Григорий Нисский. Послание о жизни
преподобной Макрины
Память: 10 / 23 января
Григорий Нисский (около 335 - 394) -
христианский богослов и философ, епископ города Ниссы.
Один из трёх великих "каппадокийцев" - младший брат Василия Великого, близкий друг Григория
Богослова. Автор многочисленных проповедей, догматико-полемических, экзегетических и нравственно-аскетических произведений. За исключением
его мнения о конечности адовых мук и всеобщем спасении людей его работы отличаются ортодоксальностью и глубиной мысли.
Святитель Григорий Нисский. Мозаика храма Святой Софии в Новгороде, XI века
***
I. По форме это произведение, в
соответствии со своим заголовком, представляется
посланием, но по объему оно переходит границы,
допустимые для послания, и, ради которого ты подал мне
мысль взяться за перо, не вмещающееся в рамки
[приближается к пространному историческому
повествованию]. Однако нас оправдывает сам предмет
послания. Ты, конечно, не забыл о том случае, когда,
намереваясь по обету посетить Иерусалим и увидеть места,
хранящие памятные знаки пребывания в них воплотившегося
Господа, я встретился с тобой в городе Антиоха, и
разнообразные у нас с тобой завязались беседы
(невозможно ведь было проводить эту встречу в молчании,
при том, что Твоя Разумность находила многочисленные
темы для разговора), а затем, как это часто бывает в
таких случаях, беседа плавно перешла в воспоминания о
некоем достойном человеке. Жена была предметом нашего
разговора, если только это была жена. Я, право, даже не
знаю, подобает ли называть ее по естеству, ее, ставшую
выше естества. Повествование же наше основано не на
пересказе чужих слов, но на том, что преподал нам
собственный опыт и что в точности воспроизвело слово, не
прибегая ни к каким посторонним свидетельствам. Ибо не
чужой для моей семьи была достопамятная эта дева, так,
чтобы нужно было узнавать от других о связанных с нею
чудесах, но произросла она от одних со мной родителей
бывши начатком плодов материнского чрева. Когда же ты
подтвердил, что история благих [людей и дел] приносит
некую пользу, тогда, чтобы не ушла без следа,
поглощенная молчанием, та, что своим любомудрием
вознеслась к высшим пределам человеческой добродетели, я
счел нужным послушаться тебя и изложить историю ее
жизни, сколь могу, кратко, в безыскусном и простом
повествовании.
II. Макрина было имя этой девы. Некогда
же всеми в нашей семье почитаема была другая Макрина,
бывшая матерью моего отца и прославившаяся исповеданием
Христа в пору гонений, в честь которой и была названа
родителями девочка. Но это было имя, вслух произносимое
всеми, кто ее знал, было же и другое, нареченное ей
втайне, прежде чем она в родовых муках появилась на
свет, данное по некоему откровению. Ибо и мать ее была
столь добродетельна, что во всем руководствовалась волей
Божией, и так сильно стремилась к житию чистому и
непорочному, что и брак не избрала бы по своей воле. Но
поскольку была она круглой сиротой, а в пору [юности]
цвела такой красотой телесной, что молва о ней многих
побуждала искать ее руки, и возникла даже угроза, что
если она с кем-либо сочетается [браком] по доброй воле,
то претерпит какое-нибудь нежелательное оскорбление,
затем что обезумевшие ее красоты уже готовы были
решиться на похищение. По этой ее причине, избрав
человека известного и уважаемого за безупречность
поведения, она нашла в нем хранителя своей жизни и
вскоре, впервые испытав родовые муки, стала матерью той,
[о ком мы ведем речь]. И когда приспел срок разрешиться
ей от бремени, задремав, она увидела, что будто бы уже
держит на руках дитя, которое еще носила под сердцем, и
некто, ростом и благообразием превосходящий человека,
явившись ей, назвал лежащую у нее на руках девочку
именем Феклы, той самой Феклы, житие которой хорошо
известно девственницам. Произнеся это трижды, он исчез
из виду и дал облегчение мукам, так что лишь только она
пробудилась ото сна, так увидала, что сон сделался явью.
А [прозвучавшее] имя и стало тайным именем [девочки].
Мне, однако, кажется, что не столько руководя
родительницей в выборе имени произнес его явившийся
[ей], сколько предрекая жизненный путь новорожденной и
показывая, что будет он таким же, как у ее соименницы.
III. Тем временем дитя росло, и хотя
была у него своя собственная няня, больше нянчила его
мать на своих собственных руках. Переступив же порог
младенчества, [девочка] стала проявлять способности во
всем, чему обучают детей, и к какому бы занятию ни
направляло ее родительское решение, в том она и являла
искру дарования. Мать, конечно, стремилась дать девочке
воспитание, но только не то внешнее всестороннее
образование, основу которого составляет изучение
творений поэтов уже в раннем возрасте. Она же считала
неприличным и совершенно недопустимым, чтобы страстями
трагедий (женскими страстями, вдохновившими поэтов и
составившими содержание их произведений), или
непристойностями комедий, или [изучением] причин
бедствий Илиона поучалась нежная и восприимчивая душа
[ребенка], затем что она некоторым образом замутняется
от этих бесстыдных рассказов о женщинах. Не они, но те
книги богодухновенного Писания, которые наиболее
доступны пониманию в самом раннем возрасте, – вот что
было для девочки предметом изучения; преимущественно же
Премудрость Соломонова, а из нее более всего то, что
побуждает к высоконравственной жизни. Не оставались для
нее неизвестными и творения Псалмопевца, из которых она
в положенное время прочитывала определенную часть: с
постели она вставала или к занятиям приступала,
отдыхала, за еду принималась или из-за стола выходила, в
постель ложилась или на молитву становилась – повсюду
сопровождала ее псаломская песнь, точно некая благая
спутница, не покидавшая ее ни в какое время.
IV. Подрастая среди таких и подобных
занятий, а кроме того, приучив руку к искусному прядению
шерсти, достигла она двенадцатого года жизни, возраста,
когда неудержимо начинает распускаться цветок юности. И
здесь приходится только подивиться, что красота ее,
будучи сокрыта от взоров, все-таки не утаилась от людей
и что, казалось, во всем ее отечестве не находилось
такого чуда красоты и изящества, которое могло бы
сравниться с ней; не было и живописца, мастерство
которого способно было бы изобразить нечто подобное. Но
никакие ухищрения искусства, [с помощью которых
художники] посягают на великое, так что и образы самих
стихий способны запечатлеть, не могли бы передать всю
прелесть ее наружности. По этой причине целый рой
искателей ее руки одолевал родителей. Тогда отец (а он
поистине был благоразумен и умел оценить подлинно
прекрасное), выделив из прочих одного юношу, славного
родом и отличавшегося целомудрием, только закончившего
образование, решил обручить с ним дочь, как только она
достигнет брачного возраста. Юноша в то время подавал
большие надежды и как один из желанных свадебных даров
преподносил отцу девушки свои успехи в красноречии,
выступая с речами в защиту обиженных. Но зависть
пресекла светлые надежды, похитив его из жизни в
достойной сожаления юности.
