том и рассуждать; потому что и самым
детям явны преспеяния, совершаемый в жизни по этому
совету. Если, предположим так, во всех произойдет такое
соотношение души с униженным, то не останется уже ни
высшего, ни низшего, и жизнь не будет делиться по
противоположности имен; не отяготит человека бедность,
не унизить рабство, не опечалить бесчестие, потому что
все у всех будет общее; и равенство прав, и свобода
говорить водворятся в жизни человеческой, когда
изобилующие добровольно сравняется с недостаточным. Если
же будет сие, то не останется никакого предлога к
вражде; бездейственна тогда зависть; мертва ненависть,
чужеземцами соделаются тогда злопамятство, ложь, обман,
война - все эти порождения похоти - иметь у себя больше.
По истреблении же оного не сострадательного
расположения, конечно, подобно какому-то худому корню,
исторгнуты будут и отпрыски порока, а по искоренении дел
лукавых, на место их выступить целый список всего
доброго: мир, правда и весь ряд представляемого
наилучшим. Посему что блаженнее этого, так вести жизнь,
не запорам и засовам вверяя безопасность своей жизни, но
безопасность сию находя друг в друге? Как жестокий и
зверонравный неприязненными себе делает испытавших его
свирепость; так напротив все делаются
благорасположенными к милостивому, потому что милость в
получивших ее естественно раждает любовь.
Посему милость, как показало слово, есть
матерь благорасположения, залог любви, союз всякого
дружественного расположения: и при сей надежной опоре
можно ли примыслить что-либо более твердое для этой
жизни? Потому слово справедливо ублажает милостивого,
когда столько благ оказывается в его имени. Но хотя
всякому не безызвестно, что совет сей полезен для жизни;
однако же, мне кажется, смысл оного нечто большее
понимаемого с первого взгляда таинственно дает видеть
указанием на будущее; ибо сказано: блажени милостивии:
яко тии помиловани будут, как будто воздаяние милостивым
за милость отложено на последок.
Посему оставив этот удобопонятный, и
многими с первого взгляда находимый, смысл, попытаемся,
сколько будет сил, по возможности проникнуть умом за
внутреннейшую завесу. Блажени милостивии: яко тии
помилованы будут. В этом уже слове можно дознать некое
возвышенное учение, а именно, что Сотворивший человека
по образу Своему в естество твари вложил начатки всех
благ, так что не от вне входит в нас; хорошее, но в
нашей воле, какое нам угодно, как бы из сокровищницы
какой, брать благо из естества. Ибо от части научаемся
судить о целом, что невозможно кому-либо получить
желаемое иначе, как если сам себе дарует это благо.
Посему Господь говорит негде слушателям: царствие Божие
внутрь вас есть (Лк.17:21); и: всяк просяй приемлет, и
ищай обретаете, и толкущему отверзется (Мф.7:8); так что
получить желаемое, и обрести искомое, и стать среди
вожделенных нам благ - в нашей воле, как скоро захотим
сего, и от нашего зависит это произвола. А в следствие
сего приводимся и к противоположной мысли, а именно, что
наклонность к худому происходит не от вне, по какой-либо
понуждающей необходимости; но вместе с соизволением на
зло, составляется самое зло, тогда приходя в бытие,
когда избираем его; само же по себе, в собственной своей
самостоятельности, вне произвола, зло нигде не находится
состоящим. Из сего ясно открывается самоправная и
свободная сила, какую Господь естества устроил в
естестве человеческом для того, чтобы от нашего
произволения зависело все, и доброе, и худое. А
Божественный суд, следуя неподкупному и правдивому
приговору, сообразно с нашим произволением уделяет
каждому, что человек приобрел сам себе. Овым убо, как
говорит Апостол, по терпению дела благаго, славы и чести
ищущим, живот вечный; а противляющимся истине,
повинующимся же неправде: гнев, скорбь, и все, что
именуется строгим воздаянием (Рим.2:7,8). Ибо как точные
зеркала показывают изображения лиц такими, каковы лица в
действительности, у веселых веселыми, а у угрюмых
посупленными; и никто не обвинит свойства зеркала, если
угрюмым окажется изображение лица поникшего от унылости;
так и правдивый Божий суд уподобляется нашим
расположениям; и каково то, что в нашей воле, таковым же
соделает и свое воздаяние. Приидите, скажет,
благословеннии (Мф.25:31); идите проклятии (41). Неужели
внешняя какая необходимость определяет в удел стоящим
одесную оный сладостный, а стоящим ошуюю - строгий глас?
