Феодор Студит о Петре и Римской церкви
Выясним как Феодор Студит смотрел на
апостола Петра и на первенство Римской церкви.
Преподобный Феодор Студит. Мозаика
Начнем с того, как толкует Мф 16:18
святой учитель. Защищая догмат почитания икон, Феодор,
ссылается на предание, веру отцов и соборов, приводя в
пример место из Писания где Христос говорит: "Ты Петр, и
на этом камне созижду Церковь Мою" (Мф.16:18), намекая
на то, что это предание и эта вера отцов - и есть то
основание и тот камень, на котором стоит Церковь.
"Мы, нижайшие, и прибывшие... и другие
единодушны в одном божественном мышлении, - держась
веры, согласной с поднебесной Церковью, утверждаем, что
выставлять и почитать божественную икону Самого
Спасителя нашего Иисуса Христа и Пресвятой Матери Его и
каждого из святых справедливо по учению второго
Никейского святого Собора или другого, божественно
учившего прежде него. Более того, имея письменные и
неписьменные свидетельства от самого пришествия Господа
нашего и Бога, мы твердо пребываем на том ОСНОВАНИИ, о
котором говорит Христос: Ты Петр, и на этом камне
созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее
(Мф.16:18)."
Источник: Преп. Феодор Студит. Книга 2.
Кто выше между апостолами?
А вот как преподобный смотрел на
достоинства Апостолов:
"Кто выше между апостолами? Иоанн
предоставляет Петру говорить к народу. Когда же говорит
Павел, Петр умолкает. Ведь целью апостолов было не
захватить первому власть, а выполнить нужное, и поэтому
у них соблюдался порядок. Поступайте так же и вы,
подражая святым".
Источник: Преп. Феодор Студит Послание
к Чаду Ипатию
И, наконец, в подвижнических
наставлениях преподобного находим: "Петр и Павел,
верховные из Апостольской двоенадесятницы".
Однако, католики в качестве ярчайшего
доказательства верности теории папской власти во
Вселенской Церкви, могут использовать переписку
преподобного Феодора Студита с римским престолом, где
встречаются следующие выражения:
"Святейшему и верховнейшому отцу отцов,
Льву, господину моему, апостольскому папе, Так как
великому Петру Христос Бог даровал вместе с ключами
царства небесного и Феодор, нижайший пресвитер и игумен
Студийский.достоинство пастыреначальства, то Петру или
его преемнику, необходимо сообщать обо всем,
нововводимом в Кафолической Церкви отступающими от
истины".
Источник: Преп. Феодор Студит. Послание
33. К Льву, папе Римскому
"Всесвятейшему, великому светилу,
первейшему архиерею, господину нашему, Владыке,
апостольскому папе..."
Источник: Преп. Феодор Студит. Послание
12(71). К Пасхалию, Папе Римскому
Но что интересно, с таким же пафосом
Феодор обращается и к патриарху Иерусалимскому и папе
Александрийскому в посланиях того же периода. Приведем
примеры:
"Всесвятейшему отцу отцов, светилу
светил, господину моему, Владыке, патриарху
Иерусалимскому, Феодор, нижайший пресвитер и игумен
Студийский. "Кто сказал бы Аврааму: Сарра будет кормить
детей грудью", - говорит в одном месте Священное Слово
(Быт.21:7). И мне, недостойному, кто бы мог сказать, что
мое смиренное письмо удостоится попасть в священные руки
апостольской вашей блаженнейшей главы?"
Источник: Преп. Феодор Студит. Послание
15(74). К Патриарху Иерусалимскому
"Всесвятейшему отцу отцов, светилу
светил, господину моему Величайший дар моему смирению и
предмет высочайшего желания - удостоиться письменной
беседы с твоей, Владыке, Блаженнейшему папе
Александрийскому, Феодор, нижайший пресвитер и игумен
Студийский апостольской главой, не только по ничтожеству
моей малости, которая не в состоянии писать и к равным,
а еще менее к такой великой и божественной главе. Однако
по благоволению Преблагого Бога, мне даровано это по
двум причинам. Во-первых, чтобы исполнить давнее мое,
грешного, желание - мысленно прикоснуться к священным
твоим стопам, ибо иначе невозможно было исполнить это
желание. И во-вторых, что гораздо важнее, - известить ,
но и по трудности пути, особенно затрудняемого
препятствиями язычников божественнейшую главу твою, как
состраждущую членам целого тела Церкви, постигшие нас
здесь бедствия, весть о которых, как я думаю, разнеслась
до крайних пределов вселенной ввиду важности этого зла".
