Римское учение о папе и о Церкви
Особое ударение вкладывается римскими
богословами в учение о папе и о папской власти. Здесь с
особой силой выявлена печать законнического понимания,
понимания юридического, благодати и сущности Церкви.
Извращение Христова, Апостольского, Вселенских Соборов и
святоотеческого учения о Церкви особенно отчетливо и
решительно отделяет Рим от Православного вероучения.
Учение о папской власти, о видимом главе
Церкви, "заместителе и наместнике Христа", подчас
заслоняющего невидимого Главу – Христа, является
фундаментом всего учения, всей догматики
римо-католичества. Но это учение противоречит основам
Евангельского и Апостольского учения о Церкви, о жизни
ее и о познании Истины.
Постановление Ватиканского Собора 1870
года гласит: "Твердо держась предания, дошедшего до нас
от начала Христовой веры (!?), мы, во славу Бога
Спасителя нашего, к возвышению католической религии и ко
благу христианских народов, с согласия священного собора
учим и определяем, как богооткровенное учение (!?): что,
когда Римский первосвященник говорит со своей кафедры,
т.е., когда, исполняя свое служение как пастырь и
учитель всех христиан, он, в силу своей высшей
апостольской власти (?), определяет учение о вере и
нравственности, которое должна содержать вся Церковь,
он, через Божественную помощь, обещанную ему в лице
блаженного Петра, обладает тою непогрешимостью, которою
Божественный Спаситель благоволил наделить Свою Церковь,
для определения учения относительно веры и
нравственности, и что поэтому такого рода определения
Римского первосвященника сами по себе, а не с согласия
Церкви, неизменны. Если же бы кто дерзнул противоречить
этому нашему определению, от чего да хранит Господь, то
да будет анафема".
В "Своде канонического права",
опубликованного в 1917 году папой Бенедиктом XV, читаем:
"Римский первосвященник, преемник в примате блаженного
Петра, не только имеет первенство чести, но высшую и
полную власть юрисдикции над всей Церковью, как в
вопросах, касающихся веры и нравственности, так и в тех,
которые касаются дисциплины и управления Церкви,
разветвленной по всему миру". А еще раньше Римские папы
писали: "Мы объявляем, утверждаем, определяем,
провозглашаем, что подчинение Римскому первосвященнику
является для человеческого существа совершенно
необходимым условием спасения" (Бонифаций VIII, булла от
18.XI.1302 г.). "Мы объявляем также, что святой
апостольский престол и римский первосвященник обладают
верховенством над всем миром, и что этот римский
первосвященник есть преемник блаженного Петра, князя
Апостолов, и истинный наместник Христа, а также глава
всей Церкви и отец и учитель всех христиан, и что ему, в
лице блаженного Петра, предана Господом нашим Иисусом
Христом полная власть пасти Вселенскую Церковь,
руководить и управлять ею" (папа Евгений, 6.VII.1439
г.). А папа Павел IV в булле от 15 февраля 1559 года
писал: "Римский первосвященник, который является на
земле заместителем Бога и Господа нашего Иисуса Христа,
обладает полнотой власти над племенами и царствами, и
всех судит"... Так звучит римское учение о Церкви и о
папе, чуждое и Священному Писанию, и Апостолам, и
древней Церкви.
По учению Священного Писания и Отцов
Церкви, Церковь есть единый живой организм – тело
Христово; и все мы, члены его, призваны к живому,
органическому участию в жизни Церкви, дабы, держась
Единого Главы – Христа – все тело, составами и связями
будучи соединяемо и скрепляемо, росло возрастом Божиим
(Кол. 2:19). Христос – Глава Церкви, говорит Апостол
Павел в своих посланиях, а мы, живые камни, поставлены
на разные служения для созидания Церкви – Тела Христова.
"Тело Церкви, – говорит Апостол, – созидает самого себя
в любви, при действии в свою меру каждого члена". И
далее: "Все покорил Бог под нозе Его (Христа), и
поставил Его выше всего, Главою Церкви, которая есть
Тело Его, полнота, наполняющая все во всем" (Еф.