V. Для девушки не были тайной замыслы
отца. Но когда со смертью юноши виды на ее [замужество]
расстроились, она, нарекши "браком" отцовский выбор,
словно бы уже исполнилось назначенное ей, сама решила
остаться безбрачной, приняв это решение с твердостью,
неожиданной для [своего] возраста. И хотя родители часто
заводили с ней разговор о браке, ибо многие,
привлеченные молвой о ее красоте, желали посвататься,
она отвечала, что немыслимо и преступно не чтить
святости единожды благословленного отцом брака и быть
вынуждаемой на новый, в то время как в природе
[человека] только один брак, как рождение одно и одна
смерть. Она настойчиво повторяла, что обрученный с ней
по воле родителей не умер, но его, "Богови" живущего
(Рим. 6:9) в надежде воскресения, должно считать
отлучившимся из дома, а не мертвым, и что немыслимо было
бы не хранить верности уехавшему жениху. Такими речами
отражая натиск пытавшихся переубедить ее, она в конце
концов поняла, что единственной защитой благому ее
выбору будет решение никогда, [буквально] ни на
мгновение не разлучаться со своей матерью, так что мать
часто говорила, что если остальных детей она выносила в
течение положенного срока, то ее, каким-то образом все
еще не покинувшую материнского чрева, так постоянно и
носит в себе. Однако матери не было докучным и
бесполезным общество дочери. Ведь многих служанок
заменила прислуживающая ей дочь, и обе они в отношении
друг друга совершали некое благое [взаимное] воздаяние:
одна пеклась о душе девушки, другая – о телесных
[нуждах] матери, выполняя любую требуемую работу. Часто
она сама занималась даже выпечкой хлеба для матери, что,
впрочем, первоначально не входило в круг ее
обязанностей. Но прилагая руки к послушаниям,
[связанным] с таинствами, она решила, что такого рода
занятия вполне соответствуют ее образу жизни, и когда у
нее оставалось [время], стала снабжать мать
собственноручно приготовленной пищей. Но этим не
ограничивалась ее помощь [матери]: она разделяла все ее
заботы. Ведь у той было четыре сына и пять дочерей, и
трех областей правителям надо было платить налоги, так
как владения ее были разбросаны по этим [областям]. Мать
поэтому разрывалась между этими заботами, а отец уже
отошел из жизни. Во всем этом она стала матери опорой,
делила с ней заботы и тяжесть скорбей облегчала. Итак, с
одной стороны, материнское руководство сохранило
беспорочной ее жизнь, постоянно протекавшую у матери на
глазах, всегда под ее надзором, с другой – и сама она
незаметно направляла [мать] к той же цели, – я имею в
виду [цель, преследуемую] любомудрием, – понемногу
приучая ее к жизни беспопечительной и простой.
VI. Когда же мать благополучно устроила
судьбу сестер в соответствии с желанием каждой, вернулся
из училищ, где долгие годы обучался наукам, достославный
Василий, брат нашей героини. И несмотря на то, что она
столкнулась с его крайним самомнением по поводу [своей]
учености, и пренебрежением ко всем принятым правилам, и
надменным сознанием превосходства над всеми славными
[людьми] провинции, она с такой быстротой наставила его
на стези истинного любомудрия, что он, забыв мирское
тщеславие и презрев [желание] вызывать восхищение
ученостью, сам сделался ревнителем той же трудовой и
самосозидательной жизни и в совершенном нестяжании
беспрепятственно устремился на путь добродетели.
Впрочем, житие его и последующие деяния, которыми он
стал известен во всей [земле, простирающейся] под
солнцем, и славой затмил всех просиявших добродетелью,
потребовали бы пространного описания и долгого времени.
Мне же лучше вернуться к предмету моего [рассказа].
VII. Итак, когда иссякло все, что
вносило в их жизнь многопопечительность, [Макрина]
убедила мать оставить привычный уклад и внешнюю пышность
и помощь прислуги, к которой та привыкла за прошедшие
годы, сравняться образом мыслей с большинством
[домочадцев] и самим раствориться в среде девушек,
которых имели при себе, из рабынь и служанок сделав их
сестрами и ровней. Однако здесь я хотел бы добавить
нечто малое к основному повествованию, чтобы не обойти
вниманием то событие, в котором еще яснее проявилась
сила духа этой девы.
VIII. Вторым из четверых братьев, после
великого Василия, был Навкратий, счастливым сочетанием
природных качеств: и телесной красотой, силой, и
ловкостью, и способностями ко всему – выделявшийся среди
прочих. Достигнув двадцать второго года своей жизни, он
представил на суд публики опыты собственных сочинений,
после чего весь театр сотрясался [от бурного восторга]
слушателей. Однако велением Промысла Божия он презрел
все, чем занимался, и удалился от мира для жизни
уединенной и нестяжательной; [удалился] в некоем сильном
порыве духа, ничего не взяв с собой, кроме самого себя.
Лишь один из домочадцев по имени Хрисафий последовал за
ним, движимый дружеской преданностью и желанием для себя
такого же пути. А тот стал жить наедине с самим собой,
поселившись в каком-то отдаленном [уголке] на берегу
Ириса. Ирис – это река, пересекающая [область] Понт,
которая, беря начало от самой Армении, через наши края
устремляет течение к Эвксинскому Понту. Близ этой реки
найдя место, заросшее густым лесом и скрытое в ущелье за
нависающим обрывистым склоном горы, юноша жил там в
уединении, оказавшись вдали от городского шума, [будней]
военной службы и судебного красноречия. Так,
освободившись от всего житейского, наполняющего шумом
человеческую жизнь, он стал своим трудом служить неким
старцам, угнетенным бедностью и болезнью, сочтя, что
такое попечение пристало избранному им пути. Будучи
хорошо знаком со всеми видами охоты и приносил старцам
пищу, в то же время укрощая трудами свою юность. Также и
на материнские просьбы, если когда получал от нее какое
приказание, он с готовностью откликался; и так,
направляя жизнь по пути двойного подвига, обуздания
юности при мощи трудов и заботы о матери, он, следуя
божественным заповедям, прямым путем шествовал к Богу.
IХ. И уже пятый год проводил он таким
образом, живя жизнью истинного мудреца и доставляя
великое утешение матери и тем, что собственную жизнь
украшал целомудрием, и тем что прилагал усилия для
исполнения любой просьбы родительницы. Но затем матери
пришлось пережить – как мне думается по злоумышлению
вражьему – тяжелое и трагическое событие, которое и всю
семью повергло в скорбь и печаль. Внезапно он был
исхищен из жизни, притом, что ни предшествующая болезнь
не предвещала несчастья, ни какая другая подобная
причина из числа обычных и известных, какие могут
вызвать смерть молодого человека. Он же отправился на
охоту, посредством которой доставлял пропитание своим
престарелым подопечным, а обратно был доставлен к своему
жилищу мертвым, и с ним – его сотоварищ по жизни,
Хрисафий. Мать была вдали от [места] происшествия,
находясь от него на расстоянии трех дней пути, но кто-то
пришел к ней с известием о несчастье. Она же, хотя и
совершенна была во всех добродетелях, но все же естество
ее возобладало, и рассудок (λογιομος) уступил страданию
(παθος) (или можно и как страсть малодушия, неверия в
Промысел Божий), горестная весть сбила ее с ног – так
благородный атлет бывает сражен неожиданным ударом.
X. Тогда-то и проявилась доблесть
достославной Макрины, когда, выставив против страдания
рассудок, она и сама и пала [духом], и, став опорой
матери в ее немощи, воздвигла ее из пучины скорби,
[примером] собственной твердости и не сгибаемости [как
ребенка] обучая душу матери мужеству. Поэтому и мать не
была поглощена своим горем и не отдавалась ему по-женски
малодушно – так, чтобы в голос оплакивать свою беду, или
рвать на себе одежду, или причитать о несчастье, или
скорбными песнопениями усиливать рыдания. Она молча
подавляла порывы естества, превозмогая их помощью
доводов собственного рассудка, и тех, которые приводила
дочь для облегчения боли. Вот когда сильнее всего
раскрылась великая и возвышенная душа этой девы, потому
что и ее естество испытывало те же [побуждения]. Братом
ведь был ей, и из братьев любимейшим тот, кто был
похищен смертью, [да еще] так [внезапно]. Однако, сама
став над естеством, она и мать подняла вместе с собой
своей рассудительностью и поставила выше страдания,
собственным примером направляя ее к терпению и мужеству.
