Отступления Рима в совершении Таинств
Допущены Римской Церковью отступления в
древней традиции и в совершении таинств.
"Единая святая соборная и апостольская
Церковь семи Вселенских Соборов совершала крещение через
три погружения в воде; папа Пелагий называет троекратное
погружение установлением Господним, и еще в XIII веке
совершалось на Западе крещение через три погружения во
имя Святой Троицы, о чем ясно свидетельствуют в древних
храмах Италии сохранившиеся священные крещальни".
Но в позднейшие времена введено в
Римской Церкви крещение через кропление и обливание, а с
XV века изменяется и формула таинства, а именно: вместо
"крещается раб Божий (имя рек) во имя Отца, аминь, и
Сына, аминь, и Святаго Духа, аминь", – "Я крещу тебя
(имя рек) во имя Отца и Сына и Святаго Духа". Согласно
древней традиции, обливанцы не должны возводиться на
степень священства (св. Киприан Карфагенский).
Изменена формула и в таинстве
миропомазания: вместо "Печать дара Духа Святаго" –
"Знаменую тебя знаменем креста и утверждаю миром
спасения во имя Отца и Сына и Святаго Духа", причем
таинство миропомазания может совершать у римо-католиков
только епископ.
***
***
По примеру Спасителя более тысячи лет
Святая Церковь на Востоке и на Западе совершала Святую
Евхаристию на квасном хлебе, но Римская Церковь с XI
столетия ввела у себя новшество – употребление в
таинстве Евхаристии опресноков, что противоречит и
Евангельскому повествованию о Тайной Вечере, и древней
церковной традиции; Церковь семи Вселенских Соборов
приняла, что Честные Дары освящаются после призывания
Святого Духа через благословение иерейское, но Римская
Церковь и здесь впоследствии самочинно ввела новшество:
упразднила "эпиклезу", т.е. призывание Святого Духа,
вследствие чего в их мессе момент освящения Даров не
ощущается более как центральный момент Литургии, и
усвоила мнение, что освящение Даров совершается при
возглашении слов Господа: "Приимите, ядите: сие есть
Тело Мое", и "Пийте от нея вси: сия есть Кровь Моя".
Следуя заповеди Господа: "пийте от нея вси", – единая
Святая Соборная и Апостольская Церковь преподавала
причастие всем из Святой Чаши, но Римская Церковь с IX
века и окончательно в XII столетии лишила мирян
приобщения Святой Крови Христовой, и это вопреки
всеобщей практике древней Церкви и вопреки установлению
Самого Господа. Не допускаются ко Святому Причастию до
совершения над ними таинства миропомазания, т.е. до
10–12 лет, дети.
Церковный народ за Литургией у
римо-католиков больше безмолвствует – за него вполголоса
отвечает священнику министрант, в то время как у нас
народ устами хора громко отвечает служащему иерею.
Юридическое начало "счета" и "зачета" внесено отчасти и
в совершение Литургии – отсюда масса у них частых месс,
скороговоркой совершаемых одна за другой на одном и том
же престоле и одним и тем же священником, и даже
одновременно несколькими священниками на разных
престолах того же храма, ибо, говорят римо-католики, чем
больше по счету совершено месс, тем больше внесено в мир
святости.
В таинстве елеосвящения – елей должен
быть освящен епископом, а самое таинство совершается не
над тяжко больным – по слову Апостола Иакова (5:14–15),
а над умирающим как приготовление его к мирной кончине и
называется у них "последним помазанием".
Митрофан Зноско-Боровский, протоиерей
Цитировано по:
Православие, римо-католичество,
протестантизм, сектантство.
Сравнительное богословие. - М.:
Московское Подворья Троицкой
Сергиевой Лавры, 1998
Православие и современность
|