1:22–23). Итак, Церковь есть Полнота Его (Главы,
Христа). "Таким образом, – говорит св. Иоанн Златоуст, –
только тогда Глава достигает совершенной полноты, только
тогда получится совершенное в полноте Тело, когда все мы
будем объединены и теснейшим образом связаны друг с
другом".
И познание Истины, по апостольскому
учению, дается братьям, "укорененным и утвержденным в
любви... со всеми святыми". "Дабы вы, укорененные и
утвержденные в любви, вместе со всеми святыми могли
постигнуть, что есть широта и глубина, и высота, и
уразуметь превосходящую всякое разумение Любовь
Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божества",
– говорит Апостол Павел.
А вот римо-католики устами пап и
Ватиканского Собора утверждают, что познание Истины
дается папе самостоятельно, лично, вне связи с Церковью
("определения учения относительно веры римского
первосвященника неизменны сами по себе, а не с согласия
Церкви"). Нельзя не отметить: Вторым Ватиканским
Собором, бывшим в наши дни, постановление или формула
Ватиканского Собора 1870 года о непогрешимости была
целиком повторена и вставлена в контекст той главы
постановлений Собора, которая говорит о власти Папы.
Учение о Церкви как о благодатном Теле
Христовом под единым Главою – Христом – затемнено у
римо-католиков учением о папе как едином монархе, в
котором концентрируется вся Церковь. Папа – не первый
среди равных ему по благодати епископов, братьев, он –
источник епископской власти, епископы – его делегаты,
представители папы. Папа заменил все Тело церковное, и
критерием истины, по их учению, является не Дух Святой,
живущий во всей Церкви, а голос на римском престоле
восседающего епископа. На личность папы переносится то,
что принадлежит Церкви, и более того: переносится на
него и то, что принадлежит только Христу. Почему? Потому
что папская власть воспринимается ими мистически;
отнятое у Церкви как живого мистического организма
переносится на папу, а сама Церковь воспринимается как
юридический организм, деспотически управляемое церковное
государство.
Грех папства в посягательстве на то, что
принадлежит только Богу, что принадлежит Духу Святому,
живущему в Церкви.
Так, в книге епископа Буго (Bougaud)
"Церковь", изданной в 1922 году, папа приравнивается к
Таинству Евхаристии; как в Таинстве Евхаристии
присутствует под покровом хлеба и вина реально Христос,
так и в папе реально присутствует Христос. "В таинстве
Евхаристии, – говорит епископ Буго, – имеем, так
сказать, лишь "половину" Христа, ибо Он "нем" в Таинстве
Евхаристии. Где же искать вторую "половину" Иисуса
Христа, реально пребывающего в Церкви? Она в Ватикане:
она в Папе. Папа есть второй способ реального
присутствия Иисуса Христа в Церкви". Иисус Христос
"создал себе два способа реального присутствия,
совершенно различных; оба неизъяснимы и, будучи
соединены вместе, образуют полноту Его вочеловечения. О,
великая тайна двух покрывал, под которыми скрывается
Иисус Христос в Своей целости!". "Идите к Иисусу,
глаголющему: идите к Папе". "В этом состоит тайна
христианства: это чудо реального присутствия Воплощения,
предложенного и распространенного под двумя покровами.
То, что Иисус Христос не положил под один из этих
покровов, Он положил под другой; и в полноте можно
обладать Им только, если уметь в горячем порыве сердца
переходить от Евхаристии к Папе и от Папы к Евхаристии.