Впрочем, само житие ее, всегда возвышавшееся
добродетелью, не давало матери случая, чтобы сокрушаться
о потерянном более, нежели радоваться об уцелевшем.
XI. Когда же у матери все дети выросли,
кончились заботы об их воспитании и дальнейшем
устройстве, и то [имущество], которое отягощало [ее]
земными попечениями, в основном было распределено между
детьми, тогда, как было уже сказано, жизнь девы
сделалась для матери образцом, [направив и ее] к житию
столь [же] любомудренному и безбытному. [И она, убедив
мать] отказаться от всех своих привычек, возвела ее в
собственную меру смиренномудрия и подготовила к тому,
чтобы вступить на равных в сообщество дев, с тем, чтобы
и пища, и постель, и все необходимое для жизни было у
них поровну и всякая разница положений была в их жизни
устранена. И такова была уставность их жития, и столь
высоко любомудрие, и [столь] благочестивы занятия, в
которых проводили они дни и ночи, что [все это]
превосходит всякое словесное описание. Ибо [жили они],
словно души, смертью освобожденные от тел, а также от
всех земных забот – именно так жизнь их была удалена и
очищена от всякой житейской суетности и строилась в
подражание житию ангельскому. Не замечалось в них ни
гнева, ни зависти, ни ненависти, ни презрения, и ничего
другого в том же духе; само стремление к суетному: к
чести и славе, [внешнему] блеску, роскоши и всему
подобному – было отринуто. Негой же было воздержание,
славой – безвестность, богатством – нестяжание и умение
всякий вещественный избыток, словно прах, отряхнуть от
тел, и не было в жизни ничего, что считалось бы за дело,
а не за поделье, кроме как о божественном попечение, да
молитва непрестанная, да несмолкаемое славословие, равно
продолжавшееся на протяжении дня и ночи, – все это было
и дело, и от дел отдохновение. Какое слово человеческое
способно изобразить таковое житие, когда протекало оно
на грани естества человеческого и бестелесного? Ибо
степень свободы от человеческих страстей превосходила
естество человека, хотя в теле пребывание, в зримом
образе явление, органами чувств обладание – [все это]
ангельскому бестелесному естеству уступало. Впрочем,
можно было бы отважиться сказать, что различие это
несущественно, затем что, живя во плоти, они, по подобию
сил бестелесных, не отягощались бременем тела, но их
состояние (ζωη) было вышеестественным и надмирным,
сопредельным с силами небесными. Срок же такого жития
был немалый, и успехи [лишь] возрастали со временем,
поскольку любомудрие прирастанием чаемых благ возводило
[их] к еще большей чистоте.
XII. И был ей первым помощником в
стремлении к высокой этой жизненной цели один из
единоутробных братьев, по имени Петр, [рождением]
которого был положен предел родовым мукам матери. Ибо
был он последним отпрыском родителей, одновременно сыном
и сиротой нареченным. Ведь как только он появился на
свет, ушел из жизни отец. И тогда старшая из сестер – о
которой наш рассказ, – забрав его, малое время после
самого рождения питавшегося от сосцов, у кормилицы,
стала вскармливать сама и дала ему наилучшее воспитание,
с младых ногтей приохотив его к священным наукам, чтобы
не позволить его душе уклониться во что-либо суетное.
Но, сделавшись для мальчика всем: отцом, учителем,
детоводителем, матерью, советчицей во всяком добром
деле, – она вырастила его таким, что он еще до того, как
вышел из детского возраста, еще в цветущую пору нежного
отрочества уже устремился к высокой цели любомудрия. И
по природной одаренности он приобрел навык во всяком
ручном ремесле, без руководителя в совершенстве осваивая
любое дело, обучение которому обычно дается с трудом и
со временем. Погоней же за внешним знанием он пренебрег,
считая природу достаточным учителем во всякой благой
науке. И так, всегда беря пример с сестры и считая ее
образцом всего благого, он до такой степени преуспел в
добродетели, что своими достижениями на этом поприще,
казалось, не уступал великому Василию. Однако все это
было в более позднее время. Тогда же он заменял матери и
сестре всех [прочих], помогая им приблизиться к жизни
ангельской. Когда однажды случился жестокий голод и
многие, привлеченные молвой о благотворении, отовсюду
стекались в их уединенный приют, он, со [своей]
находчивостью, сумел так умножить кормления, что от толп
посетителей пустынь казалась городом.
XIII. В это время мать, достигнув
старости маститой, отошла ко Господу, испустив последний
вздох на руках обоих детей. Достойны увековечения слова
ее благословения, какими она напутствовала детей, ибо
она не забыла и всех отсутствующих, каждого помянув в
свой черед, так что никто не оказался обделен
благословением, в особенности же присутствующих,
препоручив их Богу в молитве. И в то время, как они с
двух сторон сидели возле ее ложа, она, взяв их обоих за
руки, обратила к Богу свои последние слова: "Тебе,
Господи, приношу начаток и [Тебе] жертвую десятину от
плодов чрева. Вот эта – перворожденная, начаток родовых
мук, а этот – последний, их завершение. Тебе посвящаются
оба по закону, они суть приношение Тебе. Да снизойдет
благословение на сей мой начаток и на сию десятину", – с
этими словами она поочередно указала на дочь и на
отрока. А затем, вместе с благословением окончила и
жизнь, завещав детям положить ее тело в отеческой
гробнице. Они же, выполнив ее последнюю волю,
устремились еще выше к цели любомудрия, соревнуясь со
своей [прежней] жизнью и побивая собственные достижения
все новыми и новыми.
XIV. В это время велий во святых Василий
назначается предстоятелем великой Кесарийской Церкви. Он
и брата вводит в освященный клир священства, посвятив
его собственными священнодействиями. И в это время,
благодаря священству [Петра, их] жизнь становиться еще
более благочестивой и святой, а любомудрие –
возвышенным. По прошествии восьми лет, на девятый год по
всей вселенной славный Василий от людей преселяется к
Богу, повергнув в скорбь и отечество, и всю землю.
[Сестра], до которой горестную эту весть издалека
донесла молва, конечно, восскорбела душой о такой потере
(ибо как могло не тронуть ее горе, которому со страдали
даже враги истины). Однако недаром говорят, что проба
золота многократно проверяется в различных плавильных
печах, и если что в нем не поддается первой закалке,
отделяется во вторую, в последнюю же нечистая примесь в
веществе истребляется полностью, и тогда лишь получается
золото высшей пробы, когда оно пройдет все испытания и
ничего нечистого в нем не останется. Примерно так же
получилось и с ней, когда высокий ее разум прошел
испытание различными бедами и напастями и с их помощью
открылась неподдельность и несокрушимость этой души:
впервые – с гибелью одного брата, потом – в расставании
с матерью и в третий раз – когда гордость семьи,
Василий, отошел из жизни. Она же устояла, словно
непобедимый атлет, не сломленная никаким ударом судьбы.
XV. Шел уже девятый месяц со дня этого
печального события – или чуть больше, – когда в городе
Антиоха собрался Собор епископов, в котором принимали
участие и мы. И когда мы вновь отправились каждый к
себе, до завершения года мне, Григорию, захотелось
повидать сестру. Ибо уже долгое время навестить ее не
давали обстояния искушений, которые я претерпевал
повсюду, будучи изгнан с родины сторонниками ереси. Я
стал подсчитывать время, в течение которого искушения
препятствовали свидеться, и перерыв оказался немалым: он
исчислялся без малого восемью годами. Когда же я
проделал значительную часть пути и оставалось расстояние
одного дня, некий образ, представившийся во сне, внушил
мне мрачные предчувствия на будущее. Увидел же я во сне,
что держу в руках мученические мощи, и от них исходит
свет, как от чистого зеркала, когда оно отражает солнце,
так что зрение мое притуплялось от нестерпимого блеска.
