Краткий обзор и критика римско-католического учения
о непорочном зачатии Святой Девы Марии
Из творений преподобного Иустина Поповича...
Богооткровенную Истину Единой, Святой,
Соборной и Апостольской Церкви о Святой Богородице
римокатолики изменили и извратили своим вновь
составленным "догматом" о непорочном зачатии Святой Девы
Марии. Сначала этот "догмат" был лишь богословским
мнением, появившимся еще в IX в. в Испании, в сочинении
Пасхазия Радберта, видного и влиятельного писателя. Он
писал: "Так как Дева Мария столь торжественно
прославляется, то ясно, на основе авторитета Церкви,
что, когда Она была рождена, то не подлежала никаким
грехам (nullis, quando nata est, subjacuit delictis) и
не навлекла, будучи освящена во утробе, на Себя
первородного греха (neque contraxit in utero
sanctificata originale peccatum)... Ныне же, поскольку
авторитетом всей Церкви Она прославляется, то ясно, что
Она была свободна от всякого первородного греха (constat
earn ab omni originali peccato immunem fuisse)".
Это богословское мнение Пасхазия
Радберта постепенно приобретало и своих сторонников, и
своих противников, так что в XII в. из-за него
разгорелся большой спор. Францисканцы оформились в
решительных поборников этого учения, а Бернард
Клервосский, Александр Гэльский, Бонавентура, Альберт
Великий, Фома Аквинский и доминиканцы - в его
решительных оппонентов.
Впрочем, с течением времени число
последователей всё увеличивалось, а противников
становилось всё меньше и меньше. Так, мы видим, что папа
Александр VII провозглашает в 1661 г. в своей булле
Sollicitudo omnium Ecclesiarum, что Святая Дева Мария
"соблюдена чистой от пятна первородного греха (a macula
peccati originalis praeservatam immunem)".
Когда Пий IX стал папой, доминиканцы
были вынуждены принять учение о непорочном зачатии
Святой Девы. Знаменитый римско-католический догматист
Джованни Перроне (ум. в 1876 г.) придерживался точки
зрения, что это учение следует провозгласить догматом.
Пий IX сделал это в своей булле Ineffabilis Deus от 8
декабря 1854 г. Это догматическое решение гласит:
"Утверждаем, что учение, считающее, что Преблаженная
Дева Мария в первый момент Своего зачатия (in primo
instanti conceptionis suae) особой благодатью и
привилегией Всемогущего Бога (singulari omnipotentis Dei
gratia et privilegio), учитывая заслуги Иисуса Христа,
Спасителя рода человеческого, была сохранена чистой от
всякого пятна первородного греха (ab omni originalis
culpae labe praeservatam immunem), - от Бога откровенно
(esse a Deo revelatam), и поэтому все верные должны
твердо и постоянно веровать в это".
Если рассмотреть этот
римско-католический "догмат" в свете вышеизложенного
Богооткровенного учения Священного Писания и Священного
Предания о Святой Деве Богородице, то тут же становится
ясно, что он противоречит этому учению Святой
Апостольской Вселенской Церкви. К тому же и Священное
Писание ясно учит, что никто из людей не свободен от
первородного греха. Апостол Павел особенно подчеркивает,
что никто из людей не изъят из первородного греха. Все
под грехом (Рим. 3, 9), - утверждает он, - все согрешили
(Рим. 3, 23; ср.: Рим. 5, 12.17; 1 Ин. 1, 8; Гал. 3, 22;
Пс. 50, 7). Так как первородный грех переносится путем
естественного зачатия и рождения, то, значит, свободен
от него только Господь Иисус Христос как
сверхъестественно рожденный от Святой Девы и Святого
Духа.
Верная Богооткровенной Истине о всеобщей
наследственности первородного греха Православная,
Апостольская Церковь осуждает и отвергает
римско-католическое учение о непорочном зачатии Святой
Девы Марии и исповедует, что Она зачалась и родилась
естественным путем от святого Иоакима и святой Анны; это
означает, что Ее зачатие подвержено первородному греху.
Святое Откровение нигде не называет Святую Деву Марию
первородной Божией дочерью; нигде не выделяет Ее из
человеческого рода по Ее естеству, зачатию и рождению;
нигде не упоминает о сверхъестественном характере Ее
зачатия и рождения. Родив Спасителя миpa, Бога и Господа
Иисуса Христа, Святая Дева по причине этого и благодаря
этому сделалась славнее не только всех людей, но и
Славнейшей всех Серафимов и Честнейшей всех Херувимов.
Но это не означает, что Она была всецело безгрешной и
непорочной с самого Своего зачатия во утробе Своей
матери, святой Анны. Если бы римско-католическое учение
о непорочном зачатии Святой Девы было истинным, то это
уничтожило бы истинность человеческого естества в
Господе Иисусе Христе и подвергло бы сомнению сам факт
воплощения, так что Господь Иисус Христос не был бы
подлинным представителем человеческого рода. Ведь если
Святая Дева - не истинный член человеческого рода, то Ее
происхождение должно быть небесным, сверхъестественным,
Божественным, но в этом случае человечество не могло бы
действительно соединиться с Христом Богом, а Господь
Иисус Христос не мог бы быть реальным представителем
человеческого рода.