Вне этих двух тайн, которые собственно образуют одну
тайну, мы имеем лишь уменьшенного Иисуса Христа (Он сам
так установил), Который недостаточен для нужд как
отдельных душ, так и общества, Который не в состоянии
даже Сам Себя защитить". "Тайна веры! Вот слово, которое
нужно сказать о Папе после того, как мы сказали его о
Святой Евхаристии, ибо Папа – это Иисус Христос, скрытый
под покровом и продолжающий через посредство
человеческого органа свое общественное служение среди
людей". "Поэтому Церковь, более чуткая, чем мы, к вещам
Божественным, не знает, как и говорить про Папу. Никакое
выражение не представляется ей слишком сильным для того,
чтобы выразить это взаимное проникновение, которое
делает из Иисуса Христа и из Папы ее Главу, одновременно
видимого и невидимого, и ее единого Супруга. Она относит
к нему всю любовь, которую она питает к Господу. Она
окружает его тем же благоговением".
"О, сладость чувств, которые испытываешь
перед Дарохранительницей и у ног Папы", в котором Иисус
Христос "добрал, сконденсировал всю Церковь", и более
того: Он "раньше создал Папу". "Это великая тайна:
Церковь есть непрестанное и постоянное творение Папы. Он
творит Церковь; и в ней и через нее он просвещает и
освящает души".
Нет никаких сомнений в том, что епископ
Буго отразил в своем труде официальное учение римской
церкви о папе. Оповещая мир об избрании папы Пия XI,
Ватикан в 1922 году писал: "Счастливый Рим: ибо он один
обладает обеими дарохранительницами: дарохранительницей
евхаристической, в которой Иисус Христос преподает Себя
всем сердцам, и Ватиканом, где Иисус устами Папы
преподает слово Истины, неизменное и непогрешимое".
Так выглядит ров, которым Римская
Церковь отделила себя от Кафолической Церкви
Православной, хранящей верность учению Христа и
Апостолов. Это учение о Церкви и о папе абсолютно
неприемлемо для нас, православных. От него веет духом
нехристианским. Мы стоим перед опасностью замены Христа
– человеком, замены Церкви, этого великого живого
организма, – папой.
История нам ясно показала, как
постепенно и настойчиво, на протяжении веков, нарастало
это стремление Римского епископа к главенству во
вселенной, как выросла питаемая духом гордыни и плотским
пониманием Церкви, питаемая интригами и политикой теория
папства.
***
Свою теорию преемственной непогрешимости
и главенства в Церкви римо-католики – было бы более
точно сказать: Ватикан – подпирают следующими местами из
Священного Писания.
1) Словами Христа Апостолу Петру в
Евангелии от Матфея (16:13–19). Спрашивает Господь
учеников Своих: за кого почитают Меня люди? а затем: а
вы за кого почитаете Меня? "Симон же Петр, отвечая,
сказал: Ты – Христос, Сын Бога Живого. Тогда Иисус
сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин; потому
что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой,
Сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты – Петр (камень), и
на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не
одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного, и что
свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что
разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах".
"На сем камне Я создам Церковь Мою, и
врата ада не одолеют ее". Это обетование о Церкви
определенно связано с Апостолом Петром: "Ты – Петр
(камень), и на сем камне Я создам Церковь Мою". Как
понимать эту связь между Петром и Церковью, основанной
на камне ("пэтра"), непреодолимой для адовых врат?
Является ли Петр носителем непогрешимости Церкви, есть
ли он тот краеугольный камень, на котором основана
Церковь, который делает ее несокрушимой и непоколебимой
в Истине? Цитированные слова Спасителя никак не
означают, что Петр является источником и носителем
незыблемости и непреодолимости Церкви; поставим ударение
на словах "Я" и "Мою", и мы получим настоящий смысл слов
Христа: Он, Сын Божий, создал Свою Церковь, поэтому она
и незыблема, и непреодолима. На наши вопросы отвечает и
сам Апостол Петр, слова которого можно считать как бы
комментарием самого Апостола к словам Христа в Евангелии
от Матфея: "Вы познали, что Христос есть Господь...".