Не за то ли, что делали, первые получили милость? А
другие не тем ли, что жестоко обходились с соплеменными,
жестоким для себя соделали Божество? Не миловал
бедствующего у ворот нищего утопавший в роскоши богач.
Этим и себя лишил милости, и имея нужду в помиловании,
не услышан; не потому что одна капля нанесла бы ущерб
великому источнику, но потому что с жестокостью
несоединима и капля милосердия. Ибо кое общение свету ко
тьме (2Кор.6:14)? Человек, сказано, еже аще сеет, тожде
и пожнет: яко сеяй в плоть, от плоти пожнет истление, а
сеяй в дух, от духа пожнет живот вечный (Гал.6:7.8).
Человеческое произволение, как думаю, есть сеяние, а
воздаяние за произволение - жатва. Обилен благами клас у
избравших такое сеяние; многотрудно собирание терний у
посевающих в жизни тернистые семена; потому что человеку
непременно надлежит пожать то, что посеял; иначе и быть
не может.
Блажени милостивии: яко тии помиловани
будут. Какое человеческое слово изобразит глубину
мыслей, заключающихся в сем слове? Положительность и
неопределенность изречения дают повод доискиваться
чего-то большего против сказанного, потому что не
прибавлено: кто те, на кого надлежит милости простирать
свое действие, но сказано просто, что блажени
милостивии. Ибо, может быть, слово сие дает нам разуметь
нечто подобное тому, что значение милости состоит в
связи с блаженным плачем. Там был достоин ублажения, кто
проводить жизнь в плаче. И здесь, кажется мне, Слово
разумеет тоже учение. В каком бываем расположении от
чужих бедствий, когда некоторые из близких нам встречают
какие либо тяжкие скорби, или лишившись отеческого дома,
или нагими спасшись от кораблекрушения, или доставшись в
руки разбойникам на суше или море, или из свободных
сделавшись рабами, из живших счастливо - пленниками, или
понесши другое какое подобное зло, между тем как дотоле
испытывали жизнь в каком-то благополучии, - посему какое
при этом болезненное расположение бывает в душах наших;
тем паче гораздо благовременнее, может быть, в нас самих
возбудиться подобной мысли об унизительном в жизни
перевороте. Ибо, когда рассудим, как светла та наша
обитель, из которой мы изгнаны, как подпали мы власти
разбойников, как обнажились, погрязши в глубине этой
жизни, каких и скольких владык навлекли на себя вместо
свободного и самозаконного жития, как блаженство жизни
пресекли смертью и тлением; тогда, если займемся сими
мыслями, возможно ли, чтобы милость обращена была на
чужие бедствия, и душа не ощутила жалости к себе самой,
рассуждая, что она имела, и чего лишилась? Ибо что
бедственнее этого плена? Вместо наслаждения в раю
наследовали мы в жизни болезненную и многотрудную
область; вместо оного бесстрастия приняли на себя тысячи
бедствий от страстей; вместо высокого оного жития и
сопребывания с Ангелами осуждены жить с зверями земными,
и жизнь ангельскую бесстрастную обменили на скотскую.
Кто без труда исчислит жестоких мучителей жизни нашей,
этих неистовых и свирепых властелинов? Жестокий
властитель - раздражение, другие подобные - зависть,
ненависть, страсть гордыни; какой-то бешеный и свирепый
мучитель, презирающий нас, как невольников, - это
невоздержный помысел, порабощающий себе для страстных и
нечистых услуг. А мучительство любостяжательности не
превосходить ли меру всякой жестокости? Поработив бедную
душу, всегда принуждает исполнять ненасытимые свои
пожелания, непрестанно принимая в себя и никогда не
наполняясь, подобно какому-то многоглавому зверю,
тысячами челюстей передающему пищу в ненаполнимое чрево,
у которого приобретение никогда не служит хотя малым
насыщением, но всегда получаемое делается пищею и
поджегою к пожеланию большего. Посему кто же, поняв
бедственную эту жизнь, останется безжалостно и
немилосердно расположенным к таким бедствиям? Но причина
и того, что не милуем себя самих, заключается в не
ощущении зол; например, чем страждут неистовствующие от
сумасшествия, для которых преизбыток зла состоит в том,
что отъемлется чувство того, что терпят? Посему, если
кто узнает себя, каков он был прежде, и каков в
настоящее время (говорит же где-то и Соломон: себе
познающии премудри (Притч.13:10)), то никогда таковой не
перестанет быть милостивым, а за таковым расположением
души естественно последует и Божия милость. Почему
сказано: блажени милостивии: яко тии помилованы будут.
