Догматические отступления Рима. О первородном грехе
Извратили римо-католики и учение о
первородном грехе. В то время как Православная
Кафолическая Церковь искони учит, что "Бог сотворил
человека безгрешным по естеству и свободным по воле;
безгрешным не потому, что он был недоступен для греха,
ибо одно лишь Божество грешить не может; но потому что
согрешить зависело не от его природы, а от его свободной
воли. При содействии благодати Божьей, он мог быть и
преуспевать в добре; при своей свободной воле, при
попущении Божием, мог отвратиться от добра и быть во
зле" (преп. Иоанн Дамаскин); что "первый человек вышел
из рук творца совершенным, чистым и невинным, чистый
умом и невинный по телу", и "надлежало, чтобы человек,
получивший бытие, возрастал, затем мужался, мужая –
укреплялся, усовершаясь – прославлялся, прославляясь –
удостаивался видеть Бога" (св. Ириней Лионский); что для
этого укрепления в Добре и духовного роста дано было
человеку средство: заповедь послушания; а римо-католики
учат, что Бог, создав человека из двух противоположных и
потому не могущих противоборствовать одна другой частей
(из души и тела, разума и чувственности), устранил этот
дуализм тем, что особым от творения актом сообщил
праотцам сверхъестественный дар "благодатной
праведности", который до падения и удерживал душу и тело
в их гармонии, устраняя между ними естественный раздор.
Источник раздора заключался в чувственности, в похоти,
но этот источник парализовался до падения действием
благодати.
"Первый человек, – говорит
римо-католический кардинал, иезуит Беллярмин, – утратил
первобытную правоту, которою, как бы некою уздою,
удерживались страсти... совершенства первого человека не
были внедрены и вложены в его природу в качестве даров
естественных; напротив, они были пришиты и приданы ему,
в качестве даров сверхъестественных, чисто внешним
образом"... Итак, римо-католики учат, что состояние
первых людей было сверхъестественным, что с падением
человека он лишился лишь благодати, как узды, что
природа человека осталась неповрежденной, в то время,
как Священное Писание, Вселенские Соборы и Святые Отцы
учат, ЧТО первый человек вышел из рук творца совершенным
как по душе, так и по телу (Быт. I, 31), что падение
повлекло за собой не только лишение благодати, но и
порчу природы, повреждение сил души (Быт. III, 7–13),
помрачение в них образа Божия.
***
***
Если, как учат римо-католики, Сам Бог
поддерживал в первых людях равновесие между низшими и
высшими стремлениями, если сверхъестественный дар
благодати, подобно узде, удерживал плоть в повиновении
духу, то отчего же в нем низшие силы одержали верх над
высшими? Неужели благодать, направляющая волю человека к
добру, оказалась бессильною продолжать дальше свою
деятельность? Или она оставила человека, предоставив его
самому себе? Почему? Все это несовместимо ни с
Библейским учением, ни с понятием о Боге как Существе
Всемогущем.
Римо-католическое учение, доведенное до
логического конца, приводит к мысли, что Сам Бог
является виновником зла в мире, т.е. их учение о
первородном грехе приводит к абсурду.
Митрофан Зноско-Боровский, протоиерей
Цитировано по:
Православие, римо-католичество,
протестантизм, сектантство.
Сравнительное богословие. - М.:
Московское Подворья Троицкой
Сергиевой Лавры, 1998
Православие и современность
|