"Приступая к Нему, камню живому, человеками
отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами,
как живые камни, устрояйте из себя дом духовный,
священство святое, чтобы приносить духовные жертвы,
благоприятные Богу Иисусом Христом. Ибо сказано в
Писании: вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный,
избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится.
Итак, Он для вас, верующих, драгоценность, а для
неверующих камень, который отвергли строители, но
который сделался главою угла". (I Пет. 2:4–7). И Апостол
Павел также свидетельствует об основоположном
краеугольном Камне Церкви, дающем ей непоколебимость:
"Итак, вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане
святым и свои Богу, быв утверждены на основании
Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа
краеугольным Камнем, на Котором все здание, слагаясь
стройно, возрастает в святый храм в Господе, на котором
вы устрояетесь в жилище Божие Духом" (Еф. 2:19–22); тот
же Апостол пишет коринфянам: "Никто не может положить
другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус
Христос" (1Кор. 3:11).
Христос есть Глава Тела – Церкви, Он и
источник ее силы и ее несокрушимого стояния в истине,
ибо Он Сам есть Истина, Он Сам и есть краеугольный
Камень Церкви. Так учат Апостолы первоверховные, так
учит и Сам Основоположник Церкви – Христос: "Неужели вы
никогда не читали в Писании: камень, который отвергли
строители, тот самый сделался главою угла?".
Но ведь слово "камень" применено к
Симону, который стал Симоном-Петром. Как понимать эту
тесную связь между камнем-Петром и камнем, на котором
строится Церковь?
Церковь слагается из верующих во Христа
как Сына Божия; из нас как живых камней ("сами, как
камни живые, устрояйте из себя дом духовный") строится
Церковь, но строится "на основании апостол и пророк,
сущу краеугольну Самому Иисусу Христу". Зародилась
Церковь в тот момент, когда Апостол Петр от имени всех
Апостолов исповедал: "Ты еси Христос, Сын Бога Живаго",
и именно в этом великое достоинство и великая честь
усвоены Петру: Апостолы и пророки представляют в
строении первый ряд, фундамент Церкви, ее историческое
основание, и первое место в этом историческом основании
Церкви принадлежит первому исповеднику Божества Христова
от имени всех Апостолов, – пламенному Петру. Но Петр не
есть основание Истины для Церкви, ибо он не источник
Истины, он даже заблуждался и падал. Петр не есть и
основание непреодолимости Церкви, каковая обещана не
Петру, который после этого обетования отрекся от Христа,
а обещана Церкви, ибо сказал Христос: врата адовы не
одолеют ее, (а не тебя, Петр). И еще сказал Христос: се
Аз с вами (не с тобою, Петр, а с вами) во все дни до
скончания века.
Поскольку Ватиканский Собор,
провозглашая догмат примата и непогрешимости папы,
говорит, что это учение о папе "всегда так понималось
Католической Церковью", что этому "столь очевидному
учению Священного Писания" противопоставляются
"нечестивые мнения, которые, извращая строй управления,
установленный Христом Господом в Своей Церкви, отрицают,
что Петр один, в противоположность прочим Апостолам,
взятым в отдельности или вместе, был наделен истинным
настоящим приматом юрисдикции,... утверждая, будто сие
верховенство не непосредственно и прямо было предано
блаженному Петру, а Церкви, и уже через нее было
передано ему, как служителю сей Церкви", – обратимся за
разъяснениями к Святым Отцам.
