О некоторых различиях католической и православной иконографии распятия Христа
Наше небольшое исследование хочется
начать с древности и обратится к иконографии Распятия
Господа нашего Иисуса Христа.
Одним из древнейших таких
изображений является образ Христа торжествующего.
Интересно, что этот образ, претерпев некоторые
изменения, но сохранив свое внутреннее содержание, до
сих пор существует в православной иконографии. Христос
представлен не просто страдающим человеком на кресте.
Он торжествует над смертью, торжествует над страданиями.
Лик Спасителя предельно спокоен, мы не видим гримасы
смерти, не видим признаков страдания. Глаза Христа
широко раскрыты, он часто облачен в пурпурный хитон с
золотыми клавиями (полосами), стоит ли лишний раз
напоминать, что это императорское одеяние? Господь Иисус
Христос изображается не как узник, подвергнутый позорной
казни, но - как Царь Славы, победивший смерть (Пс. 23:
9-10).
Миниатюра из "Евангелия Раввулы". Сирия,
586 год
Распятие Христа. Фреска, около 741-752 гг.
Базилика Санта Мария Антиква, Рим
Со временем, как это обычно и
происходит, иконография обрастает определенными
подробностями. В основном, они заимствованы из
Евангелия. Главную тенденцию можно обозначить как
стремление к большему историзму (в евангельском смысле).
Христос теперь обнажен, раны источают кровь, а из раны
на груди подчеркнуто изливаются кровь и вода (Ин.
19:34), тут стремление точно передать евангельское
событие может даже показаться излишне нарочитым. Кровь
Спасителя стекает к подножию креста, под которым мы
видим череп праотца Адама. Это не только дань преданию,
согласно которому Адам был погребен в районе Голгофы,
это символ того, что кровью Христовой омыт первородный
грех прародителей. Над крестом присутствует табличка,
табличка, которая в разных иконах в той или иной мере
передает суть надписания, упомянутого в Евангелии:
"Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте.
Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский"(Ин.
19:19), но порой, перекликаясь с предыдущей версией
иконографии, она просто гласит: "Царь Славы".
Распятие Христа. Мозаика, XII век. Монастырь Дафни,
Греция
В отличие от первоначального варианта
иконографии, здесь Христос мертв, Его глаза закрыты. Эта
деталь также не случайно внесена в образ – зритель
должен осознавать, что Спаситель действительно умер за
наши грехи, а значит и действительно воскрес. Однако, и
в данном случае мы видим спокойствие лика, отсутствие
ужаса смерти. Лик спокоен, тело не сведено судорогой.
Господь мертв, но Он все равно торжествует над смертью.
Этот тип сохранился в искусстве Византии и стран
византийского культурного ареала. Он закрепился в
православной иконографии в качестве канона.
Распятие Христа. Фрагмент фрески, 1209. Студенецкий монастырь,
Сербия
После раскола 1054 года, вид западной
иконографии потерпел некоторые изменения. Римская
церковь, разорвав отношение с вселенским православием,
стала понемногу привносить новшества в христианское
учение. Без внимания не осталось и западное искусство.
Примерно с XIII века на Западе распятого Христа начинают
изображать пригвожденного не четырьмя гвоздями, как
изображалось традиционно и на Западе, и на Востоке до
этого времени, а тремя – ноги Спасителя перекрещены и
прибиты одним гвоздем. Такая иконографическая
особенность закрепилась в римской церкви.
Распятие Христа. Иконописец Мариотто ди
Нардо. Италия. Икона, XIV-XV век. Италия
С того же XIII века Христа на кресте все
чаще изображают в терновом венце, Евангелие на сей счет
молчит, а для традиционной иконографии, это редкая
деталь. Чем дальше католический мир расходился с
православным, тем больше менялась символика образа
распятия Христа. Не обошлось и без восторженного
мистического визионерства, столь некритично принимаемого
католическим миром (православная аскетика довольно
сдержанно и осторожно относится к различным "видениям").
Вот, например, фрагмент видения известной западной
визионерки Бригитты Шведской: "…когда Он испустил дух,
уста раскрылись, так что зрители могли видеть язык, зубы
и кровь на устах. Глаза закатились. Колени изогнулись в
одну сторону, ступни ног извились вокруг гвоздей, как
если бы они были вывихнуты… Судорожно искривленные
пальцы и руки были простерты…"
***
Читайте также по теме:
***
Это практически точное описание одной из
ключевых последующих западных иконографических традиций
– концентрация на страданиях Христа, фиксация ужаса
смерти, натуралистические ужасные подробности казни. В
качестве примера можно привести работы немецкого мастера
Матиаса Грюневальда (1470 или 1475-1528).
