Как соблюдать пост, если семья тебя не
поддерживает? Отвечает протоиерей Игорь Фомин
И почему пост - не главный признак
благочестия....
"Если православный - значит и пост
соблюдаешь?" - спрашивают знакомые. Такой ли это важный
признак благочестия? Что делать, если живешь не один, а
дома не поддерживают стремление поститься, и в чем
смысл, если от поста нет какого-то видимого результата,
награды? На вопросы отвечает протоиерей Игорь Фомин.

Почему пост - еще не признак
благочестия?
Пост - это инструмент. Во все времена
человечество пользовалось постом, чтобы к чему-то
приблизиться, что-то заполучить - в физическом плане, в
духовном плане, в каких-то других аспектах своей жизни.
В христианстве пост тоже не является основным духовным
деланием, пост заповедан нам самим Господом. Во время
своей земной жизни Господь своим ученикам говорит, что
род лукавый изгоняется только постом и молитвой, но сам
пост не является смыслом нашей жизни и тем необходимым
состоянием, в котором мы должны пребывать. Пост, я
повторюсь, это инструмент. А значит, это не благочестие,
а достижение какого-то своего духовного уровня,
достижение того самого благочестия.
"Буду соблюдать пост, мне зачтется".
Что здесь не так?
Здесь можно подискутировать. Конечно, мы
верим в то, что Господь есть любовь, любящий отец. И как
родитель, который заботится о своем чаде, Он видит
любые, даже малейшие проявления в человеке его доброты и
гипертрофирует эту доброту. Мы с вами можем сказать, что
Господь увидит наши с вами труды, увидит наши с вами
благие намерения - и, наверное, умилится. Как Говорит
Иоанн Златоуст: "Господь и благие намерения целует". Но
вот зачтется нам или нет, конечно, это большой вопрос.
Дело в том, что Господь спасает нас не
по добрым делам, не по каким-то достижениям, а по Своей
милости. Он видит наши устремления, видит, что мы желаем
быть в общении с Ним и для этого употребляем разные
средства. Среди этих разных средств будет, конечно, и
пост. Надеюсь, что Господь снизойдет до нас, умилится и
примет в расчет, что мы с вами совершали какие-то
подвиги.
Но если мы обратимся с вами к священному
Писанию, то мы услышим про пост в том смысле, как мы
очень часто его понимаем. Я хочу зачитать сейчас слова
пророка Исайи, 58 главу. Этот отрывок очень замечательно
характеризует отношение Господа к посту и вообще
показывает, какой должен быть пост.
"Взывай громко, не удерживайся; возвысь
голос твой, подобно трубе, и укажи народу Моему на
беззакония его, и дому Иаковлеву - на грехи его.
Они каждый день ищут Меня и хотят знать
пути Мои, как бы народ, поступающий праведно и не
оставляющий законов Бога своего; они вопрошают Меня о
судах правды, желают приближения к Богу:
"Почему мы постимся, а Ты не видишь?
смиряем души свои, а Ты не знаешь?" - Вот, в день поста
вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов
от других.
Вот, вы поститесь для ссор и распрей и
для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не
поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан
на высоте.
Таков ли тот пост, который Я избрал,
день, в который томит человек душу свою, когда гнет
голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище
и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу?
Вот пост, который Я избрал: разреши
оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти
на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и
скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого,
одень его, и от единокровного твоего не укрывайся.
Тогда откроется, как заря, свет твой, и
исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет
пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя.
Тогда ты воззовешь, и Господь услышит;
возопиешь, и Он скажет: "вот Я!" Когда ты удалишь из
среды твоей ярмо, перестанешь поднимать перст и говорить
оскорбительное, и отдашь голодному душу твою и напитаешь
душу страдальца: тогда свет твой взойдет во тьме, и мрак
твой будет как полдень; и будет Господь вождем твоим всегда, и
во время засухи будет насыщать душу твою и утучнять
кости твои, и ты будешь, как напоенный водою сад и как
источник, которого воды никогда не иссякают.
И застроятся потомками твоими пустыни
вековые: ты восстановишь основания многих поколений, и
будут называть тебя восстановителем развалин,
возобновителем путей для населения.
Если ты удержишь ногу твою ради субботы
от исполнения прихотей твоих во святый день Мой, и
будешь называть субботу отрадою, святым днем Господним,
чествуемым, и почтишь ее тем, что не будешь заниматься
обычными твоими делами, угождать твоей прихоти и
пустословить, - то будешь иметь радость в Господе, и Я
возведу тебя на высоты земли и дам вкусить тебе наследие
Иакова, отца твоего: уста Господни изрекли это".
Вот он пост, угодный Господу. Но, как мы
видим, этот пост бывает очень часто далек от того
понимания поста, которое мы вкладываем в этот смысл.
Хотя все церковное песнопение направлено на то, чтобы
быть нам истинно постящимися, отгонять от себя всякую
неправду, зло, клевету и изжинать всякий грех из своей
жизни.