Авторитетнейший Отец латинской Церкви,
на Западе чтимый блаженный Августин говорит: "Когда все
были спрошены, Петр один отвечает: "Ты еси Христос", и
ему говорится: "тебе дам ключи Царствия Небесного", как
будто он один получил власть вязать и разрешать. Тогда
как и те слова он один сказал от лица всей Церкви, как
бы олицетворяя собою единство, и ему было сказано: "Я
даю тебе то, что дано было всем". Итак, один выступает
за всех, ибо единство находится во всех; итак, говорит
блаженный Августин, эти ключи получил не один человек, а
единство Церкви. Оттого и провозглашается превосходство
Петра, что он олицетворил собой вселенскость и единство
Церкви, когда ему было сказано: "Даю тебе то, что дано
было всем". "Когда Христос обращается к одному, то этим
указывает необходимость единства... Но неужели Петр
получил ключи, а Павел их не получил? Петр получил, а
Иоанн и Иаков не получили, также и прочие Апостолы? Или
не суть сии ключи в Церкви – там, где ежедневно
отпускаются грехи? Но так как по внутреннему смыслу Петр
олицетворил в этом месте Церковь, то, что ему дано, дано
Церкви". И еще: "Ты еси Петр, – сказал Господь, – и на
этом камне, который ты познал, говоря: "Ты еси Христос,
Сын Бога Живаго", Я воздвигну Церковь Мою, т.е. на Мне
Самом, Сыне Бога Живаго, воздвигну Я Церковь Мою. На
Мне, не на тебе".
Самое раннее толкование слов о камне
находим мы у Тертуллиана. Он считает, что эти слова
относились к Петру лично, но никак не к его преемникам,
Римским епископам.
А Ориген говорит, что слово, сказанное
Петру, относится ко всякому, кто исповедает Христа Сыном
Божиим. "Если и мы скажем, – говорит Ориген, – как Петр:
"Ты еси Христос, Сын Бога Живаго", причем не плоть, не
кровь открыли нам сие, но свет воссиял в нашем сердце от
Отца, Который на небесах, то мы становимся Петром, и нам
тогда может быть сказано Словом Божиим: "Ты еси Петр" и
далее. Ибо камнем является всякий ученик Христов... Если
же ты думаешь, что на едином том Петре основана Богом
вся Церковь, то что ты скажешь об Иоанне или о каждом из
Апостолов? Или неужели мы осмелимся сказать, что только
Петра одного не одолеют силы адовы, а других Апостолов и
святых преодолеют?". В словах Христа Ориген видит
обетование, данное всем христианам, истинно верующим в
Сына Божия, обетование, данное Церкви в ее совокупности
и единстве.
Точно также разъясняют эти слова
Спасителя св. Киприан и сонм Святых Восточных Отцов.
Св. Киприан Карфагенский пишет: "Господь
говорит Петру: "Ты еси Петр" и т.д. На одном Он строит
Церковь, и хотя Он всем Апостолам после своего
Воскресения дал равную власть и сказал: "Как послал Меня
Отец, так и Я посылаю вас. Приимите Духа Святаго"...
"Кому отпустите грехи, отпустится ему, и кому держите,
тому держатся", – однако Он, чтобы ясно показать
единство, так сделал властию Своею, чтобы начало этого
единства велось от одного. Разумеется, и другие Апостолы
были тем же, чем был Петр, наделенные тою же мерою чести
и власти, но начало ведется от единства, чтобы показать,
что Церковь Христова едина". Итак, по св. Киприану
Карфагенскому, Апостол Петр лишь символ единства Церкви,
властью же и честью Апостол Петр не превышает других
Апостолов. Поэтому-то Апостол Петр в антиохийском споре
с Апостолом Павлом не приписывает себе первенства и не
требует себе подчинения, но легко подчиняется доводам
Апостола Павла. "И, – говорит св. Киприан, – Господь,
основывая честь епископскую и строй Церкви Своей, так
говорит в Евангелии: "Ты еси камень, и на камне сем Я
построю Церковь Мою..." Отсюда вытекает посвящение
епископов и строй Церкви, строй, по которому церковь
возведена на епископах, как первоначально она была
выстроена на "Петре"; "и всякое действие церковное
управляется сими епископами... посему никакой епископ не
должен быть владыкою над другими епископами", –
утверждает св. Киприан.
Великий учитель христианского Запада св.
Амвросий Медиоланский говорит: "То, что сказано Петру,
сказано и остальным Апостолам: "Дам тебе ключи от
Царствия Небесного".