И когда за ночь это видение повторилось трижды, я, хоть
и не мог разгадать значения сна, душой предчувствовал
какую-то печаль и стал ждать последующих событий чтобы
понять смысл видения. И вот, оказавшись вблизи от того
уголка, где сестра столь ангельски и пренебесно
проводила свою жизнь, я спросил у одного из знакомых
сначала о брате, дома ли он. Когда тот ответил, что вот
уже четвертый день, как он выехал нам навстречу, я
понял, в чем дело: он поехал нас встречать другой
дорогой. Затем я спросил о самой достославной. И когда
он сказал, что она больна, я приложил все усилия к тому,
чтобы как можно быстрее преодолеть остаток пути. Ибо
какой-то вещий страх поверг меня в смятение.
XVI. Когда я прибыл на место, то,
поскольку молва заранее возвестила братству о моем
прибытии, весь строй мужей с мужской половины вышел мне
навстречу – в их обычае было чествовать желанных [гостей
такой встречей]. Сонм же дев с женской половины чинно
ожидал нашего приближения в церкви. И когда завершились
молитва и благодарение, и девы, преклонив головы под
благословение, скромно удалились, возвращаясь каждая к
себе, и ни одной из них не осталось возле нас, я, оценив
увиденное, [а именно то], что настоятельницы среди них
не было, проследовал за провожатым в дом, где находилась
сама достославная. Провожатый распахнул передо мной
двери, и я очутился внутри святой этой обители. Больная
была уже в тяжелом состоянии, однако лежала не на ложе
каком-нибудь или на мягкой постели, но на полу, на
доске, покрытой мешковиной, с другой доской, положенной
под голову, заменявшей подушку, – закрепленная наклонно,
она поддерживала в удобном положении шею и голову.
XVII. Увидев меня в дверях, она
приподнялась на локте, однако встать и подойти была не в
состоянии, ибо силы ее были подточены лихорадкой.
Упершись руками в пол и, насколько было можно,
поднявшись на своем низком ложе, она выказала [знаки]
почтения. Я бросился к ней и, поддерживая руками ее
поникшую к земле голову, вернул ей привычную опору,
усадив ее в прежнем полулежачем положении. Она же,
воздев молитвенно руку, сказала: "И сию Ты оказал мне
милость, Господи, и не отказал мне в желании моем, и
подвиг служителя Твоего на посещение рабы Твоей". И,
чтобы не принести душе моей никакого огорчения, она
сдержала глубокий вздох, силясь утаить одышку, и,
стараясь выглядеть радостной, ласковыми словами начала
разговор и стала засыпать меня вопросами, побуждая и
меня [к приятной беседе]. Когда же в свой черед разговор
коснулся памяти великого Василия, у меня заныла душа, и
голова печально опустилась, и слезы закапали из глаз.
Она же настолько была далека от того, чтобы вместе с
нами снизойти к нашему горю, что, соделав печальное это
событие предметом возвышенного богомыслия, произнесла в
память святого удивительное слово, рассуждая о
человеческом естестве и Божием домостроительстве, словом
[своим] открывая явления Промысла, заслоняемые мраком, и
рассказывая о грядущей жизни так, словно была
вдохновляема Святым Духом. И мне показалось, что и моя
душа от этих слов почти что рассталась с человеческим
естеством и вступила в обители небесные, возведенная к
ним такой беседой.
XVIII. И подобно тому, что слышим мы в
истории Иова, как этот муж, покрытый по всему телу
гнойными ранами, слившимися в одну гнойную язву,
рассудком не позволял своим чувствам сосредоточиваться
на боли, но, хотя тело его и страдало, сам он не
утрачивал силы духа и не прерывал своего рассуждения о
высших предметах, нечто подобное я увидел у оной
достославной: притом что лихорадка сжигала все ее силы и
гнала ее к смерти, она, как если бы тело ее охлаждалось
росой, беспрепятственно устремляла свой ум к созерцанию
высокого, не испытывая никакого ущерба от такого недуга.
И если бы [от этого] повествование не растягивалось до
бесконечности, я воспроизвел бы всю ее речь по порядку:
как возвышенно и мудро она говорила нам о душе и
излагала причины пребывания во плоти, вследствие чего и
с какой целью создан человек, и почему он смертен, и
откуда смерть, и каково освобождение от нее и
возвращение к жизни. Обо всем этом, словно вдохновляемая
силой Святого Духа, она говорила ясно, последовательно,
речью, текущей в совершенной легкости, подобно воде,
беспрепятственно изливающейся из источника и стекающей
по склону.
XIX. Когда же она окончила свою речь:
"Пора тебе, – сказала, – брат, утомленному трудным
путешествием, немного отдохнуть телом". И хотя для меня
прекрасным и истинным отдыхом было видеть ее и слушать
дивные ее слова, но поскольку ей это было приятно и
угодно, я, чтобы во всем выказать послушание наставнице,
удалился отдохнуть в один из близлежащих садов и нашел
там желанное пристанище в тени деревьев, обвитых
виноградными лозами. Однако все это не могло доставить
радости моим чувствам, ибо душа была полна тревожных
ожиданий. Мне казалось, что то сонное видение приоткрыло
[свою] тайну. Ведь в самом деле то, что я увидел, и были
мощи святого мученика, для греха умершие, живущей же в
них благодатью Духа сияющие. Об этом я рассказал одному
из ранее слышавших от меня о сновидении. И так как мы,
конечно, опечалились в предчувствии надвигающейся беды,
она, каким-то образом догадавшись о наших мыслях,
послала нам некое ободряющее извещение, в котором
убеждала нас не падать духом и в отношении нее надеяться
на лучшее, ибо она почувствовала поворот к
выздоровлению. В самом деле, как бегун на ристалище,
обогнавший соперника, приближаясь к мечте, стремясь к
награде и чая победного венка, сам ликует в душе и тем
из зрителей, кто к нему благосклонен, сообщает радость
победы – с теми же чувствами и она убеждала нас
надеяться на лучшее, уже устремляясь к "почести вышнего
звания" (Флп. 3: 14) и повторяя про себя слова апостола:
"Прочее убо соблюдается мне венец правды, егоже воздаст
ми... праведный Судия" (2Тим. 4: 8), ибо "подвигом
добрым подвизался, течение скончал, веру соблюдоx"
(2Тим. 4: 7). Мы же, воспрянув духом от доброго
известия, согласились отведать приготовленного угощения,
оно было разнообразно и изобиловало всем, что радует
душу, – та, достославная, и такой заботой не
погнушалась.
XX. Когда же снова мы предстали пред ее
очами – ибо она не оставила нас проводить досуг в
одиночестве, – воскресив в памяти всех, кого знала с
юности, она, как по писанному, стала рассказывать по
порядку все, что хранила в памяти: и из жизни родителей,
и что было еще до моего рождения, и что было потом.
Целью же рассказа было благодарение Богу. Так, говоря о
родителях, она показывала, что богатство их казалось
современникам славным и примечательным не столько
изобилием, сколько [тем, что оно было явным знаком]
человеколюбия Божия. Ведь у родителей отца имущество
было отнято за исповедание Христа, а дед наш по
материнской линии был казнен вследствие императорского
гнева, а все, что он имел, перешло к другим владельцам.
И, несмотря на это, по вере их благосостояние выросло
настолько, что, пожалуй, и не было в те времена никого,
кто бы их превосходил. И когда имущество, по числу
детей, было поделено на девять частей, по благословению
Божию у каждого из них оно умножилось настолько, что
достаток детей стал еще выше родительского. Сама же она
из причитающегося ей наравне с прочими братьями и
сестрами для себя не оставила ничего, но все по заповеди
предала в руки священника. Сама же она под водительством
Божиим стала жить так, что никогда не покладала рук в
делании заповедей и не угождала людям, так что не от
человеческих благодеяний являлись у нее средства для
достойной жизни, а она не отказывала просящим и не
искала дающих, в то время как
Бог тайно, как бы из неких семян, из скудных ее
средств [Своим] благословением взращивал обильные плоды.
