Протоиерей Андрей Ткачев: Когда пост
становится самообманом
О значении поста в контексте всей жизни
и о том, как не впасть в заблуждение рассказывает
протоиерей Андрей Ткачев, настоятель киевского храма
прп. Агапита Печерского.
- Как не провести пост так, чтобы он
прошел мимо? Как не превратить его в формальность? Какие
конкретные задачи нужно ставить на пост?
- Касающееся поста должно касаться всей
жизни в общем. Пост – это только концентрированное
отношение к жизни. То, что происходит в пиковые,
какие-то экстремальные ситуации на высших и низших
точках нашей жизни, – это только заострение бытия.
Поэтому нужно ставить вопрос о том, как сделать, чтобы
вся жизнь не прошла мимо, как вообще сделать так, чтобы
все важное в жизни не превратилось в формальность, и
какие конкретные задачи нужно на жизнь ставить человеку.
В течение обычной жизни мы не очень обеспокоены такими
вещами, пока не заболеем или пока мы не вступим в
какую-то особую полосу.
Христиане, например, никогда так много
не грешат, как тогда, когда пост заканчивается. В
течение поста более-менее у нас есть обычай застегнуться
на все пуговицы, взять себя в руки. Но когда пост
заканчивается, мы выписываем себе индульгенцию на то,
чтобы отвязаться от всех правил и законов. Начинается
какое-то разливанное море беззакония. Итак, пост – это
всего-навсего концентрированное выражение к жизни
вообще.
Меру достоинства любого дела определяет
то, ради чего и ради кого ты это делаешь. Если пост
держится человеком ради диеты, в смысле улучшения
состояния здоровья или внешнего вида, то это
диетологические упражнения, и у них одна цена. Если пост
делается, потому что "так надо", без критического
осмысления, то это есть следование традиции, не
посоленное личным отношением. Тут другая цена.
Пост нужно посвятить, как и все
остальное, лично Господу Иисусу Христу, связав пост в
своем сознании с тем фактом, что это была первая
заповедь. Заповедь "Не вкушай" была первой заповедью
новосотворенного человека. Согласно Книге Бытия, Господь
Бог воспитывал человека и создал его не в атмосфере
вседозволенности, а дал ему заповеди. Вначале
простейшие, однако, конкретные, запретительные и
повелительные.
Повелительная была возделывать и хранить
Эдемский сад, а запретительная – не вкушать от одного из
деревьев сада, от Древа Познания Добра и Зла. Поэтому
"Не вкушай" – это первая запретительная заповедь
человеку. Необходимо вписать свой пост в контекст этой
заповеди. Нужно отказаться от определенных родов пищи с
тем, чтобы истончить свою телесную природу, несколько
ослабить её влияние на душу. Чтобы рабство души у тела,
если не исчезло, то ослабилось, и чтобы душа расправила
крылья.
***
Читайте также по теме:
***
Дух и плоть после грехопадения находятся
в противоборстве, и они примириться не могут. Дух хочет
противного плоти, а плоть хочет противного духу. Это, по
сути, борьба человека с самим собой. Самая великая
борьба – это борьба с самим собой. Об этом говорят все
великие культуры, об этом говорит, конечно же, Священное
Писание. Побеждающий города, по слову Соломона, не так
славен, как обуздывающий гнев. И человек, побеждающий
себя, воздерживающий язык или другие свои движения души,
более славен, чем все остальные победители.
Пост, таким образом, есть борьба
человека с самим собой, совершаемая ради Господа Иисуса
Христа и по подражанию Господу Иисусу Христу. Ведь Сам
Он, выходя на проповедь, перед этим 40 дней постился.
Нужно разделить пост и воздержание.
Воздержание – это некое уменьшение еды, отнятие времени
от сна, умножение молитв, а пост – вообще неядение. Не
есть и не пить – это собственно и есть настоящий пост.
Если туда ещё включить молитву, то это есть война. Война
с собой, с миром падших духов, влияющих на всякого
человека, главным образом на его мысли. Если человек
вступает в этот труд, то он – воин Христов.
Воинское сознание вообще сопутствует
христианскому сознанию. Сознание христианина – это не
сознание пацифиста, но сознание военного человека. Если
это есть, то пост не будет формальным. Если это есть, то
пост не пройдет мимо. Он и пробежит быстро. Его нужно
облобызать, как святыню, обнять и обрадоваться тому, что
он пришел.
Человек должен знать себя самого. Никто
не знает, что у человека внутри, кроме духа, живущего в
человеке. Я знаю свои проблемы. Вы должны знать свои
внутренние и духовные проблемы. Если вы не знаете их, то
вы, быть может, вообще ничего не знаете. Как вы можете
знать другого человека или происходящее в мире, понимать
все это правильно и давать достойную оценку, если вы не
понимаете самих себя?
Человеку вменяется необходимость
самопознания. Об этом апостол Павел говорит Тимофею:
"Вникай в себя и в учение, занимайся им постоянно".
Заметьте: вникание в себя предваряет вникание в учение.
Чтению Библии предшествует повеление "Вникай в себя!".
Если ты не будешь знать себя, то ты дальше не двинешься.
Человек – как воевода в городе – должен знать, какая из
стен плохо укреплена, и какие из ворот более всего могут
подвергнуться нападению. Так же и всякий из нас должен
знать себя.
Знание своих проблем определяет
направление борьбы. Словно военный стратег христианин
должен нарисовать на карте личной войны синими и
красными стрелочками направления главных ударов. Это
нужно как раз для того, чтобы пост не был формальностью.
Борец неизбежно приходит со временем в изнеможение. Он
ощущает, что враги сильны и тогда он начинает молиться
Богу о помощи. И до этого состояния должен каждый из нас
дойти. До состояния священной немощи и взывании к Богу о
помощи.
Кроме того, существует такая необходимая
вещь для современного человека, как информационный пост.
Если человек отдает уши и глаза на откуп всему тому, что
показывается по телевизору и в интернете, всему тому,
что поется по радио, он не постник – он обманщик.
Обманщик себя самого. Если человек пьет молоко и не
смотрит телевизор, но читает Евангелие каждый день – это
хороший человек в отношении поста. Это даже подвижник.
Он совершает посильный подвиг. Если же человек грызет
одни сухари, но при этом смотрит все, что предлагает ему
ТВ, – это самобманщик. Он не постится. Главное ведь в
нас не брюхо, простите, а сфера ума. И этой сферой ума
вращает лукавый, как игрушкой.
Необходимо ограничить или закрыть доступ
к лишней и вредной информации до тех пор, пока вы не
научитесь работать с этой информацией: дозировать,
анализировать, отсеивать. Это очень сложные навыки,
которые не всем даются. Для большинства же нужно
решительно ограничить или даже пресечь доступ ненужной
информации внутрь своей души. Это важнее всего
остального.
Итог: чтобы пост не стал формальностью
необходимо совершить его во имя Иисуса Христа, как
борьбу с собой ради Царствия Божьего. Оно – Царство –
силой берется, и употребляющий усилия достигает его.
Надо в духовном смысле овладеть Обетованной землей. И
тогда не будет никаких формальностей. Будет все очень
строго, честно, по-настоящему, и это даст человеку венцы
и награды.
Лариса Бойцун
Православие и мир - 26.03.2014.
|