И блаженный Иероним, хотя и говорит, что
Петра поставил Господь главою Апостолов, признает, что
обетование, данное Апостолу Петру, дано и всем прочим
Апостолам. "Ты говоришь, – пишет он, – на Петре основана
Церковь; это так, но в другом месте это говорится и о
всех Апостолах, что на них она построена, и все они
получили ключи Царствия Небесного... В равной мере на
них утверждается крепость Церкви".
Итак, вопреки утверждению Ватиканского
Собора, с точки зрения апостольской и по учению Церкви с
древнейших времен, камнем, дающим Церкви силу и
непоколебимость, дающим непреодолимость Ее вратами
адовыми, является только воплощенный Сын Божий. Все же
иные – лишь живые камни, из которых складывается дом
Божий – Церковь, Апостолы же и пророки являются к тому
же и историческим основанием, на котором воздвигается
Церковь (Еф. 2:20), и в этом историческом первом
слое-основании Апостолу Петру принадлежит, несомненно,
почетная и видимая роль. Но Камень, дающий силу и
незыблемость, есть только Христос один. Никто другой,
даже самый великий Апостол, не является для Церкви
основой, незыблемой и непобедимой, поэтому "перенесение
этих свойств на первого по значению в тогдашней
неразделенной Христовой Церкви вселенской Римского
епископа есть не что иное, как перенесение на творение и
ученика того, что принадлежит лишь божественному
Учителю, принадлежит главе нового человечества – Сыну
Божию", в котором Церковь укоренена так, что не одолеют
ее врата ада, ибо основание ее есть Сам Победитель ада.
2) "Симоне! Симоне! се, сатана просил,
чтобы сеять вас как пшеницу. Но Я молился о тебе, чтобы
не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись,
утверди братьев твоих" (Лк. 22: 31–32).
"Каждое слово здесь важно, – пишет в
своем труде "Един Господь, Едина Вера" защитник
ватиканского учения о папе В. Джонсон. – "Сатана просил,
чтобы сеять вас как пшеницу": жестокое испытание имеет
пасть на всю маленькую корпорацию. "Но Я молюсь о тебе,
чтобы не оскудела вера твоя". Наш Господь выделяет
одного из маленькой корпорации и за него Он специально
молится. "И ты некогда, обратившись, – хотя он может
частично пасть, Божественное Ходатайство сохранит его, –
утверди братьев твоих"; и после испытания св. Петр имеет
быть столпом и руководителем остальных Апостолов". "Наш
Господь сознательно выделяет св. Петра из маленькой
корпорации и подчеркивает факт, что, насколько Иаков и
Иоанн ни казались бы пригодными быть "первым и вторым" –
позиция лидерства дана св. Петру..." Что сказать о сем
толковании слов Спасителя? – жалкая натяжка! Так
толковать слова Спасителя является великим нечестием и в
глазах самого Апостола Петра.
Бедная маленькая корпорация! Господь
оставляет ее без Своего Божественного Ходатайства при
наступлении жестокого испытания, и, "выделяя из
маленькой корпорации одного – Апостола Петра – за него
одного Он специально молится"... И все же при наличии
Божественного Ходатайства за одного выделенного Петра
"рядовые" члены маленькой корпорации при наступлении
испытаний всего лишь разбежались, а выделенный, чтобы
быть "столпом и руководителем остальных" членов
корпорации, Апостол Петр, от Ходатая своего отрекся.