XXI. Потом я стал рассказывать о своих
бедах, которые претерпел: как вначале преследовал меня
император Валент, а после этого церковное нестроение
принесло нам труды и невзгоды. "Отчего не оставишь ты, –
воскликнула она, – своего безрассудного пренебрежения к
Божественным благам? Отчего не уврачуешь неблагодарную
свою душу? Отчего не сравнишь свою [участь] с
родительской? Хотя, конечно, по обычаю этого мира именно
этим мы более всего гордимся: славным своим родом и
рождением от благородных [родителей]. Великим, – сказала
она, – в прежние времена считался наш отец по своей
учености. Однако слава его не выходила за пределы
местных судилищ. И впоследствии, когда он обучал
риторскому искусству других, молва о нем не перешла
границ Понта, но он довольствовался известностью в своем
отечестве. Ты же, – продолжала она, – известен городам,
и народам, и племенам, тебя Церкви призывают в союзники
и Церкви посылают на защиту истинной веры – и ты не
видишь явной милости Божией? И ты не понимаешь причины
всех этих благ: ведь это молитвы родительские возносят
тебя на высоту, в то время как сам ты нисколько к этому
не готов!"
XXII. Слушая такие ее рассуждения, я
желал, чтобы протяженность дня увеличилась и
[рассказчица] так и не прекращала бы услаждать мой слух.
Но голоса поющих призывали начать светильничные молитвы,
и, отпустив меня в церковь она, достославная,
устремилась в молитве к Богу. И так прошла ночь. Когда
же настал день, по тому, что я увидел, мне стало ясно,
что наступивший день положит последний предел ее жизни
во плоти, ибо лихорадка истощила все отпущенные ей
природой силы. Она же, видя слабость, проявившуюся в
наших мыслях, пыталась отвлечь нас от грустных
предчувствий, вновь изливая столь же прекрасные слова на
опечаленную душу, меж тем как дыхание ее стало слабым и
стесненным. Я тогда испытывал самые противоречивые
чувства: естество, как и следовало [ожидать],
отягощалось тоской, что больше никогда не услышу я
звуков ее голоса, [ибо я видел], что похвала нашего века
вот-вот расстанется с жизнью. Тем не менее душа словно
бы приходила в [священное] исступление от этого зрелища
и, казалось, незаметно выходила за пределы обычного
естественного [состояния]. Она даже при последнем
издыхании не допустила ни одной чуждой мысли
относительно надежды на переселение [в мир иной] и
нисколько не испугалась расставания с жизнью, но до
последнего вздоха упражнялась в любомудрии, сохраняя
высокий [строй] мысли в отношении всего, что было ей
суждено от начала. Мне казалось, что это свойство уже не
человеческое, но как если бы некий ангел, которому чужда
и непривычна жизнь во плоти, домостроительно принял
человеческий вид: лишь для него нет ничего необычного в
том, чтобы блюсти мысли в бесстрастии, ибо плоть не
увлекает его в свои страсти. Потому, казалось мне, в
этот час она соделала явной для всех присутствующих ту
божественную и чистую любовь, которую прежде хранила в
тайне и питала в глубинных уголках души, и открыла
стремление сердца поспешить к желанному, что [уже]
должна была вскоре встретиться с Ним, освободившись от
оков тела. Ведь, в самом деле, это был словно бы побег к
возлюбленному, и никакая другая из радостей этой жизни
не привлекала к себе ее взора.
ХХIII. И вот уже большая часть дня
миновала, и солнце стало клониться к закату. Ее же
вдохновение не убывало, но, напротив, чем ближе виделся
исход, тем нетерпеливее, созерцая красу Жениха, в
возрастающем влечении она устремлялась к желанному,
обращая слова [свои] уже более не к нам, присутствующим,
но к Самому Тому, Кого беспрепятственно лицезрела очами.
Будучи на ложе своем обращена лицом к востоку, она
прекратила разговор с нами и оставшееся время беседовала
в молитве с Богом, воздевая руки и шепча слабеющим
голосом, так что мы с трудом разбирали слова. Молитва же
ее была такова, что, без сомнения, достигала Бога и была
Им услышана.
XXIV. "Ты, – сказала она, – Господи,
упразднил в нас "страх смерти" (Евр. 2: 15).
Ты жизни истинной началом соделал нам
конец здешней жизни.
Ты в [положенный] нам срок упокоеваешь
сном тела и вновь пробуждаешь их "в последней трубе"
(1Кор. 15: 52).
Ты на время вверяешь земле землю нашу,
ей же дал образ Своими руками и вновь взимаешь то, что
вложил, нетлением и благодатью преображая смертное наше
и безобразное.
Ты избавил нас от клятвы и греха, став
тем и этим нас ради.
Ты "сокрушил еси главу змиеву" (Пс. 73:
14), зияющей пастью поглотившего человека чрез
преслушание.
Ты указал нам путь к воскресению,
разрушив врата ада и "упразднив имущего державу смерти"
(Евр. 2: 14).
Ты "дал еси боящимся Тебе знамение" (Пс.
59: 6), образ святого Твоего креста на низвержение
сопротивного и во утверждение жизни нашей.
О Боже вечный, Ему же "привержена есмь
от... чрева матери" (Пс. 21: 11),
"Егоже возлюби душа моя" (Песн.
1: 6)
всею крепостью,
Ему же посвятила я плоть и душу от
юности моей и доныне,
Ты мне посли светлого ангела, да отведет
он меня к месту прохладному, где "вода покойная" (Пс.22:
2) у лона святых отец.
Пресекший пламя огненного меча и
возведший в рай человека, сораспявшегося Тебе и
улучившего милость Твою,
И меня помяни во Царствии Твоем, ибо и я
сораспялась Тебе пригвоздив страхом плоть мою и
убоявшись судов Твоих.
Да не отлучит меня страшная пропасть от
избранных Твоих.
Да не противостанет завистник на пути
моем, и да не обрящется пред очами Твоими грех мой,
ежели, побежденная немощью естества нашего, словом,
делом или помышлением я согрешила.
"Имый власть... на земли отпущати грехи"
(Мф. 9: 6; Мк. 2: 10), остави ми, "да почию" (Пс. 38:
14) и обретусь пред очами Твоими "в совлечении тела"
(Кол. 2: 11) моего, "не имущи скверны или порока" (Еф.
5: 27) на душе моей, но да предастся душа моя
безупречной и незапятнанной в руце Твои, "яко кадило
пред Тобою"(Пс. 140: 2)".
XXV. И одновременно с произнесением этих
слов она положила печать крестного знамения на очи, уста
и на сердце. Вскоре же и язык, иссушенный горячкой,
перестал ясно выговаривать слова, и голос ослабел, и по
одному только шевелению губ и движению рук мы могли
понять, что она пребывает в молитве. Так наступил вечер,
и когда внесли светильник, она обвела глазами помещение
и явственно устремила взгляд на источник света, желая
прочитать светильничные молитвы. Поскольку же голоса не
было, она исполнила свое желание (προθεσις) в сердце,
сопровождая молитву движением рук и шевелением губами в
такт внутреннему голосу. И, завершив благодарение, она
поднесла руку ко лбу, чтобы перекреститься, ознаменовала
тем самым окончание молитвы и, сделав глубокий вздох,
вместе с молитвой завершила и жизнь. И так как более она
не дышала и не двигалась, я вспомнил о поручении,
которое она дала нам при первом же свидании, сказав, что
хочет, чтобы мои руки закрыли ей глаза и мною были
проведены все надлежащие приготовления тела, и поднес к
святому лику обессилевшую от горя руку, чтобы не
показалось, что я пренебрег поручением. Глаза ее не
нуждались в том, чтобы к ним прикасались, поскольку
были, как при естественном сне, благообразно прикрыты
веками. Так же и губы ее были естественно сомкнуты, и
руки благопристойно сложены на груди, и все тело само
собой хранило подобающее положение и не нуждалось в
руке, наводящей порядок.