Помилованы они, а не другие. Сим Господь
уясняет мысль, как бы сказал кто: блаженное дело иметь
попечение о телесном здоровье. Кто имеет сие попечение,
тот проживет здоровым. Так и милостивый весьма блажен;
потому что плод милости делается собственным достоянием
милующего, как на основании нами найденного теперь, так
и в следствие исследованного прежде, разумею об
оказывающем сострадательность души к чужим бедствиям.
Ибо одинаково доброе дело есть то и другое, и себя
самого миловать по сказанному, и сострадать о злосчастии
ближнего: потому что произволение человека относительно
к низшим при превосходстве власти показывает правдивость
суда Божия, почему человек некоторым образом сам себе
судия, и в суде над подчиненными себе самому произносит
приговор. Итак поелику веруем, и действительно веруем,
что весь род человеческий предстанет пред судищем
Христовым, да приимет кийждо, яже с телом содела, или
блага, или зла (2Кор.5:10); поелику (дерзновенно может
быть и говорить о сем, однако ж скажем, если только
возможно постигнуть рассудком и уразуметь неизреченное и
незримое блаженство в воздаянии милостивым) происшедшему
в душах благорасположению к оказывающим милость и после
настоящей жизни в получивших милость естественно
остаться навсегда в жизни будущей: то поэтому не
вероятно ли, что благодетель, если и во время суда будет
узнан облагодетельствованными, расположит к себе душу
восхвалять его благодарственными гласами пред Богом
всякой твари? Да и в каком другом блаженстве будет иметь
нужду на таком зрелище провозглашаемый за дела
доблестные? Ибо евангельское слово научает, что и
облагодетельствованные будут при суде Царя над
праведными и грешными. К тем и другим обращается Он с
указанием, как бы перстом давая знать о том, что перед
ними: понеже сотвористе единому сих братий Моих меньших
(Мф.25:40). Ибо словом: сих показывается присутствие
облагодетельствованных.
Скажи теперь мне ты, неодушевленное
вещество имуществ предпочитающий будущему блаженству:
что за блеск такой у золота? Что за сияние такое у
дорогих камней? Что за убранство такое от одежд в
сравнении с оным благом, предлагаемым упованию? Когда
Царствующий над тварью открыто явит Себя человеческому
роду, велелепно восседая на превознесенном престоле,
когда окрест Его видимы будут бесчисленные тьмы Ангелов,
и когда очам всех откроется неизреченное царство
небесное; а также в противоположность сему показаны
будут страшные мучения; и среди сего весь человеческий
род от первой твари до всей полноты приведенных в бытие,
в страхе и надежде будущего, предстанет с недоумением,
многократно приводимый в содрогание исполнением
ожидаемого для тех и других; потому что и жившие с
доброю совестью не уверены в будущем, видя, что другие
лукавою совестью, как бы каким исполнителем казни,
влекутся в ужасную оную тьму: а между тем и этот, при
хвалебных и благодарственных гласах
облагодетельствованных, исполненный дерзновения,
приведен будет делами к Судие; тогда ужели по
вещественному богатству станет вычислять он свою благую
часть? Ужели согласится, чтобы, вместо сих благ, все
горы, и равнины, и долины, и моря, преобратившись,
сделались золотом?
А кто богатство свое тщательно скрывал
под печатями, запорами, за железными дверями, в
безопасных тайных местах, и стекающееся у него вещество
прятать и хранить у себя предпочитал всякой заповеди;
того, если стремглав повлечется в темный огонь, все, в
этой жизни испытавшие его жестокость и немилосердие,
станут укорять, и скажут ему: помяни, яко восприял еси
благая твоя на животе твоем (Лк.16:25); в твердынях с
богатством своим заключил ты милость, и на земле оставил
милосердие; не принес в эту жизнь человеколюбия, и не
имеешь, чего не имел; не находишь, чего не полагал; не
собираешь, чего не расточал; не пожинаешь, чего не сеял;
жатва твоя достойна сеяния; сеял ты горечь, собирай ее
рукояти; уважал ты жестокость, имей при себе, что любил;
ни на кого не смотрел сострадательно, и на тебя никто не
посмотрит с сожалением: презирал ты скорбящего, презрят
и тебя гибнущего; бегал ты случаев оказать милость, и от
тебя побежит милость; гнушался ты нищего, возгнушается и
тобою, кто от тебя быль в нищете. Если сказано будет это
и подобное этому, то где окажется золото? где блестящие
сосуды? где печатями приданная сокровищам безопасность?