Особая опасность надвигается на горячего
сердцем, порывистого Апостола Петра, требующая за него
особой молитвы: все одиннадцать убегут, но отречется из
одиннадцати только один Петр. И это было делом сатаны:
получив Иуду, сатана решил получить и Петра, и лишь
нарочитая молитва Иисуса Христа спасла Петра от вечной
гибели. Выводить из цитированного текста (Лк. 22:31–32)
доказательства преимущества Римского престола является
странной и неестественной натяжкой. Восстановленный по
молитве Христовой, прошедший через тяжкие испытания
Апостол Петр призывается "утвердить братьев своих", и
много позднее, наставляя братьев по вере, Петр молит
Бога: "да утвердит, да укрепит, да соделает
непоколебимыми" их (1Пет. 5:10). Слова Апостола Луки со
всею ясностью утверждают, что Апостол Петр был первым
среди Апостолов, но первым не по власти, не по
должности, а первым по искушениям и опасностям от
сатаны, и что лишь молитва Иисуса спасла его от участи
Иуды.
***
***
3) Естественно видеть в троекратных
словах исповедания Любви ко Господу противовес
троекратному отречению, а в троекратных словах Господа –
восстановление Петра в апостольском звании и достоинстве
(Ин. 21:15–20). И это место Священного Писания не дает
основания для папских притязаний на владычество в Церкви
и, тем более, на непогрешимость. Обратим внимание наше
еще и на следующее: а) Сам Иисус Христос именует Петра
не его апостольским именем, а трижды называет его
до-апостольским – Симон, сын Ионин, – почему? б) И Ангел
говорит женам: "идите, скажите ученикам Его и Петру" (Мк.
16:7), ставя Петра вне учеников, – почему? А потому, что
после троекратного отречения (1-ое: "не знаю и не
понимаю, что ты говоришь", 2-ое: отречение с клятвой,
3-е: отречение с клятвой и божбой) от Иисуса во дворе
первосвященника не стало ученика Иисусова, одного из
двенадцати, Апостола Петра. Во дворе первосвященника
оторвавшийся от Скалы ("пэтра") – Христа камень
ниспадает до простого рыбака Симона, сына Ионина; а на
берегу Галилейского озера Симон, сын Ионин, постепенно
поднимается, – троекратным вопросом и своим смиренным
ответом, – до прежней высоты Апостола: упавший камень ("пэтрос")
вновь соединяется со своей Скалой ("пэтра").
Насколько всему благовестию Христову
чужда идея главенства, первенства власти, в Церкви и
среди Апостолов, выразительно свидетельствует беседа
Иисуса Христа с сынами Зеведеевыми (Мф. 20:21–28; Мк.
10:37–45; Лк. 22:24–27). Это принцип язычников, чуждый
духу Христову. "Услышавши, десять вознегодовали на двух
братьев", – говорит Апостол Матфей; "И, услышав, десять
начали негодовать на Иакова и Иоанна", – подтверждает
Апостол Марк. Двенадцать разделились: десять
вознегодовали на двух, правда не у двух, а у десяти,
двое ошиблись. Но негодование – это атмосфера, которой
не должно быть среди двенадцати, посему Учитель со всею
ясностью, со всею резкостью осуждает стремление к
первенству двух из двенадцати и этим восстанавливает
среди них мир.
Почему же Рим до сих пор продолжает
усаживать Апостола Петра на первое место среди
двенадцати? И еще вопрос: почему Рим считает преемником
Апостола Петра Римского епископа, а не епископа
Иерусалимского или Антиохийского? Ведь, по древнему
достоверному преданию, Апостол Петр сначала играл
руководящую роль в Иерусалиме, – лишь потом она перешла
к Иакову; а Антиохийская Церковь, в которой верующие
впервые стали называться христианами, была основана
Петром. На это ответа латиняне не дают. У Оригена мы
читаем: "Игнатий, второй епископ после Петра"; у Евсевия:
"Петр, верховный Апостол, основав сначала свою Церковь в
Антиохии, отправляется в Рим, проповедуя Евангелие; он,
после Церкви в Антиохии, первым предстоятельствовал и
Церкви в Риме вплоть до кончины своей". А папа
Иннокентий в письме к Антиохийскому епископу Александру
называет Антиохийскую Церковь "первой по времени
кафедрой первого Апостола".