XXVI. Тоска моей души нагнеталась с двух
сторон: и тем зрелищем, которое я видел, и тем, что в
ушах моих звучали скорбные стенания дев. Ибо некоторое
время они сдерживались и молчали, заключив муку в душе,
как будто боясь упрека даже и безмолвных уст: как бы не
опечалилась их поступком наставница, если они нарушат
правило и издадут какой-либо звук. Но как если бы огонь
прожигал их души изнутри, когда они более не могли
сдерживаться и молчать, стали в изобилии прорываться
горькие и неутешные рыдания, так что и мой рассудок уже
не мог удержать меня в спокойствии, и я, словно
увлеченный излившимся потоком, был потоплен им и, забыв
о присутствующих, всецело предался плачу. И мне все-таки
кажется, что девушки имели достаточные и серьезные
основания для такого выражения скорби. Ведь они
оплакивали не просто утрату чего-то привычного,
какого-то земного покровительства, из-за чего обычно
скорбят в несчастьях люди. Эти же как будто разлучались
с самой надеждой на Бога и спасение душ, так они рыдали
и причитали в горе, говоря: "Погас светоч очей наших!
Померк свет путеводительства душ! Поколебалось основание
жизни нашей! Не стало печати нетления! Распалась связь
единомыслия! Сокрушилась пора ослабевающих! Отнято
врачевство изнемогающих! С тобой и ночь как день
чистотою жизни просвещалась, ныне же и день во мрак
претворится". Еще сильнее, в сравнении с прочими,
разжигали скорбь называвшие ее матерью и кормилицей. Ибо
были и такие, кого она, подобрав во время голода
брошенными на улице, сама вскормила и воспитала и
наставила к жизни чистой и непорочной.
XXVII. Когда же я с трудом, точно из
некоей пучины, восставил душу мою и устремил свой взгляд
на священную сию главу, тогда, словно почувствовав [со
стороны покойной] упрек за беспорядок, создаваемый
скорбными возгласами рыдающих, сказал громким голосом,
взывая к девам: "На нее посмотрите и ее наставления
вспомните, которыми она учила вас во всем сохранять
порядок и приличие. Одно лишь время для слез Божия эта
душа вам назначила, заповедав вам проливать их во время
молитвы. К чему ныне и следует обратиться, преложив
стенания и плач в единодушное псалмопение". Последнее я
сказал особенно громко, стараясь перекрыть голосом звуки
рыданий. Затем я велел им ненадолго перейти в соседний
дом, оставив [при ней] некоторых из них, услугами
которых она охотно пользовалась при жизни.
XXVIII. Среди них была одна женщина
благородного [сословия] (по состоятельности и
родовитости), которая в юности отличалась и телесной
красотой, и прочими выдающимися качествами. Сочетавшись
браком с одним из [мужей] высшего достоинства и прожив с
ним малое время, она в молодом возрасте была выпряжена
из супружеского ярма и, соделав достославную Макрину
хранительницей и детоводительницей своего вдовства,
большую часть [жизни] провела среди дев, учась у них
добродетельному житию. Имя этой женщины было Ветиана, а
ее отец, Араксий, был одним из членов высшего совета.
Именно ей я и сказал, что не будет предосудительно, по
крайней мере, сейчас покрыть тело более пышным одеянием
и богатыми пеленами украсить эту чистую и непорочную
плоть. Она же сказала, что следует узнать, что именно
решила на этот счет сама святая. Ведь было бы неудобно
нам сделать что бы то ни было против ее желания. В любом
случае, то, что угодно и приятно Богу, было по душе и
ей.
XXIX. И была [еще] одна, руководившая
хором дев и посвященная в диаконисы; имя ее было
Лампадион. Она сказала, что достоверно знает, как
распорядилась покойная относительно погребения. И когда
я спросил у нее об этом (ибо она по случаю
присутствовала при [нашем] совещании), она со слезами
стала рассказывать следующее: "Взамен украшения чистоту
своей жизни приготовила святая. Она была ее нарядом при
жизни, она стала ее погребальным убранством. Того же,
что служит для приукрашивания тела, ни при жизни она не
собирала, ни для настоящей надобности не приберегла, так
что даже если мы захотим, не найдем ничего кроме того,
что есть здесь". "Так, значит, и в кладовых ничего
нельзя найти", – спросил я, – такого, что могло бы
украсить погребальный одр?" "В каких", – спросила она, –
кладовых? У тебя перед глазами все, что припасено. Вот
плащ, вот покрывало на голову, вот стоптанные сандалии
на ноги. Таково все богатство, таков весь прибыток!
Ничего кроме того, что ты видишь, не скрыто в сундуках
каких-нибудь или потайных комнатах. Одно хранилище знала
она для богатства: сокровищницу небесную. Вложив туда
все, ничего не оставила на земле". "Но что же, –
обратился я к ней [с вопросом], – если бы я пожертвовал
что-нибудь из того, что у меня самого приготовлено для
погребения, не будет ли ей это неприятно?" Она сказала,
что не думает, чтобы это было против ее правил. "Ведь
она и при жизни приняла бы от тебя такого рода дары по
двум причинам: из уважения к твоему сану и помня о вашем
близком родстве. Она не посчитала бы чужим для себя то,
что принадлежит брату. Потому-то она и распорядилась,
чтобы ты приготовил ее к погребению собственными
руками".
XXX. Когда было принято такое решение и
надлежало обвить пеленами святое это тело, мы, разделив
обязанности, взялись за работу и хлопотали каждый о
своем. И я, со своей стороны, велел кому-то из моих
принести облачение, упомянутая же Ветиана, убиравшая
своими руками священную эту главу, коснувшись шеи, вдруг
сказала, обратившись ко мне: "Смотри, какое украшение
надето на шею святой!" Сказав это и тотчас же развязав
сзади узел, она протянула руку и показала мне железный
крест и какой-то перстень из того же металла, которые,
связанные между собой тонкой леской, всегда находились у
сердца [усопшей]. И я сказал: "Пусть эта находка будет
общей. Ты возьми себе ограждающий крест, с меня же будет
довольно получить в наследство перстень. Ибо и на его
печатке вырезан крест". Внимательно рассмотрев его,
женщина вновь обратилась ко мне: "Не напрасно ты выбрал
себе именно эту вещь. Ведь оправа перстня полая, и в нее
вставлена частичка древа жизни! А эта печать сверху
своим изображением указывает на то, что внутри".
XXXI. Когда же настало время обернуть
одеждой чистое сие тело, и завещание достославной
обязало меня сослужить ей эту службу, присутствовавшая
при этом и получившая наравне со мной часть дивного
этого наследства сказала: "Не останься в неведении о
неописуемом и величайшем из совершенных святою сей
чудес". – "Каком?" – спросил я. Она же, обнажив участок
ее груди, сказала: "Видишь ли ты эту тонкую отметину под
кожей? Она похожа на след, оставленный тонкой иглой". И,
говоря это, она поднесла светильник поближе к месту,
которое она мне показывала. "Что же, – спросил я, –
удивительного в какой-то незаметной отметине,
запечатлевшейся в этой части тела?" "Это, – ответила
она, – памятный знак великой помощи Божией, который
остался на теле. Ибо некогда зародилась в этой части
тела некая неизлечимая болезнь, и возникла угроза, что
либо опухоль нужно будет вырезать, либо пагуба
распространится повсюду, если соприкоснется с областью
сердца. Тогда, – продолжала она, – мать просила и
умоляла ее прибегнуть к помощи врача, затем что и это
искусство дано Богом во спасение людей. Она же, сочтя,
что обнажить хотя бы часть тела перед посторонними
взорами невыносимее самой болезни, с наступлением
вечера, собственноручно оказав матери привычные услуги,
вошла внутрь святилища и всю ночь провела, взывая к Богу
с мольбой об исцелении и изливая на землю истекшую из
очей влагу, а потом воспользовалась, как лекарством,
размоченной слезами глиной. Мать, однако, была
недовольна и вновь стала убеждать ее обратиться к врачу.