Икона Божией Матери "Владимирская", XVII век
Римокатолики любят еще утверждать, что
Святой Деве было необходимо быть свободной от
первородного греха, дабы Она могла родить безгрешного
Христа Спасителя. Если это утверждение принять как
истинное, то пришлось бы поставить под сомнение
истинность, действительность первородного греха, о чем
еще в XII в. заявил Бернард Клервосский. "Что скажем, -
спрашивает он лионских монахов в своем письме, - если
некоторые на том же основании потребуют, чтобы мы точно
так же прославляли отца и матерь Святой Марии? В равной
мере они могут потребовать этого для ее дедов и
прадедов, и так до безконечности". И в самом деле,
допустить непорочное зачатие Марии Девы значило бы
предположить непорочное зачатие и Ее предков вплоть до
Адама, общего праотца человеков. Но это пришло бы в
противоречие с истиной Святого Откровения о реальности
первородного греха и его всеобщей наследственности в
человеческом роде, что повлекло бы за собой отвержение
всей библейской антропологии. Так как учение Святого
Откровения о всеобщей греховности всех людей без
исключения есть несомненная, очевидная и неопровержимая
истина, то римско-католическое учение о непорочном
зачатии Святой Девы Марии неистинно и ложно.
***
***
Правда, Православная Церковь еще с
глубокой старины именует в своих Богослужебных книгах
Святую Богородицу Пресвятой, Пречистой,
Преблагословенной, Пренепорочной и в превосходной
степени приписывает Ей всё лучшее, всё чистейшее, всё
самое святое и самое добродетельное. Но всё это
Православная Церковь относит не к отсутствию
первородного греха в Святой Деве, а к отсутствию в Ней
личных грехов, от которых Она была свободна после
сошествия Святого Духа на Нее и зачатия Господа Иисуса
Христа. Блаагодаря сошествию Святого духа на Святую Деву
и зачатию Спасителя, с момента зачатия она стала
свободной от личных грехов. Так как Она родила единого
Безгрешного, то и Сама стала в каком-то смысле
безгрешной, то есть без личных грехов, но не была
безгрешной в том смысле, что Сама была рождена без греха
первородного.
Сызмала поселившись в Божием храме,
Святая Дева, по учению богомудрых Отцов, вплоть до
зачатия трудилась над тем, чтобы быть без личных грехов.
"Преисполненная Дум Святым, как плодовитая маслина, -
говорит святой Дамаскин о Святой Деве, - Она делалась
жилищем всякой добродетели, отвратив ум от всякого
житейского и плотского пожелания и, таким образом,
хранив девственными и душу, и тело, как и подобало Той,
Которая должна была принять в свои недра Бога, ибо Он,
будучи святым, почивает во святых. Так, следовательно,
Святая Дева стремится к святости и являет Себя святым и
удивительным храмом Всевышнего Бога".
В беседе о воплощении Бога Слова от
Святой Девы святой Григорий Богослов говорит: "И душа, и
тело Девы были предочищены Духом". Матерь Господа Иисуса
"предварительно очистил Дух. "Бог, прия через чистую
Матерь, не только Сам не осквернился в утробе, но и
очистил". Святой Ефрем Сирин шет: "Христос родися от
естества, подвергшегося нечистоте и имеющего нужду в
очищении Божиим посещением. Как молния проницает всё,
так и Бог. И как молния озаряет сокровенное, так и
Христос очищает и сокровенное естество. Он очистил и
Деву, и потом родился, дабы показать, что, где Христос,
там проявляется чистота во всей силе. Очистил Деву,
предуготовав Духом Святым; и потом утроба, став чистой,
зачинает Его. Очистил Деву при Ее непорочности; почему и
родившись, оставил Девой... Божие Слово, внутренно
пребывая в Марии, соделывало Ее чуждой всего нечистого и
плотского... И стала Мария не женою, но Девою, по
благодати. Не говорю, что Мария стала безсмертной, но
что, осияваемая благодатью, Она не возмущалась
греховными пожеланиями".
Слова святого Афанасия Великого: "Мария
- сестра наша, ибо все мы от Адама" - ясно показывают,
что Святая Дева не была изъята первородного греха. "Я
называю Ее [т.е. Деву Марию] Пренепорочной Пречистой, -
восклицает третий из троицы святых Богословов, -
сравнивая Ее с нами, человеками, рабами Ее; но сравнивая
Ее с Женихом Ея и Отцем Его, называю Ее человеком, как и
все люди, только Святой Пресвятой паче всех людей,
Непорочной и Чистейшей из всех родов".
Ощущая Пресвятую Деву как свое сердце,
Православная Церковь богодухновенно изъясняет отношение
Святой Богоматери к греховности. На благовестие святого
Архангела Гавриила о том, что Она родит Сына Божия,
Святая Дева отвечает молитвой: "Душу очисти, тело
освяти, Церковь сотвори Мя вместительну Бога, скинию
богоукрашенну, одушевлен храм наитием Пресвятаго Духа, и
Жизни Чистую Матерь". А немного позднее Пресвятая Дева
добавляет: "...Душу убо очистих с телом, и по глаголу
твоему буди Мне, да вселится Бог в Мя". "Мати всех Царя
очищшися Духом, Дево, была еси, Тебе создавшаго".
"Пречистое чрево Твое освяти, Чистая, плоть из него
приемый Пребожественный, в Троице покланянемый, из Отца
Слово, и с Духом Бог".
Очевидно, таким образом, из
вдохновенного Христом учения богомудрых Отцов, что
непорочность и безгрешность Пресвятой Девы Богородицы
относится не к отсутствию первородного греха в Ее
человеческом естестве, а к Ее личному отношению к пороку
и греху и к Ее борьбе и превосходству (победе) над
пороком и грехом.
Иустин Попович, преподобный
Перевод с сербского Сергея Фонова
Цитировано по:
Собрание творений преподобного Иустина
Поповича.
- М.: 2006. С. 500-503.
|