Было бы странно отрицать, что Апостолу
Петру принадлежит некая руководящая роль в жизни
христианской общины, но эта роль никак не дает оснований
для притязаний римских на главенство Петра и его
непогрешимость.
Да, Апостол Петр предлагает избрать
двенадцатого на место выбывшего Иуды, и он говорит от
имени Апостолов перед народом и перед властями, через
него Дух Святый обличает и карает Ананию и Сапфиру, он
первый проповедует язычникам, его речью открывается
Апостольский Собор. Апостол Петр пользуется неким
авторитетом среди Апостолов: он первый среди них, но не
владыка над Апостолами, не начальник их, а первый среди
равных, и это подтверждается следующими фактами: Апостол
Петр предлагает, но избирают заместителя Иуды все
Апостолы; услыхав, что самаряне приняли слово Божие,
Апостолы, находящиеся в Иерусалиме, посылают к ним Петра
и Иоанна; по вопросу о принятии в Церковь верующих из
язычников решение выносит не Петр единолично, а собор
апостольский; Петр открывает собор своей речью, но к им
сделанному предложению вносит добавление Иаков, и оно
принимается всеми с добавлением Иакова.
Не имеет основания и римская идея о
преемственной, от Апостола Петра, папской
непогрешимости, ибо не мог передать Апостол Петр своему
"преемнику" той непогрешимости в делах Истины, которой и
сам не обладал. Мы имеем точные указания Священного
Писания на то, что и сам Апостол Петр колебался в
истине: тотчас после исповедания от лица всех учеников
Христа Сыном Божиим Петр смущается словами Иисуса о
предстоящих муках и Его крестной смерти и, отводя Иисуса
в сторону, начинает возражать Ему: "Будь милостив к
Себе, Господи", за что тут же получает строгий отпор из
уст Христовых: "Отойди от Меня, сатана; ты мне соблазн:
ибо ты думаешь не о том, что Божие, а о том, что
человеческое", и это сказано непосредственно после
ублажения его Христом: "Ты еси Петр...". А за этим идет
его отпадение, отречение от Христа и восстановление в
апостольском достоинстве.
Несмотря на некоторую руководящую роль,
мы видим, что и после сошествия Святого Духа Апостол
Петр не остается непогрешимым: в Антиохии он дает повод
к нареканиям на него тем, что по малодушию ("опасаясь
обрезанных" – слова Апостола Павла) отклоняется от того
решения, которое сам он вместе с другими Апостолами
начертал на Иерусалимском Соборе, и получает суровую
отповедь Апостола Павла. И Деяния Апостольские и вся
история Церкви, хотя и учат нас с благоговейной любовью
чтить подвиг и высокое служение Апостола Петра, не дают
никаких оснований для теории, выводящей из этого
служения Апостола притязания на владычество над Церковью
его "преемника", Римского епископа. Владычество над
Церковью и непогрешимость в делах веры Апостолу Петру не
принадлежали, иначе – как мог так дерзновенно
противоречить ему в Антиохии Апостол Павел и бросить
упрек в "лицемерии"? И, если Апостолу Петру принадлежало
верховенство над всеми одиннадцатью, то как могли его,
вместе с Иоанном, послать Апостолы в Самарию? И зачем
нужен был тогда Собор Апостольский?
Характерным в развитии Ватиканом теории
главенства папы является введение в римский Требник
(около 1600 года) слов, согласно которым Христос якобы
передал Апостолу Петру царства всего мира: "Ты еси
пастырь овец, тебе Бог передал все царства мира".
Евангелие не знает таких слов Христа Петру, эти слова
были сказаны Христу искусителем: "Я дам Тебе все царства
мира".
Ужасом веет от всей римской теории о
главенстве и непогрешимости римского епископа.
Митрофан Зноско-Боровский, протоиерей
Цитировано по:
Православие, римо-католичество,
протестантизм, сектантство.
Сравнительное богословие. - М.:
Московское Подворья Троицкой
Сергиевой Лавры, 1998
Православие и современность
|