Тогда она сказала, что для избавления от недуга ей
достаточно, чтобы мать своей рукой осенила больное место
крестным знамением. Когда же мать просунула руку под
одежду, чтобы перекрестить это место, крестная печать
возымела силу и болезни как не бывало. Но лишь этот, –
закончила она, – малый знак и тогда [уже] виднелся на
месте страшной опухоли, и остался до конца для того,
думаю, чтобы напоминать о Божием попечении и давать
повод и вдохновение для непрестанного к Богу
благодарения".
XXXII. Когда же труд наш был завершен и
тело было посильными средствами приготовлено к
погребению, диакониса сказала, что не подобает, чтобы
покойная, одетая, как невеста, была выставлена на
обозрение девам. "Но есть у меня", – говорила она, –
темный плащ, оставшийся после вашей матери, который, я
думаю, хорошо будет набросить сверху, чтобы этот
привнесенный одеждой блеск не затмевал ее собственной
святой красоты". Это мнение одержало верх, и плащ был
наброшен. Она же сияла и в темном, ибо, как я думаю,
божественная сила придала телу столь благодатную
красоту, что, как в том моем сне, явственно видилось
источаемое этой красотой сияние".
XXXIII. В то время, как мы были заняты
этими приготовлениями, а песнопения дев, смешанные с
плачем, оглашали окрестность, молва о случившемся, не
знаю, каким образом, распространилась повсюду, и все
местные жители стали стекаться к месту происшествия, так
что передний двор не мог вместить всех собравшихся.
Когда, наконец, панихида о ней окончилась песнопениями,
какие поются в похвалу мученикам, и настало утро, толпа
народу, стекшегося со всей округи, мужчин и женщин,
стенаниями заглушила псалмопение. Я же, хотя и скорбел
душой о горестном событии и, наблюдая происходящее,
заботился о том, чтобы, насколько возможно, ничего не
упустить из того, что следовало сделать, все же,
разделив по признаку пола стекшийся народ и толпу женщин
соединив с хором дев, а мужчин – со строем
монашествующих, устроил так, что полилось благозвучное и
согласное пение, словно от настоящего хора, в котором
отдельные голоса, сливаясь, составляют единство. Когда
же занялся день и уже вся окрестность вокруг обители
заполнилась толпами собравшихся, прибыл со всем сонмом
священства предстоятель этой местности, епископ, имя
которому Араксий; он и приказал понемногу начинать
двигаться похоронной процессии, поскольку путь предстоял
неблизкий, а скопление народа препятствовало более
быстрому движению; одновременно с этим он предложил
всему сопутствующему ему духовенству участвовать в
перенесении носилок с телом.
XXXIV. Когда это повеление было отдано и
мы приступили к его выполнению, я, подойдя к носилкам
спереди с одной стороны, предложил ему стать с другой, а
двое других почитаемых клириков взялись за заднюю часть
носилок, и мы, державшиеся спереди, мало-помалу
тронулись с места, а за нами началось движение.
Поскольку же народ теснился вокруг носилок и все жадно
стремились наблюдать это священное зрелище, нелегко и
отнюдь не без препятствий совершали мы свой путь.
Впереди шло множество диаконов и прислужников,
выстроившихся рядами по обе стороны от носилок и
возглавивших процессию; все они держали в руках восковые
свечи, и все происходящее напоминало таинственное
шествие с созвучным пением псалмов, разносившимся от
края до края, подобно пению трех отроков. Притом, что
только пять или восемь стадиев отделяло окраину от храма
святых мучеников, где покоились и тела наших родителей,
почти за целый день мы едва одолели этот путь. Ибо
множество людей, собравшихся и постоянно прибывавших,
как и следовало ожидать, не позволяло двигаться быстрее.
Когда наконец мы остановились в преддверии дома мертвых
и поставили носилки на землю, то прежде всего начали
молитву. А молитва подвигла народ к плачу. Ибо звуки
псалмопения стали тише, и когда девы устремили взоры на
святой лик усопшей и была открыта гробница родителей,
куда решено было положить ее, тогда одна из них, нарушив
благочиние, воскликнула, что с этого часа больше никогда
не увидим мы боговидного этого лика, и сразу все
остальные девы вслед за ней тоже заголосили, и бесчинные
эти вопли заглушили стройное и благолепное псалмопение,
и все присутствовавшие присоединились к плачу дев. И
лишь с трудом, после того, как и мы неоднократно
призывали к тишине, и глашатай побуждал всех к молитве и
возглашал привычные церковные возгласы, народ вернулся к
уставному образу молитвы.
XXXV. И когда молитва подошла к
положенному концу, меня охватил какой-то трепет перед
божественной заповедью, воспрещавшей открывать наготу
отца или матери. "И как, – подумал я, – не подпасть мне
под это осуждение, если я увижу общую человеческую
неприглядную наготу на родительских телах, уже
разложившихся и распавшихся и представляющих собой
безобразное и отвратительное месиво". Когда я размышлял
так и меня приводила в трепет память о негодовании Ноя,
обратившемся на его сына, сама история Ноя подсказала,
что надо делать. А именно: прежде, чем тела предстали
нашим взорам, мы прикрыли их чистым полотном, открыв
дверцу гробницы и с обеих сторон натянув полотно. И
таким образом скрыв тела за полотном, подняв с носилок
святое тело [усопшей], я и названный епископ этого края
положили ее рядом с матерью, выполняя их обоюдное
желание. Ибо обе всю жизнь единодушно молили Бога после
смерти срастворить их тела, чтобы единение, бывшее при
жизни, не расторгалось и по смерти.
XXXVI. Когда мы выполнили все положенные
обязанности и нужно было совершить обратный путь, я
припал к могиле и поцеловал прах, а на обратном пути
молился, подавленный и в слезах, помышляя, какого блага
лишился в своей жизни. На пути домой некий человек,
высокопоставленный военный, начальствовавший над войском
в одном городке области Понт, который назывался
Севастополь, живший там вместе со своими подчиненными,
радушно встретил меня, когда я оказался в этом городе,
и, услышав о моем несчастье и восприняв его близко к
сердцу (ибо происходил из семьи родственной нам и
знакомой), поведал мне историю одного совершенного
покойной чуда. Присовокупив [эту историю] к сказанному,
я завершу свое повествование. Когда мы осушили слезы и
перешли к беседе, он сказал, обращаясь ко мне: "Узнай,
сколь великое и небывалое благо ушло из земной жизни!"
И, произнеся это, так начал свой рассказ.
XXXVII. "Возникло некогда у нас, у жены
и у меня, стремление посетить, по усердию, пристанище
добродетели. Ибо, думается мне, именно так следует
называть место, в котором проводила дни блаженная эта
душа. С нами была и дочурка, у которой заразная болезнь
поразила глаз. Это было зрелище, внушавшее содрогание и
жалость: роговица вокруг зрачка покрылась от болезни
беловатым наростом. Когда мы прибыли в эту божественную
обитель, мы – я и моя супруга – расстались на время
посещения соответственно полу подвизавшихся в этом
месте, и я остановился на мужской половине, где
начальствовал Петр, твой брат, а она, оказавшись на
женской, сопребывала со святой. Проведя в обители
довольно времени, мы решили, что настала пора покинуть
этот уголок, и уже совсем собрались уезжать, как они оба
решили выказать нам свое расположение. Меня брат твой
уговаривал остаться и участвовать в монашеской трапезе,
а блаженная не отпускала мою жену. Взяв на руки нашу
дочурку, она сказала, что отдаст ее не прежде, чем мы
примем участие в трапезе и вкусим от изобилия
любомудрия. Она, как это принято, целовала ребенка и,
когда приблизила уста к его глазам, заметив пораженный
зрачок, сказала: "Если вы окажете мне честь и станете
участниками нашей трапезы, я вам отплачу платой, не
уступающей такой милости". "Какой же?" – спросила мать
ребенка, а достославная ответила: "Есть у меня
лекарство, способное исцелить эту болезнь". После этого
мне с женской половины пришла весточка о таком обещании,
и мы с радостью остались, [уже] не помышляя о
необходимости отправляться в путь.