Источник: Преп. Феодор Студит. Послание
14(73). К Папе Александрийскому
Ну чем не готовое учение о примате
Иерусалимской или Александрийской кафедры? А кого, на самом деле, Феодор Студит
считал первым епископом?
Обращаясь, к патриарху Иерусалимскому,
Феодор не скупится на такие слова: "О, сколь многих и
сколь страшных святынь твое блаженство является главой!
Ты первый из патриархов, хотя и считаешься пятым".
А вот в чем Феодор полагал наивысшее
достоинство: "Ибо где Епископ душ и Архиерей всех и
родился, и совершил все Божественные дела, и пострадал,
и погребен, и воскрес, и жил, и вознесся, там, без
сомнения, наивысшее достоинство"
Каков критерий того, что Римский епископ
является истинным преемником Петра?
В XIII письме к папе Пасхалию, Феодор
пишет:
"Христос Бог наш, поставив твое
блаженство на западе как некий богосветлый светильник
для просвещения поднебесной Церкви, на первейшем
апостольском престоле. Мы, пребывающие во мраке и
смертной тени нечестивой ереси, восприняли духовный
свет, отогнали облако уныния и восприняли благие
надежды, узнав от посланных нами братьев и сослужителей
наших, как и что сделала и сказала святая верховность
твоя. Ходатаев-еретиков не допустил, как воров, даже до
священного твоего лица, но справедливо отверг их, когда
они находились еще далеко. Нашим же бедствиям, по
письменным известиям и рассказам посланных, оказал
сочувствие. Подлинно и богоподобно сострадал нам, как
собственным членам, узнали мы, смиренные, что
действительный преемник верховного из апостолов
предстоятельствует в Римской Церкви. Истинно убедились
мы, что не оставил Господь нашу Церковь, которая в
случающихся несчастьях имеет, как издревле, сначала
одну-единственную помощь от вас, по промышлению
Божьему".
Источник: Преп. Феодор Студит. 72-е
послание
То есть преемство Римского папы от
апостола Петра в глазах преподобного Феодора имеет
нравственный характер. Коль скоро преподобный Феодор
указывает, что именно в силу своей добродетели (изгнание
еретиков и сочувствие к иконопочитателям) папа
оказывается соответствующим титулу преемника апостола
Петра, то, значит, другой папа, лишенный подобных
добродетелей, может оказаться и "не преемником"
первоверховного апостола...
***
Читайте также по теме:
***
И это действительно так, вот как Феодор
отзывается о недобросовестном папе в письме монаху
Василию:
"Что же касается папы, то какое нам
дело, так он поступает или иначе? Он, прости, возносится
на собственных крыльях, по пословице. Ибо когда он
сказал, что нисколько не заботится о явных грехах
священника, то не священника какого-нибудь, но Главу
Церкви (т. е. Христа) он осмеял через это и презрел, так
что нам стыдно и слышать".
Источник: Преп. Феодор Студит. 28-е
послание
Кому принадлежит право произносить суд о
божественных догматах?
Католики могут привести в защиту
верховенства Римской церкви следующие высказывания
святого учителя:
"Тогда бы он составил собор с теми, с
кем вместе он подвизался, в присутствии представителей
прочих патриархов, и главное - западного, которому
принадлежит высшая власть на Вселенском Соборе , что
возможно, если захочет император, завершил бы примирение
и устроил бы воссоединение Церквей посредством своих
соборных посланий к Римскому престолу.