А если не зачтется - в чем тогда смысл?
Дело в том, что пост - это возвращение в
райское состояние. В раю первая заповедь была дана
заповедь о труде - возделывать рай - и была дана
заповедь не вкушать от определенного древа и его плодов.
И можно сказать, это первая заповедь поста, она
регулировала взаимоотношения Бога и человека и
показывала, скажем так, кто здесь хозяин в этой жизни.
Пост, установленный в Церкви - а
Церковь, мы знаем, она создана Богом, - будет
существовать до конца века и врата ада не одолеют ее.
Этот пост призван нас вернуть в райское состояние. Каким
же образом? Райское состояние - это не состояние вечного
блаженства, это не состояние полных закромов всего и
вся, это состояние богообщения. Человек постящийся
воспитывает себя и умеет отказать себе в каких-либо
страстях. Взрослый - в излишнем употреблении пищи,
дурных слов и выражении своего гневного внутреннего
состояния. Юный человек - в возможности ограничить себя
в сладостях, а подросток - в отложении себя от TikTok
или каких-либо других социальных сетей, просмотра
ненужных роликов, в ограничении себя в Roblox или в
Brawl Stars - это уже каждый сам сможет определить меру
своего поста.
Пост призван воспитать в себе умение
ограничить себя в том, что на данный момент тебе не
нужно, и прививать к себе то, что в данный момент просто
необходимо для богообщения. Если в данный момент мне
нужно постараться настроиться на молитвенный лад,
естественно, пост мне поможет. Если мне нужно оказать
милость своему ближнему, то и пост даст возможность
настроиться на эту волну милости. Если мне нужно сейчас
к чему-то подготовиться, то пост обязательно поможет мне
взять в руки книгу, в каком бы уставшем состоянии я ни
был, и осилить необходимую информацию или где-то ее
найти, для того чтобы обогатить себя или преподать это
другому человеку. Поститесь, мои дорогие!
"Я выдержал, я молодец". Если
возгордился - весь пост насмарку?
Если ты постился, ты сам определишься,
молодец ты или не молодец, но знать ты должен следующее.
В Евангелии сказано, что если мы выполнили то, что нам
положено, то какая нам за это награда? Поститься и
воспитывать себя мы обязаны. А результат мы будем
пожинать не только в жизни будущей, но и здесь.
Результатом нашего поста будет та радость, которую мы
сможем проявить по отношению к другому человеку, если
даже он совершенно хмурый, и, может быть, нас как-либо
оскорбляет.
Та радость, которая будет у нас в
достижении чего бы то ни было, но и, возможно, когда мы
чего-то не сделали или у нас не получилось и мы смогли
смирить себя: "Господи, слава тебе за то, что ты не дал
нам этой возможности что-либо сделать". Результаты поста
- это действительно райское состояние, когда мы умеем
радоваться Богу. А радоваться себе - какой я молодец -
ну давайте отдадим это на откуп другим людям. Пусть они
порадуются за нас, а мы порадуемся за них.
***
Читайте также по теме:
***
Как поститься, если в семье тебя не
поддерживают?
Пост - это не только гастрономическое
воздержание от каких-либо видов продуктов и даже не
столько. Скорее, пост - это воздержание твоего
внутреннего человека. Может быть, отрицательного, а
может быть, даже положительного. Если ты умеешь сдержать
себя в любом состоянии, дело поста будет продвигаться
очень хорошо.
Поэтому в семье будут замечать, что ты
постишься - но не за обеденным или вечерним столом, а в
твоем поведении.
Они увидят, что ты перестал отвечать на
какие-то колкости, перестал осуждать вместе с ними
кого-то. Удивительное состояние для современного
человека.
Ты перестал гневаться на какие-то
проступки твоих детей, ты перестал их раздражать. А
дети, если они по-настоящему захотят поститься, начинают
слушать своих родителей. И пост, естественно, будет
заметен другому человеку. Но я не думаю, что, если в
тебе начнут проявляться какие-то положительные качества,
все будут против.
С гастрономией ты решишь
самостоятельно, когда сможешь поститься отдельно от
своих сродников. Очень часто в советское время - я помню
все эти времена - была возможность поститься только
наедине с Богом. Когда твои бабушки и дедушки не
разделяли того, что ты постился, тебе приходилось у них
есть котлеты, пожаренные на постном масле, а уже дома,
может быть, даже и воздержаться после ужина. Мы должны
понимать, что это мы сами ограничиваем нашего
внутреннего человека. Поэтому, если у тебя идеальные
условия в семье, ты будешь постараться полноценно и
физически, и душевно, и духовно. Если у тебя есть
какие-то ограничения, ты сможешь поститься только
душевно и духовно. Но и этого будет вполне достаточно.
Если, конечно, ты не ищешь причин, чтобы не поститься.
Игорь Фомин, протоиерей
Православие и мир - 29.03.2021.
***
Рецепты постных блюд:

|