Распятие Христа. Маттиас Грюневальд. Начало XVI
века. Германия
А это уже более современные Распятия,
распространенные в Испании и бывших испанских колониях:
Здесь хочется вспомнить Ф.М.
Достоевского, который путешествовал по городам Германии
и Швейцарии, где впервые знакомится со знаменитыми
иконами великого немецкого живописца XVI в. Ханса
Хольбейна Младшего (1497 – 1543). Писатель был глубоко
потрясен впечатлением от "Мертвого Христа" Хольбейна,
выставленном в местном публичном музее. Достоевская А.Г.
в своих воспоминаниях пишет: "Более двадцати минут он
стоял перед картиной "как прикованный". Эти минуты
духовного напряжения чуть было не разрешились
эпилептическим припадком. Ему захотелось перед уходом из
музея "ещё раз зайти посмотреть на столь поразившую
картину".
Мертвый Христос. Ханс Хольбейн Младший, XVI в.
Федор Михайлович, стоя перед "Мертвым Христом" в
публичном музее Базеля, сказал жене, "что от такой
картины вера может пропасть".
А вот как рассуждает о западном
искусстве религиовед, доцент кафедры философии
Брянского университета Константин Матаков:
"..Я смотрю на картину Дуччо "Маэста", и
не могу придти в себя – красота непреодолимая..
"Греческая манера", как называли это стиль в то время
итальянцы.. Да, действительно, форма живописи –
византийская.. Что в ней смущает? Что в ней не так, как
это было в византийской иконе? Пожалуй, глаза, как и
лики в целом – по форме это православная икона, но глаза
- уже нет, они не православны, глубина благодати
покинула их, монашеский подвиг, моление в красках –
начинают уходить из этой культуры. Чувственность во всем
облике, живоподобие мира сего – уже проявляются, начиная
свой далекий путь от позднего средневековья к
Ренессансу. Еще можно было бы сказать, что перед нами –
Дева, - быть может, даже Приснодева; но вот, возникают
сомнения – может ли она родить Слово Божье? Тот, кого
она держит – действительно ли Бог? Или все же это
младенец, увиденный 700 лет назад как прообраз Сына
Божьего? Этак картина изображает Богоматерь с Младенцем,
но не дает причастности: событие Рождества не происходит
здесь и сейчас, воплощение Бога не может завершиться, и
мы не приобщаемся к нему, а, значит – и к Самому
Христу.. Предвечный отблеск Рождества пал на эту картину
и частично вошел в ее плоть – но не до конца; это
как "полупричаститься" Телу и Крови Христовым.. Образ
Рождества есть, воспоминание о нем есть – а вот
Евхаристия все более отдаляется, и дальнейшее развитие
западного искусства пойдет по этому сценарию: там все
меньше будет Богоявления, и все больше – ярчайший намек
красками на историческое событие, - как его могли бы
видеть и неверующие люди – красивая девушка держит
маленького мальчика – все это умиляет, но причастности
Божеству тут нет; его можно вообразить, написать
красивую поэму, но это не спасает душу, соединяя ее с
Иисусом..."
Маэста (фрагмент) - алтарный образ, созданный в
1308-1311 годах для кафедрального собора по заказу
города Сиена художником Дуччо ди Буонинсенья
Вывод
Как видно, католические иконы
отличаются от православных не просто набором каких-то
деталей, а коренным образом в духовном своем содержании.
На примере, изображения распятия Христа, мы видим не образ
Спасителя, который "во гробе
плотски, во аде же с душею, яко Бог, в раи же с
разбойником, и на престоле был еси, Христе, со Отцем и
Духом, вся исполняяй, неописанный" (тропарь праздника
Пасхи). Здесь - образ мертвого тела. Здесь не смиренная
молитва в ожидании Воскресения, а нездоровая медитация
на кровь и раны. И именно этот момент, а не количество
гвоздей, наличие или отсутствие тернового венца, язык
надписания и т.д., отличает католическое видение
страстей Христовых от православного.
Католикам о Православии
Использованная литература
1. Марченко Д.. "Образ смерти или образ
торжества над смертью" http://www.pravoslavie.ru/90646.html
2. Сушко П.Н. "Мотивы католических икон Ханса Хольбейна младшего в романе Ф.М. Достоевского
"Идиот""
3. Матаков К. "О западном искусстве,
Дуччо и причастности" https://www.proza.ru/2015/11/09/527
4. Пост группы "Католическая традиция" о распятиях с большим количеством крови
https://vk.com/wall-97283228_142
|