XXXVIII. Когда прием закончился и души
наши были полны (ведь достославный Петр собственноручно
подавал нам угощения и воду для омовения, а святая
Макрина со всей подобающей обходительностью занимала мою
супругу), веселые и довольные мы пустились в путь и
дорогой обменивались впечатлениями. Я рассказал о том,
что видел и слышал на мужской половине, а она описывала
все в подробностях, словно боясь упустить хотя бы
малость. Докладывала же она все последовательно и как по
писаному, и когда настал черед рассказать о том, как
было обещано глазное лекарство, она, прервав рассказ,
воскликнула: "Что же мы наделали?! Как же мы пренебрегли
таким обещанием, целебной мазью, для нас
приготовленной!" Я тоже расстроился из-за такого
нерадения и приказал одному из слуг срочно отправиться
за лекарством, и тогда дитя, находившееся на руках у
кормилицы, случайно взглянуло на мать, и та, увидев его
глаза, воскликнула громким голосом, одновременно с
радостью и испугом: "Не печалься о нашем нерадении!
Смотри, нам уже не нужно ничего обещанного, затем что
истинное лекарство, исцеляющее болезни – молитвенное
врачевание, она нам дала, и оно уже подействовало, и на
глазу не осталось и следа от болезни, все очистило это
божественное лекарство!" И говоря это, она взяла ребенка
на руки и передала мне. И тогда я, мысленно вспоминая
невероятные чудеса Евангелия, сказал: "Что ж
удивительного в том, что рукою Бога отверзались очи
слепых, если Его раба, совершая такие исцеления по вере
в Него, соделала деяние, не намного уступающее Его
чудесам!" Когда он говорил это, у него от рыданий
пресекся голос и посреди рассказа полились слезы. Вот и
все, что поведал этот военный.
XXXIX. Многое и другое подобное мы
слышали от живших с ней рядом и в подробностях знающих о
ней все, но считаем неуместным включать это в свое
повествование. Ибо большинство людей считает в рассказах
достоверным лишь то, что доступно их разумению, то же,
что не вмещает ум слушателя, презирает, подозревая во
лжи. Поэтому я умолчу о том чудесном умножении хлеба во
время голода, когда совершенно не чувствовалось убывание
раздаваемого нуждающимся зерна: оно лежало горой и до
раздачи просящим, и после нее; и другое, еще более
удивительное, чем это: болезней исцеления, и бесов
изгнания, и грядущего нелживые прорицания. Все это
считают истиной те, кто был тому свидетелем, даже если
оно и превыше способности верить; те же, кто слишком
оплотянел, считают это невозможным – они не знают, что
"по мере веры" (Рим. 12: 6) совершается и распределение
дарований: маловерным дается малое, а тем, кто имеет
пространное вместилище веры, – великое. И чтобы не
потерпели вреда маловерные, не доверяя дарам Божиим,
ради этого я воздерживаюсь от дальнейшего
последовательного рассказа о чудесах еще более
возвышенных и думаю, что на этом могу окончить свое
повествование.
Григорий Нисский, святитель
Азбука веры
***
Труды святителя Григория Нисского:
- Второе похвальное слово Святому первомученнику Стефану
- Первое похвальное слово Святому первомученнику Стефану
- "К Армонию. О том, что значит имя и название "христианин""
- "К эллинам. На основании общих понятий"
- "Каноническое послание святаго к Литоию епископу Мелитинскому"
- "На Святую Пасху о воскресении"
- "На свое рукоположение"
- "О блаженствах. Слово первое"
- "О блаженствах. Слово второе"
- "О блаженствах. Слово третье"
- "О блаженствах. Слово четвертое"
- "О блаженствах. Слово пятое"
- "О блаженствах. Слово шестое"
- "О блаженствах. Слово седьмое"
- "О блаженствах. Слово восьмое"
- "О блаженствах. Слово седьмое"
- "О блаженствах. Слово восьмое"
- "О жизни Моисея законодателя, или о совершенстве в добродетели"
- "О молитве. Слово первое"
- "О молитве. Слово второе"
- "О молитве. Слово третье"
- "О молитве. Слово четвертое"
- "О молитве. Слово пятое"
- "О чревовещательнице. Письмо к епископу Феодосию"
- "Об устроении человека"
- "Против учения о судьбе"
- "Слово о божестве Сына и Духа и похвала праведному Аврааму"
- "Опровержение Евномия. Книга первая"
- "Опровержение Евномия. Книга вторая"
- "Опровержение Евномия. Книга третья"
- "Опровержение Евномия. Книга четвертая"
- "Опровержение Евномия. Книга пятая"
- "Опровержение Евномия. Книга шестая"
- "Опровержение Евномия. Книга седьмая"
- "Опровержение Евномия. Книга восьмая"
- "Опровержение Евномия. Книга девятая"
- "Опровержение Евномия. Книга десятая"
- "Опровержение Евномия. Книга одиннадцатая"
- "Опровержение Евномия. Книга двенадцатая"
- "Большое огласительное слово"
- "Опровержение мнений Аполлинария (антиррик)"
- "Против Аполлинария к Феофилу, епископу Александрийскому"
- "К Авлавию, о том, что не "три Бога""
- "К Симпликию, о вере"
- "Слово о Святом Духе против македонян духоборцев"
- "Слово против Ария и Савеллия"
- "О душе и воскресении. Диалог с сестрой Макриной"
- "О младенцах, преждевременно похищаемых смертью. К Иерию"
- "Каноническое послание святаго Григория Нисскаго к Литоию епископу Мелитинскому 372–394 гг."
- "Трактат святого Григория Нисского о том, что и сам Сын подчинится Тому, Кто подчинил Себе всё"
- "О Шестодневе"
- "О надписании псалмов"
- "Точное истолкование Екклезиаста Соломонова"
- "Изъяснение Песни песней Соломона"
- "На слова Писания: "а блудяй, во свое тело согрешает" 1Кор. 6:18"
- "О девстве"
- "Послание о жизни преподобной Макрины"
- "К Олимпию о совершенстве"
- "О цели жизни по Боге и об истинном подвижничестве"
- "Слово на день Светов, в который крестился наш Господь"
- "Слово на Вознесение"
- "Слово о Святом Духе"
- "Похвальное слово великомученику Феодору (Тирону)"
- "Первое похвальное слово святым сорока мученикам"
- "Второе похвальное слово святым сорока мученикам"
- "Похвальное слово святым сорока мученикам, произнесенное во храме их"
- "Слово о жизни святого Григория Чудотворца"
- "Слово на день памяти Василия Великого, родного брата"
- "Похвальное слово преподобному отцу нашему Ефрему"
- "Надгробное слово Мелетию Великому, епископу Антиохийскому"
- "О нищелюбии и благотворительности. Слово первое"
- "О нищелюбии. Слово второе"
- "Против отлагающих Крещение"
- "Против ростовщиков"
- "Против тяготящихся церковными наказаниями"
- "Слово к скорбящим о преставившихся от настоящей жизни в вечную"
- "Письма"
|