где для ночной стражи приставленные псы и запас оружий
на злоумышленников? Где записанный в книгах приметы? Что
они значат против плача и скрежета зубов? Кто озарит
тьму? Кто угасить пламень? Кто отвратить неумирающего
червя?
Уразумеем поэтому, братия, Господне
слово, в немногом научающее нас так многому о будущем, и
соделаемся милостивыми, чтобы стать чрез это блаженными
о Христе Иисусе Господе нашем. Ему слава и держава во
веки веков! Аминь.
Григорий Нисский, святитель
Святоотеческое наследие
***
Труды святителя Григория Нисского:
- Второе похвальное слово Святому первомученнику Стефану
- Первое похвальное слово Святому первомученнику Стефану
- "К Армонию. О том, что значит имя и название "христианин""
- "К эллинам. На основании общих понятий"
- "Каноническое послание святаго к Литоию епископу Мелитинскому"
- "На Святую Пасху о воскресении"
- "На свое рукоположение"
- "О блаженствах. Слово первое"
- "О блаженствах. Слово второе"
- "О блаженствах. Слово третье"
- "О блаженствах. Слово четвертое"
- "О блаженствах. Слово пятое"
- "О блаженствах. Слово шестое"
- "О блаженствах. Слово седьмое"
- "О блаженствах. Слово восьмое"
- "О блаженствах. Слово седьмое"
- "О блаженствах. Слово восьмое"
- "О жизни Моисея законодателя, или о совершенстве в добродетели"
- "О молитве. Слово первое"
- "О молитве. Слово второе"
- "О молитве. Слово третье"
- "О молитве. Слово четвертое"
- "О молитве. Слово пятое"
- "О чревовещательнице. Письмо к епископу Феодосию"
- "Об устроении человека"
- "Против учения о судьбе"
- "Слово о божестве Сына и Духа и похвала праведному Аврааму"
- "Опровержение Евномия. Книга первая"
- "Опровержение Евномия. Книга вторая"
- "Опровержение Евномия. Книга третья"
- "Опровержение Евномия. Книга четвертая"
- "Опровержение Евномия. Книга пятая"
- "Опровержение Евномия. Книга шестая"
- "Опровержение Евномия. Книга седьмая"
- "Опровержение Евномия. Книга восьмая"
- "Опровержение Евномия. Книга девятая"
- "Опровержение Евномия. Книга десятая"
- "Опровержение Евномия. Книга одиннадцатая"
- "Опровержение Евномия. Книга двенадцатая"
- "Большое огласительное слово"
- "Опровержение мнений Аполлинария (антиррик)"
- "Против Аполлинария к Феофилу, епископу Александрийскому"
- "К Авлавию, о том, что не "три Бога""
- "К Симпликию, о вере"
- "Слово о Святом Духе против македонян духоборцев"
- "Слово против Ария и Савеллия"
- "О душе и воскресении. Диалог с сестрой Макриной"
- "О младенцах, преждевременно похищаемых смертью. К Иерию"
- "Каноническое послание святаго Григория Нисскаго к Литоию епископу Мелитинскому 372–394 гг."
- "Трактат святого Григория Нисского о том, что и сам Сын подчинится Тому, Кто подчинил Себе всё"
- "О Шестодневе"
- "О надписании псалмов"
- "Точное истолкование Екклезиаста Соломонова"
- "Изъяснение Песни песней Соломона"
- "На слова Писания: "а блудяй, во свое тело согрешает" 1Кор. 6:18"
- "О девстве"
- "Послание о жизни преподобной Макрины"
- "К Олимпию о совершенстве"
- "О цели жизни по Боге и об истинном подвижничестве"
- "Слово на день Светов, в который крестился наш Господь"
- "Слово на Вознесение"
- "Слово о Святом Духе"
- "Похвальное слово великомученику Феодору (Тирону)"
- "Первое похвальное слово святым сорока мученикам"
- "Второе похвальное слово святым сорока мученикам"
- "Похвальное слово святым сорока мученикам, произнесенное во храме их"
- "Слово о жизни святого Григория Чудотворца"
- "Слово на день памяти Василия Великого, родного брата"
- "Похвальное слово преподобному отцу нашему Ефрему"
- "Надгробное слово Мелетию Великому, епископу Антиохийскому"
- "О нищелюбии и благотворительности. Слово первое"
- "О нищелюбии. Слово второе"
- "Против отлагающих Крещение"
- "Против ростовщиков"
- "Против тяготящихся церковными наказаниями"
- "Слово к скорбящим о преставившихся от настоящей жизни в вечную"
- "Письма"
|