Если же это не угодно императору, и
если, как он говорит, председатель Никифор вместе с нами
уклонился от истины, то следует послать к Римскому
патриарху с той и другой стороны, и пусть оттуда будет
принято утверждение веры".
Источник: Послание к Льву Сакелларию
Нет ничего удивительного в том, чтобы
придать вселенский характер собору и пригласить
представителя Римской церкви и по праву считать ее
главной в утверждении догматов, в силу своей обширности,
своего могущества, и как говорил Феодор выше, в силу
благочестия и добродетелей. Феодор не приписывает этому
главенству права исключительного и божественного. В этом
же послании чуть выше преподобный раскрывает суть того,
кому принадлежит власть в определении догматов:
"…здесь речь идет не о предметах мирских
и плотских, судить о которых имеет власть царь и мирской
суд, но о божественных и небесных догматах, что вверено
не кому-нибудь, а лишь тем, которым сказал Сам Бог
Слово: что свяжешь на земле, то будет связано на
небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на
небесах" (Мф.16:19).
Кто же те, которым это вверено? Апостолы
и их преемники. Кто эти преемники? Нынешние патриархи:
Римский, Константинопольский, Александрийский,
Антиохийский и Иерусалимский. Это - пятиглавая власть
Церкви. Им принадлежит право произносить суд о
божественных догматах".
О вмешательстве одной Церкви на
территорию другой
Интересным в полемике с католиками нам
представляется как смотрел на этот вопрос преподобный
Феодор Студит. В послании к монаху Мефодию отвечает на
поставленный своим корреспондентом вопрос:
"Вопрос 1". О пресвитерах,
рукоположенных в Риме, Неаполе и Лонгобардии без
извещения и отпущенных: следует ли принимать таких и
иметь общение с ними, вместе вкушать пищу и вместе
молиться? "Ответ". Во время ереси, по необходимости, не все бывает
непременно по правилам, установленным во время мира.
Так, мы видим, поступали и блаженнейший Афанасий, и
святейший Евсевий, которые оба совершали рукоположение
над лицами не своей области. И теперь, видим,
совершается то же самое при настоящей ереси.
Преподобный Феодор говорит здесь о том,
что в исключительных обстоятельствах, а именно - во
время ереси, возможно вмешательство одной Церкви (и не
только первенствующей - кроме Рима, перечисляются другие
кафедры) на территорию другой, если последняя охвачена
ересью, для помощи православию. В большинстве случаев
именно на такого рода "прецеденты" опираются современные
апологеты западного либо восточного приматов. Помощь в
борьбе с еретиками они путают с "правом апелляции" и
первенством власти. Но даже из примеров, указанных в
письме святого Феодора Студита, можно убедиться в
абсурдности "прецедентного" подхода католиков - так
можно объявить о первенстве власти одной из Церквей над
любой другой, и наоборот.
Вывод
Из приведенных мест творений Феодора
Студита очевидным становится, что он учил об
апостольском равенстве. О преемниках Петра говорил, что
истинными преемниками становятся только тогда, когда
прославили они себя смирением и добродетелями. Такие
титулы как "всесвятейший", "апостольская глава",
"господин мой" или "наш", Феодор Студит относит с такой
же легкостью не только к Римским предстоятелям, но и к
другим. Чтобы понять выражения, в которых преподобный
Феодор обращается к Римскому папе или к другим
патриархам, необходимо знать обстоятельства времени.
Во-первых, во многом все это - обычная для византийцев
форма вежливости при обращении к высшим сановникам.
Во-вторых, нельзя забывать, что время написания писем
преподобным Феодором - это время отпадения официальной
Константинопольской Церкви в ересь иконоборчества,
поэтому лишенные священноначалия своей Поместной Церкви
византийские монахи обращались к папе и патриархам как к
главам своим, потому что главы у Константинопольской
Церкви не было (православный Константинопольский
патриарх сидел в заточении).
Несмотря на это, определяющую роль в
произнесении догматов, Феодор отводит всем Поместным
церквям в равной степени, и закрепляет за ними власть.
Католикам о Православии
|